. И.З.Суриков "Детство". Сравнение поэтического и прозаического текстов
Автор: Тимина Ольга Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №17" Населённый пункт: г. Королев Наименование материала: конспект урока Тема: . И.З.Суриков "Детство". Сравнение поэтического и прозаического текстов Раздел: начальное образование
Цели
:
1.
познакомить обучающихся со стихотворением И.
Сурикова «Детство»;
2.
понимать настроение поэта;
3.
развивать умение анализировать текст, выделять
главное;
4.
обучать выразительному чтению стихов;
5.
развитие мышления, субъектности и
самостоятельности;
6.
формировать умение сравнивать поэтический и
прозаический тексты по теме, воспитывать любовь к
малой родине;
7.
уважение к старшим членам семьи.
Планируемые результаты:
предметные:
1. использование различных видов чтения (изучающее,
выборочное, поисковое),
2. умения различать стихотворный и прозаический
тексты,
3. осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении,
4. давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев
;
метапредметные
:
регулятивные - формирование учебной задачи урока
исходя из анализа материала учебника в совместной
деятельности, планирование вместе с учителем
деятельности по изучению темы урока, оценивание своей
работы на уроке;
познавательные
– анализ текста, выделение в нём главной
мысли;
коммуникативные
–
обсуждение в паре ответов на вопросы,
доказательство своей точки зрения;
личностные
–
проявлять интерес к изучению темы;
воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю,
народ.
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Проверка Д.З
3. Работа по теме.
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня
знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие:
каждый работает сам, ни в коемслучае не выкрикиваем ответ, даём всем
возможность поразмыслить. Кто догадается - поднимет зелёный светофорчик.
3.
2.
1.
Р
К
О
4.
____________________________________________________________
1 . Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
3. Что можно увидеть с закрыты-
ми глазами?
4 . Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)
4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством
И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать,
сопереживать герою стихотворения .
(Слайд 2)
5. Биография поэта.
Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой
деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где
у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика
привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте.
Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой.
Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи.
Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко
глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил
талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема –
тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными
песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал
сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до
конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки
в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
(Слайд 3).
Действительно, многие песни, которые часто считаются народными,
написаны на стихи Сурикова. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока
жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал
счастливым:
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
(Слайд 4)
6.Прослушивание стихотворения в записи.
Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение
«Детство».
В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.
(Слайд 5 -9)
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме
шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему
остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
- Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из
своего детства.
Беседа по содержанию:
- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
- Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.
Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров.
Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров,
компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели
русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались
друг с другом.
8. Словарная работа в парах. Словарная работабудет проводиться
следующим образом: В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны
незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа
значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные
определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
9.Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!
10. Работа с текстом. - Прочитаем 1 часть
- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её
озаглавить?
- А где происходило событие?
- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого
четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем
повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они
имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки
стихотворения.
– Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что
было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет
рассказывать дальше.
- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
“Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”
- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и
падать в сугроб?
- И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не
катались с горы?
- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством
или с огорчением?
Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а
зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по
себе знаю.
- Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
Да, конечно!
Читаем дальше. 2 часть
- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)
- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-
царевич и серый волк”) (Слайд 13)
- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
– Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от
страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь
сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к
старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
– Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым,
сказочным чудовищем.
Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого,
сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое
испытывал мальчик, слушая сказку.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о
сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
– “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Учитель. А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор
говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке.
Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет
именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?
– О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной.
Вторую часть прочитайте самостоятельно.
- Как можно озаглавить эту часть?
- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
– А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.
“И начну у бабки
Сказки я просить...”
Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых
заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)
Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали
ни горе, ни беда.
Учитель. А как надо эти слова понимать?
– Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже
по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала,
дарила ему сказки.
Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные
слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и
больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие
огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело
их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие
воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они
проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать
себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
Подведение итогов.
Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок.
Ребята, спасибо за урок.