Автор: Чуракова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 р.п.Беково
Населённый пункт: р.п.Беково, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности ФГОС НОО
Раздел: начальное образование
ОСОБЕННОСТИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чуракова Елена Владимировна,
Директор МБОУ СОШ №1 р.п. Беково, учитель начальных классов высшей категории,
Почётный работник общего образования.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе
образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие
личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры
деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Определить
современные
требования
к
начальной
школе,
обеспечить
качество
начального
образования
-
основная
задача
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
(далее
ФГОС)
второго
поколения.
С 1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные
стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.
Первыми «обновку» примерят ученики начальной школы.
Основное отличие новых стандартов от ныне действующих — обучение
в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания,
она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким
человеком
он
выйдет
из
стен
школы
через
11
лет.
Впервые
в
новых
стандартах прописаны требования к условиям обучения, то есть к обстановке,
в которой ведутся уроки.
В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Уже в
школе
дети
должны
получить
возможность
раскрыть
свои
способности,
подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Изменения,
происходящие
в
науке,
в
социальной
жизни
вызвали
необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем,
когда создавалась ныне действующая система образования. Соответственно
возникли
определенные
проблемы
в
обучении
и
воспитании
нынешнего
молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:
1. Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и
замещение
их
занятиями
учебного
типа.
Сюжетно-ролевая
игра
не
занимает
в
жизни
дошкольника
ведущего
места,
что
приводит
к
трудностям
развития
произвольности
поведения,
образного
мышления,
мотивационной
сферы,
не
обеспечивая
формирование
психологической
готовности к школьному обучению.
2.Тревогу
вызывает
ориентация
взрослых
исключительно
на
умственное
развитие
ребенка
в
ущерб
духовно-нравственному
воспитанию
и
личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к
учению.
3. Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки
были
источниками
получения
ребенком
информации
о
мире,
человеке,
обществе,
природе,
то
сегодня
СМИ,
Интернет
оказываются
существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не
всегда положительной.
4.
Современные
дети
мало
читают,
особенно
классическую
и
художественную
литературу.
Телевидение,
фильмы,
видео
вытесняют
литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с
невозможностью
смыслового
анализа
текстов
различных
жанров;
несформированностью
внутреннего
плана
действий;
трудностью
логического мышления и воображения.
5.Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность
общения
со
сверстниками.
Игры,
совместная
деятельность
часто
оказываются
недоступны
для
младших
школьников,
что
затрудняет
усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
6.Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все
больше
число
ребят,
не
умеющих
работать
самостоятельно,
«интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто
проблемных детей.
Таким
образом,
очевидно,
что
начальное
образование
требует
новых
подходов,
которые
заложены
в
государственных
стандартах
второго
поколения.
В
чем
принципиальное
отличие
новых
стандартов
для
начальной
школы от существующих?
В состав новых стандартов входят три группы требований:
к структуре основных общеобразовательных программ, к результатам их
освоения и к условиям их реализации.
Тем
самым
расширяется
круг
лиц,
отвечающих
за
исполнение
стандарта, появляется возможность реализации подхода к стандарту как к
общественному договору с распределением взаимных обязательств (прав и
ответственности)
между
всеми
участниками
образовательного
процесса:
государством,
социумом,
семьей.
Образно
говоря,
новые
стандарты
определяют прежде всего требования «к хору» (системе образования), а не к
«исполнителю» (ученику), как это было до сих пор.
Авторы
новых
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
(ФГОС)
выделяют
следующие
характеристики
основных
результатов начального образования:
- сформированное умение предметно мыслить. Как показывает практика,
отсутствие
именно
этого
умения
затрудняет
дальнейшее
образование
выпускников школ;
- воспитание способности учиться самостоятельно;
- индивидуальные достижения в основных сферах личностного развития -
эмоциональной, познавательной, саморегуляции;
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене
школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных
видах деятельности.
Хочу
заметить
и
обратить
ваше
внимание
на
то,
что
содержание
образования
не
сильно
меняется,
но,
реализуя
новый
стандарт,
учитель
должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о
развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных
учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на
следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Поэтому особое место в новых стандартах отведено "универсальным
учебным
действиям"
(УУД)
в
системе
начального
образования.
Их
суть
заключается
в умении
учиться,
то
есть
способности
учащегося
к
саморазвитию
и
совершенствованию
путем
сознательного
и
активного
присвоения нового социального опыта.
Отличительной
особенностью
нового
ФГОС
является
включение
в учебный
план
общеобразовательного
учреждения
раздела «Внеурочная
деятельность»,
обеспечивающего
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования,
становление
их
гражданской
идентичности
как
основы
развития
гражданского
общества, приобретение первоначальных навыков совместной
продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование
у обучающегося активной деятельностной позиции.
За счёт часов данного раздела (до 1350 часов в год) обучающимся
предоставляется
возможность
выбора
широкого
спектра
занятий,
направленных на выявление и развитие способностей детей, удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей,
решаются
проблемы
социализации
младшего школьника.
В
соответствии
со
Стандартом приоритетными
направлениями
внеурочной
деятельности
определены
спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое,
научно-познавательное,
патриотическое
направления, общественно-полезная и проектная деятельность.
Особенность
ФГОС
начальной
ступени
школы
как
комплексного
новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть
возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а
также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента
учебного плана , а также во внеурочной деятельности.
ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания
контроля
и
оценки
знаний
учащихся,
соответствующего
новым
целям
и
программам обучения, а также использование новых форм и технологий
оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя
описание
планируемых
результатов
образования,
перечень
показателей
достижения
планируемых
результатов
и
инструментарий
для
оценки
их
достижения.
И вот он портрет выпускника начальной школы. Он четко прописан в
стандартах второго поколения.
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий
основами
умения
учиться,
способный
к
организации
собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
перед семьей и обществом;
доброжелательный,
умеющий
слушать
и
слышать
собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
В эксперименте участвуют не все. В первую очередь в эксперименте
участвуют инновационные школы, победители ПНПО «Образование».
Наша школа вошла в состав
образовательных учреждений - пилотных
площадок по внедрению ФГОС начального общего образования в Пензенской
области.
На сегодняшний день проведена огромная работа по введению ФГОС
НОО(разработана
ООП
НОО
школы,
приведена
в
соответствие
с
требованиями
ФГОС
нормативная
база,
закуплены
учебники
и
учебные
пособия,
разработан
план
методической
работы,
обеспечивающей
сопровождение ФГОС, учитель прошел повышение квалификации и т.д.)
Надо отметить, что авторы ФГОС НОО подготовили все необходимые
материалы, обеспечивающие реализацию стандарта.
А сколько еще предстоит сделать? И сколько возникнет вопросов и
проблем! Конечно страшно и трудно, но очень интересно. Ведь стандарты
второго
поколения
невозможны
без
учителя
второго
поколения.
Учитель
второго поколения должен преподавать по-новому: вести с детьми проекты,
разрабатывать
творческие
программы
уроков,
не
«вбивать»
знания,
а
развивать личность ученика.