Автор: Яковлева Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: п.Подгорный Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание нравственных качеств детей 4 –5 лет посредством русских литературных сказок"
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание нравственных качеств детей 4 –5 лет посредством русских
литературных сказок»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,
агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены
представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,
справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них
основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием
формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана тема: «Воспитание
нравственных качеств детей 4 –5 лет посредством русских литературных
сказок»
Сказка - это народно - поэтическое повествовательное произведение,
рассказывающее о вымышленных событиях и героях. Часто с участием
фантастических и волшебных явлений. Литературная сказка всегда будет
отражать авторский взгляд на мир, его представление о жизни и идеи. Мы
будем видеть писателя, его устремления, ценности, духовный мир, желания.
В народной же сказке могут отразиться только идеалы и ценности всего
народа, личность рассказчика в ней будет стерта. В литературной сказке
присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование
внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет.
Этот возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный
период жизни дошкольника. Именно на этом этапе складываются многие
познавательные способности и личностные особенности. В процессе
развития он в значительно большей степени приближается к старшему
возрасту и в меньшей сохраняет черты предшествующего младшего возраста.
В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более
осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства
уважения и признательности к трудящимся людям.
В
этом
возрасте
созданы
наиболее
благоприятные
условия
для
нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается
система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.
В поступках детей, в их взаимоотношениях проявляются и положительные
качества,
которые,
укрепляясь,
создают
основу
доброжелательности,
деликатности, правдивости, организованности.
У детей 4-5 лет развиваются представления о справедливости, доброте,
дружбе, отзывчивости, смелости.
В
эмоционально
-
чувственной
сфере
ребенок
учится
понимать
переживания свои, других людей или литературных персонажей. Дети 4-5 лет
обычно
эмоционально
оценивают
поступки
сверстников,
героев
литературных
произведений.
Они
улыбаются,
смеются
при
оценке
положительных
поступков
или
возмущаются,
размахивают
руками,
когда
видят отрицательный поступок.
В течение года мы с ребятами познакомились с литературными сказками
А.Толстого «Приключения Буратино»,
П. Бажова «Серебряное копытце»,
А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Эти произведения были прочитаны
в
группе
с
элементами
пересказа,
так
как
в
тексте
присутствовали
непонятные для возраста детей слова и эпизоды.
Совместно
с родителями организовали выставку рисунков «В мире
доброты», фотовыставку «Наши добрые дела». С ребятами инсценировали
самые
яркие
эпизоды
прочитанных
произведений.
Весной
провели
викторину
«
Угадай из какой сказки». Проводились беседы «Положительные и
отрицательные
поступки
Буратино»,
«Что
бы
вы
попросили
у
золотой
рыбки?», «Доброе сердце старика Коковани» . Все занятия на данную тему
были
организованы
так,
чтобы
у
детей
неуклонно
накапливался
положительный опыт добрых чувств, поступков, взаимопомощи.
Важной
задачей,
приобретающей
на
этой
возрастной
ступени
особое
значение,
является
формирование
взаимоотношений
со
сверстниками
и
взрослыми: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умению дружно
играть
с
детьми,
защищать
слабого,
обиженного,
помогать
товарищам,
проявлять
заботу
о
маленьких,
проявлять
щедрость,
уметь
правильно
оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое поведение в
общении со сверстниками.
Таким образом, на примерах героев литературных сказок ребенок видит и
понимает,
как
важно
делать
добро
близким,
всем
людям,
приносить
им
радость, понимать, когда нужно прийти на помощь когда высказать участие, а
когда
и
промолчать,
чтобы
не
бередить
душевные
раны
человека.
Ему
должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на
основе
этих
простых
понятий
и
привычек
вырастает
«желание
быть
хорошим» - стремление к нравственному самосовершенствованию.