Автор: Тасименова Лилия Владимировна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: Уральский технологический колледж "Сервис"
Населённый пункт: Уральск
Наименование материала: статья
Тема: Использование проблемно-творческих заданий на уроках химии как средство формирования универсальных учебных действий
Раздел: среднее профессиональное
«Использование проблемно-творческих заданий на уроках химии
как средство формирования универсальных учебных действий»
Тасименова Лилия Владимировна,
Уральский технологический колледж «Сервис», преподаватель химии
В современном мире,
пересыщенном информацией на практически все
тематики,
обилием
информационных
образовательных
ресурсов,
перед
учителем стоит задача не из простых: не только объяснить непонятное, но и
заинтересовать учащегося таким образом,
чтобы у последнего появилось
желание
самостоятельно
добывать
знания
в
обозначенной
области
под
руководством учителя. Усилия педагога должны привести к окончательному
положительному
результату
в
виде
развитого
логического
мышления,
умением применять полученные знания в повседневной жизни,
творческого
подхода к решению задач и проблем.
Учитывая то,
что с каждым годом
интеллектуальная
составляющая
в
любой
профессии
занимает
большую
часть
по
сравнению
с
механической,
которая
с
успехом
выполняется
машинами
–
автоматизируется,
то
и
воспитание
конкурентноспособного
студента является важнейшей задачей воспитания современного студента.
«Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и
цель» (С.Соловейчик) [1]. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение
движет. Но если учащиеся не проявляют интереса к предмету, то обучение
будет
тяжкой
обязанностью.
Химия
–
один
из
самых
сложных
для
понимания предметов. Между тем, почти все, что нас окружает является или
продуктом химической промышленности, или так или иначе подверглось
химической
обработке.
Причем
с
каждым
днем,
этот
перечень
веществ
пополняется. Поэтому химические знания необходимы для формирования у
учащихся отчетливых представлений о роли химии в быту, в повседневной
жизни, а также в решении продовольственных, энергетических и других
проблем человечества. Основная цель практико-ориентированных заданий –
научить
студентов
решать
задачи,
возникающие
в
практической
деятельно сти,
повседневной
жизни
[2].
Не
умаляя
з н ач е н и я
последовательного и логичного изложения научных основ, очень важно на
всех
этапах
обучения
в
каждую
изучаемую
тему
включать
материал,
способствующий
более
глубокому
изучению
и
пониманию
химических
процессов и закономерностей. Учитывая особенности подготовки студентов в
нашем колледже по специальностям «Портной», «Парикмахер», «Повар»,
необходимо
добиться
сознательного
усвоения
ими
химических
знаний,
природных закономерностей и их осознанного применения повседневной
жизни.
В жизни мы сталкиваемся с различными задачами, чаще нестандартными.
Поэтому я применяю систему учебных практико – ориентированных заданий
по некоторым наиболее значимым темам курса химии для специальностей
«Повар», «Парикмахер», «Портной». С каждым годом число таких заданий
становится больше, а ответная реакция на них не меняется – студенты всегда
с большим интересом и воодушевлением решают их. Содержание таких
заданий опирается на соответствующую учебную типовую программу по
химии, несет смысловую и познавательную нагрузку [3]. Для успешного
выполнения таких заданий необходимо не только
знание фактического
материала, но и
умение логически мыслить, уметь соспоставлять данные,
сравнивать, предвидеть результат на основе анализа. А это шаг к воспитанию
креативной,
творчески
активной
личности.
Практико
–
ориентированные
задания можно разделить на 3 группы: теоретические, экспериментально –
теоретические, расчетные. Для студентов, обучающихся по специальности
«Повар» широко применяю задачи по теме «Растворы. Способы выражения
концентрации растворов», такие как, например: «Приготовьте 5 л 10%-ного
раствора поваренной соли, необходимого для засолки овощей», «Вычислите
объем воды и массу пищевой соды, необходимых для приготовления 3 л 5%-
ного раствора соды, если плотность раствора равна 1052г/л», «Определите
массу молочного жира в 3,2% -ном растворе молока массой 900 г», задачи на
определение
выхода
продукта
«Рассчитайте
массу
молочной
кислоты,
которая образуется при молочно-кислом брожении глюкозы, массой 3,6 кг,
если выход продукта составляет 85%?».
С интересом решают логические
задачи
по
темам
«Белки»,
«Жиры»,
«Углеводы»
теоретические
по
теме
«Спирты»,
«Карбоновые
кислоты»
-
«На
прогулке
в
лесу
вас
покусали
муравьи. Место укуса болит и чешется. Почему? Какое средство из аптечки
может помочь? Составьте уравнения реакции». Для студентов, обучающихся
по специальности «Портной», «Парикмахер» применяю задачи
по теме
«Коррозия металлов»: «Необходимо отбелить кружево без нагревания. Что
можете применить в данной ситуации в качестве посуды: пластмассовый таз,
эмалированный
таз
с
поврежденным
покрытием
из
эмали
или
ведро
из
оцинкованной
жести?»,
«Галогены»,
«Полисахариды»,
«Мыло
и
синтетические моющие средства». Живой отклик у студентов находят такие
задания как: «Полезные рекомендации начинающему портному», «Полезные
рекомендации
начинающему
парикмахеру»,
«Полезные
рекомендации
начинающему повару», «О вкусной и здоровой пище», «Не все полезно, что
красиво упаковано», «Химические ситуации в нашей повседневной жизни».
Экспериментальные
задачи,
особенно
для
портных,
наглядны
и
информативны
по
теме
«Полимеры.
Волокна».
Важно
отметить,
что
все
задания
по
указанным
темам,
тесно
перекликаются
со
специальными
дисциплинами по всем вышеупомянутым специальностям и способствуют
освоению
студентами
технологий
жизнедеятельности,
раскрытию
потенциала самореализации и самосовершенствования [4].
Так как профессиональный колледж призван помочь обучаемому студенту
занять достойное место в современном обществе посредством качественного
образования,
то
последнее
достигается
в
том
числе
и
формированием
химически грамотного, творчески мыслящего специалиста. Все культурные
ценности, созданные человеком
– результат его творческой деятельности.
Ведь насколько далеко вперед
пойдет развитие человечества в будущем,
будет определять творческий потенциал подрастающего поколения.
Литература
1. Соловейчик С. Воспитание по Иванову. – М., 1989.
2.
Смирнов
С.Д.
Педагогика
и
психология
высшего
образования:
От
деятельности к личности. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3.
Роджерс
К.
Эмпатия
//
Психология
эмоций.
[Текст]
/
Под
ред.
В.К.Вимонаса, Ю.Б. Гипперейтер – М., 1984.
4. Дьюи Д. Демократия и образование. Пер. с англ. - М., Педагогика-Пресс,
2000.