Напоминание

Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях ДОУ


Автор: Бурлакова Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель

результативности в условиях ДОУ

Развитие

творческих

способностей

у

подрастающего

поколения

наиболее актуальная проблема, как в России, так и во всем мире. Наше

традиционное образование – фактологическое, оно предполагает передачу

учащимся готовых знаний, в результате чего ребенок получает сумму знаний,

умений и навыков. В итоге мы воспитываем человека с потребительской

психологией, что ослабляет внутреннюю мотивацию ребенка и приводит к

невостребованности

потенциала

личности.

Цель

образования

в

целом

и

дополнительного образования в частности – организовать обучение таким

образом,

чтобы

максимально

задействовать

не

столько

память,

сколько

мысль.

В современных условиях образование в ДОУ детей играет уникальную

роль в системе образования и служит задачам обеспечения необходимых

условий

для

личностного

развития

и

роста,

укрепления

здоровья

и

профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от

3 до 7 лет, позволяет адаптировать детей к жизни в обществе, формирует

общую культуру, позволяет организовать содержательный досуг.

Актуальной задачей учреждений образования является формирование

творческой

личности

учащихся.

Мы

можем

усадить

детей

за

столы

и

мольберты,

добиться

идеальной

посещаемости

и

поведения,

но

без

внутренней мотивации на освоение знаний, умений и навыков в творческой

деятельности вряд ли можно добиться успеха. А так как мы хотим воспитать

творческую

личность,

то

для

нас

является

наиважнейшей

задачей

поддержание

у

учащихся

устойчивой

мотивации

к

творчеству,

что

способствует

повышению

показателя

результативности

образовательного

процесса в учреждении дополнительного образования. Детям необходимо

дать

свободу

фантазии,

научить

их

творить,

мыслить

нестандартно,

оригинально, смело, любить неизведанное, новое и, преодолевая трудности,

идти

вперед.

Нужно

помочь

учащимся

сохранить

уверенность

в

своей

значимости,

в

интересности

возникающих

идей

и

образов,

в

том,

что

самостоятельные

пробы

и

поиски

это

важный

и

достойный

уважения

процесс,

полезный

для

саморазвития

личности,

повышения

творческой

адаптации к миру. Только так творческая деятельность ребенка в условиях

дополнительного образования будет не угасать, а наоборот, поддерживаться и

закрепляться.

Сегодня будет говориться о том, а что же такое: мотивация. В самом

общем

виде

мотивация

человека

к

деятельности

понимается

как

совокупность

движущих

сил,

побуждающих

человека

к

осуществлению

определённых действий. Вся деятельность человека обусловлена реально

существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо

чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это

свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека,

направленные на достижение целей, реализацию интересов.

Применительно

к

среде

образования

в

ДОУ

это

предполагает

готовность и способность учащегося к выполнению различных социально

значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.),

которые

обеспечивают

ему

социальную

адаптацию

в

соответствии

с

его

возрастными и индивидуальными особенностями.

В

чем

же

специфика

творческой

деятельности

учащихся

и

каковы

условия ее мотивирования? К условиям мотивации творческой деятельности

можно отнести следующее:

- творческая среда учреждения;

- профессиональная компетентность педагога;

- организация процесса обучения;

- учет возрастных особенностей учащихся;

- анализ и оценка результатов творческой деятельности.

Проявлению творческих способностей учащихся мешают

определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним барьерам относятся: стереотипы, излишняя ориентация

на

одобрение,

заниженная

самооценка,

недостаточный

уровень

саморегуляции.

К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие

способности, относятся: критика, стресс, дефицит времени.

Преодолеть

эти

барьеры

учащимся

в

учреждении

дополнительного

образования может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего

оценивания и критических суждений и стремится создать в объединении

благоприятную психологическую атмосферу.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и

личностно развивающим. Профессионализм общения педагога

дополнительного образования состоит в том, чтобы преодолеть естественные

трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способностях;

помочь ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных

партнеров педагога. Важно помнить, что оптимальное общение – не умение

держать дисциплину, а обмен с учащимися духовными ценностями. Общий

язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.

Педагогу на своих занятиях необходимо:

1.

Создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его

поисках, к которой он мог бы возвращаться.

2.

Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять

сочувствие к неудачам. Избегать неодобрительной оценки творческих

идей ребенка.

3.

Быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство, вопросы и

идеи ребенка.

4.

Давать ребенку возможность самостоятельно заниматься творческим

процессом.

5.

Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка.

6.

Поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая

ребенку избежать общественного неодобрения.

В своей работе необходимо использовать разные методы для развития

творческих

способностей

учащихся:

эвристический,

исследовательский,

проблемный, поисковый. Именно эти методы обучения позволяют педагогу

предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень

сложности,

объем

знаний,

умений,

навыков,

предлагаемых

ребенку

для

освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не

ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и

искать.

Общеизвестно, что источником деятельности человека и предпосылкой

его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе

мотивации человека. Поэтому, задачей педагога, является создание таких

условий,

чтобы

у

воспитанников

появилась

потребность

к

творческой

деятельности, основанной на интересе. Без наличия интереса и желания

заниматься каким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к

нему

вновь

и

вновь,

уделять

ему

значительное

время,

отвергать

все

многообразие

других

практических

дел.

Возникновение

познавательного

интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта,

знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа

подачи материала.

Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции

педагога

на

каждом

этапе

обучения.

Характеристикой

этой

позиции

являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность,

способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с

учащимся,

стремление

к

обоснованию

своих

взглядов,

способность

к

самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является

подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и

педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом

индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Педагог

должен

уделять

особое

внимание

детям

на

занятиях,

способствовать развитию творческих способностей учеников, должен видеть

потенциал в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления

творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень

учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля,

интерес к учебным предметам.

Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые

мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и

ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели

складывались

и

развивались

бы

с

учетом

прошлого

о п ы т а ,

индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.

Таким

образом,

мотивация

является

ключом

к

продуктивности

процесса

обучения

и

определяет

эффективность

учебной

деятельности.

Мотивация

к

творческой

деятельности

занимает

важное

место

среди

компонентов

учебной

деятельности

учреждения,

спо собствует

формированию положительного отношения учащегося к учебному предмету

и пониманию его ценностной значимости для личностного развития. Через

формирование

положительной

мотивации

можно

значительно

улучшить

качественные

показатели

познавательных

процессов.

Сформированность

мотивационной

сферы

является

важным

показателем

каче с тва

образовательной деятельности.



В раздел образования