Напоминание

Использование проблемно-творческих заданий на уроках химии как средство формирования универсальных учебных действий


Автор: Тасименова Лилия Владимировна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: Уральский технологический колледж "Сервис"
Населённый пункт: Уральск
Наименование материала: статья
Тема: Использование проблемно-творческих заданий на уроках химии как средство формирования универсальных учебных действий
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Использование проблемно-творческих заданий на уроках химии

как средство формирования универсальных учебных действий»

Тасименова Лилия Владимировна,

Уральский технологический колледж «Сервис», преподаватель химии

В современном мире,

пересыщенном информацией на практически все

тематики,

обилием

информационных

образовательных

ресурсов,

перед

учителем стоит задача не из простых: не только объяснить непонятное, но и

заинтересовать учащегося таким образом,

чтобы у последнего появилось

желание

самостоятельно

добывать

знания

в

обозначенной

области

под

руководством учителя. Усилия педагога должны привести к окончательному

положительному

результату

в

виде

развитого

логического

мышления,

умением применять полученные знания в повседневной жизни,

творческого

подхода к решению задач и проблем.

Учитывая то,

что с каждым годом

интеллектуальная

составляющая

в

любой

профессии

занимает

большую

часть

по

сравнению

с

механической,

которая

с

успехом

выполняется

машинами

автоматизируется,

то

и

воспитание

конкурентноспособного

студента является важнейшей задачей воспитания современного студента.

«Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и

цель» (С.Соловейчик) [1]. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение

движет. Но если учащиеся не проявляют интереса к предмету, то обучение

будет

тяжкой

обязанностью.

Химия

один

из

самых

сложных

для

понимания предметов. Между тем, почти все, что нас окружает является или

продуктом химической промышленности, или так или иначе подверглось

химической

обработке.

Причем

с

каждым

днем,

этот

перечень

веществ

пополняется. Поэтому химические знания необходимы для формирования у

учащихся отчетливых представлений о роли химии в быту, в повседневной

жизни, а также в решении продовольственных, энергетических и других

проблем человечества. Основная цель практико-ориентированных заданий –

научить

студентов

решать

задачи,

возникающие

в

практической

деятельно сти,

повседневной

жизни

[2].

Не

умаляя

з н ач е н и я

последовательного и логичного изложения научных основ, очень важно на

всех

этапах

обучения

в

каждую

изучаемую

тему

включать

материал,

способствующий

более

глубокому

изучению

и

пониманию

химических

процессов и закономерностей. Учитывая особенности подготовки студентов в

нашем колледже по специальностям «Портной», «Парикмахер», «Повар»,

необходимо

добиться

сознательного

усвоения

ими

химических

знаний,

природных закономерностей и их осознанного применения повседневной

жизни.

В жизни мы сталкиваемся с различными задачами, чаще нестандартными.

Поэтому я применяю систему учебных практико – ориентированных заданий

по некоторым наиболее значимым темам курса химии для специальностей

«Повар», «Парикмахер», «Портной». С каждым годом число таких заданий

становится больше, а ответная реакция на них не меняется – студенты всегда

с большим интересом и воодушевлением решают их. Содержание таких

заданий опирается на соответствующую учебную типовую программу по

химии, несет смысловую и познавательную нагрузку [3]. Для успешного

выполнения таких заданий необходимо не только

знание фактического

материала, но и

умение логически мыслить, уметь соспоставлять данные,

сравнивать, предвидеть результат на основе анализа. А это шаг к воспитанию

креативной,

творчески

активной

личности.

Практико

ориентированные

задания можно разделить на 3 группы: теоретические, экспериментально –

теоретические, расчетные. Для студентов, обучающихся по специальности

«Повар» широко применяю задачи по теме «Растворы. Способы выражения

концентрации растворов», такие как, например: «Приготовьте 5 л 10%-ного

раствора поваренной соли, необходимого для засолки овощей», «Вычислите

объем воды и массу пищевой соды, необходимых для приготовления 3 л 5%-

ного раствора соды, если плотность раствора равна 1052г/л», «Определите

массу молочного жира в 3,2% -ном растворе молока массой 900 г», задачи на

определение

выхода

продукта

«Рассчитайте

массу

молочной

кислоты,

которая образуется при молочно-кислом брожении глюкозы, массой 3,6 кг,

если выход продукта составляет 85%?».

С интересом решают логические

задачи

по

темам

«Белки»,

«Жиры»,

«Углеводы»

теоретические

по

теме

«Спирты»,

«Карбоновые

кислоты»

-

«На

прогулке

в

лесу

вас

покусали

муравьи. Место укуса болит и чешется. Почему? Какое средство из аптечки

может помочь? Составьте уравнения реакции». Для студентов, обучающихся

по специальности «Портной», «Парикмахер» применяю задачи

по теме

«Коррозия металлов»: «Необходимо отбелить кружево без нагревания. Что

можете применить в данной ситуации в качестве посуды: пластмассовый таз,

эмалированный

таз

с

поврежденным

покрытием

из

эмали

или

ведро

из

оцинкованной

жести?»,

«Галогены»,

«Полисахариды»,

«Мыло

и

синтетические моющие средства». Живой отклик у студентов находят такие

задания как: «Полезные рекомендации начинающему портному», «Полезные

рекомендации

начинающему

парикмахеру»,

«Полезные

рекомендации

начинающему повару», «О вкусной и здоровой пище», «Не все полезно, что

красиво упаковано», «Химические ситуации в нашей повседневной жизни».

Экспериментальные

задачи,

особенно

для

портных,

наглядны

и

информативны

по

теме

«Полимеры.

Волокна».

Важно

отметить,

что

все

задания

по

указанным

темам,

тесно

перекликаются

со

специальными

дисциплинами по всем вышеупомянутым специальностям и способствуют

освоению

студентами

технологий

жизнедеятельности,

раскрытию

потенциала самореализации и самосовершенствования [4].

Так как профессиональный колледж призван помочь обучаемому студенту

занять достойное место в современном обществе посредством качественного

образования,

то

последнее

достигается

в

том

числе

и

формированием

химически грамотного, творчески мыслящего специалиста. Все культурные

ценности, созданные человеком

– результат его творческой деятельности.

Ведь насколько далеко вперед

пойдет развитие человечества в будущем,

будет определять творческий потенциал подрастающего поколения.

Литература

1. Соловейчик С. Воспитание по Иванову. – М., 1989.

2.

Смирнов

С.Д.

Педагогика

и

психология

высшего

образования:

От

деятельности к личности. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3.

Роджерс

К.

Эмпатия

//

Психология

эмоций.

[Текст]

/

Под

ред.

В.К.Вимонаса, Ю.Б. Гипперейтер – М., 1984.

4. Дьюи Д. Демократия и образование. Пер. с англ. - М., Педагогика-Пресс,

2000.



В раздел образования