Напоминание

Основные этапы и содержание работы по формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Танасюк Яна Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ № 44 "Веселые нотки"
Населённый пункт: Архангельская область, город Северодвинск
Наименование материала: статья
Тема: Основные этапы и содержание работы по формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные этапы и содержание работы по формирование ориентировки в

пространстве у детей старшего дошкольного возраста

В современной педагогике дошкольный возраст рассматривается как ценный и

особенно значимый период в развитии психики ребенка. Также дошкольный возраст

является благоприятным для развития способностей ориентироваться в пространстве.

Ориентировка

в

пространстве

имеет

универсальное

значение

для

всех

аспектов

человеческой

деятельности,

охватывая

различные

стороны

ее

взаимодействия

с

реальностью.

Поэтому

гармоничное

развитие

ребенка

невозможно

без

развития

его

способности

ориентироваться

в

пространстве.

Исследователи,

изучавшие

пространственные представления и ориентировку в пространстве (Б.Г. Ананьев, А.А.

Люблинская,

Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность является

одной

из

главных

причин

затруднений

при

обучении

в

школе.

Особенно

трудности

проявляются

при

овладении

навыками

письма,

чтения

и

счета.

Уровень

развития

пространственной ориентировке является одним из наиболее важных показателей, как

общего

развития

ребенка,

так

и

его

готовности

к

обучению

[20,

27,

30].

Поэтому

разработка

адекватных

способов

восприятия

пространства,

полноценных

пространственных

представлений

и

навыков

ориентировки

в

пространстве

является

актуальной

в

старшем

дошкольном

возрасте.

Эта

задача

выступает

в

качестве

необходимого элемента при подготовке ребенка к школе, что, в свою очередь, является

одной из важнейших задач дошкольного образования.

Основные

принципы

формирования

представлений

и

понятий

о

пространстве:

постепенность, последовательность, использование в обучении наглядности в сочетании

чувственного и логического, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Главные

средства

формирования

ориентировки

в

пространстве:

собственная

двигательная активность ребенка, использование художественных картин, иллюстраций,

фотографий, сочетание наглядности, образа со словом в виде схем, таблиц, моделей и др.

Обучение пространственной ориентировке – процесс многоуровневый и связан с

развитием и совершенствованием интегративных процессов, умением и возможностью

целостно

и

обобщенно

воспринимать

окружающее

пространство,

анализировать

его,

используя как конкретные, индивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие

пространство.

Формирование пространственных представлений является довольно длительным и

сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном

возрасте и совершенствуется в период школьного обучения

Работа

по

формированию

пространственных

представлений

осуществляется

поэтапно:

1 этап. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о

собственном

лице,

теле.

Освоение

ребенком

«схемы

собственного

тела»

должно

подкрепляться различными маркерами, которые помогают ему убедиться, что существует

верх и низ, (потолок, небо — пол, трава), перед — зад (пуговицы на рубашке — капюшон),

правая и левая стороны (цветная тряпочка или часы на одной руке). Наиболее трудным для

ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала

следует проделать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой.

Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями

тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой

ладонью»). На начальной стадии этапа понятия закладываются на невербальном уровне,

поэтому здесь используются различные игры на понимание данных понятий.

2 этап. Развитие ориентировки в окружающем пространстве. После развития у

детей навыка ориентировки в пространстве относительно себя следует переходить к

ориентировке других объектов относительно друг друга и себя относительно других

объектов.

Это

предполагает

обучение

ребенка

соотносить

взаимное

расположение

окружающих

предметов,

а

также

менять

его

по

словесной

инструкции.

Необходимо

закрепить у ребенка представления, что у человека, стоящего напротив, все наоборот:

право — где у меня лево, а лево — где право. В итоге следует научить дошкольников

мысленно ставить себя на место другого человека, видеть вещи его глазами и, главное,

правильно называть их. Важно, чтобы ребенок постоянно оречевлял свои ощущения и

направления

движения.

После

сопряженной

с

действием

речи

следует

учить

планирующим

высказываниям:

что

я

сейчас

буду

делать.

Потом

ребенок

учится

комментировать направления движения других детей.

3

этап.

Развитие

ориентировки

в

двумерном

пространстве.

Ориентировка

в

двумерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его

сторон и углов. Затем ребенок помещает различные предметы в левом нижнем, в правом

верхнем

углах,

определяет,

какие

углы

остались

незаполненными.

Формируется

понимание и вербализация расположения плоскостных предметов, букв и цифр на листе

бумаги по отношению друг к другу. Целесообразно использовать задания на узнавание

нарисованных геометрических фигур путем сличения двух заданных образцов. Анализ

фигур,

направленный

на

развитие

умения

находить

одинаковые

и

неодинаковые

в

пространственном отношении элементы фигуры, помогает направить внимание ребенка на

осознанное

восприятие

отношений

предметов

в

пространстве.

От

узнавания

пространственных

отношений

переходят

к

заданиям,

в

которых

требуется

воспроизведение

заданных

фигур

по

образцу,

сначала

с

помощью

метода

рисования

(срисовывания), а позже методом активного конструирования заданных фигур из данных

элементов (палочек, кубиков).

4 этап. Развитие понимания и употребления логико - грамматических конструкций,

выражающих пространственные отношения. Работа начинается с уточнения предлогов и

закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и

предложно-падежных

конструкций.

Прежде

всего,

ребенок

выполняет

всевозможные

движения

и

манипуляции

с

предметами

по

инструкции

педагога.

Затем

он

учится

комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

Обучение пространственной ориентировке – процесс многоуровневый и связан с

развитием и совершенствованием интегративных процессов, умением и возможностью

целостно

и

обобщенно

воспринимать

окружающее

пространство,

анализировать

его,

используя как конкретные, индивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие

пространство.



В раздел образования