Автор: Смирнова Елена Александровна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ "На Вадковском"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры в развитии и социализации ребенка.
Раздел: дополнительное образование
Роль игры в развитии и социализации ребенка
Сущностью игры является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а
представляет
собой
условность,
специфическую
деятельность.
Игра
–
это
свободное проявление человеческой деятельности, она никогда не навязывается
и не может быть навязана физически или
морально. То, что делается по
обязанности, никогда не станет и не назовётся игрой.
Игра в общем подходе к этому явлению издавна
воспринималась, как
такое
занятие,
которое
неподвластно
материальным
интересам
или
другим
прагматическим целям. Это и приближает игру к досуговой деятельности в
целом.
У разных народов игра трактовалась несколько по-своему: древние греки
называли игрой забавы детей, евреи связывали с игрой понятия шутки и смеха,
римляне больше вкладывали в это слово понятия радости и веселья, древние
германцы – плавное движение, удовольствие, англичане трактуют игру двояко:
игра как игровой действие и игра как действия по чётким правилам.
В целом же все трактовки слова «игра» связаны с понятиями действий,
удовлетворяющих потребности людей в получении
удовольствий, радости,
развлечений, в действиях свободного, непринудительного характера. Ребёнка
игровая
деятельность
испокон
веков
подготавливала
к
жизни,
давала
возможность
освоить
её
в
доступных
для
своего
возраста
формах,
давала
знания,
умения,
навыки
общения,
развивала
фантазию
и
практически
все
механизмы творческого сознания.
Именно с помощью игровой деятельности дети психологически готовятся
к
будущим
реальным
жизненным
ситуациям
и,
будущим
своим
взрослым
обязанностям. В раннем детстве современного ребёнка ещё нет разграничения
на учебное время и на досуговое и поэтому игровая деятельность у него пока
что является ведущей, основной. Только
с приходом ребёнка в школу, когда
появляется обязательная учебная деятельность, его свободное время, время
досуга может включать в себя и игровую деятельность. Вот почему игра – часть
детского досуга, одна из его форм. Свой положительный эффект игра, конечно
же, приносит в тех случаях, когда игровые методы используются и в учебной
деятельности, но при этом дети всегда ощущают элемент принудительности
такой
игровой
деятельности,
включаемой
взрослыми
в
учебные
их
обязательные занятия.
Игра,
в любых видах деятельности, при всех оговорках, при
самых
разных
спорных
моментах
её
использования
в
тех
или
иных
ситуациях
воспитания и развития детей, всё-таки имеет огромный педагогический эффект.
Она моделирует жизненные ситуации и учит находить из них разумный
выход,
учить,
создавая
соревновательные
условия,
стремлению
к
победе,
стойкости и другим бойцовским качествам.
Игра создаёт
неповторимые условия для взаимодействия с другими
людьми,
для
формирования
навыков
общения,
стремлению
к
взаимопониманию
ради
достижения
поставленной
цели,
для
получения
положительного результата в ходе совместных действий.
Игра и для других, и для самого человека выявляет такие личностные
качества, которые до этого могли в нём «дремать» невостребованными очень
долго или вовсе остаться неразвитыми.
Игра
воспитывает
умение
действовать
в
строгом
соответствии
и
заданными правилами и условиями – а это так важно для успешного вхождения
в жизнь взрослых, в социальной среде и
её законах оказывается рано или
поздно каждый человек, а далеко не каждому удаётся успешно адаптироваться
в тех или иных требованиях социума.
Игра, несмотря на свои
жёсткие правила, всё-таки
даёт огромный
простор
для
развития
фантазии,
воображения,
учит
импровизировать
в
поставленных
условиях,
в
которых
нужно
активизировать
свои
творческие
качества, быть не в состоянии расслабленности, ожидая, когда придёт идея или
что-то придумается, и а придумывать и импровизировать в заданных условиях,
не потом, а сейчас.
Игры
могут
быть
самыми
разными
по
составу,
по
видам,
по
направленности, по своим условиям, но главное, что должно присутствовать в
играх
детского
досуга
–
они
должны
быть
простыми,
доступными
для
понимания и выполнения их условий всем играющим детям. Потому что в
процессе игры ребята ждут не занудных объяснений правил, как на уроках, а
удовольствия, наслаждения, интереса.
Игра должна быть интересна всем – и играющим, и наблюдающим за
ней, игра должна охватывать всех в той или иной степени. Поэтому и задания в
играх должны быть понятными, простыми, но не слишком упрощёнными, что
тоже поведёт к понижению интереса ребят. Игры могут быть соревновательного
характера и ролевыми, которые ещё больше будят фантазию ребят, развивают
ненавязчиво их творческие задатки и склонности.
Игры
существенно
отличаются
друг
от
друга
и
по
методике
их
организации и проведения. Организатору игрового детского досуга знакома та
классификация
игр,
которая
негласно
давно
уже
признана
мастерами-
практиками игрового досуга.
Наиболее
простые
в
организации
и
понятными
в
любой
аудитории
являются
игры-викторины,
которые
просто
требуют
от
присутствующих
ответов
на
поставленные
вопросы.
Вопросы
могут
быть
разными
по
содержанию – это будет зависеть и от возраста аудитории, и от заявленного
направления. Чтобы как можно больше вовлечь ребят в игру-викторину, нужно,
чтобы вопросы были им доступны, понятны, на которые в большинстве своём
они
могут
дать
ответ.
Вопрос
будет
сводиться
к
тому,
кто
быстрее
сориентируется, вспомнит, заявит о себе, а это для развития детей уже немало.
Игры
викторинного
склада
могут
быть
как
индивидуальными,
так
и
рассчитанными
на
командное
деление
ребят.
Разновидностью
викторин
считаются игры-аукционы. Из
процедуры проведения аукционов взята вся
атрибутика, вся стилистика и терминология. Есть «продаваемый предмет» -
задаётся какой-нибудь вопрос, на который, как в настоящем аукционе нужно
затратить средств, кто даст больше. Здесь же платой становится ответ, ответ
лучший или самый последний из массы других вариантов ответов. Всё это уже
будет зависеть от ведущего игры, который тоже здесь, как в
настоящем
аукционе
называется
аукционистом,
который
держит
в
руках
колотушку,
ударяет ею в момент объявления победителя.
Есть такая разновидность игр, которую особенно любят ребята - игра-
розыгрыш. В
таких играх главным становится придумать ситуацию такого
розыгрыша, который был всеми понят, никого не обидел и, конечно же, вызывал
у присутствующих смех, приносил радость и удовольствие от происходящего.
Например, когда человеку завязывают глаза, говорят дальше о предполагаемых
препятствиях на его пути, а их на самом деле нет, то присутствующие весело
смотрят на его старания, его движения кажутся им комичными, нелепыми, но
этот смех никого не обижает.
Любят
дети
игры-приколы,
игры-лотереи,
существует
масса
игр
с
конкурсными элементами, игры-забавы, игры-фанты и многие другие.
Особенное место в детском досуге занимают игры, пришедшие к нам из
опыта народа. Здесь имеется огромная «кладовая» дворовых игр, которые
сейчас чаще мы называем играми на открытом воздухе. О них много написано,
их многие организаторы знают и проводят, книг с описаниями подобных издано
и
издаётся
довольно
много.
Чаще
всего
проблемой
становится
лишь
художественное,
творческое
обрамление
народных
игр,
их
применение
в
контексте замысла той досуговой формы, которую руководитель избрал для
проведения с данными конкретными ребятами.
Среди игр, пришедших от народа через произведения фольклора, часто
используются танцевальные игры, игры-хороводы, игры песенного характера и
смешанные игры.
Народные игры до сих пор любят современные дети, но порой сами
организаторы их незаслуженно забывают и ломают голову, какую бы игру
придумать для детского досуга. А придумать игру не так-то просто. В народе
они рождались, отшлифовывались и передавались новым поколениям долгие и
долгие годы. Поэтому и
сегодняшним практикам детского досуга не стоит
отказываться от опыта, проверенного временем.