Автор: Смакотина Любовь Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ школа №26 с/п.д/с."Тополек" Населённый пункт: г.Тольятти Наименование материала: Методическая разработка Тема: Приобщение детей с ОНР к миру книг Раздел: дошкольное образование
Смакотина Любовь Ивановна воспитатель
МБУ «Школа № 26» С/П детский сад «Тополек».
Все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за
чтением. Современные дети не хотят читать, их не интересуют книги, а когда то
мы были самой читающей страной в мире. Мир стоит перед глобальной
проблемой, как привить интерес к чтению, как к ведущей деятельности
человека?
Книга служит не только источником информации, но и пищей для души,
средством общения с миром. А детям с речевыми нарушениями особенно
трудно общаться с окружающими, т.к. в силу своего дефекта у них ограничен
словарный запас, высказывания бедны и аграмматичны, зачастую не понятны
окружающим. Как помочь этим детям?
Необходимо сформировать у дошкольников с общим недоразвитием речи
способность слушать литературные произведения, вслушиваться в
художественную речь, обогащать пассивный словарь. Благодаря
формированию этих навыков у детей будет развиваться своя образная,
красочная, грамматически оформленная речь. А помочь нам в этом, может
тесное общение с книгами. Но, как приобщить ребенка к чтению, когда
компьютеры и телевидение вытесняют книги?
Мы пришли к выводу: необходимо организовать тесное сотрудничество с
библиотекой, в рамках социального партнерства.
Как оказалось, что проблема падения интереса к чтению глубоко волнует
не только педагогов, но и библиотекарей.
С воспитанниками мы стали периодически посещать городскую детскую
библиотеку №14. Для того чтобы поддерживать и развивать потребность и
интерес к книге, мы стараемся использовать все доступные и понятные детям
средства. Одним из этих средств является игра, как средство познания,
поощрения чтения. И начинается она – с первого знакомства с библиотекой.
Наше первое знакомство с библиотекой было в 2012 году и повторяется оно
каждые два года, т.к. дети находятся в логопедической группе два года. С
каждым годом мы стараемся совершенствовать прежние, традиционные и
применять новые, современные формы совместной работы. Мы с детьми
регулярно посещаем библиотеку, периодически библиотекари приходят к нам в
группу. Особенно нравятся детям мероприятия в библиотеке, они готовятся и
ждут, когда же мы пойдем в гости.
В этом году мы месте с руководителем библиотеки разработали план
совместных мероприятий на учебный год. Теперь наши встречи стали
регулярными и способствуют раскрытию наших лексических тем.
За время сотрудничества были проведено множество совместных мероприятий
с дошкольниками:
Экскурсия «Библиотека открывает двери»;
«По сказкам А.С. Пушкина»
Викторина «Загадки из бабушкиного лукошка»
«По дорогам Войны»;
«День птиц»;
«Золотая осень в стихах поэтов»;
Интерактивная игра «Семь-я!»;
Игра-соревнования «Богатыри»;
Викторина «Творчество С.Михалкова»;
Беседа-экскурсия: «Мир начинается с книги» с показом детских
мультиков;
Интерактивная-экскурсия: «Наш город» и т.д.
Для детей были оформлены яркие, привлекающие внимание выставки: «Книги
из бабушкиного сундука», «Книги и твои сверстники», «Детское чтение для
сердца и разума», «Для самых маленьких», «Семь-Я», «По дорогам войны»,
«Герои – земляки».
Наши воспитанники являются участниками многих читательских акций и
конкурсов проводимых городскими библиотеками города.
Все мы знаем, что формирование личности ребенка осуществляется в
семье. Роль семьи в приобщении ребенка к книге велика. В наше время, как
никогда, семья рассматривается во всем мире как социальная ценность. В
формировании личности человека большое влияние оказывает организация
семейного досуга, передача от поколения к поколению лучших традиций, в том
числе и традиций семейного чтения.
Так как детская библиотека имеет особую ауру и является нашим
необходимым помощником в возрождении традиции семейного чтения,
приобщении ребенка к миру книг, поэтому в библиотеке нами были проведены
совместные родительские собрания. Цель этих родительских собраний,
заключалось в том, чтобы, объединив усилия сада, библиотеки и семьи,
попытаться найти ответы на волнующие родителей вопросы, а также оказать
помощь семье в организации чтения детям и привитии интереса и любви к
книге.
Вначале это были беседы о своих детях, о том, что любят читать, слушать дети
и что рекомендуется читать в этом возрасте. Затем знакомство семей, когда
родители рассказывали о своих домашних библиотеках, о своих семейных
традициях, о семейных праздниках, о своих семейных альбомах и о семейных
чтениях. Нами устраивались конкурсы, игры, мини-концерты детей для
родителей по малым фольклорным жанрам. Очень нравится детям такая форма
работы, как интервью: дети задают вопросы родителям, а родители тут же дают
ответы. Итоговое собрание «Чтение в семье», для чего были использованы
фотографии, сделанные нами в библиотеке.
Для родителей в группе создан «Уголок семейного чтения». Взрослые всегда
обращают внимание на такие книжные выставки, как: «Мудрость родительской
любви», «Почитаем вместе с мамой», «Скоро в школу!», «Как хорошо уметь
читать!» и другие.
Библиотекой составлены: памятка для родителей «Научите ребенка любить
книгу», для детей рекомендательные списки для домашнего чтения «С детства
дружбой дорожи», «Что за прелесть эти сказки!» и другие.
И в конце хочется отметить, что благодаря совместной работе
библиотекарей, воспитателей и родителей, у детей сформировалось
определенное представление об окружающем мире и детской литературе, дети
научились самовыражению, доброте, возрождается семейное чтение.