Напоминание

Программа кружка внеурочной деятельности "Разноцветная палитра" 5-8 класс


Автор: Суворова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: КОГОАУ "Гимназия г. Уржума"
Населённый пункт: Кировская область, г.Уржум
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа кружка внеурочной деятельности "Разноцветная палитра" 5-8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение

«Гимназия г.Уржума»

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности

«Разноцветная палитра»

(общекультурное направление)

5-8 класс

Составитель программы:

Суворова Т.Г, учитель изобразительного искусства

Уржум

Пояснительная записка

Программа кружка «Разноцветная палитра» 5-8 класс составлена на основе Федерального государственного об-

разовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов освоения основного общего об-

разования и с учетом авторских программ Н. В. Гросул «Изобразительное творчество», О.И. Радомская «Волшебный

мир народного творчества» опубликованных в числе примерных программ дополнительного образования и рекомендо-

ванных Министерством образования и науки РФ.

Цель программы:обучение детей и подростков основам изобразительной грамоты, развитиеих художественно-

творческих способностей с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятель-

ностью.

Задачи программы:

1.

Изобразительное развитие и формирование изобразительных навыков ребенка;

2.

Активизация творческой инициативы, воображения и фантазии;

3.

Обогащение эмоционально-образной структуры личности и формирование эстетического отношения к окружаю-

щему миру;

4.

Воспитание любви и бережного отношения к природе и потребности в художественной организации своего жиз-

ненного пространства;

5.

Формирование навыков и умений работать в коллективе и определять свою роль в коллективном творческом про-

цессе.

Программа рассчитана на учащихся 5-8 класса (возраст детей от 11 до 14 лет). Набор свободный. Состав группы по-

стоянный. Режим занятий: занятия по 2 часа в неделю.

Срок реализации 1 год (68 часов в год). Уровень ознакомительный, направлен на первичное знакомство с изобрази-

тельным искусством, приобретением основных навыков рисования, применения различных техник и приемов.

Форма представления результатов реализации программы: творческая работа, отчетная выставка творческих (индиви-

дуальных и коллективных) работ.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности программы

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее

многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой

деятельности эстетического характера;

осмысленное и эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искус-

ства;

способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструмен-

тами;

овладение средствами художественного изображения;

развитие способности наблюдать реальный мир, воспринимать, анализировать и структурировать визуальный

образ на основе его эмоционально - нравственной оценки;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старше-

го и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследователь-

ской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности;

умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы дей-

ствий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяю-

щейся ситуацией;

умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

способность уважительно относиться к искусству и культуре своей родины и культуре других народов;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; рабо-

тать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования пози-

ций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в

различных учебных и жизненных ситуациях;

умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

развитие художественно- образного мышления, фантазии, визуальной памяти;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникатив-

ной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Содержание курса с внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности

п.п

Тема занятия

Содержание

Виды деятельности

обучающихся

Как прекрасен этот мир. Рисование с натуры, по памяти, представлению

1-2

Вводное занятие

«Чему я научусь»

Беседа о планах

на год. Просмотр лучших работ из фонда.

Организация рабочего места. Техника безопасности.

Диагностическая

работа

3-4

Графика

Рассказ

о

языке

выразительности

графики,

использование

знакомых приёмов работы при выполнении творческих заданий

на передачу перспективы.

Практическая работа: Графический рисунок «Моя улица».

Художественное

творчество

5-6

Тоновые отношения в

графике

Рассказ о средствах выразительности графики: линия, пятно,

ритм, контраст, тон, тональные отношения, фактура.

Практическая работа: упражнения на зарисовку геометри-

ческих фигур с передачей светотени. Творческое задание: «За-

жглись фонари».

Художественное

творчество

7-8

Пейзаж в графике

Рассказ о возможностях графических материалов (уголь, сан-

гина, пастель, ручка, карандаши, тушь, перо). Передача состоя-

ния природы. Применение в рисунке выразительных средств

Художественное

творчество

графики.

Практическая работа: Изображение природы в различных

состояниях

(гроза,

туман,

дождик,

ветер,

ясный

солнечный

день) средствами графики.

9-10

Живопись. Цветовой

круг

Рассказ о цветоведении.

Цветовой круг, основные, состав-

ные, дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические

цвета. Цветовая шкала с разными оттенками цвета.

Практическая работа: Выполнить рисунок в одной цветовой

гамме (Шоколадный дворец, Осенний букет, Розовая страна и

т.д.).

Художественное

творчество

11-

12

Пейзаж «Золотая

осень»

Рассказ о видах и правилах изображения пейзажа. Воздушная

и линейная перспектива, многоплановость, композиция и линия

горизонта, изображение пространства.

Беседа по картинам художников-пейзажистов.

Практическая работа: Изобразить осенний пейзаж. Матери-

ал – гуашь.

Художественное

творчество

13-

14

Натюрморт

Рассказ о жанре «Натюрморт». Освещение и тоновые отно-

шения в натюрморте. Техника «гризайль»

Практическая работа: изображение простых по форме пред-

метов с драпировкой одним цветом с передачей светотени (в

технике «гризайль»).

Художественное

творчество

15-

16

Славный урожай

Беседа по картинам художников изображающих натюрморты.

Понятия: светлота цвета, светотень, тень, блик.

Задание:

Выполнить

живописный

натюрморт

с

овощами

фруктами.

Художественное

творчество

Искусство вокруг нас

17-

18

Рисование головы че-

ловека

Рассказ с демонстрацией изображения конструкции головы

человека.

Практическая работа: Изображение головы человека с уче-

Художественное

творчество

том пропорций

19-

22

Портретные изображе-

ния романтических ге-

роев — персонажей

любимых литератур-

ных произведений.

Выбор одно произведения и его иллюстрирование. («Алые

паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана

Гранта» Ж. Верна и т.д.)

Практическая работа: выполнение портретов любимых ли-

тературных героев.

Художественное

творчество

23-

24

Исторический костюм

Беседа об истории костюма.

Практическая работа: Зарисовки необходимых деталей ко-

стюма для дальнейшей работы над коллективной композицией.

Художественное

творчество

25-

26

Иллюстрирование ли-

тературных произведе-

ний

Беседа и изучение выбранных произведений. Сбор материа-

ла по истории костюма.

Практическая работа: Графическое изображение историческо-

го костюма в соответствии с эпохой литературного произведе-

ния.

Художественное

творчество

27-

28

Пропорции фигуры че-

ловека

Рассказ о пропорциях фигуры человека.

Практическая работа: изображение фигура человека разно-

го возраста.

Художественное

творчество

29-

32

Изображение фигур

персонажей выбранно-

го литературного

произведения.

Практическая работа: изображение в цвете фигур людей,

можно выполнить работу в технике аппликации.

Художественное

творчество

33-

36

Пейзаж, иллюстрирую-

щий атмосферу собы-

тий, происходящих в

выбранном литератур-

ном произведении

Рассказ о виде искусства - архитектуре. Стили архитектуры.

Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры.

Практическая работа: изображение на большом листе (А2)

пейзажа с обязательным включением в него архитектуры; мож-

но выполнить работу в технике аппликации.

Художественное

творчество

37-

38

Создание коллективной

работы.

Рассказ о композиции. Законы композиции. Композиционное

размещение на листе элементов работы.

Практическая работа: вырезание фигур персонажей с по-

Художественное

творчество

следующим размещением их в композиции панно.

Декоративное рисование

39-

40

Узор из цветочных

мотивов

Беседа о понятии «стилизация». Декоративная переработка

природной формы.

Практическая

работа: Составление

узора

по

цветочным

мотивам черной гелевой ручкой

Художественное

творчество

41-

42

Пейзаж в графической

технике граттажа.

Рассказ о технике «Граттаж». Этапы подготовки бумаги для

выполнения работы в технике граттажа (воскографии).

Практическая работа: Подготовка листа бумаги в технике

«Граттаж», работа над эскизами.

Художественное

творчество

43-

46

Пейзаж в графической

технике граттажа.

Практическая

работа:

Выполнение

пейзажа

в

технике

«Граттаж»

Художественное

творчество

47-

48

Декоративный

натюр-

морт

Беседа по картинам натюрмортов русских и западноевропей-

ских художников. Составление и постановка натюрморта. По-

нятие «декоративный натюрморт».

Практическая работа: изображение на листе большого фор-

мата летнего декоративного натюрморта с натуры.

Художественное

творчество

49-

50

Декоративный

натюр-

морт

Художественное

творчество

В мире сказок

51-

52

Рисование на темы

«Гуси-лебеди»

Беседа о разнообразии мира птиц, рассказ о диких и домаш-

них

птицах,

рассматривание

иллюстраций

с

изображением

птиц, игра «Летят Гуси-лебеди; выявление отличий разных по-

род деревьев, сказочных и реалистических изображений ябло-

ни.

Практическая работа:

1. выполнение зарисовок деревьев на пленэре

2.

коллективная

тематическая

композиция

«Чудо-яблоня»,

«Гуси-Лебеди»

Познавательная дея-

тельность

Игра

53-

54

Рисование на темы

«Гуси-лебеди»

Художественное

творчество

55-

56

Рисование на темы

«Сказка о царе Салта-

Беседа по сказке: архитектурные сооружения, деревянные и

белокаменные постройки; костюм царя, царицы, царевны Лебе-

Познавательная дея-

тельность

не, о сыне его славном

и могучем богатыре

князе ГвидонеСалтано-

виче и о прекрасной

царевне Лебеди»

ди, князя Гвидона, бояр.

Практическая работа: моделирование пространства города

в сказке — составление объемной (макет) или плоскостной (ап-

пликация и красочное изображение) коллективной композиции

«Город князя Гвидона».

57-

58

Художественное

творчество

59-

60

Рисование на темы

«Яблочко по блюдеч-

ку», русская народная

сказка

Беседа

по

сказке «Яблочко

по

блюдечку», формирование

представлений о блюдечке как окне в мир, изучение компози-

ции в круге и ее особенностей, орнамента как части компози-

ции.

Познавательная дея-

тельность

61-

62

Рисование на темы

«Яблочко по блюдеч-

ку», русская народная

сказка

Практическая работа: роспись сказочного блюдца — созда-

ние рисунка-фантазии «Что могла увидеть девица-красавица,

катая яблочко по блюдечку?».

Художественное

творчество

63-

64

Рисование на темы

«Аленький цветочек»

С. Аксакова

Беседа по сказке «Аленький цветочек». Экскурсия «Наблюде-

ние на улице за разнообразием цветов», рассказ о выражении

настроения в искусстве.

Практическая работа:

1. зарисовки с натуры (на пленэре) различных цветов и трав;

2. создание живописной композиции на тему сказочные цве-

ты.

Художественное

творчество

65-

66

Рисование на темы

«Аленький цветочек»

С. Аксакова

Художественное

творчество

67-

68

Оформление выставки

и обсуждение творче-

ских работ

Выбор наиболее интересных работ детей. Правила оформле-

ния графических и живописных работ, аппликации. Принципы

создания экспозиции. Отчетная выставка творческих (индиви-

дуальных и коллективных) работ.

Художественное

творчество

Тематическое планирование

п/

п

Темы

Количество ча-

сов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

2

3

4

5

Как прекрасен этот мир. Рисование с натуры, по памяти,

представлению

16

6

10

1

Вводное занятие «Чему я научусь»

2

2

0

2

Графика

2

1

1

3

Тоновые отношения в графике

2

1

1

4

Пейзаж в графике

2

1

1

5

Живопись. Цветовой круг

2

1

1

7

Пейзаж «Золотая осень»

2

0

2

8

Натюрморт

2

0

2

9

Натюрморт в живописи

2

0

2

Искусство вокруг нас

20

4

16

10

Портретные изображения романтических героев — персона-

жей любимых литературных произведений

6

1

5

11

Исторический костюм, архитектура, светский и военный ан-

тураж того времени, в котором жили герои иллюстрируемых

произведений

4

1

3

12

Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходя-

щих в выбранном литературном произведении

4

1

3

13

Изображение фигур персонажей выбранного литературного

произведения

4

1

3

14

Создание коллективной работы

2

0

2

Декоративное рисование

12

1

11

15

Узор из цветочных мотивов

2

0

2

16

Пейзаж в графической технике граттажа

6

1

5

17

Декоративный натюрморт

4

0

4

В мире сказок

16

4

12

17

Рисование на темы «Гуси – лебеди»

4

1

3

18

Рисование на темы «Сказка о царе Салтане,

о сыне его

славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о

прекрасной царевне Лебеди»

4

1

3

19

Рисование на темы «Яблочко по блюдечку»

4

1

3

20

Рисование на темы «Аленький цветочек»»

4

1

3

Оформление выставки и обсуждение творческих работ

2

1

1

И т о г о

68

16

52

Календарно-тематический планирован

п.п

Тема занятия

Содержание

Дата

план

факт

Как прекрасен этот мир. Рисование с натуры, по памяти, представлению

1-2

Вводное занятие

«Чему я научусь»

Беседа о планах

на год. Просмотр лучших работ из фонда. Ор-

ганизация рабочего места. Техника безопасности.

3-4

Графика

Рассказ

о

языке

выразительности

графики,

использование

знакомых приёмов работы при выполнении творческих заданий

на передачу перспективы.

Практическая работа: Графический рисунок «Моя улица».

5-6

Тоновые отношения в

графике

Рассказ о средствах выразительности графики: линия, пятно,

ритм, контраст, тон, тональные отношения, фактура.

Практическая работа: упражнения на зарисовку геометриче-

ских фигур с передачей светотени. Творческое задание: «За-

жглись фонари».

7-8

Пейзаж в графике

Рассказ о возможностях графических материалов (уголь, сан-

гина, пастель, ручка, карандаши, тушь, перо). Передача состоя-

ния природы. Применение в рисунке выразительных средств

графики.

Практическая работа: Изображение природы в различных

состояниях (гроза, туман, дождик, ветер, ясный солнечный день)

средствами графики.

9-

10

Живопись. Цветовой

круг

Рассказ о цветоведении. Цветовой круг, основные, составные,

дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета.

Цветовая шкала с разными оттенками цвета.

Практическая работа: Выполнить рисунок в одной цветовой

гамме (Шоколадный дворец, Осенний букет, Розовая страна и

т.д.).

11-

12

Пейзаж «Золотая осень»

Рассказ о видах и правилах изображения пейзажа. Воздушная

и линейная перспектива, многоплановость, композиция и линия

горизонта, изображение пространства.

Беседа по картинам художников-пейзажистов.

Практическая работа: Изобразить осенний пейзаж. Матери-

ал – гуашь.

13-

14

Натюрморт

Рассказ о жанре «Натюрморт». Освещение и тоновые отноше-

ния в натюрморте. Техника «гризайль»

Практическая работа: изображение простых по форме пред-

метов с драпировкой одним цветом с передачей светотени (в

технике «гризайль»).

15-

16

Славный урожай

Беседа по картинам художников изображающих натюрморты.

Понятия: светлота цвета, светотень, тень, блик.

Задание:

Выполнить

живописный

натюрморт

с

овощами

фруктами.

Искусство вокруг нас

17-

18

Рисование головы чело-

века

Рассказ с демонстрацией изображения конструкции головы

человека.

Практическая работа: Изображение головы человека с уче-

том пропорций

19-

22

Портретные изображе-

ния романтических ге-

роев — персонажей лю-

бимых литературных

произведений.

Выбор одно произведения и его иллюстрирование. («Алые

паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана

Гранта» Ж. Верна и т.д.)

Практическая работа: выполнение портретов любимых ли-

тературных героев.

23-

24

Исторический костюм

Беседа об истории костюма.

Практическая работа: Зарисовки необходимых деталей ко-

стюма для дальнейшей работы над коллективной композицией.

25-

26

Иллюстрирование ли-

тературных произведе-

ний

Беседа и изучение выбранных произведений. Сбор материа-

ла по истории костюма.

Практическая работа: Графическое изображение историческо-

го костюма в соответствии с эпохой литературного произведе-

ния.

27-

28

Пропорции фигуры че-

ловека

Рассказ о пропорциях фигуры человека.

Практическая работа: изображение фигура человека разного

возраста.

29-

32

Изображение фигур

персонажей выбранного

литературного произве-

дения.

Практическая работа: изображение в цвете фигур людей,

можно выполнить работу в технике аппликации.

33-

36

Пейзаж, иллюстрирую-

щий атмосферу собы-

тий, происходящих в

выбранном литератур-

Рассказ о виде искусства - архитектуре. Стили архитектуры.

Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры.

Практическая работа: изображение на большом листе (А2)

пейзажа с обязательным включением в него архитектуры; мож-

ном произведении

но выполнить работу в технике аппликации.

37-

38

Создание

коллективной

работы.

Рассказ о композиции. Законы композиции. Композиционное

размещение на листе элементов работы.

Практическая работа: вырезание фигур персонажей с по-

следующим размещением их в композиции панно.

Декоративное рисование

39-

40

Узор из цветочных

мотивов

Беседа о понятии «стилизация». Декоративная переработка

природной формы.

Практическая

работа: Составление

узора

по

цветочным

мотивам черной гелевой ручкой

41-

42

Пейзаж

в

графической

технике граттажа.

Рассказ о технике «Граттаж». Этапы подготовки бумаги для

выполнения работы в технике граттажа (воскографии).

Практическая работа: Подготовка листа бумаги в технике

«Граттаж», работа над эскизами.

43-

46

Пейзаж

в

графической

технике граттажа.

Практическая работа: Выполнение пейзажа в технике «Грат-

таж»

47-

48

Декоративный

натюр-

морт

Беседа по картинам натюрмортов русских и западноевропей-

ских художников. Составление и постановка натюрморта. Поня-

тие «декоративный натюрморт».

Практическая работа: изображение на листе большого фор-

мата летнего декоративного натюрморта с натуры.

49-

50

Декоративный

натюр-

морт

В мире сказок

51-

52

Рисование на темы

«Гуси-лебеди»

Беседа о разнообразии мира птиц, рассказ о диких и домаш-

них птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц,

игра «Летят Гуси-лебеди; выявление отличий разных пород де-

ревьев, сказочных и реалистических изображений яблони.

Практическая работа:

1. выполнение зарисовок деревьев на пленэре

2.

коллективная

тематическая

композиция

«Чудо-яблоня»,

53-

54

Рисование на темы

«Гуси-лебеди»

«Гуси-Лебеди»

55-

56

Рисование на темы

«Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и

могучем богатыре князе

ГвидонеСалтановиче и

о прекрасной царевне

Лебеди»

Беседа по сказке: архитектурные сооружения, деревянные и

белокаменные постройки; костюм царя, царицы, царевны Лебе-

ди, князя Гвидона, бояр.

Практическая работа: моделирование пространства города в

сказке — составление объемной (макет) или плоскостной (ап-

пликация и красочное изображение) коллективной композиции

«Город князя Гвидона».

57-

58

59-

60

Рисование на темы

«Яблочко по блюдечку»,

русская народная сказка

Беседа

по

сказке «Яблочко

по

блюдечку», формирование

представлений о блюдечке как окне в мир, изучение композиции

в круге и ее особенностей, орнамента как части композиции.

61-

62

Рисование на темы

«Яблочко по блюдечку»,

русская народная сказка

Практическая работа: роспись сказочного блюдца — созда-

ние рисунка-фантазии «Что могла увидеть девица-красавица, ка-

тая яблочко по блюдечку?».

63-

64

Рисование на темы

«Аленький цветочек»

С. Аксакова

Беседа по сказке «Аленький цветочек». Экскурсия «Наблюде-

ние на улице за разнообразием цветов», рассказ о выражении

настроения в искусстве.

Практическая работа:

1. зарисовки с натуры (на пленэре) различных цветов и трав;

2. создание живописной композиции на тему сказочные цве-

ты.

65-

66

Рисование на темы

«Аленький цветочек»

С. Аксакова

67-

68

Оформление выставки и

обсуждение творческих

работ

Выбор наиболее интересных работ детей. Правила оформления

графических и живописных работ, аппликации. Принципы со-

здания экспозиции. Отчетная выставка творческих (индивиду-

альных и коллективных) работ.



В раздел образования