Автор: Санникова Людмила Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над гласными звуками на уроках вокала"
Раздел: дополнительное образование
Методическая работа
«Работа над гласными звуками на уроках вокала»
Автор:
Санникова Людмила Анатольевна,
Педагог дополнительного образования
первой квалификации
МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьска ЯНАО
Тюменской области.
Пение бывает разным: академическим, народным, мужским и женским, профессиональным и
самодеятельным. А есть ещё взрослое и детское пение. У взрослых певцов уже есть знания и
вокальное мастерство, у детей – только желание петь. У взрослых певцов сформировавшиеся
крепкие голоса, у детей слабые, с преобладающим фальцетным звучанием.
Но есть ещё признаки, позволяющие безошибочно узнать детское пение. Это напряжение,
которое слышится даже в тихо звучащих голосах, неумение управлять своим голосом. В
отношении методики занятий вокалом и постановки голоса на начальном этапе обучения,
педагогов можно разделить на два противоборствующих «лагеря». Одни считают, что
хрупкий несформировавшийся голосовой аппарат ребёнка не готов к серьёзной вокальной
работе, да и не нуждается в этом, поэтому детей надо развлекать, разучиванием и пением
большого количества не сложных детских песен, не особо уделяя внимание постановке
голоса как таковой, чтобы у ребенка не пропало желание петь. Другие же педагоги считают,
что к детскому пению нужно относиться так же серьёзно, как и к взрослому.
Современная вокальная педагогика четко разделяет взрослое и детское пение, ограничивает
творчество детей их возрастными возможностями. Прислушиваясь к манере пения и
характеру звучания голоса у различных певцов, можно заметить, что только у настоящих
мастеров пения гласные сохраняют на большей части диапазона голоса свои характерные
звуковые черты. Только у них "а" звучит как "а", "о" как "о" и т.д. при самых разнообразных
нюансах художественного исполнения. Пение у таких певцов производит впечатление
простоты, естественности и легкости. Кажется, будто исполнитель, не прибегая к каким-либо
искусственным мерам для того, чтобы голос казался более сильным, широким и звучным,
нежели это соответствует его природному голосовому материалу. Более внимательное
наблюдение за певцами показывает так же, что дикция в пении определяется не только
четкостью артикуляции согласных звуков, но в очень большой мере - ясностью и
отчетливостью гласных. Усвоенные лучшими певцами фонационные навыки дают им
возможность в нужной мере осуществить требование cantare come parlare (петь как говорить),
выдвигавшееся лучшими представителями итальянской школы в период ее расцвета как
обязательное для художественного пения.
Совершенно иное можно наблюдать у певцов, плохо владеющих голосом: гласные в пении у
них звучат вяло, неопределенно, неясно либо оказываются в той или иной степени
искаженными. Формы искажения певцами гласных разнообразны. Наиболее часто
встречается соскальзывание одной гласной в другую, например,"а" звучит почти как "о" или
наоборот "о" как "а", "у" больше напоминает "о" или представляет собой смесь двух гласных,
что-то среднее между "о" и "а" и т.д.
Причиной такого искажения является в одних случаях утрированное "затемнение" звука, а в
других случаях наоборот чрезмерное его "осветление". Нередко при длительном
протягивании гласных они несколько раз меняются, поочередно переходят одна в другую –
например, из "а" в "о" и обратно. В таком случае, вместо "мой" слышится "мо-аи", слово
"мама" звучит как "мо-а-мо-а" и.д. При недостаточной четкости произнесения гласных
обычно невозможно разобрать в пении большинства слов даже при удовлетворительной
артикуляции согласных, так что становится совершенно непонятно, на каком языке поет
вокалист.
Наряду с вялой артикуляцией и искажением гласных наблюдается так же засорение гласных
всякого рода антихудожественными оттенками. Например, так называемый "небный"
"щечный", "гландовый", "носовой", а иногда и "горловой" оттенок звука являются ничем
иным, как прямым или косвенным следствием того или иного дефекта в формировании
гласных. Нужно отметить, что искажение вокальных гласных сопровождается заметной
разницей между высотой вокальной форманты и формантой той же гласной в речи, четкая
артикуляция вокальных гласных не мешает им сохранить свои специфические вокальные
свойства, общее тембровое качество звука находится в заметной зависимости от характера
фонируемых гласных.
В чем же состоит специфика певческих гласных? Она выражается во-первых, в некоторой
равномерной небольшой затемнённости всех певческих гласных, придающей им характер
известной полноты и округлости, т.е. "а" приобретает слабую примесь "о", "о" - элемент "у",
"е"-"э",во-вторых, в повышенной слышимости, звонкости, резонантности гласных в пении.
Надо заметить, что у хороших певцов эта примесь в звуке настолько тонка, что вовсе нельзя
говорить о соскальзывании одной гласной в другую.
Особенное значение для качества вокальных гласных и для всего звучания голоса певца имеет
активность заднего отдела рта - глотки, непосредственно связанной с гортанью. Работа мышц
глотки вызывает сокращение мягкого неба и еще больше - корня языка, связанного с
подъязычной костью, являющегося опорой гортани. Сокращение корня языка имеет
следствием некоторое опускание и фиксирование гортани, поэтому у певцов при четкой
дикции и хорошей вокальности гласных наблюдается относительная устойчивость гортани.
Напряжение же одной только передней части рта - без расширения глотки - дает
антихудожественный эффект лишком "белого" звука, при котором гортань стоит слишком
высоко и чрезмерно подвижна.
Русские гласные являются менее напряженными по сравнению с итальянскими и
французскими. Это-то и создает некоторые предпосылки для недостаточно отчетливой, вялой
дикции при пении. Перенапряженность задней части ротоглоточной полости так же приводит
часто к чрезмерной фиксации гортани, при которой неизбежно теряются различия между
гласными. Перенапряжение органов глотки может привести к форсированию звука, который
приобретет гортанный, глоточный характер. Таким образом, надо иметь в виду такую
активность артикуляционного аппарата, которая с одной стороны противопоставляется
вялости, расслабленности, с другой - исключает перенапряжение, ведущее к искажению
гласных. Здесь так же не нужно забывать о тембровом составе голоса певца, его оттенках,
которые вносятся в звучание непосредственно вибрацией самих стенок и органов
ротоглоточной полости.
Огромное значение для правильной вокальной дикции имеют также согласные звуки и их
взаимоотношение с гласными. Значение согласных для дикции и всего звука певца всегда
ясно осознается педагогами, и артикуляции их уделяется на занятиях особое внимание.
Педагоги прекрасно понимают, что переходя с вокализов на произведения с текстом или хотя
бы на пение отдельных слогов, проявляется ряд новых трудностей, которые нередко приводят
к тому, что приобретенные при пении упражнений установки голосового аппарата теряются,
и звук вновь становится неудовлетворительным по качеству. Согласные оказывают
непосредственное влияние на качество гласных, т.к. органы артикуляции (губы, зубы, мягкое
небо, язык), участвуя в образовании согласных являются в то же время органами
формирования гласных, которые в сочетании стой или иной согласной несколько меняются в
своем характере. Из вокальной практики известно, что чем более четко произносится
согласная, тем ярче звучат гласные. С другой стороны, гласные не остаются без влияния на
согласные : при артикуляции гласной, рот уже как бы несколько заранее должен быть готов
для артикуляции следующей за ней согласной. Таким образом, мы видим, что гласные и
согласные находятся в теснейшем взаимодействии и от качества одних зависит качество
других.
Так же работа артикуляционного аппарата зависит от работы органов гортани и аппарата
дыхательного. Например, при чрезмерном наборе воздуха в легкие гортань в результате
излишнего давления в подсвязочном пространстве, вталкивается в глотку, что вызывает
реактивное усиленное сокращение органов рта, стремящихся удержать гортань на
нормальном уровне. От этого страдает и качество гласных, и общее качество звука.
Работа над дикцией в пении в большинстве случаев рассматривается педагогами как некий
придаток к постановке голоса. Некоторые педагоги сначала "ставят" голос, а потом уже
работают над дикцией. Практика же показывает, что среди вокальных педагогов имеется
лишь незначительное число таких, которые фактически уделяют достаточно внимания и
работы воспитанию у своих учеников хорошей дикции при пении. В то же время несомненен
тот факт, что, работая над постановкой голоса, вокальные педагоги, сами того не сознавая,
добиваются у своих учеников вокальности и резонантности гласных.
В речи каждого человека существуют такие индивидуальные привычки мускульно-
двигательной работы артикуляционного аппарата, которые делают произношение гласных
одного человека далеко не тождественными с произношением другого. Поэтому для
достижения одного и того же по качеству звучания необходимо иногда давать двум лицам
совершенно противоположные упражнения. Так один привык слабо вытягивать губы, поэтому
небольшое выпячивание их для него станет более чувствительным, чем для другого, который
вследствие привычек склонен "шлепать" губами. Напряжение языка для одного вокалиста не
становится напряжением для другого, у которого язык при пении не такой вялый как у
первого. На помощь певцу иногда может придти пользование "зевком", ощущение "шара»,
"глотания воздуха". Однако прием зевка не должен ни в коем случае применяться шаблонно.
Им нужно пользоваться по мере действительной необходимости, не обязательно на всем
диапазоне, во многом только на тех, которые звучат слишком открыто. Учащийся не должен
чрезмерно стараться, а с помощью проб осторожно пытаться найти ту степень сокращения
органов ротовой полости, при которой окраска звука будет приближаться к наиболее
правильной.
Гласные - тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных
препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного
воздушного давления.
Артикуляция гласных звуков акустически отражается как периодические колебания по всему
спектру, поэтому гласные звуки являются музыкальными звуками. Различия в артикуляции
гласных достигаются изменением формы резонатора: это может осуществляться изменением
в положении тела или корня языка, а также губ. Кроме того, гласные могут иметь
дополнительные артикуляции и фонации.
Основной момент в работе над гласными - воспроизведении их в чистом виде, то есть без
искажений. Гласные играют доминирующую роль в процессе пения. Они как будто носители
«вокальности» в голосе. Поэтому язык, в котором наибольшее количество гласных, удобнее
для пения, чем язык, в котором преобладают согласные звуки, потому что это затрудняет
процесс пения. Для пения подходит больше итальянский и украинский языки, у них есть
приспособление голосовой функции. Это не случайность, что среди этих народов
встречаются поставленные от природы голоса. Гласные в процессе пения, как и во время
четкого произношения, обязательно требуют четкой работы артикуляционных органов в
местах образования той или другой гласной. В гласных, как в фокусе, собираются позитивные
и негативные черты постановки голоса.
Смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных
мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и
малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере
формирования. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной
позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных
укладов гласных.
С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связано с
формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции
представляет определённую трудность.
Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое
произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются,
индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат
приблизительно одинаково.
При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» -
исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но, опять же, если певцы
хора внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных
органов, как при пении гласных «У» и «Ы».
Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы», но в меньшей степени.
Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А» поскольку разными людьми
произносится по-разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать,
исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев - «А» из глубины
глотки, у англичан - глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное
звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма
осторожно.
«И, Э» - стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание
голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением
гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют
особого внимания в отношении округления звука.
Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный,
пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников считал необходимым
соединять её с гласной «А» (И-А).
Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада «А».
Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче, чем
чистые гласные.
Таким образом, работа над гласными – это качество звучания и заключается в достижение
чистого произношения в сочетание с полноценным певческим звучанием.
Важно помнить, что управлять процессом развития детского голоса – это не подавлять, не
навязывать какой-то ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывая
природу естественно протекающего процесса, согласовывать каждое воздействие на данный
процесс с его внутренней логикой. Открывшаяся или развившаяся у ребёнка способность к
правильному и чистому интонированию меняет его психологическую установку на предмет,
что особенно важно для ребёнка период становления его психики и наиболее активного
формирования общих и специфических способностей.
Список литературы:
1. Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников
и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса. / Е.И. Алмазов. - М., 1963. – 181 с
2. Венгрус, Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: монография. / Л. А. Венгрус. -
Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 204 с.
3. Гладкая, С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. В
кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. / С. Гладкая. - М., 1989. – 187 с.
4. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. / В.В. Емельянов - СПб., Лань,
1997. – 190 с.
5. Попов, В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное
воспитание в школе, вып. 16. / В.С. Попов - М., Музыка, 1985. – 92 с.