Автор: Балашова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№15
Населённый пункт: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: презинтация
Тема: Эмоциональный мир ребенка как источник зарождения интеллекта и становления нравственности.
Раздел: дошкольное образование
Эмоциональный мир ребенка как источник
зарождения интеллекта и становления
нравственности
.
Балашова Т.А
воспитатель МДОУ№15
Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс
импульсивной регуляции поведения, основанный на
чувственном отражении потребностной значимости внешних
воздействий, их благоприятности или вредности для
жизнедеятельности индивида.
•
Эмоция — это «сложный психологический механизм,
прижизненно формирующийся в процессе деятельности
ребенка и являющийся важным регулятором поведения и
деятельности в соответствии потребностям и интересам
детской личности» (А. В. Запорожец).
Эмоциональные особенности личности:
эмоциональная реактивность,
возбудимость,
аффектированность,
эмоциональная стабильность,
общий эмоциональный тонус,
сила эмоциональных реакций
их внешняя выраженность - экспрессивность.
Эти свойства в значительной мере обусловлены типом
высшей нервной деятельности индивида.
Четыре исходные эмоции:
радость (удовольствие), страх, гнев и удивление
Эмоциональные состояния
По содержательному своеобразию
эмоции подразделяются:
эмоциональный тон ощущения;
эмоциональный отклик;
настроение;
конфликтные эмоциональные состояния: стресс,
аффект, фрустрация;
высшие эмоции - чувства.
•
Настроение – эмоциональный тон
(положительный или отрицательный)
•
Стресс – состояние психического напряжения
•
Аффект - душевное волнение, страсть – сильное,
относительно кратковременное эмоциональное
переживание, сопровождающееся резко
выраженными двигательными и др. проявлениями
Особенности эмоционального развития в раннем
возрасте
эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы,
выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение
импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку
переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и
ребенок осваивает способы их выражения;
развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают
симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их
протекание и в совокупности с установлением связи между чувством
и представлением создает предпосылки для их регуляции.
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА
•
Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых
явлений
•
Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных
обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как
личности.
•
Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением
биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с
личностными, социально значимыми ценностями.
•
Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности.
Сравнительная характеристика
эмоций и чувств
Эмоции
Чувства
Возникли в процессе эволюции раньше
Возникли позже
Присущи животным и человеку
В основном - человеку
Привязаны к ситуациям и событиям
Привязаны к объектам
Выделяют явления, имеющие значения
«здесь» и «сейчас»
…имеющие стабильную
мотивационную значимость
Одна и та же эмоция проявляется в
разных чувствах
… чувство проявляется в разных
эмоциях
Чувства
Праксические
эстетические
нравственные
познавательные
Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) -
чувства, возникающие в практической деятельности
Праксические
•
Эстетические чувства (от греч. aisthetikos -
чувствующий) - восприимчивость к прекрасному в
окружающей предметной и социальной среде, придание
прекрасному ценностного значения.
переживание наслаждения от восприятия природы,
человека, художественных произведений
эстетические
познавательные
Радость познания
Любопытство
Любознательность - устойчивое состояние
познавательной направленности личности.
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств
человека - неудовлетворенность достигнутыми
знаниями, испытываемая им радость познания, все
более глубокого и широкого освоения действительности.
удивление, любопытство, сомнение, уверенность
-
эмоциональное отношение личности к своему поведению и
поведению других людей в зависимости от его
соответствия или несоответствия социальным нормам.
Нравственные чувства основаны на принятом в данном
обществе понимания добра и зла, долга и чести,
справедливости и несправедливости.
нравственные
Совокупность выработанных данным
обществом правил и норм поведения
называется моралью.
Теория этих норм и правил - этикой, а
практическая их реализация -
нравственностью.
•
Нравственные чувства образуют высший
механизм человеческой саморегуляции -
"нравственный закон внутри нас".
•
Поведение человека формируется и
модифицируется через формирование его
доминирующих нравственных чувств, его
сверхсознания.
Между сознанием и поведением индивида нет
прямой связи.
Нельзя обучить нравственности - моральные
правила могут быть привиты лишь к "дереву
чувств".
Нравственный человек - не человек, боящийся
плохого поступка, а человек, испытывающий
высокое наслаждение от хорошего поступка.
Эмоциональный интеллект
•
Распознавание собственных эмоций
•
Владение эмоциями
•
Самомотивация
•
Понимание эмоций других людей
Эмоциональная
компетентность
Понятие введено Кэрлин Саарни в
1990 году
Обозначает набор разнообразных
способностей и умений
, развитие
которых позволяет человеку быть
жизнеспособным при наличии
внешних стрессоров
Показатели эмоционального развития детей
К 3 годам
• Проявляет инициативу, независимость.
• Эмоционально выражает самооценку «Я сам(а)», хочет быть хорошим, ждет похвалу,
одобрение, эмоциональное подкрепление взрослого.
• Испытывает эмоциональное удовлетворение (радуется), если смог что-то самостоятельно
выполнить; доволен, когда хвалят.
• Появляется чувство гордости за себя (быстрее всех оделся); за родителей (папа — самый
сильный).
• Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания (может
помнить события последнего года).
• Появляется эмоциональная сдержанность: не кричит в общественном месте, спокойно
переходит улицу со взрослым, выслушивает просьбы, выполняет их, перестает плакать
при запрете.
• Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, непонимании
взрослым просьб; настойчив в своих требованиях.
• Могут возникнуть страхи, боязнь темноты.
• Переживает, если ругают; надолго обижается за наказание.
• Испытывает огорчение, стыд от осознания неправильного поступка (разлил воду), ожидает
отрицательной оценки взрослого.
•
Дает отрицательную оценку плохому поступку другого ребенка.
• Эмоциональный опыт позволяет ему обижаться, ревновать, заступаться,
бояться, тревожиться, сердиться, лукавить, озорничать.
• Чувства выражаются адекватной мимикой, взглядами, тоном, жестами,
движениями (владеет речевыми и неречевыми способами эмоционального
общения).
• Приветливо, эмоционально открыто, доверчиво относится к незнакомым людям,
интересуется их действиями, отвечает, если его о чем-то спрашивают.
• Помнит добрых и недобрых людей (эмоционально отзывчив или эмоционально
сдержан).
• Привлекает внимание взрослых криком, беспорядочными движениями,
озорничает (от недостатка внимания).
• Застенчив (характерная мимика) при общении с незнакомым человеком.
• Понимает состояние других людей на основе своего эмоционального опыта.
Речь насыщается эмоционально выразительными оттенками.
• Обобщает словом свои эмоциональные состояния («смеюсь, боюсь, холодно» и
др.).
• Задает вопросы, ждет эмоционального ответа от взрослого (познавательный
интерес).
• Начинает понимать юмор (смеется над неправдоподобной картинкой).
• Эмоционально сопереживает персонажам сказки (при чтении, в детских
театрах, в мультфильмах): радуется, печалится, сердится, морщится,
заступается.
• Эмоционально относится к своей «роли» в игре, воображает эмоциональные
ситуации в играх со взрослыми и детьми.
• Получает эмоциональное удовольствие от подвижных игр.
• Любознателен, любопытен: познавательные эмоции стимулируют деятельность
(экспериментирование).
• Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных и
других людей).
• Огорчается при неумении что-то сделать (особенно если этого очень хочется).
• Радуется своим умелым действиям.
Эмоционально отзывчив на музыку, пение, художественное слово; испытывает
удовольствие.
• Эмоционально (по-разному) реагирует на знакомую и незнакомую музыку,
художественное произведение, иллюстрации.
• Предпочитает танцевальную музыку, веселые песни, яркие рисунки.
• Интересуется рисованием, лепкой.
• Эмоционально (по-разному) реагирует на красивое — некрасивое (замечает,
различает, оценивает).
• Интересуется явлениями природы; эмоционально воспринимает.
•
Эмоционально сопереживает, если кому-то больно; помогает, если кто-то несет
тяжелую сумку; не шумит, если кто-то спит.
• Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
• Подражает мимике, интонациям, походке, эмоционально выразительным
движениям близких взрослых.
• Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более
шумного, крикливого, смешливого).
• Доброжелателен к детям: не выхватывает игрушки, не берет их без спроса,
делится своими игрушками.
• Интересуется совместными играми с детьми, получает удовольствие от общения
с ними.
• Появляются симпатии к некоторым детям.
• Насторожен с незнакомыми животными, в новых ситуациях.
• Проявляет нежность к знакомым животным.
•
Кризис 3-х лет
•
Негативизм-ребенок отказывается делать то, что его просит сделать взрослый.
Противится содержанию просьбы.
•
Упрямство-эта «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не
потому что, ем это сильно хочется, а потому, что он это
потребовал»(Л.С.Выготский)
•
Строптивость - отличается от негативизма тем, что она «безлична».
•
Своеволие-тенденция к самостоятельности
•
Протест-бунт – «ребенок в состоянии войны» с окружающим миром
•
Обесценивание- обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам,
людям, к правилам поведения.
•
Деспотизм-ребенок хочет стать «господином положения»