Автор: Соболева Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГА ПОУ "Боровичский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Боровичи Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы стилизации как способ выразительности в композиции
Раздел: среднее профессиональное
Приёмы стилизации как способ выразительности в композиции
Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных
особенностей
объектов
с
помощью
ряда
условных
приемов.
Можно
упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от
передачи объема.
Цель стилизации – сделать объект более выразительным, понятным и
узнаваемым для зрителя.
Упрощение цветовых отношений – один из приёмов стилизации. Все
наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким
цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Упрощение тональных
и цветовых отношений, иногда сведение их до минимума, к двум – трем
тонам, это еще одно условие стилизации. Цвет и колорит мотивов подлежат
художе ственному
преобразованию,
а
порой
и
кард ина льном у
переосмыслению.
Не
всегда
естественный
цвет
предмета
может
быть
использован в стилизованной композиции. Избранный мотив может быть
решен
в
условном
цвете,
заранее
избранном
колорите,
в
сочетании
родственных или родственно-контрастных цветов. Именно в этом случае он
приобретает условность характерную для стилизации.
Отказ или упрощение объемной формы предметов, путем перехода
на
условную
плоскостную
аппликативную
трактовку,
предполагает
свободную
интерпретацию
цветовых
отношений,
поиски
новых
колористических гамм цветов, за исключением тех случаев, когда задача
предусматривает
сохранение
колористического
единства
предметов
или
композиции.
Следующий прием стилизации - ритмическая организация целого. Это -
прежде всего приведение формы или конструкции изображаемого предмета к
определенной
геометрической,
орнаментальной
или
пластической
конфигурации.
В
процессе
стилизации
большую
роль
играют
такие
средства
художественной выразительности, как линия, пятно, цвет.
В работе над стилизацией мотивов особая роль принадлежит линейному
рисунку, так как линия наиболее остро передает все нюансы пластической
формы,
особенности
переходов
одних
элементов
в
другие,
ритмическое
движение
этих
элементов.
Однако
некоторая
скупость
линейного
языка
может привести к сухости и даже к схематизму
При линейной трактовке мотива различают три решения:
– применение тонких линий одинаковой толщины;
– применение толстых линий одинаковой толщины (если рисунку нужно
придать активность, напряженность, монументальность);
–
применение
линий
разной
толщины.
Такое
решение
обладает
большими изобразительными и выразительными возможностями, но является
довольно
трудным.
Для
достижения
целостности
линии
одной
толщины
должны объединяться, образовывая свой узор в композиции, который должен
противостоять узору линий другой толщины. А точнее, это должна быть
композиция из лилий разной толщины.
Пятновая стилизация мотивов способствует максимальному силуэтному
обобщению форм. Это может быть черный силуэт на белом фоне и белый
силуэт на черном фоне. Художественный язык пятна строг и сдержан. Однако
пятно также может выявлять бесконечное разнообразие состояний.
Наиболее широко используется линейно-пятновая трактовка мотивов. В
данном случае очень важно организовать в стройную композицию пятна и
линии. Пятна важно структурировать в единую композицию, интересную уже
саму по себе, по ритму и силуэту. Также необходимо логически и гармонично
связать линии с ритмически разбросанными пятнами, чтобы те и другие,
соединившись, создали целостный графический образ. Пятно может быть
использовано как подкладка под линейное решение мотива.
Основные приёмы стилизации:
–
гиперболизация
формы
(т.е.
преувеличение,
выделение
какого-то
одного, но индивидуального качества объекта) или отдельных частей;
– обобщение и упрощение формы с изменением силуэта;
–
выявление
характера
пластики
фигуры,
отказ
от
второстепенных,
маловыразительных деталей;
– усложнение - добавление деталей, отсутствующих в натуре;
– акцент на декоративное решение.
Практическую работу по созданию стилизованной композиции можно
разделить на несколько этапов:
1 этап – зарисовки с натуры
На этом этапе основной задачей является передача объема, пропорций,
пластики.
2 этап – графические зарисовки с использованием приёмов стилизации
На
этом
этапе
начинается
работа
над
стилизацией
форм.
Чтобы
стилизовать форму, нужно видоизменить натуру, используя основные приемы
стилизации. Минимальными графическими средствами выявить главное, суть
формы. Трансформация
происходит
за
счет
выявления
и
усиления
индивидуальных
особенностей
натуры.
Необходимо отобрать
основные,
характерные
черты,
убрать
второстепенные
детали.
Характерная
черта
стилизованного рисунка упрощенность и лаконизм.
Важное
значение
для
придания
выразительности
художественному
образу
имеют
пропорции.
Изменение
формы
в
необходимую
сторону:
округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных
частей,
подчеркивание
угловатости
и
т.
д.
Таким
способом
можно
акцентировать
внимание
на
индивидуальных
особенностях
конкретного
предмета.
3 этап работы – цветовое решение.
Усилить эмоциональное воздействие, декоративные качества можно за
счёт цвета и орнамента, добавления деталей, отсутствующих в натуре. Для
декоративной
стилизации
характерны
локальные,
контрастные
цвета.
Допускается
использование
несвойственных
оттенков
цвета. С
помощью
условных живописных приемов - цвет, пятно, силуэт, и линейной обводка
контура. Соединение
всех
этих
приемов
и
создает
стилизованно-
декоративный характер работы.
Хочется отметить, что стилизация в декоративно- прикладном искусстве
–
это
способ
создания
нового
художественного
образа,
имеющего
повышенную выразительность и декоративность.
Работа
над
стилизацией
помогает
развить образно-ассоциативное
мышление, художественный вкус и творческие способности.