Напоминание

ИННОВАЦИОННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА


Автор: Ожегова Ирина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Родничок"
Населённый пункт: с. Константиновка, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ

САД

«

РОДНИЧОК

»

С

.

КОНСТАНТИНОВКА

ИННОВАЦИОННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ИСТОРИИ

РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Подготовила: музыкальный руководитель Ожегова Ирина Владимировна

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать

подлинным патриотом».

С. Михалков

В

последние

годы

в

российской

системе

дошкольного

образования

произошли

определенные

позитивные

перемены:

обновляется

содержание

образования

и

воспитания детей.

Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти, и развиваться ее

культурный,

нравственный,

интеллектуальный

потенциал

дети.

А

будущее

детей

находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества.

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для

приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории

родного края.

Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является

ориентация на национально-культурные ценности. Такие основополагающие принципы

о б н о вл е н и я

с од е р ж а н и я

о б р а з о ва н и я ,

ка к

л и ч н о с т н а я

о р и е н т а ц и я ,

культуросообразность,

гуманизация

и

гуманитаризация

предполагают

приобщение

ребенка

к

национальным

ценностям,

формирование

у

него

толерантного

сознания,

разнообразных

познавательных

интересов,

его

самоопределение

в

условиях

поликультурной среды.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет:

«Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками

и тысячелетиями.

Под ним

понимается

преданность

и любовь

к своему

Отечеству,

к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите».

Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него

формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину,

свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.

Действенным

средством

воспитания

патриотизма, на

наш

взгляд,

является

приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья

педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа,

возникшего

в

Киевской

и

поздней

Руси,

со

своей

сложившейся

культурой

и

общественным укладом жизни.

О

необычайной

жизненности

казачества,

свидетельствует

его

современное

возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его

хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад

жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и

демократии,

как

организованной

свободе

в

широком

понимании,

что

не

утратило

значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено

воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности

пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению

Отчизне.

Президент России В. В. Путин дал высокую оценку казачеству. Он сказал: «История

казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным

человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы

много

сделано

для

возрождения

казачества,

его

вековых

традиций

и самобытной

культуры.

Уже сегодня

можно

уверенно

констатировать,

что

российское

казачество

возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые

для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы

самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни

и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Актуальность обсуждаемой сегодня проблемы определяется двумя факторами:

во-первых,

она

связана

с общим

интересом

современного

общества

к истокам

отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;

во-вторых,

социокультурными

изменениями

менталитета

россиян,

что

отразилось

в инновационной основе организации деятельности дошкольного образования, открыло

перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих

поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение

истории

развития

родного

края,

воспитание

уважения

к

героическому

прошлому

казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует

развитию

творческой

активности

детей,

делает

их

достойными

наследниками

тех

духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

Овладение этим компонентом одинаково важно для всех дошкольников. Для детей из

казачьих

семей

это

станет

средством

познания

своих

корней,

формирования

ментальности,

жизненных

планов,

осознания

неразрывной

взаимосвязи

жизни

казачества с жизнью всего российского народа. Остальные дети лучше узнают историю

края,

где

они

проживают,

будут

готовы

к

пониманию

проблем

казачества,

к

продуктивному сотрудничеству с ним.

Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так как в

этом возрасте ребенок начинает познавать мир. И если педагог живет вместе с детьми в

условиях народных традиций, в русле родной культуры, он имеет больше возможности

для формирования этических и эстетических идеалов.

Через

введение

в

народную

культуру,

ее

осмысление

и

познание

педагоги

развивают

не

только

духовно-нравственную

сферу

ребенка,

но

и

его

творческие

способности.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки

национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей

интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к

Родине,

принадлежности

к

великому

народу.

Дать

детям

то

ценное,

что

создано

казачеством за его историю.

В 2017 году МАДОУ детский сад «Родничок» приказом Министерства образования и

науки Амурской области от 31 .07.2017г. за № 887 в 2017 – 2018г. детском саду введён

региональный образовательный

казачий компонент. Для успешной реализации

образовательного

компонента

была

разработана

программа

по

нравственному

патриотическому воспитанию детей «Амурские казачата».

Данная программа направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности,

народности (уклад жизни, традиции и пр.), обращения к истокам (кто мы такие, какие

мы, чем интересны).

Она

основана

на

формировании

эмоционально

окрашенного

чувства

причастности

детей

к

наследию

прошлого,

в

том

числе,

благодаря

созданию

особой

среды,

позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой

культуры

лежит

духовное

начало.

Поэтому

приобретение

ребенком

совокупности

культурных

ценностей

способствует

развитию

его

духовности

интегрированного

свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств,

нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его

общего развития.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ 1 сентября 2013 г. № 1014 «Об

образования в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования».

Приказ

Минобрнауки

от

30.08.2013

г.

1014

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного

образования».

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных организаций».

Устав МАДОУ детского сада «Родничок»

Срок реализации программы рассчитан на два учебных года. Возраст детей – средний и

старший дошкольный выбран не случайно, так как именно период 5-7 лет является

наиболее

сензитивным

для

формирования

нравственных

качеств

личности

дошкольника, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста

складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания

и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой

способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка - дошкольника и его

желание

добровольно

следовать

социально-одобряемым

моральным

эталонам

поведения.

Работа с дошкольниками строится

на основе дифференцированного подхода

подачи материала, интегрированной формы ведения занятия с детьми с включением

различных видов детской деятельности – игровой, учебной, досуговой.

Процесс нравственно-патриотического воспитания осуществляется не эпизодически, а

целенаправленно с использованием традиционных, современных методов воздействия

на ребёнка, его эмоциональную и нравственную сферу.

Программа создана на основе материала методических рекомендаций В. А. Марковой,

Л. М.

Данилиной, З. Г. Прасоловой «Воспитание у дошкольников любви к малой

Родине».

Для успешной реализации программы были определены формы работы по знакомству

дошкольников с историей казачества:

Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей казачества

Для обобщения и систематизации знаний используются дидактические игры, просмотр

видеофильмов.

Дидактические

игры

предоставляют

большие

возможности

для

умственного,

нравственного

и

эстетического

воспитания

детей.

С

помощью

дидактических игр передаются определенные знания о культуре казачества. Основой

Беседы

Чтение художественной литературы

Экскурсии

Непосредственно-образовательная

Рассматривание иллюстраций, картин.

Просмотр видеофильмов

Продуктивные виды деятельности

(рисование, лепка, аппликация)

Обрядовые православные праздники

Игры подвижные, хороводные,

дидактические

Работа с родителями

Знакомство с традициями, обычаями,

бытом казаков

для игр детей служат сформированные представления об истории и культуре казачества,

детей знакомят с бытом, утварью, одеждой казаков. Педагоги создают условия для

переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Знания об истории и культуре казачества педагоги дают детям по определённой

системе. Так, ознакомление детей с историей и культурой казачества проходит в такой

последовательности: дети знакомятся с символикой родного края, казачества (герб,

флаг), с казачьим костюмом, с обрядами. С помощью дидактических игр, приучают

детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях

в соответствии с поставленной задачей.

Большая

роль

отводится

совместной

досуговой

деятельности

с

детьми.

Это

ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством

которого формируется чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагоги

используют

дидактические

игры

«Казачья

горница»,

«Что

лишнее»,

«Найди

флаг

казаков», подвижные «Заря», «Иголка, нитка и узелок», хороводные игры «Игровая»,

«Долгая Арина», «Во садике царевна», «Козел», «Селезень и утка». С помощью этих

игр педагоги знакомили детей с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей

культурой,

традициями,

обрядами,

развивали

интерес

к

историческому

прошлому,

вызывали желание у детей знакомиться с жизнью казаков, воспитывали уважение к

старшему поколению.

В повседневной жизни дети с удовольствием играют в народные казачьи хороводные

игры «Долгая Арина», «Во садике царевна» с пропеванием слов, что тренирует речь

детей и параллельно знакомит с особенностями народной речи. Дети включались в игры

- «Игра в утку», «Игра в редьку» «Лозины», которые давали возможность им побыть в

роли

лидера-водящего.

Эти

игры

способствуют

раскрытию

эмоциональных,

интеллектуальных

и

творческих

способностей,

развивают

гибкость

характера,

решительность, помогают справиться с трудными ситуациями. Игры развивают у детей

коллективизм, чувство симпатии друг к другу, сострадание, дети научились радоваться

успехам других.

В рамках программы был разработан творческий проект " Культура и быт казаков "

который, успешно реализуется в нашем образовательном учреждении.

Основная

цель

воспитание

духовно-нравственных,

культурных,

образованных

граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную

культуру казачества на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и

связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края,

уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.

В

рамках

проекта

и

в

целях

ознакомления

с

культурой и бытом казаков в нашем детском саду

прошло

мероприятие

"Праздник

первых

штанов.

Ребята

узнали,

почему

так

называется праздник:

казакам

в

пять

лет

вручали

первые

штаны

с

лампасами и сажали верхом на лошадь. Гости и

родители

мероприятия

попали

на

настоящую

станичную

улицу

с казачьим куренем, плетёной

изгородью, предметами быта и даже с животными

в загоне. Торжественность атмосферы праздника

усилило присутствие атамана Константиновского

станичного казачьего

общества

и

казаков

из

колледжа, которые стали активными участниками

праздника.

Учащиеся

колледжа

стали

нашими

партнёрами . Теперь они будут частыми гостями у

нас в детском

саду.

На

празднике дети показали свои знания казачьих

слов,

заповедей,

прошли

все

испытания

с

успехом. Завершением праздника было чаепитие

с

пирогом,

который

подарили

маленьким

казачатам гости праздника. Родители увидели

своих детей творческими и талантливыми.

Так же в рамках проекта и программы в нашем

саду

используется такая форма работы как

«Интеллектуальная

олимпиада»

-

это

форма

интеллектуальных соревнований позволяющая

выявить не только определённые знания детей,

но

и

умение

применять

их

в

новых

нестандартных

ситуациях,

требующих

творческого мышления.

В

интеллектуальной

олимпиаде

приняли

участие команды из трёх корпусов детского сада.

Основной целью проведения олимпиады являлось закрепить полученные знания о своей

малой Родине.

Как

и

положено,

перед

началом

соревнований

юные

казачата

вынесли

герб

Константиновского района и зажгли олимпийский огонь знаний. В ходе соревнований

ребята показали хорошие знания о названии улиц родного села, о том, что изображено

на гербе Константиновского района. Назвали птиц, рыб и животных, обитающих в

нашем районе. Из разрезанных картинок составляли картины объектов расположенных

на

территории

села.

Рассказывали

по

картинам

о

памятниках

и

стелах

с.

Константиновка.

Сложно было жюри выделить самую эрудированную команду, потому, что наши дети

хорошо

знают

своё

село,

любят

и

гордятся

малой

Родиной,

нашим

селом

Константиновкой.

Одним

из

средств

реализации

патриотического

направления

является

создание

предметно-развивающей

среды.

Для

этого

в

нашем

учреждении

идёт

работа

по

созданию

мини-музея «Казачок». В нашем музее будут

представлены куклы в

женском и мужском казачьих костюмах, макеты казачьей хаты и подворья, изготовлены

альбомы, дидактические игры для ознакомления с историей и культурой казачества,

бытом, утварью, интерьером казачьей избы. Важная особенность мини – музеев –

участие в их создании детей и родителей.

Многие родители наших

детей, в большинстве молодые люди сами выросли в 90-е

годы, в эпоху «Иванов, не помнящих родства» и не имеют представления о методах

воспитания гражданственности, патриотизма, сами нуждаются в том, чтобы их научили

методам и приемам воспитания у своих детей патриотизма и любви

к Родине. Поэтому, при передаче родителям способов организации

патриотического воспитания дошкольников в семье мы стараемся

создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, чтобы и

взрослые,

и

дети

могли

чувствовать

себя

свободно

и

непринужденно,

в

соответствии

с

принципами

личностно-

ориентированной педагогики. Это является самым эффективным

средством

взаимодействия

с

семьями,

имеющими

разный

культурный опыт, педагогические установки, семейные традиции.

У родителей наших воспитанников

вызвал

большой

интерес

погружения

в

казачью

культуру,

многие

захотели

принять активное участие в работе ДОУ.

Для этого нами разрабатываются такие

проекты

в

работе

с

семьей,

как

«Моя

родословная», «История моей фамилии».

«Мой дед — казак!». Родители и дети работают в настоящее

время над оформлением семейного фотоальбома

по темам

проекта - «Моя родословная», «История моей фамилии». «Мой

дед — казак!».

К 23 февраля в средней группе детского сада прошли соревнования под названием

«Мы ребята - казачата». На этом празднике ребята показали себя ловкими и смелыми

казачатами.

В течении учебного года,

р а б о т а я

п о

программе

«

Амурские

казачата»

регулярно

проводятся

тематические

встречи и беседы как с работниками

музея с. Константиновка, так и с работниками

детской библиотеки. Были проведены беседы

такие как: « Знакомство с древними

жилищами людей и предметами быта казаков», « Старый медный самовар», «Традиции

и быт амурского казачества», « Одежда казака и казачки», «Казачий народный фольклор

– пословицы, песни, поговорки».

В рамках программы

были выступления на родительских собраниях на тему

«Насыщение предметно пространственной среды с учетом регионального компонента»,

« Воспитание семей в казачьих семьях», а так же консультации для родителей – « Без

прошлого – нет будущего». На общем родительском собрании творческой группой была

представлена презентация о деятельности ДОУ по данному направлению.

Была

оказана

методическая

помощь

воспитателям

и

родителям

по

воспитанию

дошкольников.

Оформляется картотека казачьих сказок, игр и развлечений.

Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором,

воинскими

традициями

обладает

уникальным

развивающим

и

воспитательным

потенциалом.

В

процессе

реализации

данной

работы

у

воспитанников

происходит

накопление

знаний

и

впечатлений

о

родном

крае,

о

людях,

прославивших

его,

формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется

круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые

дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогают им освоить

нормы и правила жизнедеятельности многих поколений.

Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика

роста

патриотизма

в

дошкольной

среде,

обеспечение

благоприятных

условий

для

духовного и культурного подъёма у дошкольников и их родителей.

Используемая литература

1.

Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. «Система патриотического воспитания в

ДОУ» Издательство «Учитель» 2007г.

2.

Алмазов Б.А. «Казаки» Санкт-Петербург, «Золотой век» Диамант, 1999 год.

3.

Боровкова

Е.

Б.,

Водина

Н.

И.

«Формирование

нравственного

здоровья

дошкольников» ТЦ «Сфера» 2002г.

4.

Ватаман В. П. «Воспитание на традициях народной культуры». Издательство

«Учитель» 2007г.

5.

Натарова В. И., Карпухина Н. И. «Моя страна». ТЦ «Учитель»2005г.

6.

Паскевич

Н.

Я.

«Любимый

уголок

земли».

Издательство

«Перспективы

образования» 2005г.

7.

Попова Т. А. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской

народной культуре» М.: Мозаика – синтез, 2010г.

8.

«Дошкольное воспитание» № 11 –1999. «Учите детей любить родной язык».

9.

«Дошкольное воспитание» № 12 – 2001. «Родной свой край, люби и знай!» –

перспективное планирование в средней, старшей, подготовительной группах.

10.

«Дошкольное

воспитание»»

5-6

–1992.

«Приобщение

дошкольников

к

национальной культуре».

11.

Казачьи песни . – «Экспедиционная тетрадь». Вып. 24. – Сборник научных

статей и фольклорных материалов / Ред.)сост. В.А. Котеля. – Белго) род:

издание ГУК «БГЦНТ», 2010. – 49 стр. с нот.

12.

« Константиновка – казачья столица» издательский Дом «Амур» г.

Благовещенск, 2008г.

13.

«Реализация казачьего компонента в начальной школе» справочно -

методические материалы, г. Благовещенск 2018г.

14.

« Над Амуром песня зазвенела...» Библиотека Дальневосточного казачества ,

Хабаровск 2017г.

15.

Казачьи песни . – «Экспедиционная тетрадь». Вып. 24. – Сборник научных

статей и фольклорных материалов / Ред.)сост. В.А. Котеля. – Белго) род:

издание ГУК «БГЦНТ», 2010. – 49 стр. с нот.



В раздел образования