Автор: Никишина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Улыбка"
Населённый пункт: с. Павловск, Павловский район, Алтайский край
Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: "Особенности готовности ребенка к школе"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
родительского собрания
в подготовительной группе
«Особенности готовности ребенка к школе»
Собрание проводит воспитатель:
Никишина Л. А.
Цели собрания:
1.Дать представление о понятии «Готовность к школе».
2.Предоставить родителям возможность учесть разные слагаемые готовности
к школе.
3. Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.
Вводная часть.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Дети растут быстро. Казалось бы, только вчера вы переживали за своего
малыша, впервые отводя его в ясли, на пороге уже новые испытания – школа.
Как сделать, чтобы ребенок быстро и безболезненно адаптировался к новым
условиям? В чем заключается психологическая подготовка первоклассников?
Я
хочу
начать
своё
выступление
с
цитаты
великого
педагога
Я.
А.
Каменского, основоположника научной педагогики 16 века. Но эта цитата
актуальна и в наше время
«…Молодые деревца легче заставить расти
так или иначе, чем взрослое дерево; таким же образом гораздо скорее
можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни,
чем впоследствии».
Данная цитата взята из произведения «Материнская
школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет». Одна
из глав (XII) посвящена именно подготовке детей к школе. Именно такие
молодые деревца, юные дарования ,скоро пойдут в школу.
О б
э т о м
м ы
и п о г о в о р и м
с е г о д н я .
Большинство
детей,
как
правило,
развиваются
неравномерно.
И
часто
родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в
этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше
или позже? Одни говорят "чем раньше начнешь, тем легче будет", а другие
утверждают "не стоит лишать ребенка детства". Кто же прав? Вообще тут нет
общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и
от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником…
Многих родителей волнует вопрос, «так в чём же состоит эта готовность, что
главное?»
Предлагаю
Вам
несколько
факторов,
подготовки
и
адаптации
ребёнка
к
школе,
выберите
из
них
3,
на
ваш
взгляд
самых
важных
и
обоснуйте свой выбор.
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение считать и читать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8.
Инициатива,
воля
и
способность
действовать
самостоятельно.
(Необходимо
обратить
внимание,
какие
факторы
получили
приоритет,
обсудить, насколько он оправдан в свободной дискуссии с родителями.)
Основная часть.
-А
теперь
давайте
попробуем
выделить
самые
главные
составляющие
готовности детей к школе, без которых полноценный процесс обучения не
может быть осуществим, это:
физиологическая готовность к обучению;
психологическая готовность к школьному обучению;
социальная (личностная) готовность к обучению в школе.
Физиологическую готовность к школе оценивают медики (часто болеющие
дети, физически ослабленные даже при наличии высокого уровня развития
умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении).
Традиционно
выделяются
три
аспекта
школьной
зрелости:
интеллектуальный, эмоциональный и социальный
1.Эмоциональная
готовность, (мотивация
к
обучению,
умение
сосредоточиться, управление эмоциями)
2.Интеллектуальная
готовность (способность к концентрации внимания,
умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
3.Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в
коллективе, способность обучаться)
Сейчас мы разберём каждый пункт подробнее.
Эмоциональная готовность.
Очень
важно
сформировать
у
ребенка
эмоциональную
мотивационную
готовность т.к. зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель
ранца,
человек,
который
общается
со
сверстниками
и
жизнь
которого
занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе красивую картинку
школьной жизни, идеализируя школу. Когда же им задаёшь вопрос: «Зачем ты
идешь в школу?». Ребенок не знает ответа. Задача взрослых заключается в
том,
чтобы
сформировать
у
ребёнка
к
моменту
поступления
в
школу
психологические черты, присущие школьнику . Это такие предпосылки как,
желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это
желание
проявляется
к
концу
дошкольного
возраста
у
подавляющего
большинства детей.
Интеллектуальная готовность.
Психологическую
готовность
ребенка
к
школе
предполагает
также
и
развитый интеллектуальный компонент. В рамках этого компонента важно
развитие познавательных процессов, и именно на их оценку направлены
задания,
которые
предлагаются
будущему
первокласснику:
на
умение
сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. ...В
принципе
то
интеллектуальное
развитие,
которое
получает
ребенок
с
рождения, как в семье, так и в детском садике на занятиях и в играх, те
сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки,
для подготовки к началу обучения в обычной школе, в общем достаточны.
Любой ребенок к окончанию детского сада, как правило, умеет считать до
десяти,
знает
буквы,
может
в
какой-то
мере
пользоваться
логическим
мышлением. Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально,
можно
обсудить с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и
выяснить именно их конкретные требования. Кстати, если не отмахиваться от
вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от
вашей
окружающей
взрослой
жизни
-
подготовка
к
школе
будет
идти
естественно
и
без
напряжения.
Скажем,
если
вы
периодически
берете
ребенка с собой в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно
денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь
рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять
рублей
и
разрешит
купить
конфету
самостоятельно?
Какую
конфету
он
желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые
буковки?… Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении
читать,
считать,
делать
выбор
и
совершать
некоторые
самостоятельные
действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы
ребенок не просто выпаливал зазубренные названия чисел, а именно учился
ДУМАТЬ!
Девиз этого направления – «Я стремлюсь узнать!».
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с
другими
людьми,
в
частности
взрослыми,
принявшими
на
себя
роль
учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может
быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.
Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети
начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения
младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые
сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети
быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.
К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:
• умение слушать собеседника, не перебивая его;
• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
• пользоваться
словами,
характерными
для
вежливого
общения,
избегая
грубостей.
В
годы,
предшествующие
обучению
в
школе,
родителям
важно
создать
условия
для
общения
дошкольников
с
их
сверстниками.
Организация
различных
развлечений,
детских
праздников,
разнообразных
игр
должна
стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе,
уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.
Родители должны не только научить ребёнка слушать других, но и признавать
его право на собственное мнение.
И еще очень важный момент - то, как вы реагируете на своего ребенка, каким
вы его видите, как оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух,
просто необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны
в
его
возможностях.
Это
дает
сильный
толчок
для
формирования
самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для
самоутверждения в школе. Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь
даже
очень
маленький
положительный
момент
в
его
деятельности.
При
неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам
чувствует. Ребенка надо поддержать: «У тебя сейчас не получилось, но, если
ты попробуешь еще раз, то все получиться. Я в этом уверен».
Ситуация 1.
Мама
шестилетнего
Серёжи
тестирует
ребёнка
по
разным
методикам
«готовности к школе», берёт их из популярных педагогических изданий,
ставит собственный «диагноз» и получает результат – ребёнок к школе не
готов!
Тут
же
ребёнка
заваливают
разными
педагогическими
заданиями.
Несмотря
на
то,
что
в
детском
саду
ребёнок
обогащает
свой
опыт
на
занятиях, вечерами родители лично сидят с ним по нескольку часов и даже
наняли ему дорогостоящего репетитора…
Вопрос: Какой результат принесет такое старание родителей?
(ответы родителей)
Воспитатель: Да, во многом Вы правы, здесь затронут интеллектуальный
аспект подготовки, такая штурмовщина знаний дает немного (ребенок не в
состоянии воспринять такой мощный поток информации) он переутомляется,
интерес к школе пропадает.
Ситуация 2.
Иру воспитывала бабушка, так как родители очень много работали. Девочка
росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть
одна, и бабушке это очень нравилось.
Когда Ире исполнилось шесть лет, родители забрали её у бабушки. Иногда
мама просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд
задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же
ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!»
Вопрос: Как бы Вы чувствовали себя в роли ребёнка? Какой путь общения
выбрали бы на месте мамы?
(Ответы родителей и их обсуждение)
Воспитатель: Да, к сожалению, некоторые родители не принимают всерьёз,
насколько важна социальная готовность ребёнка к школе, раскрепощённость,
умение общаться. Если мама в нашем примере не изменит своих «
педагогических
методов»,
то при таком отношении результаты скажутся
быстро
- ребёнок будет с тревогой ждать первого школьного дня, ей не
захочется идти в школу.
Ситуация 3
За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно рассказывает её: «Мама, а
мы сегодня птичку клеили!»
Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.
Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!
Дима :Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
Вопросы:
В
чём
мама
допускает
ошибку?
(гаснет
интерес,
желание
делиться). Как бы Вы поступили на её месте
Заключительная часть.
Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?
Конкурс «Познавательный»
В этом конкурсе необходимо ответить на все вопросы правильно.
1. Сколько месяцев в году? (12)
2. Лошадь в детстве? (Жеребенок).
3. Дом автомобиля? (Гараж).
4. Прибор для глажки белья? (Утюг).
5. Номер телефона скорой помощи? (03).
6. Жгучая трава? (Крапива).
7. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать).
8. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной).
9. Когда дети идут в школу? (Осенью).
10. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)
11. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб).
12. Закончите пословицу «Сделал дело… » (Гуляй смело).
13. Сколько дней в неделе? (7)
14. Мама телёнка? (Корова).
15. Дом совы? (Дупло).
16. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина).
17. Номер телефона пожарных? (01).
18. Какой травой лечат раны? (Подорожник.)
19. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать).
20. Когда листья опадают? (Осенью).
Вывод: Вот видите, некоторые из вас волновались, не могли быстро ответить
на вопросы.
Так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому
не судите их за это строго, а разъясните и помогите «добыть» недостающие
знания.
Итак,
наша
встреча
подошла
к
концу.
Быть
может
наша
консультация
поможет
кому-то
избежать
серьёзных
ошибок
при
подготовке
ребёнка
к
такому важному этапу жизни, как обучение в школе. Всего Вам доброго!
Список литературы.
1. Белая К.Ю., Цапенко М.М. Родителям будущих первоклассников// Серия:
«Инструктивно-методическое
обеспечение
содержания
образования
в
Москве» / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова.-М.: Центр «Школьная книга»,
2007.-48с.
2. Будницкая И. И., КатаеваА. А. Ребёнок идёт в школу. - М.: Педагогика,
1985. – 160 с. – ( Б-ка для родителей).
3. Волков Б.С., Волкова Н. В.Задачи и упражнения по детской психологии.
4.Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л.в. Загик, В.М. Иванова.
- - М.: Просвещение, 1985. – 96с.