Напоминание

Формирование ключевых компетенций у обучающихся на уроках географии


Автор: Дорожков Андрей Анатольевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №136"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетенций у обучающихся на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование ключевых компетенций

у обучающихся на уроках географии.

Компетенция

означает

круг

вопросов,

в

которых

человек

хорошо

осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Образовательная

компетенция –

это

совокупность

смысловых

ориентаций,

знаний,

умений,

навыков

и

опыта

деятельности

ученика

по

отношению к определенному кругу объектов реальной действительности,

необходимых для продуктивной деятельности.

Образовательные компетенции подразделяются на несколько уровней:

1)ключевые

компетенции -

относятся

к

общему

(метапредметному)

содержанию образования;

Ключевые

компетенции

представляют

собой

различные универсальные

способы,

методы,

приемы

достижения

человеком

значимых

для

него

целей или

результатов.

Их

наличие

необходимо

человеку

в

течение

всей

жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности,

выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий

2)общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных

предметов и образовательных областей;

3)предметные

компетенции - частные по отношению к двум предыдущим

уровням

компетенции,

имеющие

конкретное

описание

и

возможность

формирования в рамках учебных предметов.

«Компетентностный

подход»

подразумевает

направленность

процесса

обучения на формирование и развитие ключевых компетенций.

Ключевые компетенции:

1 .

Ц е н н о с т н о - с м ы с л о в ы е

к о м п е т е н ц и и .

2.Учебно-познавательные компетенции

3 .

О б щ е

к у л ь т

у р н ы е

к о м п е т е н ц и и .

4. Информационные компетенции.

5. Коммуникативные компетенции.

6. Социально-трудовые компетенции

7. Компетенции личностного самосовершенствования

Современный ученик умеет:

1. ИЗУЧАТЬ

-уметь извлекать пользу из приобретенных знаний, умений, навыков;

- организовывать взаимосвязь знаний, уметь их упорядочить;

-

организовывать свои собственные приемы обучения.

2. ИСКАТЬ

- запрашивать различные базы данных;

- получать информацию из различных источников;

-

уметь работать с документами, классифицировать их.

3. ДУМАТЬ

- занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать свое мнение;

-

оценивать

социальные

привычки,

связанные

с

экологией

окружающей

среды, со здоровьем людей.

4. АДАПТИРОВАТЬСЯ

-

уметь

использовать

новые

технологии

информации

и

коммуникации

и

находить новые решения.

1. ИЗУЧАТЬ

-уметь извлекать пользу из приобретенных знаний, умений, навыков;

- организовывать взаимосвязь знаний, уметь их упорядочить;

-

организовывать свои собственные приемы обучения.

2. ИСКАТЬ

- запрашивать различные базы данных;

- получать информацию из различных источников;

-

уметь работать с документами, классифицировать их.

3. ДУМАТЬ

- занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать свое мнение;

-

оценивать

социальные

привычки,

связанные

с

экологией

окружающей

среды, со здоровьем людей.

4. АДАПТИРОВАТЬСЯ

-

уметь

использовать

новые

технологии

информации

и

коммуникации

и

находить новые решения.

Этапы подготовки урока

Этап

Результат

1 этап - целеполагание

Установка цели и задач. Ученик сам

ставит цель (участвует в постановке

цели,

а,

следовательно,

учитель

организует

ситуацию

постановки,

п о н и м а н и я

и

п р и н я т и я

ц е л и

учащимися как собственной учебной

задачи).

2-й этап – проектирование

2.1.

Разделение

содержания

у ч е б н о г о

з а н я т и я

н а

составляющие компетенции.

теория – понятия, процессы, формулы,

личности, факты и т.п.;

практика

умения

и

н а в ы к и ,

отрабатываемые при изучении данной

2.2

Этапы

формирования

компетенции,

определение

логики

нового

содержания

образования;

2.3.Прогнозирование

форм

предъявления

этапов,

при

к о т о р ы х

ф о р м и р у ю т с я

компетенции, и результатов их

происхождения.

темы,

практическое

применение

знаний к конкретным ситуациям;

воспитание – нравственные ценности,

категории,

оценки,

формирование

ко т о р ы х

в о зм ож н о

н а

о с н о в е

материала данной темы;

3 - й

э т а п

– выбор

формы

о р г а н и з а ц и и

у ч е б н о -

познавательной деятельности

При

данном

подходе

о т д а ё т с я

предпочтение

творческому

уроку,

основная задача которого в отличие от

традиционного

урока

организовать

продуктивную деятельность.

4-й

этап – подбор методов и

форм обучения

какими

у ч е б н о - п р а к т и ч е с к и м и

действиями

знание

переходит

в

способ деятельности

5-й

этап

заключительный,

диагностический

учитель

подбирает

диагностический

и н с т р у м е н т а р и й

( п е р в и ч н ы й ,

промежуточный,

итоговый)

для

п р о в е р к и

у р о в н е й

о с в о е н и я

компетенции,

а

также

процедур

анализа и коррекции.

Способы формирования компетенций учащихся

Компетенции

Способы формирования

Ценностно-смысловые

компетенции.

Постановка целей и задач - проблемный вопрос,

немые

слайды,

через

литературные

описания,

поиск ключевого слова, загадки.

Общекультурные

компетенции

Заполнить ошибки в тексте, составление рассказов

(письменно,

устно)

при

ха р а кт е р и с т и ке

географических объекта.

Учебно-познавательные

Картографический

материал

шаблоны

карт.

Построение

логических

цепочек,

опережающие

задания и т.д.

Информационные

Составление

презентаций,

подбор

необходимой

информации.

Коммуникативные

Интерактивные приемы: работа в парах, группах

н а п р а в л е н н ы е

н а

с о вм е с т н о е

р е ш е н и е

ситуационных, поиск совместных решений.

Социально-трудовые

Умения

анализировать

ситуацию

(при

помощи

проблемных вопросов, ситуационных задач)

Компетенции

личностного

самосовершенствования

Самопроверка,

взаимопроверка,

формирование

личной ответственности за результат.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной

деятельности в поле информации. Происходит это потому, что дети часто

испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала. Чтобы

осуществить переход от информационной модели обучения к деятельной

необходимо процесс обучения строить так, чтобы знания стали фундаментом

практической деятельности.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной

деятельности в поле информации. Происходит это потому, что дети часто

испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала. Чтобы

осуществить переход от информационной модели обучения к деятельной

необходимо процесс обучения строить так, чтобы знания стали фундаментом

практической деятельности.

Образовательные

методики,

позволяющие

реализовать

формирование

ключевых компетенций.

Проблемное обучение.

Создание

в

учебной

деятельности

проблемных

ситуаций

и

организация

активной

самостоятельной

деятельности

учащихся

по

их

разрешению,

в

результате

чего

происходит

творческое

овладение

знаниями,

умениями,

навыками, развиваются мыслительные способности.

Технология дифференцированного обучения

Создаются

разноуровневые

задания,

дидактический

мат е ри а л ,

различающийся

по

содержанию,

объему,

сложности,

методам

и

приемам

выполнения

заданий,

а

также

для

диагностики

результатов

обучения.У

учителя

появляется

возможность

помогать

слабому,

уделять

внимание

сильному,

реализуется

желание

сильных

учащихся

быстрее

и

глубже

продвигаться

в

образовании.

Сильные

учащиеся

утверждаются

в

своих

способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,

повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные

творческие

способности

учащихся,

более

осознанно

подходить

к

профессиональному

и

социальному

самоопределению. Проектная

деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий

является

наиболее

адекватной

поставленным

целям

образования

формированию

ключевых

компетенций.

Метод

проектов

можно

рассматривать

как

одну

из

личностно

ориентированных

развивающих

технологий,

в

основу

которой

положена

идея

развития

познавательных

навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить,

находить

и

решать

проблемы,

ориентироваться

в

информационном

пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной

деятельности.

Метод

проектов

всегда

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую

учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод

применим

при

наличии

действительно

значимой проблемы (практической,

научной,

творческой,

жизненной),

для

решения

которой

необходим

исследовательский

Итог.

Формирование ключевых компетенций – одно из приоритетных направлений

современного базового географического образования.

Использование

компетентностно

-

ориентированных

заданий

позволяет

активизировать

самостоятельную

учебную

деятельность

школьника,

развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы,

меняется

характер

взаимоотношений

между

учеником

и

учителем.

Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя

в

условиях

современной

экономики,

где

востребованными

и

успешными

становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.



В раздел образования