Напоминание

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме " Имя прилагательное"


Автор: Курочкина Лариса Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение " Школа № 5 города Белогорск
Населённый пункт: город Белогорск
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме " Имя прилагательное"
Раздел: начальное образование





Назад





Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок развивающего контроля
Цели урока
: Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма.Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к природе, к родному языку.
Структура урока:
1.
Самоопределение к деятельности.
Мотивация учебного занятия. 2.
Постановка учебной задачи.
Целеполагание. 3.
Учебные действия по реализации плана. Обобщение и систематизация знаний и умений
: теоретический и практический блок. 4.
Динамическая пауза
.
5.

Домашнее задание.
6.
Контроль и оценка знаний.
Выводы.
7.

Рефлексия.

Технологическая карта учебного занятия

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Слайд1

1. Организация класса.
а)
Вступительная беседа.
- Мне хочется сегодняшний урок русского языка начать с высказывания великого французского философа XVIII в. Жана - Жака Руссо. «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Слайд2

Слайд3

Слайд 4

Слайд5

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов.

2. Ход урока
-Ребята! Отгадайте загадку
Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький ...
-Сегодня на уроке русского языка мы отправимся на лесную поляну, где уже расцвели подснежники. Как их ещё называют по другому? -В какое время года они появляются? -Ребята, вот и заканчивается зима, а скоро какое время года? -Послушайте стихотворение
Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт.

А.К. Толстой
-подснежник -первоцветы - весной -весна - слушают - отвечают - рассужда -прил.

Слайд6

Слайд 7

Слайд8

Слайд9
-Какие части речи нам помогают ярко и образно представить весну? (Имена прил.)
-Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?
-Сегодня на уроке речь пойдет об имени прилагательном. Мы вспомним все, что знаем об этой части речи. А поможет нам в этом красавица- весна и ее первый вестник- подснежник. -А зачем нам нужно знать имя прилагательное? Где нам в жизни это пригодится? -Попробуйте сформулировать
цель нашего урока.
-А что именно мы должны повторить об имени прилагательном? -Итак, нам нужно проверить свои знания и умения по теме «Имя прилагательное». -У каждого на столе лежит таблица самооценки и самоконтроля. -Просмотрите её. - Предположите, как будем с ней работать? -Сколько заданий вы будете оценивать? -Тема урока «Имя прилагательное». -Чтоб наша речь была точной, красивой и образной; чтоб люди лучше понимали друг друга. -Повторить как можно больше об имени прилагательном. -Что такое имя прилагательное? -На какие вопросы отвечает? -Как изменяются? – -Для чего служат -рассматривают таблицу -Если вы ответили всё
верно ( +),

с ошибками ( + -),

всё неверно (-).
-Правило об имени
-Начинаем выполнять задания в рабочих листах.
1)
-
Подснежник даёт первое задание. Правило прилагательное

-Прочитайте
. Выполните его. - Расскажите, что у вас получилось. Что это? -Прочитай Даша. - Самопроверка по слайду.
Отметьте результаты в таблице
. - Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное так назвали ? - Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают. - А вот к чему, к какой части речи? Давайте подумаем. -Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет
……… словосочетание.
-Приведите пример словосочетания сущ.+ прил. -Молодцы. прилагательном Отмечают + - -Её всегда прилагают. -к существительному -словосочетание
Приводят пример

Слайд

10

2) Чистописание. Род. Число.
На доске ая яя ий ый ой ое ее Яркое солнце, тёплый день,ранняя весна ,первые цветы. -Прочитайте хором первую строчку чистописания. -Прочитайте вторую. Какие орфограммы увидели? -Вспомните правила посадки при письме, сядьте ровно. -Положите рабочий лист с наклоном. Спишите первую и вторую строчки, обращая внимание на соединения букв и правильное каллиграфическое написание. Безуд. гл., непроизн. согл. Нижнее и верхнее соединение

Слайд

11
-Кто напишет, сядьте ровно. -Вам что-нибудь напоминает первая строчка чистописания? -Подумайте, как их можно разделить на группы? - Простым карандашом разделите на группы. ( 1 ученик у доски) -Проверим. - Почему ты так разделил? -Как определить род имени прилагательного? - Определите род имён прилагательных во второй строке, напишите. -Выделите окончания. -Проверьте. -А почему не поставила род над прилагательным первые цветы
-Оцените себя. №2,3

-У кого нет ошибок? Кто допустил ошибки? Какие?
- Как же изменяются имена прилагательные? -.Приведите пример Как ещё изменяются? - В ж.р. какие окончания? -М.р. -С.р. -Как определить число и род у прилагательного? -окончания имён прилагательных -у доски 1 ученик делит - родовые окончания -Род имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано. -Саша Харькова пишет род - прил. во мн. числе по родам не изменяются. - по числам , бывают ед.ч или мн.ч -Высокие, добрые - по родам мр. , ж.р. с.р. -ая –яя -ый, ий, ой -оу, -ее -Алгоритм рассказывают -нет
- Можно ли определить род у прилагательного мн. ч.?
Слайд

12
Слайд 13
4) -Следующее задание № 4 от подснежника. Род. Словосочетание сущ.+ прил.

В рабочих листах № 4 прочитайте задание. Расскажите, что будете делать.
-Спишите, согласуя имена прилагательные с именами существительными. Определите род имён прилагательных, выделите окончания.
(весенний) погода______________

(весенний) солнце______________

( весенний ) денёк______________
-Проверьте друг у друга, поменяйтесь листами. -Сверьте с эталоном. Самооценка в листах № 4
- Проблемный вопрос:
как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?
(Не может быть признака без

предмета).

Вывод:
имена прилагательные без имён существительных не употребляются. Самостоятельно Взаимопроверка Проверяют с эталоном Оценивают 4 задание - слушают - думают - отвечают

Слайд

14
Зад № 5
Слайд

15

-Подснежник задаёт вам вопрос.
-А знаете ли вы почему мы подснежники так спешим цвести? Это происходит по нескольким причинам. Когда пригревает солнце, на деревьях и кустах распустятся листья, в лесу станет тенисто от их густой зелени. Вот и спешат подснежники отцвести до того, как зазеленеет лес. -А что вы ещё знаете о подснежниках? Молодцы. Он даёт вам следующее задание.
5) Работа в парах. Падеж. Член предложения.
- Посмотрите на экран -Прочитайте предложения.
Ранней весной появился первый подснежник.

У первого подснежника нежные лепестки.
-Сравните выделенные слова. -Какой частью речи являётся? -Чем отличаются? -Почему? -Вспомните, как определить падеж имени прилагательного. РАБОТАЙТЕ В ПАРАХ. -Кто готов, расскажите.
Задание № 5
от подснежника.
-Спешите предложения. Укажите падеж выделенных имён прилагательных
.
Проверьте. Оцените
. Кто сделал правильно, поднимите руки. Молодцы.
Задание №6
- Разберём по членам первое предложение. Ранней весной появился первый подснежник.
Самопроверка.
Ответы детей Дети думают отвечают -нельзя рвать, занесены в Красную книгу. -прилагательные -разные окончания - стоят в разных падежах.
Алгоритм
1.Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное. 2.Определим падеж существительного. 3.По падежу существительного узнаем падеж прилагательного. Никитина у доски.( я заранее напишу а она

Слайд

16

Слайд17

Слайд

18

Слайд

19
-Каким членом предложения является имя прилагательное?
Вывод:
в предложение имя прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением.
Физкультминутка.
-Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное
в

единственном

числе,
вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное
во

множественном числе,
вы шагаете на месте.
Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые

тетради, красное яблоко, интересные рассказы.
Электронная для глаз. Последите за стрелкой.
б) Роль прилагательных в речи.

-Следующее задание от подснежника.
Прочитайте записи. I. Наступила весна. Тает снег. На поляне распустились подснежники. II. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. На лесной поляне распустились первые подснежник (Работа над словосочетанием) Что здесь записано? -О чём первый текст? - О чём второй текст? Можно ли эти тексты считать одинаковыми? Для чего нужны прилагательные?
Задание № 7
-Сделайте морфологический разбор прилагательных из предложения:
На лесной поляне распустились первые подснежники.
-Назовите прилагательные -С какими именами сущ. они согласуются? -Сделаем морфологический разбор этих прилагательных по вариантам. 1 вариант - на лесной поляне 2 вариант – первые подснежники 2 ученика у доски самостоятельно -Проверим. подчеркнёт) - второстепенным членом - определением ед.ч ___ приседаете мн.ч __шагаете на месте читают - два текста -нет Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной и красочной, они также могут уточнять что-то о существительном. - лесной, первые - лесной поляне,

Слайд

20

Слайд

21

Слайд

22
-Есть замечания? -Проверьте. У доски всё правильно. У кого также поднимите руки. У кого были ошибки ? Какие? Оцените себя .
3)Работа в группах
Теперь, я думаю, вы готовы показать все, что вы знаете об имени прилагательном. Для этого вы сейчас поработаете в группах.
Составите сводную таблицу об имени

прилагательном
. На столах у вас листы-подсказки. Заполните их.
I гр.

обозначает __________

вопросы ____________

2 гр.

изменяется ________ ч.

________ ч.

___________ род

___________ род

___________ род

3гр.

связано_____________

член предложения

____________________
- А 4, 5,6 опишите в форме пятистишия ( синквейна) понимания сущности правил и слов, связанных с темой нашего сегодняшнего урока по теме « Имя прилагательное» . -Давайте проверим, правильно ли вы составили сводную таблицу. -Выходите к доске, прикрепляйте, читайте. -Посмотрите на слайд. -Послушаем какие пятистищия у вас получились: Подснежник, весна, прилагательное. первые подснежники 2 ученика разбирают у доски Дети сверяются. Оценивают в листах. Выходят к доске крепят магнитами, Дети зачитывают синквейны.

Слайд23

Слайд24

Домашнее задание.
- Ребята, нравится ли вам весна? -Как вы относитесь к этому времени года? -
Продолжите фразу о весне
- Я восхищаюсь… - Я доволен… - Меня удивляет… - Мне приятно… - Мне нравится… -
Напишите дома сочинение о весне.

- Какая часть речи вам особенно поможет в описании весны?
- Давайте подведём итог нашей совместной работы по теме «Имя прилагательное».
Игра "Веришь ли ты?".ИТОГ УРОКА
(учитель задает вопрос, а дети если согласны с утверждением, то делают один хлопок, поднимают руку, объясняют - почему не согласны) - А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного? ДА. - А верите ли вы, что у прилагательных ж. р. окончания -ый, -ий, -ой? НЕТ. Какие?(-АЯ, -ЯЯ) - А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания -ое, -ее? ДА. - А верите ли вы, что прилагательные отвечают на вопрос ЧТО делать? НЕТ. А на какие? (какой, какая, какое) - А верите ли вы, что прилагательные изменяются по родам? Да. - А верите ли вы, что прилагательное обозначает предмет? Нет. ( признак) -А верите ли вы, что в предложении прил. является дополнением. ( определением) Посмотрите свои листы самооценки. Подведите итог. -Какую оценку поставите себе за знания об имени прилагательном? Оцените свою работу.
9.Домашнее задание: (1 мин)
Запишите десять словарных слов так, чтобы они отвечали на вопросы имён прилагательных.


В раздел образования