Автор: Авдеева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ №52
Населённый пункт: г. Нерюнгри Саха Якутия
Наименование материала: рекомендации
Тема: "Здоровьесберегающие технологии, как часть непосредственной образовательной деятельности в работе с детьми с ЗПР".
Раздел: дошкольное образование
«Здоровьесберегающие технологии, как часть непосредственной образовательной
деятельности в работе с детьми с ЗПР».
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной
деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями в развитии. Им
свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и
истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т.
д. Поэтому логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и
другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только речевой дефект,
но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет
использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют
ещё и лечебной.
Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы
педагогами в своей работе:
Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для
всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для
глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую
атмосферу, снижающую напряжение.
Ритмопластика – эти музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом
деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет
развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы,
которые лежат в их основе.
Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в
сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие
координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию
психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате
– малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры
подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и
целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно
использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со
стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения
работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда
движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики
подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная
взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого
дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно
влияет на развитие интеллекта. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной
системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и
совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный
материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки.
Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует
нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также
продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на
звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает
сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и
жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и
после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на
организм человека комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы,
играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует
восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной
системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и
позвоночника.
Гимнастика бодрящая. Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает
мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение.
Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную
приятную музыку. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения
различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий
бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий
ДОУ. Оказывает закаливающий эффект.
Гимнастика корригирующая. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для
укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на
сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног,
туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с
заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия),
коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж.
Коррекционные технологии
Арттерапия
лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от
неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма.
Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
Технологии
музыкального
воздействия
используются в качестве вспомогательного средства как часть других
технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального
настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях
Сказкотерапия
она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и
счастье», переходящее от одного поколения к другому и не
утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые
представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и
безобразном, нравственном и безнравственном
Технологии воздействия
цветом
необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ.
Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают
эмоциональный настрой ребенка
Психогимнастика
снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении
изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции,
движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение
ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с
чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью,
вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера,
легкими задержками психического развития и другими нервно-
психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и
болезни.
Фонетическая ритмика
цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений. Таким
образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий
имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка
стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и
неосложненное развитие.
Создавая условия для оптимального физического и нервно-психического развития в период
пребывания ребёнка в детском саду, используя современные здоровье сберегающие технологии в
течение всего дня обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.