Автор: Новикова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Три склонения имён существительных"
Раздел: начальное образование
Тема «Три склонения имён существительных»
Цель:
дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в
начальной форме) и по роду.
Задачи:
1.
формировать
представление
о
типах
склонения
имен
существительных;
учить
распознавать склонение по роду и окончанию;
2.
формировать умение работать в группе; совершенствовать навык коллективной
поисковой
деятельности,
развивать
уровень
самоконтроля
и
взаимоконтроля
учеников;
3.
формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные
признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
4.
воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I.
Организационный момент
Покажите, что вы команда. Поприветствуйте друг друга!
Повторим правила работы в группе:
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Регулировать работу групп поможет сигнал. Демонстрация.
Сегодняшний урок пройдёт в нескольких этапах, они отражены в
ваших оценочных листах. Работу группы вы оцените сами по
трёхбалльной системе: 1б. – тяжело справились с заданием, 2б. –
не все участники группы были активны, 3б.
– мы успешно
справились с заданием.
Несколько
уроков
русского
языка
мы
упорно
пробирались
чероз
падежные терни.
Этот путь был сложен, но тем и интересен. Он отнял
немало сил, но мы стали опытнее, наблюдательнее.
II.
Актуализация знаний
Сообщение темы и целей урока
Перед
вами
предложение,
прочитайте
его.
Почему
я
выделила
два
существительных?
В печи огонь трещит, в избе свеча горит.
Чем похожи эти слова, и что их отличает?
Что общего у этих существительных? (Это существительные женского
рода и стоят в предложном падеже).
Чем отличаются? (они имеют разные окончания)
Можете ли вы объяснить, почему? Это будет целью
нашего урока.
Сегодня нам предстоит выяснить, почему в данных именах существительных
разные окончания.
III.
Создание проблемной ситуации (новый материал).
Работа, нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени.
Что
называется
склонением?
(изменение
существительных
по
падежам)?
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
Каждая
группа
получает задание. Просклоняйте предложенные имена
существительные, выделите окончания.
1 группа - имя сущ. «изба», 2 группа – имя сущ. «ученик», 3 группа - имя
сущ. «печь».
А
теперь
вы
получаете
карточки
с
именами
существительными,
из
которых должны выбрать существительное с такими же окончаниями!
Раздаются мена сущ. (окно, Петя, степь)
1 группа 3 группа
падеж
изба
Петя
печь
степь
И.п.
- а
- а
Р.п.
-ы
- и
-и
-и
Д.п.
-е
- е
-и
- и
В.п.
-у
- ю
Т.п.
-ой
- ей
-ю
-ю
П.п.
-е
- е
-и
- и
2 группа
А теперь покажем работу групп!
Отвечающего
делает
вывод:
ка к и е
существительные
вы
отнесли
к
своей
группе?
Что в них общего?
Какие
существительные
вы
отнесли
к
1
группе. Какого рода, с каким окончанием.
(изба, Петя). Почему?
А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? Какого рода, с
каким окончанием. (ученик, окно). Почему?
А вы ребята из 3 группы какие слова отнесли к этой группе? Какого рода,
с каким окончанием. (печь и степь). Почему?
Одинаково ли склоняются ваши существительные
?
Дорогие ребята! Мы пришли к главному выводу, что имена существительные
можно разбить на три группы.
Эти группы называются: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.
Оцените работу группы в оценочных листах.
падеж
ученик
окно
И.п.
- о
Р.п.
-а
-а
Д.п.
-у
-у
В.п.
-а
-а
Т.п.
-ом
-ом
П.п.
-е
е
Тема нашего урока «Три склонения имён существительных»
Ох, существительным не терпится поучаствовать в процессе, дополним
нашу
таблицу.
(Группы
получают
комплект
карточек
и
дополняют
таблицу)
Задание 1
1 скл.
ж.р., м.р.
-а, -я
свеча
Петя
2 скл.
м.р.
ср.р.-о, -е
ученик
окно
3 скл.
ж.р.
печь
степь
вода
Юра
деревня
дядя
конь
море
угол
зерно
честь
печь
вещь
храбрость
Вопрос
группам. А
как
вы
считаете
склонение
–
это
постоянный
морфологический признак?
Группы ищут ответ на вопрос и приходят к выводу
Склонение
имён
существительных
зависит
от
рода,
а
род
–
признак
постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.
Склонение не может перейти из одного склонения в другое.
Оцените работу группы в оценочных листах.
IV.
Физкультминутка
Задание2
Определить склонение существительных. Исключить из столбиков лишние
слова.
1 скл.
2 скл.
3 скл.
цитата
шорох
помощь
ванна
колено
товарищ
газета
рояль
совесть
билет
копыто
тетрадь
семья
малина
кровать
автомобиль
лагерь
словарь
Давайте проверим работу.
Оцените работу группы в оценочных листах.
V.
Задание3
Найдите в словосочетаниях существительные, определите их склонение
приближался к деревне
освещался солнцем
в снежную пыль
утро наступило
наловил в озере
раздавался в тишине
сверкает солнце
тёмной ночью
Расскажите, как вы будете действовать здесь?
Объясните теперь написание окончаний в предложении.
Выдать в помощь деформированный алгоритм. Задача группы восстановить
порядок действий для определения склонения имени существительного.
Составим алгоритм определения склонения:
1.
Поставить имя сущ. В начальную форму
2.
Определить род
3.
Определить окончание:
ж.р. и м. р., с окончаниями –а, -я (1 скл).
м. р. с нулевым окончанием или ср.р. с окончанием –о, -е (2 скл).
ж.р., с Ь на конце (3 скл).
Оцените работу группы в оценочных листах.
VII.
Итог урока
Что мы сегодня узнали на уроке (сущ. бывают трёх склонений)? По
какому признаку определяют склонение имени существительного.
Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале
урока: почему в словах В ПЕЧИ, В ИЗБЕ разные окончания? (сущ .
ПЕЧЬ- 3скл., сущ. СВЕЧА- 1 скл. )
Подсчитайте количество баллов полученных на этом уроке.
VIII.
Рефлексия
Лидеры групп оценивают работу своего состава.
Задание 2
Определить
склонение
существительных.
Исключить
из
столбиков
лишние слова
1 скл.
2 скл.
3 скл.
цитата
шорох
помощь
ванна
колено
товарищ
газета
рояль
совесть
билет
копыто
тетрадь
семья
малина
кровать
автомобиль лагерь
словарь