Напоминание

Особенности ФГОС НОО


Автор: Чуракова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 р.п.Беково
Населённый пункт: р.п.Беково, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чуракова Елена Владимировна,

Директор МБОУ СОШ №1 р.п. Беково, учитель начальных классов высшей категории,

Почётный работник общего образования.

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе

образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие

личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры

деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Определить

современные

требования

к

начальной

школе,

обеспечить

качество

начального

образования

-

основная

задача

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(далее

ФГОС)

второго

поколения.

С 1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные

стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.

Первыми «обновку» примерят ученики начальной школы.

Основное отличие новых стандартов от ныне действующих — обучение

в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания,

она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким

человеком

он

выйдет

из

стен

школы

через

11

лет.

Впервые

в

новых

стандартах прописаны требования к условиям обучения, то есть к обстановке,

в которой ведутся уроки.

В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Уже в

школе

дети

должны

получить

возможность

раскрыть

свои

способности,

подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

Изменения,

происходящие

в

науке,

в

социальной

жизни

вызвали

необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем,

когда создавалась ныне действующая система образования. Соответственно

возникли

определенные

проблемы

в

обучении

и

воспитании

нынешнего

молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

1. Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и

замещение

их

занятиями

учебного

типа.

Сюжетно-ролевая

игра

не

занимает

в

жизни

дошкольника

ведущего

места,

что

приводит

к

трудностям

развития

произвольности

поведения,

образного

мышления,

мотивационной

сферы,

не

обеспечивая

формирование

психологической

готовности к школьному обучению.

2.Тревогу

вызывает

ориентация

взрослых

исключительно

на

умственное

развитие

ребенка

в

ущерб

духовно-нравственному

воспитанию

и

личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к

учению.

3. Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки

были

источниками

получения

ребенком

информации

о

мире,

человеке,

обществе,

природе,

то

сегодня

СМИ,

Интернет

оказываются

существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не

всегда положительной.

4.

Современные

дети

мало

читают,

особенно

классическую

и

художественную

литературу.

Телевидение,

фильмы,

видео

вытесняют

литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с

невозможностью

смыслового

анализа

текстов

различных

жанров;

несформированностью

внутреннего

плана

действий;

трудностью

логического мышления и воображения.

5.Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность

общения

со

сверстниками.

Игры,

совместная

деятельность

часто

оказываются

недоступны

для

младших

школьников,

что

затрудняет

усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

6.Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все

больше

число

ребят,

не

умеющих

работать

самостоятельно,

«интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто

проблемных детей.

Таким

образом,

очевидно,

что

начальное

образование

требует

новых

подходов,

которые

заложены

в

государственных

стандартах

второго

поколения.

В

чем

принципиальное

отличие

новых

стандартов

для

начальной

школы от существующих?

В состав новых стандартов входят три группы требований:

к структуре основных общеобразовательных программ, к результатам их

освоения и к условиям их реализации.

Тем

самым

расширяется

круг

лиц,

отвечающих

за

исполнение

стандарта, появляется возможность реализации подхода к стандарту как к

общественному договору с распределением взаимных обязательств (прав и

ответственности)

между

всеми

участниками

образовательного

процесса:

государством,

социумом,

семьей.

Образно

говоря,

новые

стандарты

определяют прежде всего требования «к хору» (системе образования), а не к

«исполнителю» (ученику), как это было до сих пор.

Авторы

новых

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС)

выделяют

следующие

характеристики

основных

результатов начального образования:

- сформированное умение предметно мыслить. Как показывает практика,

отсутствие

именно

этого

умения

затрудняет

дальнейшее

образование

выпускников школ;

- воспитание способности учиться самостоятельно;

- индивидуальные достижения в основных сферах личностного развития -

эмоциональной, познавательной, саморегуляции;

- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене

школы и самообразованию;

- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных

видах деятельности.

Хочу

заметить

и

обратить

ваше

внимание

на

то,

что

содержание

образования

не

сильно

меняется,

но,

реализуя

новый

стандарт,

учитель

должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о

развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных

учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на

следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Поэтому особое место в новых стандартах отведено "универсальным

учебным

действиям"

(УУД)

в

системе

начального

образования.

Их

суть

заключается

в умении

учиться,

то

есть

способности

учащегося

к

саморазвитию

и

совершенствованию

путем

сознательного

и

активного

присвоения нового социального опыта.

Отличительной

особенностью

нового

ФГОС

является

включение

в учебный

план

общеобразовательного

учреждения

раздела «Внеурочная

деятельность»,

обеспечивающего

духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

обучающихся

на

ступени

начального

общего

образования,

становление

их

гражданской

идентичности

как

основы

развития

гражданского

общества, приобретение первоначальных навыков совместной

продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование

у обучающегося активной деятельностной позиции.

За счёт часов данного раздела (до 1350 часов в год) обучающимся

предоставляется

возможность

выбора

широкого

спектра

занятий,

направленных на выявление и развитие способностей детей, удовлетворение

их

индивидуальных

потребностей,

решаются

проблемы

социализации

младшего школьника.

В

соответствии

со

Стандартом приоритетными

направлениями

внеурочной

деятельности

определены

спортивно-оздоровительное,

художественно-эстетическое,

научно-познавательное,

патриотическое

направления, общественно-полезная и проектная деятельность.

Особенность

ФГОС

начальной

ступени

школы

как

комплексного

новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть

возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а

также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента

учебного плана , а также во внеурочной деятельности.

ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания

контроля

и

оценки

знаний

учащихся,

соответствующего

новым

целям

и

программам обучения, а также использование новых форм и технологий

оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя

описание

планируемых

результатов

образования,

перечень

показателей

достижения

планируемых

результатов

и

инструментарий

для

оценки

их

достижения.

И вот он портрет выпускника начальной школы. Он четко прописан в

стандартах второго поколения.

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий

основами

умения

учиться,

способный

к

организации

собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

перед семьей и обществом;

доброжелательный,

умеющий

слушать

и

слышать

собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих

образа жизни.

В эксперименте участвуют не все. В первую очередь в эксперименте

участвуют инновационные школы, победители ПНПО «Образование».

Наша школа вошла в состав

образовательных учреждений - пилотных

площадок по внедрению ФГОС начального общего образования в Пензенской

области.

На сегодняшний день проведена огромная работа по введению ФГОС

НОО(разработана

ООП

НОО

школы,

приведена

в

соответствие

с

требованиями

ФГОС

нормативная

база,

закуплены

учебники

и

учебные

пособия,

разработан

план

методической

работы,

обеспечивающей

сопровождение ФГОС, учитель прошел повышение квалификации и т.д.)

Надо отметить, что авторы ФГОС НОО подготовили все необходимые

материалы, обеспечивающие реализацию стандарта.

А сколько еще предстоит сделать? И сколько возникнет вопросов и

проблем! Конечно страшно и трудно, но очень интересно. Ведь стандарты

второго

поколения

невозможны

без

учителя

второго

поколения.

Учитель

второго поколения должен преподавать по-новому: вести с детьми проекты,

разрабатывать

творческие

программы

уроков,

не

«вбивать»

знания,

а

развивать личность ученика.



В раздел образования