Напоминание

"Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка."


Автор: Гидиятулина Тайфа Фуатовна
Должность: преподаватель музыкального отделения
Учебное заведение: МБО ДО " Арская детская школа искусств"
Населённый пункт: РТ, г. Арск
Наименование материала: статья
Тема: "Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Гидиятулина Тайфа Фуатовна

МБО ДО «Арская детская школа искусств»,

преподаватель

РТ. г. Арск

Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка.

Подростковый возраст является самым благоприятным для воспитания и

развития духовной культуры. Подросткам свойственно стремление проявлять

себя в активной деятельности. Это выражается, в частности в потребности

участвовать

различных

музыкальных

коллективах-оркестрах,

ансамблях,

хорах.

Хоровое

исполнительство

-

важный

путь

активизации

подростка,

раскрытия

творческих

сторон

его

личности,

мировоззренческой,

интеллектуальной, эстетической и эмоциональной. Коллективное творческое

исполнительство ведет к увеличению устойчивости музыкальных интересов

и

потребностей

к

обогащению

их.

Удовольствие,

которое

доставляет

подростку

осознанное

исполнительство,

отличается

от

удовольствия,

получаемого при простом домашнем музицировании. Исполняя произведение

в

коллективе,

участники

хора

вместе

с

руководителем

как

бы

вновь

коллективно

«творят»,

находят

ключ

к

«открытию»

художественных

достоинств в нем, углубляется смысл и эстетическая ценность его.

Одна

из

ведущих

задач

детского

хорового

исполнительства

сделать

музыкальное искусство постоянной потребностью подростка, предметом его

увлечения и глубокого интереса.

Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, оно

активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность,

воспитывает

память,

чувства,

вкус,

артистичность,

выразительность,

эмоциональность у старших школьников.

Хоровое

пение-

это

не

«натаскивание»,

не

вызубривание

хоровой

партитуры,

не

слепое

выполнение

воли

дирижера,

а

прочувствование

и

понимание художественной сущности произведения, внутреннее согласие с

замыслом и исполнительским планом дирижера.

Непосредственность, наивность, способность детей удивляться являются

важнейшими

факторами

выразительного

исполнительства,

постоянного

открывания

нового

в

искусстве

для

себя

и

для

других.

Способностью

удивляться должен обладать и дирижер-хормейстер. Это свойство психики

развивает воображение. Воображение развивает мыслительные способности,

воспитывает

культуру

видения,

слушания,

расширяет

представления

и

понятия.

Воображение

помогает

не

только

понять

главную

мысль

в

произведении, но и выразить ее в своем исполнении.

Исполнительство с одной стороны развивает и обогащает музыкально-

теоретические

знания,

представление,

удовлетворяет

музыкальные

потребности и интересы самих подростков-исполнителей, с другой- решает

задачу

общения

со

слушательской

аудиторией,

для

которой

оно

должно

открыть произведение.

Хоровое исполнительство является действенным средством для развития

воображения, преодоления стеснительности, скованности. Исполнительство

целиком исходит из репертуара, который является базисом формирующим

музыкальные интересы, вкус, потребности. От того, что поют дети, зависит

их уровень музыкальной культуры, их духовные интересы и потребности.

При подборе репертуара для хора всегда учитывается принцип единства

воспитания и обучения, соблюдаются основные педагогические принципы

обучения: систематичность, последовательность от простого к сложному, от

близкого к далекому.

Репертуар хора должен быть разнообразным по характеру, охватывать

произведения самых разных стилей.

Приобщение подростков к народной музыке весьма полезно влияет на

развитие художественного вкуса. Слияние с природой фольклора, с чистой

искренностью мелодического начала в умелой обработке ведет к познанию

особенностей музыкальных культур и традиций различных народов.

Эффективный

результат

в

деятельности

хорового

коллектива

дает

постоянное изучение его особенностей, наблюдение за психологическим и

физиологическим

развитием

каждого

ученика.

Для

этого

необходимо

поддерживать тесную связь со школой, с классными руководителями. Только

в

сплоченном

коллективе

могут

быть

созданы

настоящие

творческие

возможности как для развития хорового исполнительства вообще, так и для

удовлетворения музыкально-эстетических и этических потребностей каждого

хориста

в

отдельности,

что

и

является

важнейшей

предпосылкой

для

духовного обогащения подростка-школьника.



В раздел образования