Напоминание

"Воспитание нравственных качеств детей 4 –5 лет посредством русских литературных сказок"


Автор: Яковлева Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: п.Подгорный Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание нравственных качеств детей 4 –5 лет посредством русских литературных сказок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитание нравственных качеств детей 4 –5 лет посредством русских

литературных сказок»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,

агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены

представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,

справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них

основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием

формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы мной была выбрана тема: «Воспитание

нравственных качеств детей 4 –5 лет посредством русских литературных

сказок»

Сказка - это народно - поэтическое повествовательное произведение,

рассказывающее о вымышленных событиях и героях. Часто с участием

фантастических и волшебных явлений. Литературная сказка всегда будет

отражать авторский взгляд на мир, его представление о жизни и идеи. Мы

будем видеть писателя, его устремления, ценности, духовный мир, желания.

В народной же сказке могут отразиться только идеалы и ценности всего

народа, личность рассказчика в ней будет стерта. В литературной сказке

присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование

внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.

Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет.

Этот возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный

период жизни дошкольника. Именно на этом этапе складываются многие

познавательные способности и личностные особенности. В процессе

развития он в значительно большей степени приближается к старшему

возрасту и в меньшей сохраняет черты предшествующего младшего возраста.

В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более

осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства

уважения и признательности к трудящимся людям.

В

этом

возрасте

созданы

наиболее

благоприятные

условия

для

нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается

система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.

В поступках детей, в их взаимоотношениях проявляются и положительные

качества,

которые,

укрепляясь,

создают

основу

доброжелательности,

деликатности, правдивости, организованности.

У детей 4-5 лет развиваются представления о справедливости, доброте,

дружбе, отзывчивости, смелости.

В

эмоционально

-

чувственной

сфере

ребенок

учится

понимать

переживания свои, других людей или литературных персонажей. Дети 4-5 лет

обычно

эмоционально

оценивают

поступки

сверстников,

героев

литературных

произведений.

Они

улыбаются,

смеются

при

оценке

положительных

поступков

или

возмущаются,

размахивают

руками,

когда

видят отрицательный поступок.

В течение года мы с ребятами познакомились с литературными сказками

А.Толстого «Приключения Буратино»,

П. Бажова «Серебряное копытце»,

А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Эти произведения были прочитаны

в

группе

с

элементами

пересказа,

так

как

в

тексте

присутствовали

непонятные для возраста детей слова и эпизоды.

Совместно

с родителями организовали выставку рисунков «В мире

доброты», фотовыставку «Наши добрые дела». С ребятами инсценировали

самые

яркие

эпизоды

прочитанных

произведений.

Весной

провели

викторину

«

Угадай из какой сказки». Проводились беседы «Положительные и

отрицательные

поступки

Буратино»,

«Что

бы

вы

попросили

у

золотой

рыбки?», «Доброе сердце старика Коковани» . Все занятия на данную тему

были

организованы

так,

чтобы

у

детей

неуклонно

накапливался

положительный опыт добрых чувств, поступков, взаимопомощи.

Важной

задачей,

приобретающей

на

этой

возрастной

ступени

особое

значение,

является

формирование

взаимоотношений

со

сверстниками

и

взрослыми: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умению дружно

играть

с

детьми,

защищать

слабого,

обиженного,

помогать

товарищам,

проявлять

заботу

о

маленьких,

проявлять

щедрость,

уметь

правильно

оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое поведение в

общении со сверстниками.

Таким образом, на примерах героев литературных сказок ребенок видит и

понимает,

как

важно

делать

добро

близким,

всем

людям,

приносить

им

радость, понимать, когда нужно прийти на помощь когда высказать участие, а

когда

и

промолчать,

чтобы

не

бередить

душевные

раны

человека.

Ему

должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на

основе

этих

простых

понятий

и

привычек

вырастает

«желание

быть

хорошим» - стремление к нравственному самосовершенствованию.



В раздел образования