Напоминание

"Особенности профориентационной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Трунова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №8
Населённый пункт: г.Киселевск, Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности профориентационной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности профориентационной работы в условиях

дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС

ДО»

Трунова Н.М.

Воспитатель МБДОУ ДЕТСКИЙ САД№8

г.Киселевк

Главной задачей государственной образовательной политики РФ в

условиях модернизации системы образования является обеспечение

современного качества образования, в том числе – дошкольного. От уровня

образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а,

следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором

воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Среди

значимых сегодня направлений в работе дошкольного образования должна

стать реализация образовательной области « Социально-коммуникативное

развитие», где выделяется трудовое воспитание детей. В ФГОС ДО трудовое

воспитание дошкольников предполагается осуществлять через формирование

позитивных установок к различным видам труда . Формирование позитивных

установок понимается как целенаправленная организация процесса по

развитию у детей положительного отношения к труду, желания и умения

трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены

целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть

которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников. Подготовка

детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному

самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-

экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус

приоритетной социально-педагогической проблемы.

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных

на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у

каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии,

наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем,

внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь

предопределить его профессиональную судьбу. В детских садах

формирование представлений о мире труда и профессий подчас

осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как

перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку

профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на

всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как

подготовительный, закладывающий основы для профессионального

самоопределения в будущем.

Традиционно выделяют несколько этапов профессиональное

самоопределение

1. этап. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как

такового - в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового

возраста (10-12 лет).

2.этап. Профессиональное самопознание. Ориентировочные границы этого

этапа - 5-9 класс.

3. этап. Собственно профессиональное самоопределение характерен для

учащихся 10-11 классов

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным

развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап

профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных

представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна

сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет

базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так-

же положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их

занятиям.

В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание

разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической

форме пытается проиграть действия представителей различных профессий

(водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями

взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё

трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно

представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных

ситуаций из жизни, историй.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации

являются:

-профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду,

трудолюбия);

-профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о

мире профессий).

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять

традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,

чтение детской художественной литературы);

-

наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей

разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

-

практический (экспериментирование с разными материалами, опыт

хозяйственно-бытового труда);

-

игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые

ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в

сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о

труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной

деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной

деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых

строится по трём основным линиям:

1. приближение детей к труду взрослых;

Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно

образовательной деятельности по формированию представлений о труде

людей разных профессий с обязательным включением предварительной

беседы о данной профессии.

2.приближение работы взрослых к детям;

К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения,

тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых -

наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность

получаемых представлений, способствуют накоплению ярких

эмоциональных впечатлений. С развитием 1Т-технологий становятся

возможными виртуальные экскурсии.

3.совместная деятельность детей и взрослых.

К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры,

дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы,

игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут

реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и

совместной деятельности педагога и ребёнка.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают

дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и

мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые

действия, результат труда.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной

образовательной организации невозможна без создания соответствующей

предметно – пространственной развивающей среды, которая, выступает

источником представлений детей о доступных сферах экономической жизни

людей: производственной, товарно-денежной, нравственной, сфере бизнеса и

т.д. Накопив определённый багаж знаний и представлений, о какой либо

профессии, дети переносят их в самостоятельную игровую деятельность. В

играх в «профессию» дети усваивают элементарные трудовые умения и

навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается

практическое мышление. В играх отражается характер работы

представителей разных профессий, их взаимоотношения. Таким образом,

формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это

необходимое направление деятельности дошкольной образовательной

организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на

протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного обра-

зования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии

педагогов и родителей.

Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести

детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются

значимой сферой жизни.



В раздел образования