Автор: Плотникова Елена Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОЧУ "Газпром школа"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Большая психологическая игра "Сказочное путешествие"
Тема: Развитие ЛУУД в соответствии со ФГОС
Раздел: начальное образование
Программа большой психологической игры «Сказочное путешествие»
Автор педагог-психолог ОЧУ «Газпром школа» Плотникова Е. А.
Пояснительная записка
При поступлении в первый класс для бывших дошкольников наступают значительные
перемены. На первое и основное место выходит учеба, которая становится ведущей
деятельностью, в то время как игра, отходит на второй план. Первоклассники знакомятся
со школой, учителями, одноклассниками, они учатся «быть школьниками», наступает
адаптационный период. Принято считать, что в среднем адаптационный период занимает
1-2 месяца, к концу этого периода первоклассники должны полностью освоиться в школе,
наладить отношения с одноклассниками и учителями, а главное, начать активно осваивать
школьную программу. Необходимо отметить, что отношения со сверстниками являются
важным компонентом в школьной жизни каждого ученика, если у ребенка есть друзья,
если
он
принимаем
в
коллективе,
то
он
чувствует
себя
спокойно
и
уверенно,
что
благоприятно
отражается
на
его
учебе,
и
наоборот.
Таким
образом,
формирование
классного
коллектива,
создание
в
нем
благоприятной
атмосферы
сотрудничества
и
взаимопонимания, является одной из основных задач учителей и сотрудников школы.
Представленная ниже большая психологическая игра направлена именно на развитие
сотрудничества между первоклассниками. Хотя игра и отходит на второй план, но она все
еще
является
одним
из
любимых,
а
главное
знакомых,
видов
деятельности
для
первоклассников.
Благодаря
этому,
дети
могут
осваивать
необходимые
им
навыки
в
привычной и безопасной для них форме.
Цель игры: создание условий для сплочения классного коллектива.
Задачи игры: - создание условий для развития взаимодействия;
- создание условия для формирования навыков сотрудничества;
- создание условия для эмоционального отреагирования.
Большая психологическая игра «Сказочное путешествие» рассчитана на проведение с
классным коллективом (от 15 до 30 человек), необходимо отметить, что присутствие
классного руководителя не является обязательным, но желательно, особенно в случае,
если количество детей в классе больше 20 человек. Игра рассчитана на проведение в 1-ых
классах
общеобразовательных
школ.
Длительность
игры
1,5
часа
(2
урока).
Игра
проводится в просторном помещении, где есть возможность для свободного передвижения
детей и организации рабочего пространства. Для проведения игры необходимо 4 ведущих,
двое
из
которых
непосредственно
ведут
игру,
а
двое
исполняют
роли
сказочных
персонажей,
переодеваясь
в
соответствии
со
сценарием.
Для
организации
рабочего
пространства необходимо иметь реквизит (Приложение 1).
Сценарий новогодней игры «Сказочное путешествие»
Действующие лица:
Аленушка
Петрушка
Василиса Прекрасная
Домовой
Водяной
Соловей-разбойник
Леший
Баба Яга
Кощей Бессмертный
Предварительная подготовка зала. Елка спрятана за ширмой или занавесом в дальней
от входа части помещения. На занавесе висит замок. Около замка сиди Петрушка.
Аленушка стоит около дверей и встречает детей.
Дети
подходят
к
помещению,
где
планируется
проведение
игры.
В
дверях
их
встречает Аленушка.
Аленушка: Здравствуйте, красные девицы и добрые молодцы! Попали вы за тридевять
земель!
За
высокие
горы,
за
дремучие
леса!
Вы
попали
не
куда-нибудь,
а
в
самое
настоящее тридевятое царство, где в белокаменных палат живет Василиса Прекрасная и
все готовятся ко встрече Нового года! Хотите познакомиться с Василисой прекрасной и
побывать у нее на празднике?
Дети: ДА!
Аленушка: тогда пойдемте со мной.
Идут к месту, где сидит Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, красные девицы и добры молодцы! Как вас звать, величать?
Вы зачем в наше тридевятое царство, тридевятое государство пожаловали? Уж не на
праздник ли Нового года к Василисе Прекрасной собрались?
Дети: ДА!
Аленушка: Да, ты прав, мил человек, мы на праздник спешим. Нас-то звать-величать
школьники да первоклассники, а вот ты сам кто будешь?
Петрушка: А
я
Петрушка!
При
Василисе
Прекрасной
шутом
да
затейником
приставлен!
Вот
только
не
до
радости
да
шуток
теперь.
Горе
в
нашем
государстве
приключилось! Вчера кощей Бессмертный украл у нас Символ Нового года! И теперь
Новый год у нас не наступит и праздника не будет, пока мы Символ на место не вернем!
Нам бы богатырей сюда! Илью Муромца или Добрыню Никитича! Вот только заняты все
сейчас, не досуг им!
Аленушка: так может мы на что сгодимся?
Петрушка: А среди вас богатыри найдутся? Сможете вы символ вернуть?
Дети: ДА!
Петрушка: А как вы думаете, какой символ Нового года у нас украл Кощей?
Дети угадывают. Правильный ответ ЕЛКА.
Петрушка: Ну а коли так, вы сами догадались, что нам искать, и вы готовы нам
помочь, то вот какую весть прислал нам Кощей.
Петрушка достает из котомки лист бумаги с вестью от Кощея и читает.
Весть от Кощея:
Бью тебе челом Василиса Прекрасная! Как отказалась ты за меня замуж идти, так
решил я в твоем царстве-государстве праздник испортить! И потому забрал я у Вас
новогоднюю елку и раскидал части ее по болотам и лесам, по домам и полям у слуг моих
верных, у слуг своих скверных! И только тогда Новый год наступит, когда все части
вместе соберутся и заветные слова произнесутся!
Аленушка: Я знаю одного слугу Кощея – это Домовой! Он давно уже поселился
неподалеку и строит козни! Пойдемте прямо к нему!
Ведущие с детьми перемещаются по помещению (по часовой стрелке), к тому месту,
где стоит Домовой.
Домовой: Вы чего это ко мне пожаловали? Вам чего ребятня надобно?
Дети отвечают, зачем они пришли.
Домовой: Да, был у меня Кощей, наказал мне припрятать вещицу! Но некогда мне тут
с вами лясы точить! У меня еще дел не переделать за год! Вот если бы мне кто помог, так я
бы ему вещицу-то и отдал бы…
Аленушка: Поможем Домовому, ребята?
Дети: ДА!
В
то
время,
пока
Домовой
разговаривает
с
детьми
и
Аленушкой,
Петрушка
разбрасывает по помещению снежинки.
Домовой: Ну что же! Слушайте тогда мое заданье, ваше испытанье! Зима пришла и все
замела, кругом снег да стужа! А хозяйка моя, наказала мне снег со двора убрать, да все
снежинки на нить волшебную насадить! Вот видите снежинки кругом? Возьмите каждый
по снежинке, выстройтесь друг за другом и наденьте снежинки на волшебную нить,
которую будем держать мы с Петрушкой. Справитесь – отдам вам первую часть, а нет –
так превращу вас в забор, а то старый как раз прохудился!
Аленушка: Готовы? Тогда начали!
Дети выполняют задание. Собирают снежинки и строятся в шеренгу. Петрушка с
Домовым помогают им надеть снежинки на волшебную нить.
В это время Аленушка выкладывает листы бумаги зеленого цвета на небольшом
расстоянии друг от друга, так чтобы они образовывали тропу. Это подготовка к
следующему заданию.
Домовой: Ну что же! Потрудились вы на славу! Теперь отдам вам вещицу, что на
сохраненье у меня есть!
Отдает детям ПЕРВЫЙ ПАЗЛ. Петрушка убирает его в свою котомку.
Петрушка: Не подскажешь ли, куда нам путь дальше держать? Какого помощника
Кощея нам искать?
Домовой: Загадку вам задаю, а отгадаете, так скажу!
Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Дети: Водяной!
Домовой: Правильно – идите прямо и придете к нему.
Дети перемещаются к Водяному.
Водяной: Кто это тут ногами топает, глазами хлопает? Вот я вас сейчас в лягушек
превращу!
Петрушка: Прости нас, Водяной! Мы к тебе с просьбой пожаловали! Не отдашь ли
нам то, что тебе Кощей на сохраненье оставил?
Водяной: А чего мне отдавать? Сами возьмите, коли сможете! Спрятал я свою часть на
другом берегу болота! Никто туда еще не добирался! К нему можно добраться, наступая
вот на эти островки! И держась при этом за руки! Взять часть можно только тогда, когда
все переберутся на другой берег. Справитесь – отдам вам часть елки, а нет так превращу
вас в лягушку.
Аленушка: Вы готовы? Тогда давайте приготовимся и достанем еще одну часть!
Водяной: Ну что ж! Молодцы-удальцы! Не испугались, за руки взялись!
Дети встают в шеренгу и берутся за руки. Потом проходят болото, держась за руки,
и добираются до другого берега.
Петрушка убирает ВТОРУЮ ЧАСТЬ в котомку.
Петрушка: Водяной! Подскажи, куда нам теперь путь держать!
Водяной: А вы отгадайте мою загадку!
В лесу на древе он сидит,
И как поедет кто, свистит!
Его в честь птицы называют,
А он за то людей пугает!
Дети: Соловей-разбойник!
Водяной: Правильно – пойдете направо и попадете в дремучий лес прямо к нему!
Дети перемещаются по помещению к Соловью-разбойнику
Соловей-разбойник: Как засвищу я по-соловьиному! Как зарычу я по-звериному! Все
травушки-муравушки уплетаются, Все лазоревы цветки осыпаются, Темны лесушки к
земле приклоняются!
Петрушка: Ты не свисти, не рычи Соловей-разбойник! Молва о тебе по всей земле
идет! И мы к тебе не просто так, а по делу пришли важному! Говорят, что Кощей
Бессмертный спрятал у тебя часть от новогодней елки, правда ли?
Соловей-разбойник: Может правда, а может и ложь! А вам-то что с этого? Все равно я
никому ничего просто так не отдам и доброго дела не сделаю!
Аленушка: Так может нам службу какую сослужить надобно?
Соловей-разбойник: А вы меня удивите, да перерычите! Рыкните по-звериному, да
так долго, как никто не рыкивал! Встаньте все в круг и начинайте рычать друг за другом
по очереди! Сначала первый, потом второй, третий и т.д. Справитесь – отдам вам часть
елки, а нет – так рыком рыкну!
Соловей-разбойник: Что ж! Подивили вы меня, коли сам не услышал бы, так никогда
не поверил бы! Вот вам за то часть елки.
Дети выполняют задание и Соловей-разбойник отдает им ТРЕТИЙ ПАЗЛ. Петрушка
убирает его в котомку.
Петрушка: Спасибо тебе Соловей-разбойник, не скажешь ли нам, где теперь искать
другого слугу Кощееву?
Соловей разбойник: Отгадаете мою загадку, да узнаете!
В каждом есть лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Дети: Леший
Соловей-разбойник: Правильно! Идите на тот конец леса прямо через чащу и найдете
его!
Дети перемещаются по помещению к месту, где стоит Леший.
Леший:
Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами давно я в
этом лесу Лесовиком, а вот не видывал, чтобы кого-то сюда нелегкая заносила! Вам чего
надобно?
Петрушка: Ты прости нас лесной хозяин, что потревожили тебя, да нам помощь твоя
требуется! Прослышали мы, что у тебя на сохранении находится часть елки новогодней!
Не отдашь ли нам ее?
Леший: Отдам, коли вы меня потешите! Скучно мне – зима в лесу хозяйничает! Все
звери по норам попрятались, птицы по гнездам разлетелись! Грусть да тоска зеленая! Вы
вот что! Я вам буду называть животное, а вы мне его изображайте! Справитесь – так отдам
вам часть елки, а не справитесь – превращу вас в пни да коряги.
Аленушка: Готовы? Тогда, Леший, загадывай животных!
Леший загадывает животных, дети их изображают.
Животные: Медведь, Лиса, Заяц, Волк, Белка
Леший: Ну что ж, молодцы, потешили вы меня, порадовали! А за то вот вам часть
елки.
Отдает ЧЕТВЕРТУЮ ЧАСТЬ если. Петрушка убирает ее в котомку.
Петрушка: Скажи нам, куда теперь путь-дорогу держать?
Леший: Нос крючком,
Метла торчком!
В ступе летает,
Пакость затевает!
Дети: Баба-Яга!
Леший: Идите налево и попадете прямо к ее избушке на лесной опушке!
Дети перемещаются по залу к месту, где стоит Баба Яга. Как показывает практика,
дети
очень
активно
реагируют
на
это
задание,
потому
для
наиболее
удобной
организации рабочего пространства рекомендуется поставить несколько банкеток, на
которых дети смогут сидеть во время следующего задания.
Баба-Яга: Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский
дух сам является. Вам чего тут надобно? Вот я вас сейчас каааааак… (делает страшные
глаза и нависает над детьми)
Петрушка: Бабушка-старушка, ты прости нас горемычных! Мы по делу к тебе, за
помощью! Отдай нам часть елки, тебе на сохранение Кощеем отданную.
Баба-Яга: Вот уж с роду такого не бывало, чтоб я детям помогала! Загадаю вам
загадки, вы дадите мне отгадки! Те кто сказки знают, ответы угадают! Но коль отгадок не
дадите, так вы строго не судите! Я вас съем!
Моя первая загадка:
В каких сказках встречается число 7? (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях,
Семь братьев, Семь симеонов, Белоснежка и семь гномов)
Моя вторая загадка:
Вспомните
пять
сказок
про
медведя.
(Маша
и
медведь,
Три
медведя,
Медведь-
дровосек,
Мужик
и
Медведь,
Медведь-лежебока,
Два
жадных
медвежонка,
Теремок,
Колобок и т.д.)
Моя третья загадка:
Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”. Сколько варежек
свяжет баба? (заяц, волк, медведь и лиса – 8 варежек)
Дети отгадывают загадки.
Баба-Яга: Фуууууу! Противные дети! Опять мне голодной сидеть, но уговор дороже
денег – вот вам часть елки новогодней!
Петрушка убирает ПЯТУЮ ЧАСТЬ в котомку.
Во время выполнения задания с Бабой Ягой Петрушка и Аленушка выкладывают из
больших мягких кубиков, пазлов, стульев и банкеток «полосу препятствий». Полоса
препятствий может выкладываться на усмотрение ведущих, быть разной сложности и
разной протяженности.
Петрушка: Спасибо тебе бабушка! Не подскажешь ли нам, куда нам теперь путь
держать?
Баба-Яга: Эх, вы шумите и кричите, мне подумать не дадите! Совсем я старая стала,
да запамятовала, как мне повернуть к себе избушку? Какие слова сказать надо?
Дети: Избушка, избушка! Стань ко мне передом, а к лесу задом!
Баба-Яга: Ну, так и быть, скажу! Стоит моя избушка на краю Дремучего леса, а за ним
сразу Кощеево царство! К нему вам и путь держать! Да возьмите с собой клубок, он вам
поможет.
Петрушка убирает клубок в котомку. Дети перемещаются по помещению к месту,
где стоит Кощей.
Кощей: Чууууууу!!!! Русским духом пахнет! Кто это ко мне пожаловал? Я слышал, что
вы собрали уже все части кроме одной? Что же!!! Вот вам мое задание, для вас испытание!
Перед вами лабиринт! Пройти по нему надо точно друг за другом! Если кто с дороги
собьется, в тот же миг в камень обернется!
Аленушка: Ребята! Давайте воспользуемся подарком Бабы Яги! Возьмемся за нитку
одной рукой и пойдем через лабиринт.
Дети становятся друг за другом, берутся за нитку и проходят через лабиринт.
Кощей: Ну что ж! Из сказки слова не выкинешь!
Петрушка: Да! Слово не воробей, вылетит – не поймаешь! Отдавай нам последнюю
часть елки!
Кощей отдает ШЕСТОЙ ПАЗЛ.
Петрушка: Ура! Мы с вами собрали все части символа вместе. Попробуйте очень
аккуратно собрать их вместе, и мы посмотрим, что у нас получилось.
Дети складывают все пазлы, получается картинка с изображением елки.
Аленушка: Молодцы ребята! Теперь нам пора спешить во дворец!
Петрушка: Поздно! Новый год скоро наступит, мы не успеем вернуться.
Кощей: ладно уж. Перенесу я вас в палаты Василисы, чтобы вы к Новому году
поспели вовремя! Встаньте в круг и закройте глаза! Пока я буду слова говорить, вы глаза
не открывайте, да не подглядывайте!
Ох, велик же белый свет!
Если ехать — краю нет!
Люди разные живут,
Сказы разные ведут.
Кто-то — беден, кто — богат,
Кто-то — участи не рад,
Кто-то — счастлив, кто-то — нет…
В каждой сказке есть секрет!
Во время чтения стихотворения Петрушка, Аленушка и Василиса уносят ширмы или
раздвигают занавес и выносят елку на середину помещения. Под елкой ставится сундук с
подарками.
Дети открывают глаза и оказываются в белокаменных палатах, где рядом с елкой
стоит Василиса Прекрасная!
Василиса
Прекрасная: Здравствуйте,
гости
дорогие!
Уж
не
знаю
как
вас
звать,
величать, как вас хвалить да угощать! Сослужили вы мне службу верную! И за то, хочу
вам подарок сделать! Спасли вы елку мою волшебную, спасли и праздник волшебный!
Только елка стоит не украшенная, огнями не светится! А ведь в наши стародавние времена
принято было украшать елку игрушками в виде яблок. Вот вам по игрушке в виде яблока!
Напишите на них свои желания, да на елку повесьте! Все добрые да истинные желания
обязательно сбудутся!
Аленушка и Петрушка рассаживают детей на банкетки, а Василиса раздает всем по
игрушкам и фломастеру. Дети пишут желания на игрушках и вешают их на елку, ведущие
помогают.
Петрушка: А мы с Аленушкой на елку снежинки повесим, чтобы еще краше было!
Вешают на елку собранные в начале игры снежинки.
Василиса
Прекрасная: А теперь нам осталось зажечь нашу елку! Встанем вокруг
елки и зажмурим глаза! Я скажу волшебные слова, и в конце их мы все вместе скажем
ЕЛОЧКА ГОРИ и откроем глаза! Готовы? Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте, а то
волшебства не получится!
… Вот — и сказки уж конец.
Тот, кто слушал, - молодец!
В этой сказке есть намёк…
Добрым молодцам урок
Сказка — волшебства полна,
Учит дружбе нас она!
И все вместе сейчас мы:
Скажем: «Елочка гори!»
Во время чтения стихотворения один из ведущих зажигает гирлянду на елке.
Дети открывают глаза и видят елку с зажженными огоньками.
Аленушка: Ой, какое диво дивное! Давайте, возьмемся за руки, поводим хоровод и
споем новогоднюю песенку!
Дети поют песенку и водят хоровод.
Петрушка: Ух ты! Какая красота! А под елкой-то! Стоит сундучок с подарками!
Василиса-царевна, подарки-то для нас?
Василиса
Прекрасная: Для вас, для вас! Вы их честно заслужили! Я сейчас к
каждому подойду с сундучком, а вы, не глядя, возьмете оттуда по подарку!
Василиса обходит всех детей и раздает им подарки из сундучка.
Петрушка: Вот и закончилось наше путешествие! И нам с Василисой и Иваном
остается только сказать вам всем –
Василиса, Аленушка и Петрушка: С новым годом, с новым счастьем!
После окончания игры дети уходят в класс со своим классным руководителем.
Список использованной литературы:
1.
Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. – М.: Эксмо, 2010.
2.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
3.
Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения
для детей школьного возраста. – М.: Генезис, 2006.