Авторы: Глаголева Ольга Алексеевна, Колкова Елена Геннадьевна
Должность: учитель-логопед и воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 98"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Златоуст
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нетрадиционная методика -литотерапия в коррекционной работе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционная методика -литотерапия в коррекционной работе с
детьми.
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) –
лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная
методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком
понимании, литотерапия это любое использование природных
минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью
воздействия на организм человека.
Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с
общим недоразвитием речи, наблюдаются нарушения
эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений,
низкий уровень развития мелкой моторики рук.
В логопедии, в коррекционной работе можно использовать
элементы литотерапии, стоун – массаж, т.е. массаж натуральными
камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на
речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они
должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед
использованием камни желательно согреть (например, на солнце).
Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т.к. тепло
камней улучшит кровообращение.
В своей работе мы решили использовать элементы литотерапии на
занятиях и в свободной деятельности. А именно:
-перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру,
выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и
самостоятельно;
-в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на
песке, закапывание камней в песок);
-самомассаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках,
перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев
камешками);
-логопедические игры с использованием камней.
«Математические камни»
Цель: развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику
пальцев рук, устный счет, умение соотносить количество с цифрой.
Правила игры: В этой игре задача ребенка узнать цифру на
карточке и выложить на пустом игровом поле соответствующее
количество камешков.
«Художник»
Цель: развивать моторику пальцев рук, ловкость, подвижность
пальцев, воображение, усидчивость, детское творчество,
способствовать развитию самостоятельности в работе.
Правила игры: Дети учатся выкладывать камешки по рисункам -
образцам: грибок, домик, кораблик. А затем проводится
выкладывание по замыслу детей, применяется самостоятельное
придумывание узоров.
"Крестики - нолики"
Цель игры: развивать внимание, память, обучение различать такие
понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
Правила игры: Необходимо выстроить ряд камешков "Х" и "О" по
диагонали, по вертикали или по горизонтали.
"Песочные узоры" « Найди клад»
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения,
интерес ребенка к экспериментальной деятельности.
Игровое задание: Выложи узор на песке, найди спрятанную
игрушку, предмет.
«Звуковой анализ слова»
Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять навык звукового
анализа слова.
Игровое задание: Выложи с помощью камней звуковой анализ.