Напоминание

"Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся в классе фортепиано"


Автор: Лазарова Снежана Пламеновна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ город Строитель
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




С.П.Лазарова

преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО ДШИ г. Строитель

Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся в классе

фортепиано

Воспитание творческой самостоятельности учащихся всегда было в центре

внимания музыкальной педагогики. Выдающиеся музыканты, такие как А.Г.

Рубинштейн,

В.И.

Сафонов,

К.Н.

Игумнов,

Г.Г.

Нейгауз

говорили

о

необходимости

ученикам

трудиться

самостоятельно,

а

преподавателю

руководить их самостоятельным трудом. Учащиеся ДШИ и ДМШ большую

часть работы над произведением проводят дома, отсюда необходимо научить их

самостоятельно работать и правильно работать. «Прежде чем учиться, надо

выучиться учиться».

«Недостаточно, чтобы ученик был внимательным, воспринимал изучаемый

предмет, его запоминал и был в состоянии воспроизвести. Нет! Заставь ученика

работать самостоятельно, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо

иначе, как собственными силами, что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно

думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы» (А. Дистерверг).

Чем

больше

занимаешься

с

детьми,

тем

больше

понимаешь,

какое

огромное

значение

имеет

привитие

им

навыков

самостоятельной

работы,

умение

научить

их

рационально

заниматься

дома,

наиболее

целесообразно

использовать каждую минуту, выделенную на подготовку домашнего задания.

Следует

подчеркнуть,

что

навыки

самостоятельной

работы

надо

прививать

учащимся с первых шагов обучения игре на фортепиано. Практика показывает,

что прививать эти навыки в последующие годы обучения музыке значительно

труднее.

Для

успешных

занятий

музыкой,

для

развития

навыков

самостоятельной работы учащихся важна трудоспособность обучаемого.

Б.Гольденвейзер справедливо указывает на важность целенаправленного

труда при обучении музыке: «Необходимо резко различать игру и работу на

инструменте. Учащиеся большей частью этого различия не понимают и вместо

работы просто сидят за инструментом и играют, а это величайшая ошибка, с

которой

необходимо

вести

борьбу.

Работа

должна

проводиться

тщательно,

детально. Работая, необходимо всегда держать ноты открытыми, постоянно

проверять текст по нотам».

Самостоятельна

работа

учащегося

это

часть

учебного

процесса,

состоящая из двух разделов:

-

самостоятельная

работа

ученика-пианиста

непосредственно

на

самом

уроке;

- домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке.

Оба раздела тесно взаимосвязаны и чем интенсивней самостоятельная

работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и

наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной

работы учащегося является ясная постановка задач. От того, насколько четко

педагог

сформулирует

их,

определит

последовательность

выполнения

и

конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Во-первых, учить

навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое

задание должно опираться на усвоение ранее под руководством преподавателя.

Важно составить правильный режим. Существенную помощь здесь должен

оказать

преподаватель.

Немаловажный

вопрос

распределение

рабочего

времени.

Для

повышения

эффективности

домашней

работы

учащегося,

преподаватель должен с учеником обговорить и распределить время, которое он

затратит

на

каждый

вид

домашнего

задания.

Распределение

времени

определяется

учебным

материалом,

его

трудностью,

от

индивидуальных

потребностей и способностей ученика.

Психолог В.И. Петрушин выделяет два основных принципа построения

самостоятельных занятий – режимный и целевой: «При режимном подходе

музыкант старается заниматься каждый день положенное количество часов…».

Плюсом

такой

работы

является

«воспитание

воли,

усидчивости,

чувства

ответственности за свою профессиональную судьбу». Минусом может стать

формальное отсиживание положенных часов, когда произведение играется , но

по-настоящему ничего не выучивается. Так занимаются многие ученики ДМШ

и ДШИ, которые учатся музыке под нажимом родителей. При целевом подходе

музыкант

не

прекращает

своих

занятий

до

тех

пор,

пока

не

достигнет

поставленной

цели.

Плюсом

этого

подхода

надо

признать

высокую

эффективность работы, основанную на точной направленности задач. Минусом

– возможность увлечения учащимися «авральными приемами работы, когда

музыкант в один присест пытается выучить то, на что требуется не один месяц.

Оптимальным

является

логичное

сочетание

этих

принципов

построения

самостоятельной работы.

Поскольку в данной статье речь идет о современных школьниках, говорить

о трех-четырех часах занятий в день, не приходится. Учащиеся вынуждены

суще ствовать

в

условиях

де фицит а

времени,

когда

ш кол ь н ы е

общеобразовательные

программы

перегружены

учебным

материалом.

В

современных

условиях

все

большую

популярность

приобретают

услуги

репетиторства,

еще

сильнее

усугубляющие

проблему

неспособности

школьников к самостоятельным учебным действиям.

Большинство педагогов-музыкантов сходятся во мнении, что организация

самостоятельной

работы

ученика

должна

фигурировать

в

качестве

особой,

специальной

задачи

преподавателя,

определяя

общий

курс

и

характер

его

повседневной практической деятельности. Домашние занятия за фортепиано

должны

быть

включены

в

общий

круг

занятий

учащегося

и

войти

в

его

ежедневное

расписание.

Необходимо

провести

разъяснительную

работу

с

родителями,

чтобы

на

этапе

формирования

готовности

к

самостоятельной

работе

родители

принимали

активное

участие,

оказывали

помощь

и

осуществляли контроль. В часы занятий на фортепиано следует соблюдать

тишину,

ничто

не

должно

отвлекать

ученика,

поскольку

занятия

музыкой

требуют большого внимания, которое нелегко выработать.

Педагоги исполнительского класса должны умело балансировать методы

преподавания,

стимулирующие

инициативу

и

самостоятельность

учащихся

(поищи, подумай, попробуй…) и методы «авторитарной№ педагогики (запомни

то-то,

сделай

так-то…).

Хорошей

формой

воспитания

самостоятельности

учащихся может быть задание приготовить произведение без всякой помощи со

стороны преподавателя. Пьесы подбираются такие, чтобы ученики могли с

ними справиться и должны быть выучены в определенный срок. Такая форма

работы полезна.

Прежде чем приступить к занятиям, учащемуся необходимо представить,

как должно звучать произведение целиком. Нужно преподавателю проиграть

пьесу и вместе с учеником разобрать характер каждой части и всего сочинения,

как, в конечном итоге, ученик должен будет его исполнить. Очень важно с

первых

лет

обучения

стремиться

к

тому,

чтобы

ученик,

самостоятельно

разбирая произведение, делал это, по возможности грамотно и добросовестно.

Познание произведения происходит через изучение текста. Важно воспитывать

осмысленное отношение к тексту, слышать музыкальное содержание. Педагог

должен донести до ученика, что в штрихах, в каждом мелодическом обороте, в

особенностях формы, в изменении темпа, фактуры, в каждой смене гармонии

заложен определенный выразительный смысл; показать ученику, как зависит

выразительность

его

игры

от

выполнения

указанных

в

тексте

штрихов

и

оттенков.

Процесс самостоятельной работы учащегося должен быть максимально

осознан.

Необходимым

условием

его

должно

быть

наличие

слухового

самоконтроля

и

незамедлительного

устранения

замеченных

недостатков.

Русская пианистка и педагог А.Н.Есипова говорила: «Во время своей игры, все

время к ней прислушивайтесь, как будто вы слышите чужую игру и должны

критиковать ее». Слушание своей игры нетрудно при одном условии – если оно

привычно, поэтому ученика с детства следует учить слушать себя. Умение

слушать себя воспитывается только на конкретных требованиях к звучанию –

добиваться

ровности

звучания

аккомпанемента

на

пиано

или

послушать

развитие звука на крещендо.

Один из характерных навыков самостоятельности – способность к своей

оценке исполнения, критического отношения к своему исполнению. Учащиеся

должны отдавать себе отчет в том, что удалось сделать, а что не удалось.

Необходимо приучать ученика не только констатировать неудачу, но и выяснять

ее причину. Для этого полезно разъяснять ему, в чем существо встречающихся

трудностей, чтобы он сам привыкал к анализу. Это способствует успеху работы.

Учащийся

должен

найти

наиболее

рациональный

путь

для

преодоления

трудностей. Например, вычленить наиболее сложные построения и работать

над ними отдельно.

Многие

учащие ся

при

разборе

музыкального

п р о и звед е н и я

систематически допускают фальшивые ноты. Для борьбы с этим недостатком

необходимо

обратить

внимание

учащегося

на

развитие

слуха

и

на

его

музыкально-теоретическое образование.

Очень важно, чтобы учащийся, знакомясь с новым произведением, сам

сумел правильно разобраться в ритме. Важно добиться сознательного усвоения

учеником ритма. Учащийся должен усвоить и твердо знать, что ритм – это не

просто счет вслух, а то, что дает звукам жизнь. В занятиях иногда приходится

наблюдать безразличное отношение учащихся к динамике. В процессе обучения

музыке динамические оттенки следует увязывать с музыкальными образами.

Часто ученики невнимательны к паузам. Если паузы длинные, то учащиеся

часто их сокращают, более короткие – не замечаются вовсе. Паузы имеют

огромное выразительное значение. Если ученик поймет, что пауза является

элементом содержания музыкального произведения, то таких ошибок не будет.

Изучение

штрихов

также

сопровождается

определенными

трудностями.

Знакомя учащихся со штрихами, следует предварительно обратить внимание на

значение штриха legato для связной, певучей игры, на то, как благодаря этому,

красиво звучит мелодия, как напевно один звук переходит в другой.

Беседуя с учащимися об аппликатуре, педагоги должны отметить, что в

выборе аппликатуры прежде всего имеют значение художественные задачи.

Необходимо

добиваться

от

учащихся

точного

выполнения

расставленной

в

нотах аппликатуры. Для развития навыков самостоятельной работы учащихся

огромное значение имеет умение свободно читать нотный текст. Поэтому на

протяжении

всего

времени

в

ДШИ

и

ДМШ

должно

уделяться

серьезное

внимание работе чтению с листа.

Учащимся ДШИ и ДМШ, которые загружены в средней школе, очень

важно научиться экономить каждую минуту, добиваться того, чтобы все время

домашних занятий было рационально использовано. Рабочее время пианиста,

необходимое для достижения желаемых результатов, зависит во многом от его

дарования, ума и восприимчивости, от особенностей его рук и пальцев; оно

зависит в значительной степени и от того, как используется время, проведенное

за

фортепиано.

Если

работа

сознательна,

систематична

и

методично,

-

результаты будут лучшими, и времени для их достижения требуется меньше.

Рабочее время нужно всегда делить на несколько частей. Когда оно длиться два

часа, можно играть два раза по часу – перед обедом и после обеда. Для детей,

которые быстро утомляются, - три, четыре раза. Не рекомендуется упражняться

больше одного часа непрерывно. Играть по 20-30 минут, после чего следует

длительный перерыв. Чем больше работал ученик, тем дольше должен он

отдыхать. Разнообразие работы – одно из средств предотвратить утомление.

Итак, что же способствует развитию самостоятельности учащегося для

правильной организации домашней работы за фортепиано? Это умение читать с

листа,

подбирать,

транспонировать,

играть

в

ансамбле,

аккомпанировать.

Замечательно,

если

ученик

будет

пробовать

сочинять

и

записывать

свои

сочинения.

Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших

себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему

делу. Преподаватель должен не только довести до ученика так называемое

«содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и

дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач

педагога

сделать

как

можно

скорее

и

основательнее

так,

чтобы

быть

ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и

методов

работы,

которые

называются

зрелостью,

за

которым

начинается

мастерство.

Список литературы:

1.

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано, М., Музыка, 1978 г.

2.

Артоболевская А. «Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие.

Изд.-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г.

3.

Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным

произведением, М., Классика-XX, 2004 г.

4.

Коган Г. Работа пианиста, М., Классика-XXI, 2004 г.

5.

Коган Г. У врат мастерства, М., Классика-XXI, 2004 г.

6.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры, М., Дека-ВС, 2007 г.

7.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано, М., Просвещение, 1984 г.



В раздел образования