Напоминание

Эмоциональный мир ребенка как источник зарождения интеллекта и становления нравственности.


Автор: Балашова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№15
Населённый пункт: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: презинтация
Тема: Эмоциональный мир ребенка как источник зарождения интеллекта и становления нравственности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эмоциональный мир ребенка как источник

зарождения интеллекта и становления

нравственности

.

Балашова Т.А

воспитатель МДОУ№15

Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс

импульсивной регуляции поведения, основанный на

чувственном отражении потребностной значимости внешних

воздействий, их благоприятности или вредности для

жизнедеятельности индивида.

Эмоция — это «сложный психологический механизм,

прижизненно формирующийся в процессе деятельности

ребенка и являющийся важным регулятором поведения и

деятельности в соответствии потребностям и интересам

детской личности» (А. В. Запорожец).

Эмоциональные особенности личности:

эмоциональная реактивность,

возбудимость,

аффектированность,

эмоциональная стабильность,

общий эмоциональный тонус,

сила эмоциональных реакций

их внешняя выраженность - экспрессивность.

Эти свойства в значительной мере обусловлены типом

высшей нервной деятельности индивида.

Четыре исходные эмоции:

радость (удовольствие), страх, гнев и удивление

Эмоциональные состояния

По содержательному своеобразию

эмоции подразделяются:

эмоциональный тон ощущения;

эмоциональный отклик;

настроение;

конфликтные эмоциональные состояния: стресс,

аффект, фрустрация;

высшие эмоции - чувства.

Настроение – эмоциональный тон

(положительный или отрицательный)

Стресс – состояние психического напряжения

Аффект - душевное волнение, страсть – сильное,

относительно кратковременное эмоциональное

переживание, сопровождающееся резко

выраженными двигательными и др. проявлениями

Особенности эмоционального развития в раннем

возрасте

эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы,

выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение

импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку

переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и

ребенок осваивает способы их выражения;

развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают

симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их

протекание и в совокупности с установлением связи между чувством

и представлением создает предпосылки для их регуляции.

ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА

Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых

явлений

Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных

обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как

личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением

биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с

личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности.

Сравнительная характеристика

эмоций и чувств

Эмоции

Чувства

Возникли в процессе эволюции раньше

Возникли позже

Присущи животным и человеку

В основном - человеку

Привязаны к ситуациям и событиям

Привязаны к объектам

Выделяют явления, имеющие значения

«здесь» и «сейчас»

…имеющие стабильную

мотивационную значимость

Одна и та же эмоция проявляется в

разных чувствах

… чувство проявляется в разных

эмоциях

Чувства

Праксические

эстетические

нравственные

познавательные

Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) -

чувства, возникающие в практической деятельности

Праксические

Эстетические чувства (от греч. aisthetikos -

чувствующий) - восприимчивость к прекрасному в

окружающей предметной и социальной среде, придание

прекрасному ценностного значения.

переживание наслаждения от восприятия природы,

человека, художественных произведений

эстетические

познавательные

Радость познания

Любопытство

Любознательность - устойчивое состояние

познавательной направленности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств

человека - неудовлетворенность достигнутыми

знаниями, испытываемая им радость познания, все

более глубокого и широкого освоения действительности.

удивление, любопытство, сомнение, уверенность

-

эмоциональное отношение личности к своему поведению и

поведению других людей в зависимости от его

соответствия или несоответствия социальным нормам.

Нравственные чувства основаны на принятом в данном

обществе понимания добра и зла, долга и чести,

справедливости и несправедливости.

нравственные

Совокупность выработанных данным

обществом правил и норм поведения

называется моралью.

Теория этих норм и правил - этикой, а

практическая их реализация -

нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший

механизм человеческой саморегуляции -

"нравственный закон внутри нас".

Поведение человека формируется и

модифицируется через формирование его

доминирующих нравственных чувств, его

сверхсознания.

Между сознанием и поведением индивида нет

прямой связи.

Нельзя обучить нравственности - моральные

правила могут быть привиты лишь к "дереву

чувств".

Нравственный человек - не человек, боящийся

плохого поступка, а человек, испытывающий

высокое наслаждение от хорошего поступка.

Эмоциональный интеллект

Распознавание собственных эмоций

Владение эмоциями

Самомотивация

Понимание эмоций других людей

Эмоциональная

компетентность

Понятие введено Кэрлин Саарни в

1990 году

Обозначает набор разнообразных

способностей и умений

, развитие

которых позволяет человеку быть

жизнеспособным при наличии

внешних стрессоров

Показатели эмоционального развития детей

К 3 годам

• Проявляет инициативу, независимость.

• Эмоционально выражает самооценку «Я сам(а)», хочет быть хорошим, ждет похвалу,

одобрение, эмоциональное подкрепление взрослого.

• Испытывает эмоциональное удовлетворение (радуется), если смог что-то самостоятельно

выполнить; доволен, когда хвалят.

• Появляется чувство гордости за себя (быстрее всех оделся); за родителей (папа — самый

сильный).

• Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания (может

помнить события последнего года).

• Появляется эмоциональная сдержанность: не кричит в общественном месте, спокойно

переходит улицу со взрослым, выслушивает просьбы, выполняет их, перестает плакать

при запрете.

• Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, непонимании

взрослым просьб; настойчив в своих требованиях.

• Могут возникнуть страхи, боязнь темноты.

• Переживает, если ругают; надолго обижается за наказание.

• Испытывает огорчение, стыд от осознания неправильного поступка (разлил воду), ожидает

отрицательной оценки взрослого.

Дает отрицательную оценку плохому поступку другого ребенка.

• Эмоциональный опыт позволяет ему обижаться, ревновать, заступаться,

бояться, тревожиться, сердиться, лукавить, озорничать.

• Чувства выражаются адекватной мимикой, взглядами, тоном, жестами,

движениями (владеет речевыми и неречевыми способами эмоционального

общения).

• Приветливо, эмоционально открыто, доверчиво относится к незнакомым людям,

интересуется их действиями, отвечает, если его о чем-то спрашивают.

• Помнит добрых и недобрых людей (эмоционально отзывчив или эмоционально

сдержан).

• Привлекает внимание взрослых криком, беспорядочными движениями,

озорничает (от недостатка внимания).

• Застенчив (характерная мимика) при общении с незнакомым человеком.

• Понимает состояние других людей на основе своего эмоционального опыта.

Речь насыщается эмоционально выразительными оттенками.

• Обобщает словом свои эмоциональные состояния («смеюсь, боюсь, холодно» и

др.).

• Задает вопросы, ждет эмоционального ответа от взрослого (познавательный

интерес).

• Начинает понимать юмор (смеется над неправдоподобной картинкой).

• Эмоционально сопереживает персонажам сказки (при чтении, в детских

театрах, в мультфильмах): радуется, печалится, сердится, морщится,

заступается.

• Эмоционально относится к своей «роли» в игре, воображает эмоциональные

ситуации в играх со взрослыми и детьми.

• Получает эмоциональное удовольствие от подвижных игр.

• Любознателен, любопытен: познавательные эмоции стимулируют деятельность

(экспериментирование).

• Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных и

других людей).

• Огорчается при неумении что-то сделать (особенно если этого очень хочется).

• Радуется своим умелым действиям.

Эмоционально отзывчив на музыку, пение, художественное слово; испытывает

удовольствие.

• Эмоционально (по-разному) реагирует на знакомую и незнакомую музыку,

художественное произведение, иллюстрации.

• Предпочитает танцевальную музыку, веселые песни, яркие рисунки.

• Интересуется рисованием, лепкой.

• Эмоционально (по-разному) реагирует на красивое — некрасивое (замечает,

различает, оценивает).

• Интересуется явлениями природы; эмоционально воспринимает.

Эмоционально сопереживает, если кому-то больно; помогает, если кто-то несет

тяжелую сумку; не шумит, если кто-то спит.

• Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

• Подражает мимике, интонациям, походке, эмоционально выразительным

движениям близких взрослых.

• Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более

шумного, крикливого, смешливого).

• Доброжелателен к детям: не выхватывает игрушки, не берет их без спроса,

делится своими игрушками.

• Интересуется совместными играми с детьми, получает удовольствие от общения

с ними.

• Появляются симпатии к некоторым детям.

• Насторожен с незнакомыми животными, в новых ситуациях.

• Проявляет нежность к знакомым животным.

Кризис 3-х лет

Негативизм-ребенок отказывается делать то, что его просит сделать взрослый.

Противится содержанию просьбы.

Упрямство-эта «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не

потому что, ем это сильно хочется, а потому, что он это

потребовал»(Л.С.Выготский)

Строптивость - отличается от негативизма тем, что она «безлична».

Своеволие-тенденция к самостоятельности

Протест-бунт – «ребенок в состоянии войны» с окружающим миром

Обесценивание- обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам,

людям, к правилам поведения.

Деспотизм-ребенок хочет стать «господином положения»



В раздел образования