Автор: Ирина Викторовна Маркова
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Ликино-Дулевская основная общеобразовательная школа №4 имени А.В.Перегудова"
Населённый пункт: Ликино-Дулево
Наименование материала: статья
Тема: Отличия современного урока физики от традиционного.
Раздел: среднее образование
Отличия
современного
урока
физики
от
традиционного
.
«Если мы сегодня будем учить детей
как вчера, мы украдём у них завтра.»
Джон Дьюи, американский философ
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило
его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», –
писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Современное Российское образование перешло на ФГОС (Федеральный
государственный
образовательный
стандарт)
второго
поколения.
Целью
современного
образования
становится
развитие
обучающегося
как
субъекта
познавательной деятельности.
Современный урок – это урок по ФГОС. Он отличается от традиционного урока.
Но отбрасывать традиционные идеи урока нельзя. Учитель на современном уроке
должен использовать традиционные и инновационные методики.
Урок по ФГОС должен быть актуальным, важным, практико?ориентированным,
существенным и значимым для настоящего времени, отвечающий современным
потребностям человека и общества. Вот какое дают пояснение в Центре научного
сотрудничества «Интерактив плюс» - "Задача учителя не только признать право
учащегося на собственное суждение, но и развивать его. По каждому вопросу курса
ребенок доказательно должен высказывать свою точку зрения. Ученик не просто
зазубривает знания, полученные от учителя, от автора учебника или из другого
источника, он должен добывать их, суметь доказать их истинность".
Таким образом, сейчас задача учителя направлять действия детей, а не
передавать
им
готовые
знания.
Урок
должен
носить проблемный
характер.
Проблему урока формируют обучающиеся под руководством учителя. Необходимо
обсудить различные точки зрения на решение данной проблемы, найти общий путь
решения,
выстроив
логическую
цепочку,
подвести
обучающихся
к
значимости
получаемых знаний, умению их применить на практике. Наша задача на уроке
вызвать как можно больше вопросов у детей, простимулировать самостоятельный
поиск ответов в течение урока, добиться того, что ученик думает совместно с
учителем.
Как разработать урок по-новому? Поставленная задача требует перехода к
новой
системно-деятельностной
образовательной
парадигме,
которая,
в
свою
очередь,
связана
с
принципиальными
изменениями
деятельности
учителя,
реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, приоритет отдан
технологиям развивающего обучения, личностно-ориентированным технологиям,
технологиям дифференцированного обучения, технологии проектов, личностно-
деятельностно-коммуникативной технологии, ИКТ, игровым технологиям и др.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к
современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Главная цель образования – развитие личности обучающегося, что
обеспечивается,
прежде
всего,
через
формирование
универсальных
учебных
действий,
которые
выступают
основой
образовательного
и
воспитательного
процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умение учиться. Эта
возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это
обобщенные
действия,
порождающие
широкую
ориентацию
обучающихся
в
различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того,
чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, учителю
необходимо грамотно организовать эти поиски, управлять ими. Очень важно,
чтобы
учитель
поддерживал
инициативу
ученика
в
нужном
направлении,
и
обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся
традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги,
не
один
десяток
лет
проработавшие
в
школе,
а
значит,
придерживающиеся
традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко
перестраиваться,
так
и
учителю
требуются
время
и
условия
для
того,
чтобы
научиться работать по-новому.
Важнейшей задачей каждого учителя школы при реализации ФГОС ООО
является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом
деятельностного подхода.
Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Требования к
уроку
Традиционный урок
Урок по ФГОС
Объявление
темы
урока
Преподаватель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение
целей
и задач
Преподаватель
формулирует
и
сообщает учащимся, чему должны
научиться
Ф о р м у л и р у ю т
с а м и
у ч а щ и е с я ,
о п р е д е л и в
границы знания и незнания
Планирование
П р е п о д а в а т е л ь
с о о б щ а е т
учащимся,
какую
работу
они
должны выполнить, чтобы достичь
цели
Планирование
учащимися
с п о с о б о в
д о с т и ж е н и я
намеченной цели
Практическая
деятельность
учащихся
Под
руководством
преподавателя
у ч а щ и е с я
в ы п о л н я ю т
р я д
п р а к т и ч е с к и х
з а д ач
( ч а щ е
применяется
фронтальный
метод
организации деятельности)
Учащиеся
о суще ствляют
у ч е б н ы е
д е й с т в и я
п о
н а м е ч е н н о м у
п л а н у
(применяется
групповой,
индивидуальный методы)
Осуществление
контроля
Преподаватель
о су ще с т вл яе т
ко н т р о л ь
з а
в ы п о л н е н и е м
учащимися практической работы
Учащиеся
о суще ствляют
конт роль
( п р и м е н я ю т с я
ф о р м ы
с а м о к о н т р о л я ,
взаимоконтроля)
Осуществление
коррекции
Преподаватель в ходе выполнения
и по итогам выполненной работы
у ч а щ и м и с я
о с у щ е с т в л я е т
коррекцию
Учащие ся
формулируют
затруднения и осуществляют
коррекцию самостоятельно
Оценивание
учащихся
Преподаватель
о су ще с т вл яе т
оценивание учащихся за работу на
уроке
Учащие ся
дают
о ц е н к у
д е я т е л ь н о с т и
п о
е ё
результатам
(самооценивание, оценивание
результатов
деятельности
товарищей)
Итог урока
П р е п од а в ат е л ь
в ы я с н я е т
у
учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
П ре под а ват е ль
объя вля е т
и
комментирует
(чаще
–
задание
одно для всех)
Учащиеся
могут
выбирать
задание
из
предложенных
преподавателем
с
учётом
индивидуальных
возможностей
Сравним деятельность учителя, внедряющего ФГОС ООО, при конструировании
современного урока с учителем, конструирующим традиционный урок.
Позиции
Традиционная
деятельность
Деятельность
учителя,
работающего
по ФГОС ООО
Основные
этапы
урока
Основное время отводится
э т а п у
о б ъ я с н е н и я
и
з а к р е п л е н и я
( 8 0 %
-
говорение учителя)
Объяснение
занимает
20-30%
урока,
закрепление
5-10%;
большая
часть
в р е м е н и
н а п р а в л е н а
н а
с а м о с тоя т е л ь н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
обучающихся
Гл а в н а я
ц е л ь
учителя на уроке
Успеть
выполнить
то,
что
запланировано на урок
Организовать деятельность детей по •
поиску,
обработке
информации;
•
обобщению
способов
деятельности;
•
постановке учебной задачи
Деятельность
учащихся
определяется
через
формулирование
заданий
Реши,
спиши,
с р а в н и ,
найди,
выпиши,
выполни.
93%
-
репродуктивные
задания
7%
-
исследуй
( ч а щ е
д л я
с и л ь н ы х
учащихся)
Проанализируй, Докажите (объясните),
сравните, выразите символом, создайте
схему
или
модель,
продолжите,
обобщите (сделайте вывод), выберите
р е ш е н и е
и л и
с п о с о б
р е ш е н и я ,
исследуйте,
оцените,
и зм е н и т е ,
придумайте.
ФГОС
вводят
новое
понятие
–
учебная
ситуация,
под
которым
подразумевается
такая
единица
учебного
процесса,
в
которой
дети
с
помощью
учителя
обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей
деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура и действия
учителя и ученика.
С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся
партнёрами в образовательном процессе. Так преодолевается авторитарный стиль
общения между учителем и учеником.
Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития
учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Теперь
учитель – это навигатор, тьютор, помощник, который должен чаще отвечать на
вопрос учащегося «Не знаю, посмотри в учебнике, найди информацию, попробуй
сам».
Способность к импровизации на уроке становится важной составляющей
профессиональной
компетенции
учителя.
Педагог
должен
быть
готов
к
изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим
самой
оптимальной
формой
проектирования
современного
урока
является
Технологическая карта.
Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную
составляющую
взаимодействия
учителя
и
ученика
на
уроке,
что
является
актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Технологическая карта – это проект урока, составленный учителем с возможной
корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции,
на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической
карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект
учебного
процесса,
в
котором
представлено
описание
от
цели
до
результата
с
и с п о л ь з о в а н и е м
и н н о в а ц и о н н о й
т е х н о л о г и и
р а б о т ы
с
информацией. Это современная
форма
планирования
п е д а г о г и ч е с ко г о
взаимодействия учителя и учащихся.
Технологической
карте
присущи
следующие
отличительные
черты:
интерактивность,
структурированность,
алгоритмичность
при
работе
с
информацией, технологичность и обобщённость.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока,
таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут
быть
этапы
урока,
его
цели,
содержание
учебного
материала,
методы
и
приемы
организации
учебной
деятельности,
деятельность
учителя и деятельность обучающихся, результат (формируемые УУД).
Структура технологической карты включает:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая)
7) Результат (формируемые УУД, продукт).
Главная
задача
технологической
карты
урока -
отразить
деятельностный
подход в обучении, алгоритма работы учителя и учеников на определённых этапах
урока.
В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп
результатов образования:
личностных;
метапредметных;
предметных
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации)
достаточно
большое
количество
технологических
карт
урока,
разработанных
учителями
–
можно
сделать
вывод,
что
унифицированной,
устоявшейся
формы
подобной карты пока не существует. Федеральных нормативных документов по
составлению карт пока нет, пока идёт процесс накопления опыта.