Автор: Дорожков Андрей Анатольевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №136"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетенций у обучающихся на уроках географии
Раздел: среднее образование
Формирование ключевых компетенций
у обучающихся на уроках географии.
Компетенция
означает
круг
вопросов,
в
которых
человек
хорошо
осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Образовательная
компетенция –
это
совокупность
смысловых
ориентаций,
знаний,
умений,
навыков
и
опыта
деятельности
ученика
по
отношению к определенному кругу объектов реальной действительности,
необходимых для продуктивной деятельности.
Образовательные компетенции подразделяются на несколько уровней:
1)ключевые
компетенции -
относятся
к
общему
(метапредметному)
содержанию образования;
Ключевые
компетенции
представляют
собой
различные универсальные
способы,
методы,
приемы
достижения
человеком
значимых
для
него
целей или
результатов.
Их
наличие
необходимо
человеку
в
течение
всей
жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности,
выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий
2)общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных
предметов и образовательных областей;
3)предметные
компетенции - частные по отношению к двум предыдущим
уровням
компетенции,
имеющие
конкретное
описание
и
возможность
формирования в рамках учебных предметов.
«Компетентностный
подход»
подразумевает
направленность
процесса
обучения на формирование и развитие ключевых компетенций.
Ключевые компетенции:
1 .
Ц е н н о с т н о - с м ы с л о в ы е
к о м п е т е н ц и и .
2.Учебно-познавательные компетенции
3 .
О б щ е
к у л ь т
у р н ы е
к о м п е т е н ц и и .
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции
7. Компетенции личностного самосовершенствования
Современный ученик умеет:
1. ИЗУЧАТЬ
-уметь извлекать пользу из приобретенных знаний, умений, навыков;
- организовывать взаимосвязь знаний, уметь их упорядочить;
-
организовывать свои собственные приемы обучения.
2. ИСКАТЬ
- запрашивать различные базы данных;
- получать информацию из различных источников;
-
уметь работать с документами, классифицировать их.
3. ДУМАТЬ
- занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать свое мнение;
-
оценивать
социальные
привычки,
связанные
с
экологией
окружающей
среды, со здоровьем людей.
4. АДАПТИРОВАТЬСЯ
-
уметь
использовать
новые
технологии
информации
и
коммуникации
и
находить новые решения.
1. ИЗУЧАТЬ
-уметь извлекать пользу из приобретенных знаний, умений, навыков;
- организовывать взаимосвязь знаний, уметь их упорядочить;
-
организовывать свои собственные приемы обучения.
2. ИСКАТЬ
- запрашивать различные базы данных;
- получать информацию из различных источников;
-
уметь работать с документами, классифицировать их.
3. ДУМАТЬ
- занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать свое мнение;
-
оценивать
социальные
привычки,
связанные
с
экологией
окружающей
среды, со здоровьем людей.
4. АДАПТИРОВАТЬСЯ
-
уметь
использовать
новые
технологии
информации
и
коммуникации
и
находить новые решения.
Этапы подготовки урока
Этап
Результат
1 этап - целеполагание
Установка цели и задач. Ученик сам
ставит цель (участвует в постановке
цели,
а,
следовательно,
учитель
организует
ситуацию
постановки,
п о н и м а н и я
и
п р и н я т и я
ц е л и
учащимися как собственной учебной
задачи).
2-й этап – проектирование
2.1.
Разделение
содержания
у ч е б н о г о
з а н я т и я
н а
составляющие компетенции.
теория – понятия, процессы, формулы,
личности, факты и т.п.;
практика
–
умения
и
н а в ы к и ,
отрабатываемые при изучении данной
2.2
Этапы
формирования
компетенции,
определение
логики
нового
содержания
образования;
2.3.Прогнозирование
форм
предъявления
этапов,
при
к о т о р ы х
ф о р м и р у ю т с я
компетенции, и результатов их
происхождения.
темы,
практическое
применение
знаний к конкретным ситуациям;
воспитание – нравственные ценности,
категории,
оценки,
формирование
ко т о р ы х
в о зм ож н о
н а
о с н о в е
материала данной темы;
3 - й
э т а п
– выбор
формы
о р г а н и з а ц и и
у ч е б н о -
познавательной деятельности
При
данном
подходе
о т д а ё т с я
предпочтение
творческому
уроку,
основная задача которого в отличие от
традиционного
урока
–
организовать
продуктивную деятельность.
4-й
этап – подбор методов и
форм обучения
какими
у ч е б н о - п р а к т и ч е с к и м и
действиями
знание
переходит
в
способ деятельности
5-й
этап
–
заключительный,
диагностический
учитель
подбирает
диагностический
и н с т р у м е н т а р и й
( п е р в и ч н ы й ,
промежуточный,
итоговый)
для
п р о в е р к и
у р о в н е й
о с в о е н и я
компетенции,
а
также
процедур
анализа и коррекции.
Способы формирования компетенций учащихся
Компетенции
Способы формирования
Ценностно-смысловые
компетенции.
Постановка целей и задач - проблемный вопрос,
немые
слайды,
через
литературные
описания,
поиск ключевого слова, загадки.
Общекультурные
компетенции
Заполнить ошибки в тексте, составление рассказов
(письменно,
устно)
при
ха р а кт е р и с т и ке
географических объекта.
Учебно-познавательные
Картографический
материал
–
шаблоны
карт.
Построение
логических
цепочек,
опережающие
задания и т.д.
Информационные
Составление
презентаций,
подбор
необходимой
информации.
Коммуникативные
Интерактивные приемы: работа в парах, группах
н а п р а в л е н н ы е
н а
с о вм е с т н о е
р е ш е н и е
ситуационных, поиск совместных решений.
Социально-трудовые
Умения
анализировать
ситуацию
(при
помощи
проблемных вопросов, ситуационных задач)
Компетенции
личностного
самосовершенствования
Самопроверка,
взаимопроверка,
формирование
личной ответственности за результат.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной
деятельности в поле информации. Происходит это потому, что дети часто
испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала. Чтобы
осуществить переход от информационной модели обучения к деятельной
необходимо процесс обучения строить так, чтобы знания стали фундаментом
практической деятельности.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной
деятельности в поле информации. Происходит это потому, что дети часто
испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала. Чтобы
осуществить переход от информационной модели обучения к деятельной
необходимо процесс обучения строить так, чтобы знания стали фундаментом
практической деятельности.
Образовательные
методики,
позволяющие
реализовать
формирование
ключевых компетенций.
Проблемное обучение.
Создание
в
учебной
деятельности
проблемных
ситуаций
и
организация
активной
самостоятельной
деятельности
учащихся
по
их
разрешению,
в
результате
чего
происходит
творческое
овладение
знаниями,
умениями,
навыками, развиваются мыслительные способности.
Технология дифференцированного обучения
Создаются
разноуровневые
задания,
дидактический
мат е ри а л ,
различающийся
по
содержанию,
объему,
сложности,
методам
и
приемам
выполнения
заданий,
а
также
для
диагностики
результатов
обучения.У
учителя
появляется
возможность
помогать
слабому,
уделять
внимание
сильному,
реализуется
желание
сильных
учащихся
быстрее
и
глубже
продвигаться
в
образовании.
Сильные
учащиеся
утверждаются
в
своих
способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,
повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные
творческие
способности
учащихся,
более
осознанно
подходить
к
профессиональному
и
социальному
самоопределению. Проектная
деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий
является
наиболее
адекватной
поставленным
целям
образования
–
формированию
ключевых
компетенций.
Метод
проектов
можно
рассматривать
как
одну
из
личностно
ориентированных
развивающих
технологий,
в
основу
которой
положена
идея
развития
познавательных
навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить,
находить
и
решать
проблемы,
ориентироваться
в
информационном
пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной
деятельности.
Метод
проектов
всегда
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую
учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод
применим
при
наличии
действительно
значимой проблемы (практической,
научной,
творческой,
жизненной),
для
решения
которой
необходим
исследовательский
Итог.
Формирование ключевых компетенций – одно из приоритетных направлений
современного базового географического образования.
Использование
компетентностно
-
ориентированных
заданий
позволяет
активизировать
самостоятельную
учебную
деятельность
школьника,
развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы,
меняется
характер
взаимоотношений
между
учеником
и
учителем.
Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя
в
условиях
современной
экономики,
где
востребованными
и
успешными
становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.