Автор: Обжигалина Ольга Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного вида
Населённый пункт: город Орехово-Зуево, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в
музыкальной деятельности? 1. Здоровьесберегающие технологии. Формами
работы на муз. занятиях являются: музыкально-валеологический аспект
(исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни), дыхательная и
артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия,
физкультминутки, ритмопластика и др.
2. Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и
музыкальнодидактические игры.
3. Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие
музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное
искусство, театр, литература, хореография).
4. Проектная деятельность. Позволяет решать комплекс задач,
подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами,
постепенно и в системе.
5. Информационно-коммуникационные технологии. Современное
образование невозможно себе представить без использования
информационных ресурсов. Это связано не только с развитием техники и
технологий, но и, прежде всего, с
Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в
организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест - это
приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для
продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель,
дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая
загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут
быть и творческими, и интеллектуальными. Квесты могут проводиться как в
помещении, так и на площадке. Ребенок становится не просто зрителем, а
самым непосредственным участником разыгрываемых событий. Составлять
квесты несложно, за основу можно взять любой сценарий
Задачи:
Образовательные — вовлечение каждого ребенка в активный творческий
процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей,
выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающие — развитие интереса к предмету, творческих
способностей, воображения дошкольников, поисковой активности,
стремления к новизне; формирование навыков исследовательской
деятельности,
Воспитательные — воспитание толерантности, личной ответственности
за выполнение работы.
Проанализировав обобщенную классификацию и адаптировав ее к
реалиям современного ДОУ, я пришла к выводу, что возможность
реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в
условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного
возраста в организации праздников, развлечений.
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с применением
квест-игры «Скрипка для кузнечика Кузи»
Дети встречают грустного Кузнечика, который хочет научиться играть на
скрипке, но не знает, как она выглядит, и как она звучит. Дети отправляются
в путешествие, используя карту-подсказку Закрепляют разные
виды музыкальной деятельности : слушание, детское музыкальное
исполнительство
Летнее развлечение «На поиски пропавших Цветов» с использованием
квест-игры. Злой волшебник Чертополох заколдовал фею Цветов, но
оставил подсказки. По различным ориентирам дети попадают на разные
острова «Морской», «Сказка», «Колючка», встречаясь со сказочными
героями, выполняют задания.
Музыкально-тематическое развлечение с использованием квест-
игры «Мой мачтовый город».
В канун дня рождения города дети встречают человека Рассеянного,
который заблудился. С помощью карты дети путешествуют по городу,
знакомят героя с достопримечательностями, традициями
города, используя различные виды музыкальной деятельности
Музыкально-спортивное развлечение «Как дети Осень
искали» с использованием квест-игры.
Дети получают письмо от Осени, где она приглашает их к себе в гости.
Старичок-Лесовичок и другие лесные жители помогают детям найти дорогу,
но путь предстоит неблизкий с различными препятствиями
В своей педагогической деятельности использую анимационные танцы
и флешмобы. Что нужно для разучивания анимационных танцев (танцы по
показу)
1. Сначала надо выбрать музыку! Нужен средний темп и очень четкий
ритм. Надо чтобы выбранная мелодия ложилась на ровный восьмитактный
счет.
2. Для каждого анимационного танца нужно создавать свой набор
движений. Не надо, чтобы их было много! 6-8 движений будет достаточно.
Надо выучить и самой станцевать весь составленный набор движений.
Главное правило: должно быть удобно в танце! Если вы, танцуя,
испытываете какой-то дискомфорт, значит, вы и детям будет неудобно.
Плюс анимационных танцев в том, что здесь не нужна особая
подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится.
Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми.
Практически все дети очень любят занятия физическими упражнениями,
особенно занятия, проводимые с элементами черлидинга. Черлидинг –
спортивный танец с помпонами, сочетающий элементы гимнастики,
хореографии и танцевального шоу. Доступность черлидинга основывается
на простых шагах, базовых положениях рук, прыжках и танцах, где
задействованы самые разные группы мышц, эти упражнения развивают
творческие и двигательные способности дошкольников, позволяет
увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня. Дети
выступают на музыкально-спортивных развлечениях
А вот в отличии от анимационных танцев, флэшмоб требует хорошей
подготовки, и я использую такие танцы для праздников. Здесь
важно отработать каждое движение. Такие танцы более нацелены на
зрелищность, эстетику. За несколько минут этого действа, музыка и темп
танца могут меняться несколько раз. В таких танцах можно смешать стиль,
классику с хип-хопом, смотрится очень эффектно.
Что необходимо, чтобы устроить флэшмоб в детском саду?
Я сначала подбираю музыку, а потом составляю танец. Музыка для
флэшмоба должна быть зажигательной, чтобы не только танец, но и
мелодия настраивала зрителей и танцующих на позитивный лад. Можно
выбрать трек одного исполнителя, а можно сложить трек из фрагментов
разных композиций. Если вы никогда ранее не сочиняли танец, стоит
посмотреть в интернете видео с проведенными в других городах
танцевальными акциями. Чтобы праздник удался, а детям при подготовке к
нему не было мучительно разучивать «па», важно выбирать простые
движения для флэшмоба. Такими движениями могут быть прыжки,
повороты, хлопки – главное, чтобы это было весело, и все участники могли
их выполнить. Разучить движения для флэшмоба с детьми, скорее всего,
получится достаточно быстро. Сложнее всего будет научить детей делать
все движения синхронно, без опозданий, зато это разовьет их координацию
и внимание. В конце танца ребята, которые могут чуть больше, чем
остальные — например, могут сесть на шпагат или встать на мостик.