Автор: Суворова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: КОГОАУ "Гимназия г. Уржума"
Населённый пункт: Кировская область, г.Уржум
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа кружка внеурочной деятельности "Разноцветная палитра" 5-8 класс
Раздел: среднее образование
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия г.Уржума»
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности
«Разноцветная палитра»
(общекультурное направление)
5-8 класс
Составитель программы:
Суворова Т.Г, учитель изобразительного искусства
Уржум
Пояснительная записка
Программа кружка «Разноцветная палитра» 5-8 класс составлена на основе Федерального государственного об-
разовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов освоения основного общего об-
разования и с учетом авторских программ Н. В. Гросул «Изобразительное творчество», О.И. Радомская «Волшебный
мир народного творчества» опубликованных в числе примерных программ дополнительного образования и рекомендо-
ванных Министерством образования и науки РФ.
Цель программы:обучение детей и подростков основам изобразительной грамоты, развитиеих художественно-
творческих способностей с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятель-
ностью.
Задачи программы:
1.
Изобразительное развитие и формирование изобразительных навыков ребенка;
2.
Активизация творческой инициативы, воображения и фантазии;
3.
Обогащение эмоционально-образной структуры личности и формирование эстетического отношения к окружаю-
щему миру;
4.
Воспитание любви и бережного отношения к природе и потребности в художественной организации своего жиз-
ненного пространства;
5.
Формирование навыков и умений работать в коллективе и определять свою роль в коллективном творческом про-
цессе.
Программа рассчитана на учащихся 5-8 класса (возраст детей от 11 до 14 лет). Набор свободный. Состав группы по-
стоянный. Режим занятий: занятия по 2 часа в неделю.
Срок реализации 1 год (68 часов в год). Уровень ознакомительный, направлен на первичное знакомство с изобрази-
тельным искусством, приобретением основных навыков рисования, применения различных техник и приемов.
Форма представления результатов реализации программы: творческая работа, отчетная выставка творческих (индиви-
дуальных и коллективных) работ.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности программы
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера;
осмысленное и эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искус-
ства;
способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструмен-
тами;
овладение средствами художественного изображения;
развитие способности наблюдать реальный мир, воспринимать, анализировать и структурировать визуальный
образ на основе его эмоционально - нравственной оценки;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старше-
го и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследователь-
ской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы дей-
ствий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяю-
щейся ситуацией;
умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
способность уважительно относиться к искусству и культуре своей родины и культуре других народов;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; рабо-
тать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования пози-
ций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в
различных учебных и жизненных ситуациях;
умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
развитие художественно- образного мышления, фантазии, визуальной памяти;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникатив-
ной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Содержание курса с внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности
№
п.п
Тема занятия
Содержание
Виды деятельности
обучающихся
Как прекрасен этот мир. Рисование с натуры, по памяти, представлению
1-2
Вводное занятие
«Чему я научусь»
Беседа о планах
на год. Просмотр лучших работ из фонда.
Организация рабочего места. Техника безопасности.
Диагностическая
работа
3-4
Графика
Рассказ
о
языке
выразительности
графики,
использование
знакомых приёмов работы при выполнении творческих заданий
на передачу перспективы.
Практическая работа: Графический рисунок «Моя улица».
Художественное
творчество
5-6
Тоновые отношения в
графике
Рассказ о средствах выразительности графики: линия, пятно,
ритм, контраст, тон, тональные отношения, фактура.
Практическая работа: упражнения на зарисовку геометри-
ческих фигур с передачей светотени. Творческое задание: «За-
жглись фонари».
Художественное
творчество
7-8
Пейзаж в графике
Рассказ о возможностях графических материалов (уголь, сан-
гина, пастель, ручка, карандаши, тушь, перо). Передача состоя-
ния природы. Применение в рисунке выразительных средств
Художественное
творчество
графики.
Практическая работа: Изображение природы в различных
состояниях
(гроза,
туман,
дождик,
ветер,
ясный
солнечный
день) средствами графики.
9-10
Живопись. Цветовой
круг
Рассказ о цветоведении.
Цветовой круг, основные, состав-
ные, дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические
цвета. Цветовая шкала с разными оттенками цвета.
Практическая работа: Выполнить рисунок в одной цветовой
гамме (Шоколадный дворец, Осенний букет, Розовая страна и
т.д.).
Художественное
творчество
11-
12
Пейзаж «Золотая
осень»
Рассказ о видах и правилах изображения пейзажа. Воздушная
и линейная перспектива, многоплановость, композиция и линия
горизонта, изображение пространства.
Беседа по картинам художников-пейзажистов.
Практическая работа: Изобразить осенний пейзаж. Матери-
ал – гуашь.
Художественное
творчество
13-
14
Натюрморт
Рассказ о жанре «Натюрморт». Освещение и тоновые отно-
шения в натюрморте. Техника «гризайль»
Практическая работа: изображение простых по форме пред-
метов с драпировкой одним цветом с передачей светотени (в
технике «гризайль»).
Художественное
творчество
15-
16
Славный урожай
Беседа по картинам художников изображающих натюрморты.
Понятия: светлота цвета, светотень, тень, блик.
Задание:
Выполнить
живописный
натюрморт
с
овощами
фруктами.
Художественное
творчество
Искусство вокруг нас
17-
18
Рисование головы че-
ловека
Рассказ с демонстрацией изображения конструкции головы
человека.
Практическая работа: Изображение головы человека с уче-
Художественное
творчество
том пропорций
19-
22
Портретные изображе-
ния романтических ге-
роев — персонажей
любимых литератур-
ных произведений.
Выбор одно произведения и его иллюстрирование. («Алые
паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана
Гранта» Ж. Верна и т.д.)
Практическая работа: выполнение портретов любимых ли-
тературных героев.
Художественное
творчество
23-
24
Исторический костюм
Беседа об истории костюма.
Практическая работа: Зарисовки необходимых деталей ко-
стюма для дальнейшей работы над коллективной композицией.
Художественное
творчество
25-
26
Иллюстрирование ли-
тературных произведе-
ний
Беседа и изучение выбранных произведений. Сбор материа-
ла по истории костюма.
Практическая работа: Графическое изображение историческо-
го костюма в соответствии с эпохой литературного произведе-
ния.
Художественное
творчество
27-
28
Пропорции фигуры че-
ловека
Рассказ о пропорциях фигуры человека.
Практическая работа: изображение фигура человека разно-
го возраста.
Художественное
творчество
29-
32
Изображение фигур
персонажей выбранно-
го литературного
произведения.
Практическая работа: изображение в цвете фигур людей,
можно выполнить работу в технике аппликации.
Художественное
творчество
33-
36
Пейзаж, иллюстрирую-
щий атмосферу собы-
тий, происходящих в
выбранном литератур-
ном произведении
Рассказ о виде искусства - архитектуре. Стили архитектуры.
Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры.
Практическая работа: изображение на большом листе (А2)
пейзажа с обязательным включением в него архитектуры; мож-
но выполнить работу в технике аппликации.
Художественное
творчество
37-
38
Создание коллективной
работы.
Рассказ о композиции. Законы композиции. Композиционное
размещение на листе элементов работы.
Практическая работа: вырезание фигур персонажей с по-
Художественное
творчество
следующим размещением их в композиции панно.
Декоративное рисование
39-
40
Узор из цветочных
мотивов
Беседа о понятии «стилизация». Декоративная переработка
природной формы.
Практическая
работа: Составление
узора
по
цветочным
мотивам черной гелевой ручкой
Художественное
творчество
41-
42
Пейзаж в графической
технике граттажа.
Рассказ о технике «Граттаж». Этапы подготовки бумаги для
выполнения работы в технике граттажа (воскографии).
Практическая работа: Подготовка листа бумаги в технике
«Граттаж», работа над эскизами.
Художественное
творчество
43-
46
Пейзаж в графической
технике граттажа.
Практическая
работа:
Выполнение
пейзажа
в
технике
«Граттаж»
Художественное
творчество
47-
48
Декоративный
натюр-
морт
Беседа по картинам натюрмортов русских и западноевропей-
ских художников. Составление и постановка натюрморта. По-
нятие «декоративный натюрморт».
Практическая работа: изображение на листе большого фор-
мата летнего декоративного натюрморта с натуры.
Художественное
творчество
49-
50
Декоративный
натюр-
морт
Художественное
творчество
В мире сказок
51-
52
Рисование на темы
«Гуси-лебеди»
Беседа о разнообразии мира птиц, рассказ о диких и домаш-
них
птицах,
рассматривание
иллюстраций
с
изображением
птиц, игра «Летят Гуси-лебеди; выявление отличий разных по-
род деревьев, сказочных и реалистических изображений ябло-
ни.
Практическая работа:
1. выполнение зарисовок деревьев на пленэре
2.
коллективная
тематическая
композиция
«Чудо-яблоня»,
«Гуси-Лебеди»
Познавательная дея-
тельность
Игра
53-
54
Рисование на темы
«Гуси-лебеди»
Художественное
творчество
55-
56
Рисование на темы
«Сказка о царе Салта-
Беседа по сказке: архитектурные сооружения, деревянные и
белокаменные постройки; костюм царя, царицы, царевны Лебе-
Познавательная дея-
тельность
не, о сыне его славном
и могучем богатыре
князе ГвидонеСалтано-
виче и о прекрасной
царевне Лебеди»
ди, князя Гвидона, бояр.
Практическая работа: моделирование пространства города
в сказке — составление объемной (макет) или плоскостной (ап-
пликация и красочное изображение) коллективной композиции
«Город князя Гвидона».
57-
58
Художественное
творчество
59-
60
Рисование на темы
«Яблочко по блюдеч-
ку», русская народная
сказка
Беседа
по
сказке «Яблочко
по
блюдечку», формирование
представлений о блюдечке как окне в мир, изучение компози-
ции в круге и ее особенностей, орнамента как части компози-
ции.
Познавательная дея-
тельность
61-
62
Рисование на темы
«Яблочко по блюдеч-
ку», русская народная
сказка
Практическая работа: роспись сказочного блюдца — созда-
ние рисунка-фантазии «Что могла увидеть девица-красавица,
катая яблочко по блюдечку?».
Художественное
творчество
63-
64
Рисование на темы
«Аленький цветочек»
С. Аксакова
Беседа по сказке «Аленький цветочек». Экскурсия «Наблюде-
ние на улице за разнообразием цветов», рассказ о выражении
настроения в искусстве.
Практическая работа:
1. зарисовки с натуры (на пленэре) различных цветов и трав;
2. создание живописной композиции на тему сказочные цве-
ты.
Художественное
творчество
65-
66
Рисование на темы
«Аленький цветочек»
С. Аксакова
Художественное
творчество
67-
68
Оформление выставки
и обсуждение творче-
ских работ
Выбор наиболее интересных работ детей. Правила оформле-
ния графических и живописных работ, аппликации. Принципы
создания экспозиции. Отчетная выставка творческих (индиви-
дуальных и коллективных) работ.
Художественное
творчество
Тематическое планирование
№
п/
п
Темы
Количество ча-
сов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
1
2
3
4
5
Как прекрасен этот мир. Рисование с натуры, по памяти,
представлению
16
6
10
1
Вводное занятие «Чему я научусь»
2
2
0
2
Графика
2
1
1
3
Тоновые отношения в графике
2
1
1
4
Пейзаж в графике
2
1
1
5
Живопись. Цветовой круг
2
1
1
7
Пейзаж «Золотая осень»
2
0
2
8
Натюрморт
2
0
2
9
Натюрморт в живописи
2
0
2
Искусство вокруг нас
20
4
16
10
Портретные изображения романтических героев — персона-
жей любимых литературных произведений
6
1
5
11
Исторический костюм, архитектура, светский и военный ан-
тураж того времени, в котором жили герои иллюстрируемых
произведений
4
1
3
12
Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходя-
щих в выбранном литературном произведении
4
1
3
13
Изображение фигур персонажей выбранного литературного
произведения
4
1
3
14
Создание коллективной работы
2
0
2
Декоративное рисование
12
1
11
15
Узор из цветочных мотивов
2
0
2
16
Пейзаж в графической технике граттажа
6
1
5
17
Декоративный натюрморт
4
0
4
В мире сказок
16
4
12
17
Рисование на темы «Гуси – лебеди»
4
1
3
18
Рисование на темы «Сказка о царе Салтане,
о сыне его
славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»
4
1
3
19
Рисование на темы «Яблочко по блюдечку»
4
1
3
20
Рисование на темы «Аленький цветочек»»
4
1
3
Оформление выставки и обсуждение творческих работ
2
1
1
И т о г о
68
16
52
Календарно-тематический планирован
№
п.п
Тема занятия
Содержание
Дата
план
факт
Как прекрасен этот мир. Рисование с натуры, по памяти, представлению
1-2
Вводное занятие
«Чему я научусь»
Беседа о планах
на год. Просмотр лучших работ из фонда. Ор-
ганизация рабочего места. Техника безопасности.
3-4
Графика
Рассказ
о
языке
выразительности
графики,
использование
знакомых приёмов работы при выполнении творческих заданий
на передачу перспективы.
Практическая работа: Графический рисунок «Моя улица».
5-6
Тоновые отношения в
графике
Рассказ о средствах выразительности графики: линия, пятно,
ритм, контраст, тон, тональные отношения, фактура.
Практическая работа: упражнения на зарисовку геометриче-
ских фигур с передачей светотени. Творческое задание: «За-
жглись фонари».
7-8
Пейзаж в графике
Рассказ о возможностях графических материалов (уголь, сан-
гина, пастель, ручка, карандаши, тушь, перо). Передача состоя-
ния природы. Применение в рисунке выразительных средств
графики.
Практическая работа: Изображение природы в различных
состояниях (гроза, туман, дождик, ветер, ясный солнечный день)
средствами графики.
9-
10
Живопись. Цветовой
круг
Рассказ о цветоведении. Цветовой круг, основные, составные,
дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета.
Цветовая шкала с разными оттенками цвета.
Практическая работа: Выполнить рисунок в одной цветовой
гамме (Шоколадный дворец, Осенний букет, Розовая страна и
т.д.).
11-
12
Пейзаж «Золотая осень»
Рассказ о видах и правилах изображения пейзажа. Воздушная
и линейная перспектива, многоплановость, композиция и линия
горизонта, изображение пространства.
Беседа по картинам художников-пейзажистов.
Практическая работа: Изобразить осенний пейзаж. Матери-
ал – гуашь.
13-
14
Натюрморт
Рассказ о жанре «Натюрморт». Освещение и тоновые отноше-
ния в натюрморте. Техника «гризайль»
Практическая работа: изображение простых по форме пред-
метов с драпировкой одним цветом с передачей светотени (в
технике «гризайль»).
15-
16
Славный урожай
Беседа по картинам художников изображающих натюрморты.
Понятия: светлота цвета, светотень, тень, блик.
Задание:
Выполнить
живописный
натюрморт
с
овощами
фруктами.
Искусство вокруг нас
17-
18
Рисование головы чело-
века
Рассказ с демонстрацией изображения конструкции головы
человека.
Практическая работа: Изображение головы человека с уче-
том пропорций
19-
22
Портретные изображе-
ния романтических ге-
роев — персонажей лю-
бимых литературных
произведений.
Выбор одно произведения и его иллюстрирование. («Алые
паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана
Гранта» Ж. Верна и т.д.)
Практическая работа: выполнение портретов любимых ли-
тературных героев.
23-
24
Исторический костюм
Беседа об истории костюма.
Практическая работа: Зарисовки необходимых деталей ко-
стюма для дальнейшей работы над коллективной композицией.
25-
26
Иллюстрирование ли-
тературных произведе-
ний
Беседа и изучение выбранных произведений. Сбор материа-
ла по истории костюма.
Практическая работа: Графическое изображение историческо-
го костюма в соответствии с эпохой литературного произведе-
ния.
27-
28
Пропорции фигуры че-
ловека
Рассказ о пропорциях фигуры человека.
Практическая работа: изображение фигура человека разного
возраста.
29-
32
Изображение фигур
персонажей выбранного
литературного произве-
дения.
Практическая работа: изображение в цвете фигур людей,
можно выполнить работу в технике аппликации.
33-
36
Пейзаж, иллюстрирую-
щий атмосферу собы-
тий, происходящих в
выбранном литератур-
Рассказ о виде искусства - архитектуре. Стили архитектуры.
Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры.
Практическая работа: изображение на большом листе (А2)
пейзажа с обязательным включением в него архитектуры; мож-
ном произведении
но выполнить работу в технике аппликации.
37-
38
Создание
коллективной
работы.
Рассказ о композиции. Законы композиции. Композиционное
размещение на листе элементов работы.
Практическая работа: вырезание фигур персонажей с по-
следующим размещением их в композиции панно.
Декоративное рисование
39-
40
Узор из цветочных
мотивов
Беседа о понятии «стилизация». Декоративная переработка
природной формы.
Практическая
работа: Составление
узора
по
цветочным
мотивам черной гелевой ручкой
41-
42
Пейзаж
в
графической
технике граттажа.
Рассказ о технике «Граттаж». Этапы подготовки бумаги для
выполнения работы в технике граттажа (воскографии).
Практическая работа: Подготовка листа бумаги в технике
«Граттаж», работа над эскизами.
43-
46
Пейзаж
в
графической
технике граттажа.
Практическая работа: Выполнение пейзажа в технике «Грат-
таж»
47-
48
Декоративный
натюр-
морт
Беседа по картинам натюрмортов русских и западноевропей-
ских художников. Составление и постановка натюрморта. Поня-
тие «декоративный натюрморт».
Практическая работа: изображение на листе большого фор-
мата летнего декоративного натюрморта с натуры.
49-
50
Декоративный
натюр-
морт
В мире сказок
51-
52
Рисование на темы
«Гуси-лебеди»
Беседа о разнообразии мира птиц, рассказ о диких и домаш-
них птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц,
игра «Летят Гуси-лебеди; выявление отличий разных пород де-
ревьев, сказочных и реалистических изображений яблони.
Практическая работа:
1. выполнение зарисовок деревьев на пленэре
2.
коллективная
тематическая
композиция
«Чудо-яблоня»,
53-
54
Рисование на темы
«Гуси-лебеди»
«Гуси-Лебеди»
55-
56
Рисование на темы
«Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и
могучем богатыре князе
ГвидонеСалтановиче и
о прекрасной царевне
Лебеди»
Беседа по сказке: архитектурные сооружения, деревянные и
белокаменные постройки; костюм царя, царицы, царевны Лебе-
ди, князя Гвидона, бояр.
Практическая работа: моделирование пространства города в
сказке — составление объемной (макет) или плоскостной (ап-
пликация и красочное изображение) коллективной композиции
«Город князя Гвидона».
57-
58
59-
60
Рисование на темы
«Яблочко по блюдечку»,
русская народная сказка
Беседа
по
сказке «Яблочко
по
блюдечку», формирование
представлений о блюдечке как окне в мир, изучение композиции
в круге и ее особенностей, орнамента как части композиции.
61-
62
Рисование на темы
«Яблочко по блюдечку»,
русская народная сказка
Практическая работа: роспись сказочного блюдца — созда-
ние рисунка-фантазии «Что могла увидеть девица-красавица, ка-
тая яблочко по блюдечку?».
63-
64
Рисование на темы
«Аленький цветочек»
С. Аксакова
Беседа по сказке «Аленький цветочек». Экскурсия «Наблюде-
ние на улице за разнообразием цветов», рассказ о выражении
настроения в искусстве.
Практическая работа:
1. зарисовки с натуры (на пленэре) различных цветов и трав;
2. создание живописной композиции на тему сказочные цве-
ты.
65-
66
Рисование на темы
«Аленький цветочек»
С. Аксакова
67-
68
Оформление выставки и
обсуждение творческих
работ
Выбор наиболее интересных работ детей. Правила оформления
графических и живописных работ, аппликации. Принципы со-
здания экспозиции. Отчетная выставка творческих (индивиду-
альных и коллективных) работ.