Напоминание

. И.З.Суриков "Детство". Сравнение поэтического и прозаического текстов


Автор: Тимина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №17"
Населённый пункт: г. Королев
Наименование материала: конспект урока
Тема: . И.З.Суриков "Детство". Сравнение поэтического и прозаического текстов
Раздел: начальное образование





Назад




.
И.З.Суриков «Детство». Сравнение поэтического

и прозаического текстов.

Цели
: 1. познакомить обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; 2. понимать настроение поэта; 3. развивать умение анализировать текст, выделять главное; 4. обучать выразительному чтению стихов; 5. развитие мышления, субъектности и самостоятельности; 6. формировать умение сравнивать поэтический и прозаический тексты по теме, воспитывать любовь к малой родине; 7. уважение к старшим членам семьи.
Планируемые результаты:

предметные:

1.
использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое),
2.
умения различать стихотворный и прозаический тексты,
3.
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,
4.
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев ;
метапредметные
:
регулятивные
- формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем
деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
познавательные
– анализ текста, выделение в нём главной мысли;
коммуникативные
– обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения;
личностные
– проявлять интерес к изучению темы; воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.
Ход урока.

1. Орг. момент

2. Проверка Д.З

3. Работа по теме.
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коемслучае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Кто догадается - поднимет зелёный светофорчик.
3.

2.

1.

Р

К

О

4.
____________________________________________________________
1
. Выгляну в оконце Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной убежит.
3.
Что можно увидеть с закрыты- ми глазами?
4
. Гуляет в поле, Да не конь. Летает на воле, Да не птица.
2.
Белый дед – белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму - Никто не поднимает. Весна придёт - Он сам уйдёт.
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)
4.Постановка целей урока:
ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения . (Слайд 2)
5. Биография поэта.
Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. (Слайд 3). Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым: Детства прошлого картины! Только вы светлы: Выступаете вы ярко Из сердечной мглы. (Слайд 4)
6.Прослушивание стихотворения в записи.

Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство». В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов. (Слайд 5 -9)
Кубарем качуся
– стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти
– крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец
– подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка –
приспособление для ручного прядения. - Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.
Беседа по содержанию:
- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась? - Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши? - Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером. Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.
8. Словарная работа в парах.
Словарная работабудет проводиться следующим образом:

В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
9.Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, Шарф завязан?
Всё в порядке! Раз – присесть, Два – наклониться, Три – снежок лепи, На четыре и на пять, Начинай снежки бросать!
10. Работа с текстом.
- Прочитаем 1 часть
-
Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить? - А где происходило событие?
-
Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни... – На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья. – Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили. – Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.
-
И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
-
А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте. “Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..”
-
А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
-
И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
-
А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.
-
Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив? Да, конечно!
Читаем дальше.
2 часть
-
А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)
-
А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван- царевич и серый волк”) (Слайд 13)
-
А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха. – А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом. – А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
-
А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки: “А в трубе сердито Ветер злой поет”? – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно. – А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.
Учитель.
Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
Учитель.
А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо. – А еще очень складно... – А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Учитель.
А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке.
Учитель.
Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать? – О плавной и красивой... – О тихой и приятной... – О правильной, ровной, связной.
Вторую часть прочитайте самостоятельно.
- Как можно озаглавить эту часть? - Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? – А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте. “И начну у бабки Сказки я просить...”
Учитель.
Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)
Дети.
– Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.
Учитель.
А как надо эти слова понимать? – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика. – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко. – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.
Учитель.
Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
Подведение итогов.

Домашнее задание:
Выучить наизусть отрывок.
Ребята, спасибо за урок.


В раздел образования