Напоминание

Гражданство-патриотическое воспитание


Автор: Плотникова Елена Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОЧУ "Газпром школа"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Патриотическая игра "Никто не забыт. Ничто не забыто"
Тема: Гражданство-патриотическое воспитание
Раздел: начальное образование





Назад




Большая психологическая игра «Никто не забыт. Ничто не забыто»

Пояснительная записка

Несмотря на глобальные изменения, Россия относится в большей степени к

традиционному обществу. Для нее характерен ориентир на национальные

ценности,

(воплощаемые,

прежде

всего,

в

человеческой

духовности),

на

всестороннее

развитие

личности,

полноценной

семьи

и

здоровый

образ

жизни.

Современное общество привело к изменению духовных ценностей в среде

молодежи.

На

второй

план

отошли

извечные

ценности

традиционного

русского общества, и поэтому возникает необходимость формирования у

молодежи высоких нравственных, моральных качеств, составляющих основу

их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за

судьбу Отечества.

Воспитание патриотизма выступает неотъемлемой частью всей деятельности

по подготовке гражданина к выполнению социальных и государственных

функций.

Цель программы: Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма,

как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи программы:

1.

Создание

условий

для

эффективного

военно-патриотического

воспитания школьников.

2.

Утверждение

в

сознании

и

чувствах

школьников

патриотических

ценностей,

взглядов

и

убеждений,

уважение

к

культурному

и

историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа

государственной, особенно военной службы.

3.

Создание

новой

эффективной

системы

военно-патриотического

воспитания,

обеспечивающей

оптимальные

условия

развития

у

молодежи верности Отечества, готовности к достойному служению

обществу и государству, честному выполнению долга и служебных

обязанностей.

4.

С о з д а н и е

м е х а н и з м а ,

о б е с п е ч и в а ю щ е г о

э ф ф е к т и в н о е

функционирование

целостной

системы

военно-патриотического

воспитания молодежи.

Цель игры – способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных

с патриотическим воспитанием школьников в рамках военно-спортивных

игр.

Задачи:

формирование

навыков

у

детей

навыков

быстрой

реакции

в

нестандартных ситуациях;

развитие и пропаганда среди молодёжи здорового образа жизни.

развитие и укрепление физической подготовки учащихся;

сплочение коллектива;

воспитание у молодого поколения духа патриотизма.

Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста (2-4 класс). В игре

могут принимать участие до 50 человек. Предварительно дети делятся на

команды

(до

6

команд).

Игра

проводится

на

территории

около

школы

в

дневное время. Продолжительность игры 1,5 часа.

На

школьной

территории

выбираются

места,

где

раскладываются

и

маскируются

заранее

приготовленные

коробки

(папки)

с

секретными

документами. На школьной территории обустраиваются станции, на каждой из

которых

стоит

ведущий-взрослый.

Каждый

отряд

(команду)

также

сопровождает

взрослый

(учитель),

который

следит

за

тем,

чтобы

отряды

правильно следовали по заданному маршруту (Приложение 1).

Сценарий игры

Классы строятся на спортплощадке

Ведущий: здравствуйте, друзья. Сегодня вам предстоит испытать себя в игре

«Никто не забыт. Ничто не забыто».

Смысл игры заключается в успешном

выполнении боевого задания, которое выдает командующий.

Командующий: Благодаря беззаветной любви к Родине, мужеству и храбрости

наши

прадеды

смогли

одержать

Великую

Победу.

Мы

с

вами

должны

быть

достойны

великого

наследия.

Сегодня

вам

потребуется

мужество,

отвага,

смелость, ум. Командирам отрядов доложить о готовности отрядов.

Командиры

(сопровождающие

взрослые):

Отряд

к

выполнению

задания

готов.

Командующий: Отряды, слушай боевое задание. Вам необходимо собрать карту,

на

которой

отмечено

место,

где

хранится

секретное

задание.

Вам

предстоит

пройти ряд испытаний. После удачного прохождения каждого этапа вам будет

выдаваться

кусок

карты.

Собрав

все

куски

карты,

вы

возвращаетесь

сюда,

собираете свою карту и ждете дальнейших инструкций. Задание ясно?

Ответ детей.

Командующий:

командиры

отрядов

получите

планы

ваших

маршрутов

(Приложение 2).

Раздаются

планы

маршрутов,

дети

уходят

на

этапы.

На

каждый

этап

дается около 7 минут. По сигналу (свистку) дети переходят на следующий этап.

Этапы/испытания.

1. Пехотинцы. Испытание проводится на стадионе.

Ведущий: ребята, вы знаете, что пехоте приходилось пешком преодолевать

большие

расстояния.

Это

требовало

от

солдат

большой

силы

воли,

сил

и

выдержки. Солдаты шли строевым шагом. Посмотрим, получится ли у вас.

Отряд, построиться в одну шеренгу, в две;

- повороты направо, налево, кругом

- марш в ногу.

Ведущий: отлично. С этим испытанием вы справились. Вот часть карты.

Рекомендуется отдавать части карты сопровождающим-взрослым.

Танковый бой. Испытание проводится на школьной площадке. Перед началом

игры продумывается путь, по которому будут следовать дети. В конце пути

устанавливается рисунок танка на ватмане.

Ведущий: ребята, вы знаете, что танкисты внесли неоценимый вклад в Победу.

Танкистам

приходилось

вести

бои

в

тяжелых

условиях.

Танкисты

обладали

выдержкой и огромной силой духа. Посмотрим, получится ли у вас.

Вам необходимо пройти друг за другом вот по этому пути, держа в одной руке

снаряд (теннисный мячик) и закрыв один глаз, ведь обзор из танка был ограничен.

После прохождения препятствий вам необходимо попасть этим снарядом в танк.

Дети проходят препятствия и стреляют в танк.

Ведущий: отлично. С этим испытанием вы справились. Вот часть карты.

Разведчики.

Испытание проводится на школьной дорожке. На асфальте (земле) рисуются

квадратики из расчета 3 – 4 квадратика на каждого ребенка в команде. У

ведущего должны быть камешки (палочки) по количеству квадратиков. С одной

стороны от квадратиков кладутся кубики. На каждом кубике приклеена буква.

Из кубиков можно сложить фразу (Приложение 3). К примеру, фраза пишется из

расчета по 2 буквы на ребенка.

Ведущий: ребята, вы знаете, как сложно переоценить вклад разведчиков в

Победу.

Эти

люди

обладали

мужеством,

стальными

нервами

и

беззаветной

преданностью к Родине. Часто им приходилось делать вылазки к врагу, не зная,

что ждет их впереди. Разведчики всегда помогали друг другу и не бросали

товарищей в беде. Давайте и мы с вами посмотрим, а умеете ли вы слаженно

работать в трудных условиях. Ваша задача перейти по этим кочкам (камешкам) на

другую сторону, добыть там разведданные – 2 кубика – и вернуться обратно. Вы

можете Использовать для этого только три (четыре) камешка. После прохождения

по камешку он будет закрыт, и другие ребята не смогут по нему пройти.

Ребята переносят кубику на свою сторону по очереди.

Ведущий: А теперь постарайтесь составить фразу из тех букв, которые у вас

есть.

Ребята составляют фразу.

Ведущий: молодцы. Вот вам еще одна часть карты.

Связисты

Испытание проводится на игровой или спортивной площадке (залезке) или в

месте, где можно расположить ватман так, чтобы ребята не видели его. На

ватмане рисуется узор из геометрических фигур из расчета по 2-3 фигуры на

каждого участника команды. Ватман размещается на вершине лазелки (в другом

месте).

У ведущего заготовлен комплект таких же фигур в необходимом количестве,

вырезанных из картона.

Ведущий: ребята, вы знаете, что на войне было несколько фронтов, армий.

Тогда не было мобильных телефонов как сейчас. Связь на войне обеспечивали

связисты. Эти люди обладали великолепной памятью и могли запоминать большие

объемы информации, от которой зависело очень многое. Необходимо было уметь

собрать

воедино

всю

информацию

и

передавать

ее.

Вот

давайте

мы

с

вами

посмотрим,

а

сколько

хорошо

получится

у

вас

запомнить

и

использовать

информацию. Итак, строимся по парам. Сейчас пары по очереди будут залезать на

лазелку и изучать схему (узор). В ней всего 4 (5,6, в зависимости от количества

пар) строчек. Договоритесь, кто какую строчку запоминает. Задача каждой пары

запомнить свою строчку за 30 секунд. Итак, начали.

Ребята по очереди запоминают строчки.

Ведущий: отлично, а теперь выложите точно такую же схему, используя эти

фигуры.

Дети выкладывают схему из фигур.

Ведущий: ну что ж, отлично. Вот ваша часть карты.

Госпиталь. (не обязательная часть)По возможности провести эту станцию

около скамеек .Необходимы заготовленные бинты. Хорошо, если у медсестры

есть возможность провести эту станцию самой.

Ведущий: ребята, вы прекрасно знаете, что на войне было очень много раненых.

Если бы не мужество и сила воли военных врачей, медсестер и санитаров, то

наши

потери

на

войне

были

бы

намного

больше.

Сам

погибай,

а

товарища

выручай. Часто бойцы несли своих товарищей на себе, хотя у самих почти не

было

сил.

Сейчас

вам

предстоит

сложное

задание.

Вы

должны

будете

перебинтовать руку (ногу) своему товарищу и доставить его, перенести на руках в

безопасное место.

Ребята выполняют задание.

Ведущий: у вас отлично получилось. Вот ваша часть карты.

Аэродром.

Станция проводится на сравнительно ровной площадке, где есть возможность

поставить стол или работать на асфальте. Бумага по количеству участников.

Схемы складывания самолетиков из бумаги (приложение 4). На земле (асфальте)

чертится круг на 4-5 метров в диаметре.

Ведущий:

ребята,

вы

знаете,

какой

неоценимый

вклад

внесла

авиация

в

Великую победу. Летчики совершали боевые вылеты, собирали разведданные,

эвакуировали население, доставляли продукты и боеприпасы в труднодоступные

места. Летчики обладали мужеством, выдержкой, железными нервами. Помогал

им в боях и отличный глазомер. А вот посмотрим, сможете ли вы собрать самолет

и вылететь за линию фронта.

Возьмите по листу бумаги и соберите самолетик, как показано на схеме.

Ребята собирают самолетики.

Ведущий: отлично. А теперь, эскадрилья, готовься! Строимся в центре круга и

по моей команде запускаем самолетики. Ваша задача, чтобы все самолетики

вылетели за круг, т.е. пересекли линию фронта.

Ребята бросают самолетики.

Ведущий: отлично, вот ваша часть карты.

Штаб.

Располагается

на

большой

открытой

площадке.

Можно

на

стадионе.

Необходимо

заранее

приготовить

скотч,

ножницы.

На

каждую

команды

приготовлен листик с кодом. В коде указан определенный квадрат на карте

(приложение 5)

Сюда после прохождения этапов приходят все команды.

Ведущий: ребята, вы отлично справились со всеми испытаниями. У вас в руках

части карты. Склейте их все вместе.

Ребята склеивают карту.

Командующий: отряды стройся! Вы отлично прошли испытания. У вас в руках

карты, но, чтобы понять, где находятся документы с заданием надо справиться с

шифром на обратной стороне. У вас есть 5 минут. Воспользуйтесь дешифровкой

(Приложение 6)

Дети расшифровывают шифр.

Командующий: отряды стройся! Всем удалось отметить на карте нужное место?

В таком случае слушай мою команду. Найти место, обозначенное на карте и

доставить документы сюда, в штаб.

Ребята находят коробки (папки) и приносят их в штаб.

Командующий:

отряды

стройся!

Все

документы

доставлены

в

штаб.

Поздравляю вас с успешным выполнением задачи.

Ведущий: Сейчас вы подниметесь в классы и откроете свои коробки. Там вас

ждет новое задание, ведь закончилось только игра, а светлая память о великом

подвиге советского народа жива. И наш с вами долг чтить тех людей, которые в

нечеловеческих условиях добывали победу. Мы надеемся, что каждый из вас

примет самое активное участие в выполнении задания, которое находится внутри

ваших коробок. (Приложение 7 и Приложение 8)



В раздел образования