Автор: Юзеева Диляра Хафизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №377 комбинированного вида" Советского района г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность между дошкольным и начальным образованием
Раздел: дошкольное образование
Преемственность между дошкольным и начальным
образованием
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования
рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного
образования ребенка – это связь, согласованность и перспективность всех
компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм
организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для
обеспечения преемственности в развитии ребенка. Под преемственностью
понимается последовательный переход от одной ступени образования к
другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания,
форм, методов, технологий обучения и воспитания. Многочисленные
исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само
по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок
умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается
деятельностный подход, который лежит в основе государственных
образовательных стандартов. Важнейшим условием эффективности работы
по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является
четкое понимание целей, задач и содержания осуществления
преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Главной стратегической установкой в реформировании современной системы
образования, является обеспечение качества образования потребностям
личности и социума. Важным условием достижения такого качества является
обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с
“Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено) ” понимается как согласованность, преемственность всех
компонентов образовательной системы на каждой ступени образования.
Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного
возраста:
воспитание нравственного человека;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое,
психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает
решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его
положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности
к творческому самовыражению;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование
коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в
различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности;
умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего
поведения в соответствии с ними;
индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего
развития или отставания.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс
между детским садом, семьей и школой;
выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения
намеченных результатов;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников
воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и
родителей;
всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и
социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при
поступлении ребенка в школу;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и
социальной деятельности детей.
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
(ФГОС) к структуре ООП, условиям её реализации и принятие новых ФГОС
начального школьного образования – важный этап преемственности
деятельности детского сада и школы.
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно
осуществлять по трем основным направлениям:
методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к
выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их
разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых
педагогами ДОУ и школы и др.);
работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация
совместных мероприятий);
работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки
детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного
развития детей для успешного обучения в школе).
“Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС”:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и
потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет
доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни.
Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
(мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает
вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно
действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской
деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких
людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,
музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми
и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные
средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается,
обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных
ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые
нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно
определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а
требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными
представлениями о том “что такое хорошо и что такое плохо”. Ребенок
способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные
правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре
и др.)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные
знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации
может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен
предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке,
рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о
составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении
семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных
ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы
умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской
деятельности.
“Портрет выпускника начальной школы”:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного
фундамента развития ребёнка – формирование базовой культуры его
личности, что позволит ему успешно овладеть универсальными учебными
действиями на первой ступени общего образования.