Напоминание

Приобщение детей с ОНР к миру книг


Автор: Смакотина Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ школа №26 с/п.д/с."Тополек"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приобщение детей с ОНР к миру книг
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОНР К МИРУ КНИГ.


Смакотина Любовь Ивановна воспитатель МБУ «Школа № 26» С/П детский сад «Тополек». Все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением. Современные дети не хотят читать, их не интересуют книги, а когда то мы были самой читающей страной в мире. Мир стоит перед глобальной проблемой, как привить интерес к чтению, как к ведущей деятельности человека? Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, средством общения с миром. А детям с речевыми нарушениями особенно трудно общаться с окружающими, т.к. в силу своего дефекта у них ограничен словарный запас, высказывания бедны и аграмматичны, зачастую не понятны окружающим. Как помочь этим детям? Необходимо сформировать у дошкольников с общим недоразвитием речи способность слушать литературные произведения, вслушиваться в художественную речь, обогащать пассивный словарь. Благодаря формированию этих навыков у детей будет развиваться своя образная, красочная, грамматически оформленная речь. А помочь нам в этом, может тесное общение с книгами. Но, как приобщить ребенка к чтению, когда компьютеры и телевидение вытесняют книги? Мы пришли к выводу: необходимо организовать тесное сотрудничество с библиотекой, в рамках социального партнерства. Как оказалось, что проблема падения интереса к чтению глубоко волнует не только педагогов, но и библиотекарей. С воспитанниками мы стали периодически посещать городскую детскую библиотеку №14. Для того чтобы поддерживать и развивать потребность и интерес к книге, мы стараемся использовать все доступные и понятные детям средства. Одним из этих средств является игра, как средство познания, поощрения чтения. И начинается она – с первого знакомства с библиотекой. Наше первое знакомство с библиотекой было в 2012 году и повторяется оно каждые два года, т.к. дети находятся в логопедической группе два года.

С каждым годом мы стараемся совершенствовать прежние, традиционные и применять новые, современные формы совместной работы. Мы с детьми регулярно посещаем библиотеку, периодически библиотекари приходят к нам в
группу. Особенно нравятся детям мероприятия в библиотеке, они готовятся и ждут, когда же мы пойдем в гости. В этом году мы месте с руководителем библиотеки разработали план совместных мероприятий на учебный год. Теперь наши встречи стали регулярными и способствуют раскрытию наших лексических тем. За время сотрудничества были проведено множество совместных мероприятий с дошкольниками:  Экскурсия «Библиотека открывает двери»;  «По сказкам А.С. Пушкина»  Викторина «Загадки из бабушкиного лукошка»  «По дорогам Войны»;  «День птиц»;  «Золотая осень в стихах поэтов»;  Интерактивная игра «Семь-я!»;  Игра-соревнования «Богатыри»;  Викторина «Творчество С.Михалкова»;  Беседа-экскурсия: «Мир начинается с книги» с показом детских мультиков;  Интерактивная-экскурсия: «Наш город» и т.д. Для детей были оформлены яркие, привлекающие внимание выставки: «Книги из бабушкиного сундука», «Книги и твои сверстники», «Детское чтение для сердца и разума», «Для самых маленьких», «Семь-Я», «По дорогам войны», «Герои – земляки». Наши воспитанники являются участниками многих читательских акций и конкурсов проводимых городскими библиотеками города. Все мы знаем, что формирование личности ребенка осуществляется в семье. Роль семьи в приобщении ребенка к книге велика. В наше время, как никогда, семья рассматривается во всем мире как социальная ценность. В формировании личности человека большое влияние оказывает организация семейного досуга, передача от поколения к поколению лучших традиций, в том числе и традиций семейного чтения. Так как детская библиотека имеет особую ауру и является нашим необходимым помощником в возрождении традиции семейного чтения, приобщении ребенка к миру книг, поэтому в библиотеке нами были проведены совместные родительские собрания. Цель этих родительских собраний, заключалось в том, чтобы, объединив усилия сада, библиотеки и семьи,
попытаться найти ответы на волнующие родителей вопросы, а также оказать помощь семье в организации чтения детям и привитии интереса и любви к книге. Вначале это были беседы о своих детях, о том, что любят читать, слушать дети и что рекомендуется читать в этом возрасте. Затем знакомство семей, когда родители рассказывали о своих домашних библиотеках, о своих семейных традициях, о семейных праздниках, о своих семейных альбомах и о семейных чтениях. Нами устраивались конкурсы, игры, мини-концерты детей для родителей по малым фольклорным жанрам. Очень нравится детям такая форма работы, как интервью: дети задают вопросы родителям, а родители тут же дают ответы. Итоговое собрание «Чтение в семье», для чего были использованы фотографии, сделанные нами в библиотеке. Для родителей в группе создан «Уголок семейного чтения». Взрослые всегда обращают внимание на такие книжные выставки, как: «Мудрость родительской любви», «Почитаем вместе с мамой», «Скоро в школу!», «Как хорошо уметь читать!» и другие. Библиотекой составлены: памятка для родителей «Научите ребенка любить книгу», для детей рекомендательные списки для домашнего чтения «С детства дружбой дорожи», «Что за прелесть эти сказки!» и другие. И в конце хочется отметить, что благодаря совместной работе библиотекарей, воспитателей и родителей, у детей сформировалось определенное представление об окружающем мире и детской литературе, дети научились самовыражению, доброте, возрождается семейное чтение.


В раздел образования