Напоминание

Преемственность между дошкольным и начальным образованием


Автор: Юзеева Диляра Хафизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №377 комбинированного вида" Советского района г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность между дошкольным и начальным образованием
Раздел: дошкольное образование





Назад




Преемственность между дошкольным и начальным

образованием

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования

рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного

образования ребенка – это связь, согласованность и перспективность всех

компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм

организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для

обеспечения преемственности в развитии ребенка. Под преемственностью

понимается последовательный переход от одной ступени образования к

другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания,

форм, методов, технологий обучения и воспитания. Многочисленные

исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само

по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок

умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается

деятельностный подход, который лежит в основе государственных

образовательных стандартов. Важнейшим условием эффективности работы

по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является

четкое понимание целей, задач и содержания осуществления

преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы

образования, является обеспечение качества образования потребностям

личности и социума. Важным условием достижения такого качества является

обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с

“Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и

начальное звено) ” понимается как согласованность, преемственность всех

компонентов образовательной системы на каждой ступени образования.

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного

возраста:

воспитание нравственного человека;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое,

психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает

решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его

положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности

к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование

коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в

различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

формирование основ умения учиться и способности к организации своей

деятельности;

умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,

планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,

взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,

предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных

установок, национальных ценностей;

осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего

поведения в соответствии с ними;

индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего

развития или отставания.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс

между детским садом, семьей и школой;

выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения

намеченных результатов;

создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников

воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и

родителей;

всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и

социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при

поступлении ребенка в школу;

формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и

социальной деятельности детей.

Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

(ФГОС) к структуре ООП, условиям её реализации и принятие новых ФГОС

начального школьного образования – важный этап преемственности

деятельности детского сада и школы.

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно

осуществлять по трем основным направлениям:

методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к

выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их

разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых

педагогами ДОУ и школы и др.);

работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация

совместных мероприятий);

работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки

детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного

развития детей для успешного обучения в школе).

“Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС”:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими

навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и

потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет

доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные

правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в

окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

(мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает

вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно

действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской

деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких

людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,

музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми

и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные

средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными

способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается,

обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия,

направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных

ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые

нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно

определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а

требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными

представлениями о том “что такое хорошо и что такое плохо”. Ребенок

способен планировать свои действия, направленные на достижение

конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные

правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре

и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),

адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные

знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем),

поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации

может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен

предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке,

рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,

мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной

принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о

составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении

семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных

ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его

инструкции

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы

умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской

деятельности.

“Портрет выпускника начальной школы”:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной

деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать

свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих

образа жизни.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного

фундамента развития ребёнка – формирование базовой культуры его

личности, что позволит ему успешно овладеть универсальными учебными

действиями на первой ступени общего образования.



В раздел образования