Напоминание

"В мире профессий"


Автор: Канисева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: Село Ашап, Ординский район, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В мире профессий"
Раздел: среднее образование





Назад




Занятие «В мире профессий».

Школа для детей с ОВЗ, 9 класс.

Цели. Расширить знания учащихся о профессиях. Активировать мотивацию

профессионального самоопределения учащихся. Формирование знаний по

выбору профессии, умения правильно выбрать профессию по своим

возможностям и способностям. Развитие интереса к многообразному миру

профессий. Воспитание уважительного отношения к разным видам

профессионального труда .

При́

тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе

нравственное поучение (мораль). Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в

примере».

1.Вступительная беседа.

Притча «Чей труд легче?»

Показалось однажды венику, что у совка более легкая работа. Ну что в ней

такого: лежи, да жди, пока в тебя сор наметут!

А совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. То ли дело у

веника: знай, мети себе в удовольствие!

И решили они однажды своими работами поменяться.

Веник назвался совком.

Совок назвал себя - веником.

И что тут началось!..

Совок стал по полу скрести, да углы не забывать. А веник - мусор, что на

него сыпали - в ведро относить.

Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду

сор, а в центре комнаты - совок и веник без сил лежат.

Чему учит эта притча? (Каждый должен заниматься своим делом)

- Каждый человек от мала до велика должен трудиться, так как без труда

нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой на Земле. От труда зависит

благополучие людей.

Совсем скоро вы окончите школу, и перед вами встанет серьёзный вопрос:

«Кем быть, какую профессию выбрать?».

2. Сообщение темы. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о профессиях,

о том, как правильно выбрать профессию.

- А что такое «ПРОФЕССИЯ»?

«ПРОФЕССИЯ –это род трудовой деятельности, занятий, требующий

определённой подготовки, являющийся обычно источником существования».

- А своими словами как сказать, что такое профессия? (Это труд)

- Для чего нужна работа людям? (Чтобы зарабатывать деньги и быть

полезным обществу. Если человек любит свою работу, то она приносит ему

радость и удовольствие).

Сценка «Выбор профессии»

Выходят девушка и юноша.

Он. Смотри, вот ещё одна доска объявлений! И объявлений море!

Она. Ну и что? Всё то же самое! «Требуется штукатур – маляр, опытный

водитель, повар с опытом работы и т.д. Везде одно и то же!

Он. Будущую профессию не на доске объявлений искать нужно, а сердцем её

чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в её роли. Вот ты,

например, кем хочешь быть?

Она. Я? Ну…Может быть модным дизайнером…

Он. А почему ты решила выбрать такую профессию?

Она. Потому что я умею рисовать, фантазировать, а ещё престижно, модно.

Он. А что ты знаешь ещё об этой профессии?

Она. Вот поступлю, тогда узнаю.

Он. А я так не хочу. Я мечтаю стать строителем. Но не потому, что это модно

или денежно. А потому, что мне нравится это делать. И уже сегодня я многое

умею, читаю и занимаюсь дополнительно. Я хочу быть профессионалом в

этой области.

Она. Ты это серьёзно?

Он. Вполне! И тебе советую выбрать профессию так, чтобы она тебя тоже

выбрала.

Она. Ты думаешь, у меня получится?

Он. Если чего – то очень, очень хочешь – непременно получится.

Она. Тогда поговорим о профессиях.

Он. Поговорим и постараемся сделать свой выбор на всю жизнь, чтобы не

разочароваться самому и не разочаровывать тех, кто в тебя верит и на тебя

надеется. Ведь – будущее за профессионалом, любящим своё дело!

- Как вы считаете, кто правильно выбирает профессию? (Он)

- А почему? Что нужно учитывать при выборе профессии? (При выборе

профессии надо учитывать то, что нравится делать, то, что умеешь делать. )

- Чтобы выбор был правильным, надо соблюдать 3 условия:

"хочу» (надо учитывать свои желания, интересы, профессия должна

приносить радость и доход);

"могу» ( способности и возможности, здоровье человека);

«надо» (профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована ).

- В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и

неживой природой. Для них характерен общий предмет труда - животные и

растения, почва и воздушная среда. Какие профессии можно отнести к этому

типу? Приведите примеры

Второй тип: человек - техника. Люди этих профессий используют

технические устройства.

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является

другой человек, а характерной чертой деятельности воздействие на других

людей.

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа

используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь,

цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики,

рисунки, дорожные знаки и т.

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает

наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

- А сейчас давайте поиграем в игру: "Определи тип профессий".

- Я вам называю профессию, а вы должны определить тип.

(Ветеринар, бухгалтер, художник, лётчик, продавец, врач, агроном, учёный,

тракторист, актёр, токарь, овцевод, слесарь, лаборант, водитель, музыкант,

парикмахер, швея.

- А сейчас давайте поговорим о конкретных профессиях и где их можно

получить.

Тракторист

На сегодняшний день, профессия тракторист очень востребована в сельском

хозяйстве. Трактор не просто выполняет какую-то одну работу. С плугом - он

пахарь, с прицепом – транспортное средство, с комбайном – уборочная

машина. Трактор сеет, вносит удобрения, жнет, качает воду, прокладывает

траншеи, корчует деревья, обслуживает фермы... Кроме этого, он принимает

непосредственное участие в сборе различных сельскохозяйственных культур.

Все, что выращено в поле, должно быть собрано в короткий срок, и

тракторист - наиболее активный участник этого процесса.

Повар – кондитер.

Повар – кондитер осуществляет первичную обработку сырых продуктов,

приготовление блюд из овощей и грибов, рыбы, мяса и птицы, холодных

блюд и закусок, блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий,

яиц, творога, теста с фаршем, супов, соусов, сладких блюд и напитков, а

также мучных и кондитерских изделий. Специалист должен различать

вкусовые ощущения, запахи. Сохранять спокойствие, работоспособность в

неожиданных ситуациях.

Игра «Профессиональный словарь». Я вам называю слова,

а вы профессию, к которой они относятся.

1.Верстак, рубанок, станок, древесина, мастерская. (Столяр – плотник)

2. Волосы, ножницы, причёска, шампунь, краска для волос. (Парикмахер)

3.Сад, лейка, лопата, шланг, теплица, растения. (Садовод)

4.Кран, груз, здание, стрела, стройка. (Крановщик)

5.Электроэнергия, розетка, электропровод, отвёртка. (Электрик)

Игра « Покажите острый ум»

1.

Перед кем все люди снимают шапки?

(Перед парикмахером.)

2.

Кто погружается в работу с головой?

(Водолаз, а ещё и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра.)

3.

Кто работает играючи?

(Актёры, музыканты-исполнители.)

4.

Человек, работающий с напряжением, – это ... Кто?

(Электрик.)

5.

Кто трубит на весь мир о своём музыкальном таланте?

(Музыканты-трубачи.)

6.

Мастер «топорной работы» – это... Кто?

(Дровосек, лесоруб.)

7.

Самый сладкий мастер – это... Кто?

(Кондитер.)

8.

«Зверский» доктор – это… Кто?

(Ветеринар.)

9.

Овечий телохранитель – это… Кто?

(Чабан.)

10.

Кто живёт и работает припеваючи?

(Певцы)

11.

«Профессор кислых щей» – это… Кто?

(Повар.)

12.

Каким словом называют и плохого художника, и плохого футболиста?

(Мазила.)

13.

Парикмахер для травы – это... Кто?

(Газонокосильщик.)

14.

Представителя какой профессии больше всего интересуют права

человека?

(Инспектора ГАИ-ГИБДД.)

15.

Ухажер за деревьями – это… Кто?

(Садовод, садовник.)

16.

Кто собирает «урожай» с минных полей?

(Сапёр.)

17.Рыцарь с клюшкой – это… Кто?

(Хоккейный вратарь. Он защищён с ног до головы спортивными «латами»

от летящей, как стрела шайбы.)

17.

Мастер с мастерком – это... Кто?

(Каменщик, штукатур.)

18.

Кто безнаказанно распиливает человека пополам?

(Фокусник.)

-А сейчас вы должны выбрать те действия, ту работу, которую выполняет:

А) Электрогазосварщик

1. Сваривает элементы металлоконструкций.

2.Пекёт хлеб.

3.Соединяет детали машин с помощью сварочного аппарата.

4.Выращивает цветы.

5.Штукатурит.

6.Работает с электродом.

Профессия электрогазосварщик включает в себя две профессии:

электросварщик ручной сварки и газосварщик.Электрогазосварщик

соединяет (сваривает) элементы металлоконструкций, трубопроводов, детали

машин и механизмов с помощью сварочного аппарата. Основным орудием

труда является электрод. Для защиты от тепловых и световых излучений

сварщик использует спецодежду и маску (щиток). Важные качества: хорошее

зрение, физическая сила, аккуратность, внимательность, ответственность,

выносливость.

Б) Каменщик

1.Делает фотографии

2.Перемешивает раствор

3.Проводит электричество

4.Красит стены и потолки

5.Строит фундамент зданий

6.Раскраивает ткань

7.Делает кладку

8.Управляет краном

9.Варит борщ

10.Делает ремонт зданий

Каменщик выполняет работы по кладке и ремонту каменных конструкций

зданий, мостов, сооружений. Он приготавливает раствор, выполняют

кирпичную кладку ручными инструментами.

Штукатур – маляр

1.Выполняет отделочные работы

2.Продаёт продукты

3.Выравнивает поверхности

4.Убирает урожай

5.Красит

6.Облицовывает плиткой поверхности

7.Делает стрижки

Профессия маляра-штукатура всегда была очень востребована и популярна.

Маляр штукатур осуществляет деятельность

по облицовке поверхностей

зданий,

оштукатуриванию,

внутренней отделке помещений ,малярные

работы,

выполняют поклейку обоев, фотообоев, оформляют разные

конструкции из гипсокартона и подвесные потолки.

Физминутка.

- А сейчас немного отдохнём. Если вы со мной согласны, вы встаёте и

хлопаете, а если не согласны – то сидите и топаете.

Зубы лечит стоматолог.

Коров доит терапевт. (Доярка)

Дом строит парикмахер. (Строитель)

Детей учит учитель.

Рубашки шьёт сапожник. (Швея)

Охраняет границу тракторист. (Пограничник)

Добывает угол шахтёр.

Хлеб пекёт садовник. (Пекарь)

«Пословицы». О какой профессии говорят эти пословицы?

1.

Не игла шьет, а руки.

2.

Где шьют, там и порют.

Швея, портной.

1.

Куй железо, пока горячо.

2.

Не огонь железо калит, а мех.

Кузнец.

1.

Что в котел положишь, то и вынешь.

2.

Кашу маслом не испортишь.

Повар.

.

1.

Жить – Родине служить.

2.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Военный.

Слесарьремонтник обслуживает технику на дому и на предприятиях, он

регулирует и выполняет срочный и текущий ремонт.

В наше время профессия слесарь ремонтник достаточно распространена, т.к.

она требуется на любых этапах и видах производства, на которых есть

техника, приборы и механизмы.

Токарь - это специалист, занимающийся обработкой различных деталей с

помощью токарного станка. Он самостоятельно определяет скорость и

глубину резки, выбирает необходимый инструмент, изготавливая изделия

в строгом соответствии с имеющимися чертежами. Токарь проверяет детали

на соответствие указанным в чертеже размерам, чтобы предотвратить брак.

-

А сейчас мы узнаем, в каких учебных заведениях можно получить ту или

иную профессию.

1. Кунгурский сельскохозяйственный колледж. Здесь можно получить

профессии: повар – пекарь, садовник, слесарь, тракторист.

2.Кунгурский центр образования (КЦО)

Профессии: Каменщик, электрогазосварщик, портной, крановщик, повар –

кондитер, станочник.

3.ОНИКС. Город Пермь.

4.Пермский техникум промышленных и информационных технологий.

Специальности: повар, швея, парикмахер, продавец, каменщик, штукатур -

маляр, плотник, слесарь – ремонтник.

Специальности: слесарь, портной, изготовитель художественных изделий из

бересты.

- Какая профессия самая главная на Земле?

- Давайте послушаем стихи и ответим на этот вопрос.

Ученик 1: Каменщик строит жилища

Платье – работа портного,

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова.

Ученик 2: Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Ученик 3: Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?

Ученик 4: Стало быть, так и выходит,

Всё, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

- Какая самая главная профессия? (Нет такой. Все профессии важны, все

профессии нужны)

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны,

И актуальны, и важны.

И ты скорее подрастай,

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить

.

3.

Рефлексия. Наше занятие подошло к концу. Что вы сегодня услышали

интересного и полезного для себя? Что вам понравилось, что непонятно?



В раздел образования