Автор: Трунова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №8
Населённый пункт: г.Киселевск, Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности профориентационной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Особенности профориентационной работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС
ДО»
Трунова Н.М.
Воспитатель МБДОУ ДЕТСКИЙ САД№8
г.Киселевк
Главной задачей государственной образовательной политики РФ в
условиях модернизации системы образования является обеспечение
современного качества образования, в том числе – дошкольного. От уровня
образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а,
следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором
воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Среди
значимых сегодня направлений в работе дошкольного образования должна
стать реализация образовательной области « Социально-коммуникативное
развитие», где выделяется трудовое воспитание детей. В ФГОС ДО трудовое
воспитание дошкольников предполагается осуществлять через формирование
позитивных установок к различным видам труда . Формирование позитивных
установок понимается как целенаправленная организация процесса по
развитию у детей положительного отношения к труду, желания и умения
трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены
целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть
которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников. Подготовка
детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному
самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-
экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус
приоритетной социально-педагогической проблемы.
Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных
на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у
каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии,
наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем,
внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь
предопределить его профессиональную судьбу. В детских садах
формирование представлений о мире труда и профессий подчас
осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как
перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального
самоопределения в будущем.
Традиционно выделяют несколько этапов профессиональное
самоопределение
1. этап. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как
такового - в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового
возраста (10-12 лет).
2.этап. Профессиональное самопознание. Ориентировочные границы этого
этапа - 5-9 класс.
3. этап. Собственно профессиональное самоопределение характерен для
учащихся 10-11 классов
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным
развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап
профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных
представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна
сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет
базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так-
же положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их
занятиям.
В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание
разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической
форме пытается проиграть действия представителей различных профессий
(водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями
взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё
трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно
представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных
ситуаций из жизни, историй.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации
являются:
-профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду,
трудолюбия);
-профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о
мире профессий).
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять
традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,
чтение детской художественной литературы);
-
наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей
разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
-
практический (экспериментирование с разными материалами, опыт
хозяйственно-бытового труда);
-
игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые
ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в
сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о
труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной
деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной
деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых
строится по трём основным линиям:
1. приближение детей к труду взрослых;
Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно
образовательной деятельности по формированию представлений о труде
людей разных профессий с обязательным включением предварительной
беседы о данной профессии.
2.приближение работы взрослых к детям;
К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения,
тематические встречи с людьми разных профессий.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых -
наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность
получаемых представлений, способствуют накоплению ярких
эмоциональных впечатлений. С развитием 1Т-технологий становятся
возможными виртуальные экскурсии.
3.совместная деятельность детей и взрослых.
К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы,
игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут
реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и
совместной деятельности педагога и ребёнка.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают
дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и
мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые
действия, результат труда.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной
образовательной организации невозможна без создания соответствующей
предметно – пространственной развивающей среды, которая, выступает
источником представлений детей о доступных сферах экономической жизни
людей: производственной, товарно-денежной, нравственной, сфере бизнеса и
т.д. Накопив определённый багаж знаний и представлений, о какой либо
профессии, дети переносят их в самостоятельную игровую деятельность. В
играх в «профессию» дети усваивают элементарные трудовые умения и
навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается
практическое мышление. В играх отражается характер работы
представителей разных профессий, их взаимоотношения. Таким образом,
формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это
необходимое направление деятельности дошкольной образовательной
организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на
протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного обра-
зования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии
педагогов и родителей.
Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести
детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются
значимой сферой жизни.