Напоминание

"Театрализованная деятельность как средство социализации и развития дошкольников"


Автор: Обжигалина Ольга Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного вида
Населённый пункт: город Орехово-Зуево, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализованная деятельность как средство социализации и развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Театрализованная деятельность как средство социализации и развития

Дошкольников»

1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования

впервые стало официально признанным полноценным уровнем

непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового

закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал

актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный

государственный образовательный стандарт.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для

максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их

потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей

самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Все дети, в

том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными

особенностями, которые следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить

оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности,

которые должны быть выявлены в работе с детьми и на которые

следует реагировать: семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол,

стиль учения, способности (потребности/сильные стороны, характер и

темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в

поведении детей и сильные стороны их личности позволяют лучше понять и

принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации

обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и

максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно

наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, педагог

помогает детям решать их проблемы такими путями, которые бы

соответствовали их индивидуальному стилю учения.

Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном

внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с

ним.

При организации жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их

комфортности, необходимо и должно учитывать разнообразные

потребности ребенка: в признании (в первую очередь, детским сообществом, в

общении, в познании, в движении, в проявлении активности и

самостоятельности. Это, в свою очередь, требует от меня исключения учебного

принципа организации образовательного процесса жизнедеятельности ребенка,

введения запрета на занятия-уроки по школьному типу, ибо дошкольник -

человек играющий, и обучение входит в его жизнь через ворота детской игры.

Кроме того, дошкольник – почемучка, дошкольник - деятель. Поэтому, для

меня сегодня основные ценности воспитания ребенка - поощрение детской

игры, исследовательской и творческой активности детей, детских вопросов.

В соответствии ФГОС непосредственно образовательная

деятельность реализуется через организацию различных видов детской

деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой,

познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием

разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется

самостоятельно в зависимости от возраста детей, уровня освоения

общеобразовательной программы дошкольного образования и решения

конкретных образовательных задач.

В

Российском

образовании

необходимыми

условиями

формирования

гармонически

развитого

человека

являются

интеллектуальная

свобода,

хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня

перед

педагогом

поставлена

задача

совершенствования

традиционных

методов

дошкольного

воспитания детей

и

поиска

новых

подходов

к

организации образовательного процесса.

Формирование

коммуникативной

компетентности

у

будущих

школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования

является

одной

из

задач

образовательного

учреждения.

Основным

направлением

становления

и

развития

коммуникативной

компетентности

детей является театрально-игровая деятельность в детском саду.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна

социально значимая задача современного общества – творческое развитие

личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях

деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития

будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет

выделить противоречия:

-

между

процессом

творческого

развития

детей

и

системой

традиционного образования;

-

потребностью

общества

в

повышении

уровня

коммуникативной

компетентности,

общей

культуры

и

недостаточным

опытом

приобщения

детей к театрализованной деятельности.

В настоящее время реализация содержания образовательных областей

«Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе

творческого

и

познавательно-речевого

развития

ребенка-дошкольника.

Организуя театрализованную

деятельность

детей,

находится

решение

многих

проблем

современной

педагогики

и

психологии,

связанных

с

художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных

качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения.

Театрализованная

деятельность

позволяет

формировать

опыт

социальных

навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей

дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба,

доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только

познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу,

приобщается

к

фольклору,

национальной

культуре.

Поэтому

задача

приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной

для педагогов дошкольных учреждений.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества

ребенка,

которые

определяют

успешность

выполнения

им

творческой

деятельности различного рода.

Научные

исследования

и

педагогическая

практика

доказывают,

что

начало

развития

творческих

способностей

приходится

на

дошкольный

возраст.

В

этом

возрасте

дети

чрезвычайно

любознательны,

у

них

есть

огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников

более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо.

И

это

качество

необходимо

развивать.

Поэтому

целью

педагогической

деятельности

воспитателей

нашей

группы

стало

развитие

творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста

средствами

театрализованной

деятельности.

Исходя и з поставленной цели, определены следующие

задачи:

развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность

мышления;

совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность

через театрализованные игры, развивающие творческие способности

дошкольников;

обогащать и активизировать словарь;

развивать диалогическую и монологическую речь;

воспитывать гуманные чувства у детей.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются

разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор

детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких,

застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук

педагога

любую

карточку,

на

которой

схематично

изображен

персонаж);

проигрывание ролей в парах.

Работа по театрально-игровой деятельности ведётся в тесном контакте

с

педагогическим

коллективом:

музыкальным

руководителем,

учителем-

логопедом,

педагогом-психологом

и

инструктором

по

физическому

воспитанию.

Для успешной работы создана предметно-пространственная среда:

в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки

для

самостоятельной

деятельности

детей

с

различными

видами

театров,

изготовлены

элементы

костюмов,

декорации. Кроме

того,

существует

театральная

зона

«Золотой

ключик»,

где

имеются

куклы-марионетки

и

пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя

мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением

сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека

театральных

этюдов,

упражнений

по

ритмопластике,

игр

на

выражение

различных

эмоций,

игр

-

превращений,

игр

для

развития

мимики

и

пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как

выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование;

помощь

в

изготовлении

атрибутов,

театральных

костюмов

и

декораций;

участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки;

участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.

Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях:

«Медведь

и

все-все-все»,

«Новый

год»,

«Почемучка»

и

«Наши

добрые

соседи»,

«Два

жадных

медвежонка».

Кроме

того,

ребята

выступали

в

инсценировках

на

утренниках

и

на

родительских

собраниях.

Элементы

театрализации

использовались

в

непосредственно

образовательной

деятельности (НОД) и в самостоятельной деятельности детей.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой

важной

и

интересной

работы,

позволили

сделать

выводы

о

позитивных

результатах

проведенной

работы:

подавляющее

число

детей

свободно

владеют

импровизационными

умениями;

умело

используют

средства

театральной

выразительности:

мимику,

жест,

движения

и

средства

интонации;

владеют

техникой

кукловождения;

владеют

простейшими

исполнительскими

навыками

и

активно

участвуют

в

театрализованных

представлениях;

с

удовольствием

выполняют

творческие

задания;

стали

намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.

Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития

способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности.



В раздел образования