Автор: Черткоти Нестан Сергеевна
Должность: старший преподаватель гбоу во согпи руководитель детского хора "радуга"
Учебное заведение: МБОУ гимназия №45 им. Ж. Дюмезиля
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: конспект хорового занятия
Тема: Осетинская народная шуточная песня "Цола"
Раздел: среднее профессиональное
Конспект хорового занятия
Осетинская народная песня шуточная песня «Цола»
Цель:
1.
Познакомить
учащихся
с
песенным
творчеством
осетинского
народа.
Рассказать об особенностях осетинской народной песни. Дать сведения о
ведущих жанрах осетинского песенного творчества.
Задачи:
обучающие –
1.
обучать приобретению интонационных навыков;
2.
формировать навыки певческого дыхания;
развивающие –
1.
развивать эмоционально-образную сферу учащихся;
2.
приобретать навыки коллективного музицирования;
воспитывающие –
1.
воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у
обучающихся;
2.
обогащать музыкальный кругозор обучающихся;
3.
воспитывать музыкально-художественный вкус.
Методы реализации поставленных задач:
словесный;
наглядный;
практический.
Приемы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный.
Этап обучения: начальный.
План:
1.
Организационный момент.
2.
Распевки, упражнения.
3.
Вступительное слово.
4.
Работа над хоровым произведением.
5.
Итог занятия.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие
детей,
настрой
на
продуктивную
работу
на
хоровом
занятии.
Распевки, упражнения.
1
Пение на одной ноте и по звукам тонического трезвучия слогов ма-мэ-
ми-мо-му; да-дэ-ди-до-ду. Гласные звуки формируются округло («купол во
рту», высокое нёбо). (Упражнение выполняется по полутонам вверх от ля 1
до соль 2 октавы)..
Упражнение на артикуляцию. Клара у Карла украла кораллы.
Вступительное слово.
Осетинская
народная
музыка,
представленная
песнями,
эпическими
сказаниями, а также инструментальными наигрышами и развивалась как
искусство устной традиции. В осетинской народной песне бытуют жанры:
историко-героические,
трудовые,
застольные,
лирические,
шуточные,
колыбельные, обрядовые. В свою очередь, обрядовые делятся на свадебные,
охотничьи, песни плачи и причитания, врачевальные и т.д. Как правило,
песни
исполняются
мужским
хором:
солист-запевала
ведёт
основную
мелодию, остальные подпевают ему. Ведущим жанром является историко-
героическая песня.
Осетинская
народная
песня
«Цола»,
относится
к
жанру
шуточной
бытовой песне, которая имеет и воспитательное значение. В ней говориться о
ленивом парне-грязнуле, который ничего не хочет, кроме еды.
Работа над хоровым произведением.
Разучивание первого куплета с каждым голосом отдельно со словами,
в
медленном
темпе. Работа
над
чистотой
интонации
в
каждом
голосе,
отработка скачков вне ритма по руке, с использованием различных методов и
приёмов, работа над нисходящим ходом параллельными терциями. Следует
внимательно поработать над ритмическим рисунком (пунктирным ритмом) в
медленном
темпе,
так-как
в
быстром
концертном
темпе
он
может
представлять трудность в исполнении. Все время обращать внимание детей
на то, чтобы в процессе пения они слушали себя и других, добивались
чистого унисона и ритмического ансамбля. Если ребята справились с этой
задачей, то можно соединить оба голоса в медленном темпе, слушая чистоту
интервалов, заставляя детей прислушиваться друг к другу, следует пропевать
параллельные терции вне ритма по руке вверх и вниз.
2
Также следует обратить внимание на дикцию в произведении, здесь она
будет
мелкая,
так
как
произведение
шуточного,
веселого
характера
и
исполняется
в
быстром
темпе.
Осетинский
язык
всегда
представляет
трудность
в
исполнении,
поэтому
следует
обратить
внимание
на
его
специфику при работе с детьми.
Итог занятия:
Цели и задачи выполнены, все что было запланировано - выполнила.
Оценка методиста
5 (отлично)
3