Автор: Канисева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: Село Ашап, Ординский район, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В мире профессий"
Раздел: среднее образование
Занятие «В мире профессий».
Школа для детей с ОВЗ, 9 класс.
Цели. Расширить знания учащихся о профессиях. Активировать мотивацию
профессионального самоопределения учащихся. Формирование знаний по
выбору профессии, умения правильно выбрать профессию по своим
возможностям и способностям. Развитие интереса к многообразному миру
профессий. Воспитание уважительного отношения к разным видам
профессионального труда .
При́
тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе
нравственное поучение (мораль). Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в
примере».
1.Вступительная беседа.
Притча «Чей труд легче?»
Показалось однажды венику, что у совка более легкая работа. Ну что в ней
такого: лежи, да жди, пока в тебя сор наметут!
А совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. То ли дело у
веника: знай, мети себе в удовольствие!
И решили они однажды своими работами поменяться.
Веник назвался совком.
Совок назвал себя - веником.
И что тут началось!..
Совок стал по полу скрести, да углы не забывать. А веник - мусор, что на
него сыпали - в ведро относить.
Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду
сор, а в центре комнаты - совок и веник без сил лежат.
Чему учит эта притча? (Каждый должен заниматься своим делом)
- Каждый человек от мала до велика должен трудиться, так как без труда
нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой на Земле. От труда зависит
благополучие людей.
Совсем скоро вы окончите школу, и перед вами встанет серьёзный вопрос:
«Кем быть, какую профессию выбрать?».
2. Сообщение темы. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о профессиях,
о том, как правильно выбрать профессию.
- А что такое «ПРОФЕССИЯ»?
«ПРОФЕССИЯ –это род трудовой деятельности, занятий, требующий
определённой подготовки, являющийся обычно источником существования».
- А своими словами как сказать, что такое профессия? (Это труд)
- Для чего нужна работа людям? (Чтобы зарабатывать деньги и быть
полезным обществу. Если человек любит свою работу, то она приносит ему
радость и удовольствие).
Сценка «Выбор профессии»
Выходят девушка и юноша.
Он. Смотри, вот ещё одна доска объявлений! И объявлений море!
Она. Ну и что? Всё то же самое! «Требуется штукатур – маляр, опытный
водитель, повар с опытом работы и т.д. Везде одно и то же!
Он. Будущую профессию не на доске объявлений искать нужно, а сердцем её
чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в её роли. Вот ты,
например, кем хочешь быть?
Она. Я? Ну…Может быть модным дизайнером…
Он. А почему ты решила выбрать такую профессию?
Она. Потому что я умею рисовать, фантазировать, а ещё престижно, модно.
Он. А что ты знаешь ещё об этой профессии?
Она. Вот поступлю, тогда узнаю.
Он. А я так не хочу. Я мечтаю стать строителем. Но не потому, что это модно
или денежно. А потому, что мне нравится это делать. И уже сегодня я многое
умею, читаю и занимаюсь дополнительно. Я хочу быть профессионалом в
этой области.
Она. Ты это серьёзно?
Он. Вполне! И тебе советую выбрать профессию так, чтобы она тебя тоже
выбрала.
Она. Ты думаешь, у меня получится?
Он. Если чего – то очень, очень хочешь – непременно получится.
Она. Тогда поговорим о профессиях.
Он. Поговорим и постараемся сделать свой выбор на всю жизнь, чтобы не
разочароваться самому и не разочаровывать тех, кто в тебя верит и на тебя
надеется. Ведь – будущее за профессионалом, любящим своё дело!
- Как вы считаете, кто правильно выбирает профессию? (Он)
- А почему? Что нужно учитывать при выборе профессии? (При выборе
профессии надо учитывать то, что нравится делать, то, что умеешь делать. )
- Чтобы выбор был правильным, надо соблюдать 3 условия:
"хочу» (надо учитывать свои желания, интересы, профессия должна
приносить радость и доход);
"могу» ( способности и возможности, здоровье человека);
«надо» (профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована ).
- В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.
Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и
неживой природой. Для них характерен общий предмет труда - животные и
растения, почва и воздушная среда. Какие профессии можно отнести к этому
типу? Приведите примеры
Второй тип: человек - техника. Люди этих профессий используют
технические устройства.
Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является
другой человек, а характерной чертой деятельности воздействие на других
людей.
Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа
используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь,
цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики,
рисунки, дорожные знаки и т.
Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает
наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
- А сейчас давайте поиграем в игру: "Определи тип профессий".
- Я вам называю профессию, а вы должны определить тип.
(Ветеринар, бухгалтер, художник, лётчик, продавец, врач, агроном, учёный,
тракторист, актёр, токарь, овцевод, слесарь, лаборант, водитель, музыкант,
парикмахер, швея.
- А сейчас давайте поговорим о конкретных профессиях и где их можно
получить.
Тракторист
На сегодняшний день, профессия тракторист очень востребована в сельском
хозяйстве. Трактор не просто выполняет какую-то одну работу. С плугом - он
пахарь, с прицепом – транспортное средство, с комбайном – уборочная
машина. Трактор сеет, вносит удобрения, жнет, качает воду, прокладывает
траншеи, корчует деревья, обслуживает фермы... Кроме этого, он принимает
непосредственное участие в сборе различных сельскохозяйственных культур.
Все, что выращено в поле, должно быть собрано в короткий срок, и
тракторист - наиболее активный участник этого процесса.
Повар – кондитер.
Повар – кондитер осуществляет первичную обработку сырых продуктов,
приготовление блюд из овощей и грибов, рыбы, мяса и птицы, холодных
блюд и закусок, блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий,
яиц, творога, теста с фаршем, супов, соусов, сладких блюд и напитков, а
также мучных и кондитерских изделий. Специалист должен различать
вкусовые ощущения, запахи. Сохранять спокойствие, работоспособность в
неожиданных ситуациях.
Игра «Профессиональный словарь». Я вам называю слова,
а вы профессию, к которой они относятся.
1.Верстак, рубанок, станок, древесина, мастерская. (Столяр – плотник)
2. Волосы, ножницы, причёска, шампунь, краска для волос. (Парикмахер)
3.Сад, лейка, лопата, шланг, теплица, растения. (Садовод)
4.Кран, груз, здание, стрела, стройка. (Крановщик)
5.Электроэнергия, розетка, электропровод, отвёртка. (Электрик)
Игра « Покажите острый ум»
1.
Перед кем все люди снимают шапки?
(Перед парикмахером.)
2.
Кто погружается в работу с головой?
(Водолаз, а ещё и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра.)
3.
Кто работает играючи?
(Актёры, музыканты-исполнители.)
4.
Человек, работающий с напряжением, – это ... Кто?
(Электрик.)
5.
Кто трубит на весь мир о своём музыкальном таланте?
(Музыканты-трубачи.)
6.
Мастер «топорной работы» – это... Кто?
(Дровосек, лесоруб.)
7.
Самый сладкий мастер – это... Кто?
(Кондитер.)
8.
«Зверский» доктор – это… Кто?
(Ветеринар.)
9.
Овечий телохранитель – это… Кто?
(Чабан.)
10.
Кто живёт и работает припеваючи?
(Певцы)
11.
«Профессор кислых щей» – это… Кто?
(Повар.)
12.
Каким словом называют и плохого художника, и плохого футболиста?
(Мазила.)
13.
Парикмахер для травы – это... Кто?
(Газонокосильщик.)
14.
Представителя какой профессии больше всего интересуют права
человека?
(Инспектора ГАИ-ГИБДД.)
15.
Ухажер за деревьями – это… Кто?
(Садовод, садовник.)
16.
Кто собирает «урожай» с минных полей?
(Сапёр.)
17.Рыцарь с клюшкой – это… Кто?
(Хоккейный вратарь. Он защищён с ног до головы спортивными «латами»
от летящей, как стрела шайбы.)
17.
Мастер с мастерком – это... Кто?
(Каменщик, штукатур.)
18.
Кто безнаказанно распиливает человека пополам?
(Фокусник.)
-А сейчас вы должны выбрать те действия, ту работу, которую выполняет:
А) Электрогазосварщик
1. Сваривает элементы металлоконструкций.
2.Пекёт хлеб.
3.Соединяет детали машин с помощью сварочного аппарата.
4.Выращивает цветы.
5.Штукатурит.
6.Работает с электродом.
Профессия электрогазосварщик включает в себя две профессии:
электросварщик ручной сварки и газосварщик.Электрогазосварщик
соединяет (сваривает) элементы металлоконструкций, трубопроводов, детали
машин и механизмов с помощью сварочного аппарата. Основным орудием
труда является электрод. Для защиты от тепловых и световых излучений
сварщик использует спецодежду и маску (щиток). Важные качества: хорошее
зрение, физическая сила, аккуратность, внимательность, ответственность,
выносливость.
Б) Каменщик
1.Делает фотографии
2.Перемешивает раствор
3.Проводит электричество
4.Красит стены и потолки
5.Строит фундамент зданий
6.Раскраивает ткань
7.Делает кладку
8.Управляет краном
9.Варит борщ
10.Делает ремонт зданий
Каменщик выполняет работы по кладке и ремонту каменных конструкций
зданий, мостов, сооружений. Он приготавливает раствор, выполняют
кирпичную кладку ручными инструментами.
Штукатур – маляр
1.Выполняет отделочные работы
2.Продаёт продукты
3.Выравнивает поверхности
4.Убирает урожай
5.Красит
6.Облицовывает плиткой поверхности
7.Делает стрижки
Профессия маляра-штукатура всегда была очень востребована и популярна.
Маляр штукатур осуществляет деятельность
по облицовке поверхностей
зданий,
оштукатуриванию,
внутренней отделке помещений ,малярные
работы,
выполняют поклейку обоев, фотообоев, оформляют разные
конструкции из гипсокартона и подвесные потолки.
Физминутка.
- А сейчас немного отдохнём. Если вы со мной согласны, вы встаёте и
хлопаете, а если не согласны – то сидите и топаете.
Зубы лечит стоматолог.
Коров доит терапевт. (Доярка)
Дом строит парикмахер. (Строитель)
Детей учит учитель.
Рубашки шьёт сапожник. (Швея)
Охраняет границу тракторист. (Пограничник)
Добывает угол шахтёр.
Хлеб пекёт садовник. (Пекарь)
«Пословицы». О какой профессии говорят эти пословицы?
1.
Не игла шьет, а руки.
2.
Где шьют, там и порют.
Швея, портной.
1.
Куй железо, пока горячо.
2.
Не огонь железо калит, а мех.
Кузнец.
1.
Что в котел положишь, то и вынешь.
2.
Кашу маслом не испортишь.
Повар.
.
1.
Жить – Родине служить.
2.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Военный.
Слесарь – ремонтник обслуживает технику на дому и на предприятиях, он
регулирует и выполняет срочный и текущий ремонт.
В наше время профессия слесарь ремонтник достаточно распространена, т.к.
она требуется на любых этапах и видах производства, на которых есть
техника, приборы и механизмы.
Токарь - это специалист, занимающийся обработкой различных деталей с
помощью токарного станка. Он самостоятельно определяет скорость и
глубину резки, выбирает необходимый инструмент, изготавливая изделия
в строгом соответствии с имеющимися чертежами. Токарь проверяет детали
на соответствие указанным в чертеже размерам, чтобы предотвратить брак.
-
А сейчас мы узнаем, в каких учебных заведениях можно получить ту или
иную профессию.
1. Кунгурский сельскохозяйственный колледж. Здесь можно получить
профессии: повар – пекарь, садовник, слесарь, тракторист.
2.Кунгурский центр образования (КЦО)
Профессии: Каменщик, электрогазосварщик, портной, крановщик, повар –
кондитер, станочник.
3.ОНИКС. Город Пермь.
4.Пермский техникум промышленных и информационных технологий.
Специальности: повар, швея, парикмахер, продавец, каменщик, штукатур -
маляр, плотник, слесарь – ремонтник.
Специальности: слесарь, портной, изготовитель художественных изделий из
бересты.
- Какая профессия самая главная на Земле?
- Давайте послушаем стихи и ответим на этот вопрос.
Ученик 1: Каменщик строит жилища
Платье – работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Ученик 2: Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Ученик 3: Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Ученик 4: Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
- Какая самая главная профессия? (Нет такой. Все профессии важны, все
профессии нужны)
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить
.
3.
Рефлексия. Наше занятие подошло к концу. Что вы сегодня услышали
интересного и полезного для себя? Что вам понравилось, что непонятно?