Автор: Бурлакова Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель
результативности в условиях ДОУ
Развитие
творческих
способностей
у
подрастающего
поколения
–
наиболее актуальная проблема, как в России, так и во всем мире. Наше
традиционное образование – фактологическое, оно предполагает передачу
учащимся готовых знаний, в результате чего ребенок получает сумму знаний,
умений и навыков. В итоге мы воспитываем человека с потребительской
психологией, что ослабляет внутреннюю мотивацию ребенка и приводит к
невостребованности
потенциала
личности.
Цель
образования
в
целом
и
дополнительного образования в частности – организовать обучение таким
образом,
чтобы
максимально
задействовать
не
столько
память,
сколько
мысль.
В современных условиях образование в ДОУ детей играет уникальную
роль в системе образования и служит задачам обеспечения необходимых
условий
для
личностного
развития
и
роста,
укрепления
здоровья
и
профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от
3 до 7 лет, позволяет адаптировать детей к жизни в обществе, формирует
общую культуру, позволяет организовать содержательный досуг.
Актуальной задачей учреждений образования является формирование
творческой
личности
учащихся.
Мы
можем
усадить
детей
за
столы
и
мольберты,
добиться
идеальной
посещаемости
и
поведения,
но
без
внутренней мотивации на освоение знаний, умений и навыков в творческой
деятельности вряд ли можно добиться успеха. А так как мы хотим воспитать
творческую
личность,
то
для
нас
является
наиважнейшей
задачей
поддержание
у
учащихся
устойчивой
мотивации
к
творчеству,
что
способствует
повышению
показателя
результативности
образовательного
процесса в учреждении дополнительного образования. Детям необходимо
дать
свободу
фантазии,
научить
их
творить,
мыслить
нестандартно,
оригинально, смело, любить неизведанное, новое и, преодолевая трудности,
идти
вперед.
Нужно
помочь
учащимся
сохранить
уверенность
в
своей
значимости,
в
интересности
возникающих
идей
и
образов,
в
том,
что
самостоятельные
пробы
и
поиски
–
это
важный
и
достойный
уважения
процесс,
полезный
для
саморазвития
личности,
повышения
творческой
адаптации к миру. Только так творческая деятельность ребенка в условиях
дополнительного образования будет не угасать, а наоборот, поддерживаться и
закрепляться.
Сегодня будет говориться о том, а что же такое: мотивация. В самом
общем
виде
мотивация
человека
к
деятельности
понимается
как
совокупность
движущих
сил,
побуждающих
человека
к
осуществлению
определённых действий. Вся деятельность человека обусловлена реально
существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо
чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это
свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека,
направленные на достижение целей, реализацию интересов.
Применительно
к
среде
образования
в
ДОУ
это
предполагает
готовность и способность учащегося к выполнению различных социально
значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.),
которые
обеспечивают
ему
социальную
адаптацию
в
соответствии
с
его
возрастными и индивидуальными особенностями.
В
чем
же
специфика
творческой
деятельности
учащихся
и
каковы
условия ее мотивирования? К условиям мотивации творческой деятельности
можно отнести следующее:
- творческая среда учреждения;
- профессиональная компетентность педагога;
- организация процесса обучения;
- учет возрастных особенностей учащихся;
- анализ и оценка результатов творческой деятельности.
Проявлению творческих способностей учащихся мешают
определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним барьерам относятся: стереотипы, излишняя ориентация
на
одобрение,
заниженная
самооценка,
недостаточный
уровень
саморегуляции.
К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие
способности, относятся: критика, стресс, дефицит времени.
Преодолеть
эти
барьеры
учащимся
в
учреждении
дополнительного
образования может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего
оценивания и критических суждений и стремится создать в объединении
благоприятную психологическую атмосферу.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и
личностно развивающим. Профессионализм общения педагога
дополнительного образования состоит в том, чтобы преодолеть естественные
трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способностях;
помочь ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных
партнеров педагога. Важно помнить, что оптимальное общение – не умение
держать дисциплину, а обмен с учащимися духовными ценностями. Общий
язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.
Педагогу на своих занятиях необходимо:
1.
Создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его
поисках, к которой он мог бы возвращаться.
2.
Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять
сочувствие к неудачам. Избегать неодобрительной оценки творческих
идей ребенка.
3.
Быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство, вопросы и
идеи ребенка.
4.
Давать ребенку возможность самостоятельно заниматься творческим
процессом.
5.
Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка.
6.
Поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая
ребенку избежать общественного неодобрения.
В своей работе необходимо использовать разные методы для развития
творческих
способностей
учащихся:
эвристический,
исследовательский,
проблемный, поисковый. Именно эти методы обучения позволяют педагогу
предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень
сложности,
объем
знаний,
умений,
навыков,
предлагаемых
ребенку
для
освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не
ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и
искать.
Общеизвестно, что источником деятельности человека и предпосылкой
его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе
мотивации человека. Поэтому, задачей педагога, является создание таких
условий,
чтобы
у
воспитанников
появилась
потребность
к
творческой
деятельности, основанной на интересе. Без наличия интереса и желания
заниматься каким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к
нему
вновь
и
вновь,
уделять
ему
значительное
время,
отвергать
все
многообразие
других
практических
дел.
Возникновение
познавательного
интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта,
знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа
подачи материала.
Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции
педагога
на
каждом
этапе
обучения.
Характеристикой
этой
позиции
являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность,
способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с
учащимся,
стремление
к
обоснованию
своих
взглядов,
способность
к
самооценке своей преподавательской деятельности.
Содержательной стороной активизации учебного процесса является
подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и
педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Педагог
должен
уделять
особое
внимание
детям
на
занятиях,
способствовать развитию творческих способностей учеников, должен видеть
потенциал в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления
творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень
учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля,
интерес к учебным предметам.
Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые
мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и
ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели
складывались
и
развивались
бы
с
учетом
прошлого
о п ы т а ,
индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.
Таким
образом,
мотивация
является
ключом
к
продуктивности
процесса
обучения
и
определяет
эффективность
учебной
деятельности.
Мотивация
к
творческой
деятельности
занимает
важное
место
среди
компонентов
учебной
деятельности
учреждения,
спо собствует
формированию положительного отношения учащегося к учебному предмету
и пониманию его ценностной значимости для личностного развития. Через
формирование
положительной
мотивации
можно
значительно
улучшить
качественные
показатели
познавательных
процессов.
Сформированность
мотивационной
сферы
является
важным
показателем
каче с тва
образовательной деятельности.