Напоминание

"Три склонения имён существительных"


Автор: Новикова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Три склонения имён существительных"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема «Три склонения имён существительных»

Цель:

дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в

начальной форме) и по роду.

Задачи:

1.

формировать

представление

о

типах

склонения

имен

существительных;

учить

распознавать склонение по роду и окончанию;

2.

формировать умение работать в группе; совершенствовать навык коллективной

поисковой

деятельности,

развивать

уровень

самоконтроля

и

взаимоконтроля

учеников;

3.

формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные

признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

4.

воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

I.

Организационный момент

Покажите, что вы команда. Поприветствуйте друг друга!

Повторим правила работы в группе:

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

Регулировать работу групп поможет сигнал. Демонстрация.

Сегодняшний урок пройдёт в нескольких этапах, они отражены в

ваших оценочных листах. Работу группы вы оцените сами по

трёхбалльной системе: 1б. – тяжело справились с заданием, 2б. –

не все участники группы были активны, 3б.

– мы успешно

справились с заданием.

Несколько

уроков

русского

языка

мы

упорно

пробирались

чероз

падежные терни.

Этот путь был сложен, но тем и интересен. Он отнял

немало сил, но мы стали опытнее, наблюдательнее.

II.

Актуализация знаний

Сообщение темы и целей урока

Перед

вами

предложение,

прочитайте

его.

Почему

я

выделила

два

существительных?

В печи огонь трещит, в избе свеча горит.

Чем похожи эти слова, и что их отличает?

Что общего у этих существительных? (Это существительные женского

рода и стоят в предложном падеже).

Чем отличаются? (они имеют разные окончания)

Можете ли вы объяснить, почему? Это будет целью

нашего урока.

Сегодня нам предстоит выяснить, почему в данных именах существительных

разные окончания.

III.

Создание проблемной ситуации (новый материал).

Работа, нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени.

Что

называется

склонением?

(изменение

существительных

по

падежам)?

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Каждая

группа

получает задание. Просклоняйте предложенные имена

существительные, выделите окончания.

1 группа - имя сущ. «изба», 2 группа – имя сущ. «ученик», 3 группа - имя

сущ. «печь».

А

теперь

вы

получаете

карточки

с

именами

существительными,

из

которых должны выбрать существительное с такими же окончаниями!

Раздаются мена сущ. (окно, Петя, степь)

1 группа 3 группа

падеж

изба

Петя

печь

степь

И.п.

- а

- а

Р.п.

- и

Д.п.

- е

- и

В.п.

- ю

Т.п.

-ой

- ей

П.п.

- е

- и

2 группа

А теперь покажем работу групп!

Отвечающего

делает

вывод:

ка к и е

существительные

вы

отнесли

к

своей

группе?

Что в них общего?

Какие

существительные

вы

отнесли

к

1

группе. Какого рода, с каким окончанием.

(изба, Петя). Почему?

А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? Какого рода, с

каким окончанием. (ученик, окно). Почему?

А вы ребята из 3 группы какие слова отнесли к этой группе? Какого рода,

с каким окончанием. (печь и степь). Почему?

Одинаково ли склоняются ваши существительные

?

Дорогие ребята! Мы пришли к главному выводу, что имена существительные

можно разбить на три группы.

Эти группы называются: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.

Оцените работу группы в оценочных листах.

падеж

ученик

окно

И.п.

- о

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

-ом

-ом

П.п.

е

Тема нашего урока «Три склонения имён существительных»

Ох, существительным не терпится поучаствовать в процессе, дополним

нашу

таблицу.

(Группы

получают

комплект

карточек

и

дополняют

таблицу)

Задание 1

1 скл.

ж.р., м.р.

-а, -я

свеча

Петя

2 скл.

м.р.

ср.р.-о, -е

ученик

окно

3 скл.

ж.р.

печь

степь

вода

Юра

деревня

дядя

конь

море

угол

зерно

честь

печь

вещь

храбрость

Вопрос

группам. А

как

вы

считаете

склонение

это

постоянный

морфологический признак?

Группы ищут ответ на вопрос и приходят к выводу

Склонение

имён

существительных

зависит

от

рода,

а

род

признак

постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.

Склонение не может перейти из одного склонения в другое.

Оцените работу группы в оценочных листах.

IV.

Физкультминутка

Задание2

Определить склонение существительных. Исключить из столбиков лишние

слова.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

цитата

шорох

помощь

ванна

колено

товарищ

газета

рояль

совесть

билет

копыто

тетрадь

семья

малина

кровать

автомобиль

лагерь

словарь

Давайте проверим работу.

Оцените работу группы в оценочных листах.

V.

Задание3

Найдите в словосочетаниях существительные, определите их склонение

приближался к деревне

освещался солнцем

в снежную пыль

утро наступило

наловил в озере

раздавался в тишине

сверкает солнце

тёмной ночью

Расскажите, как вы будете действовать здесь?

Объясните теперь написание окончаний в предложении.

Выдать в помощь деформированный алгоритм. Задача группы восстановить

порядок действий для определения склонения имени существительного.

Составим алгоритм определения склонения:

1.

Поставить имя сущ. В начальную форму

2.

Определить род

3.

Определить окончание:

ж.р. и м. р., с окончаниями –а, -я (1 скл).

м. р. с нулевым окончанием или ср.р. с окончанием –о, -е (2 скл).

ж.р., с Ь на конце (3 скл).

Оцените работу группы в оценочных листах.

VII.

Итог урока

Что мы сегодня узнали на уроке (сущ. бывают трёх склонений)? По

какому признаку определяют склонение имени существительного.

Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале

урока: почему в словах В ПЕЧИ, В ИЗБЕ разные окончания? (сущ .

ПЕЧЬ- 3скл., сущ. СВЕЧА- 1 скл. )

Подсчитайте количество баллов полученных на этом уроке.

VIII.

Рефлексия

Лидеры групп оценивают работу своего состава.

Задание 2

Определить

склонение

существительных.

Исключить

из

столбиков

лишние слова

1 скл.

2 скл.

3 скл.

цитата

шорох

помощь

ванна

колено

товарищ

газета

рояль

совесть

билет

копыто

тетрадь

семья

малина

кровать

автомобиль лагерь

словарь



В раздел образования