Напоминание

Методика профориентационной работы в школе


Автор: Федотова Екатерина Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школа №467
Населённый пункт: Колпинский район, Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Методика профориентационной работы в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Методика профориентационной работы в школе

Заседание МО классных руководителей

Тема: стратегия выбора профессии

Председатель

МО:

Первая

серьёзная

жизненная

проблема,

с

которой

сталкиваются

старшеклассники,

-

это

выбор

будущей

профессии,

т.

е.

проблема профессионального самоопределения. Традиционный вопрос «Кем

я буду?» задаёт себе каждый молодой человек.

Современный мир профессий динамичен, требователен и жесток. К нему

выпускники

не

всегда

оказываются

готовы.

На

рынке

труда

выигрывает

самый

знающий

и

способный.

В

нашей

школе

давно

ведет ся

профориентационная работа:

1. Создана система диагностики для выявления склонностей и способностей

учащихся.

2. Организованы факультативные занятия для учащихся 9 – х классов

3. Проводятся тематические классные часы «Мир профессии»

4. Организация знакомства с образовательными услугами города, посещение

Дней открытых дверей учебных заведений

5.

Организация

и

проведение

родительских

собраний

по

проблеме

профессиональной ориентации учащихся

6.

Проводятся

встречи

с

интересными

и

успешными

людьми

разных

профессий

7. Организуются экскурсии на предприятия города

Председатель МО: правильный выбор профессии позволяет человеку

реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить

себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно

считать правильным? Как не допустить ошибок? Как самостоятельно принять

решение? Над этим рассуждает чуть не каждый учащийся.

Педагоги, психологи должны помочь в постепенном формировании у

подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному

планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов

и интересов. От нас учащиеся ждут не готовых решений и советов, а честного

разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на

основе которой он сам примет решение.

Цель заседания: как помочь учащимся приобрести навыки

самостоятельного действия и принятия решений в условиях выбора.

Задачи заседания МО классных руководителей:

1.

Определить с какими трудностями сталкиваются старшеклассники при

выборе профессии

2.

Как школа может помочь в профессиональном самоопределении

Все присутствующие делятся на группы, и в каждой группе в ходе

обсуждения принимается решение, которое потом представляет окружающим

представитель группы. С помощью жребия группа вытягивает 1 проблемную

ситуацию, с которой сталкиваются учащийся при выборе профессии

Задание: какими путями данную проблему можно решить и помочь учащимся

самостоятельно сделать выбор.

Типичные трудности

Пути решения

1.

Недостаточное знание требований

рынка труда

2.

Перед учащимися стоит вами

сложный выбор: куда лучше

поступать в вуз или колледж?

3.

Недостаточное знание о

конкретных профессиях.

1.

Формирование способности к анализу

рынка труда - прогноз

востребованности специальностей

через СМИ, сформировывать умения

систематизировать источники и

показать учащимся как находить

способы получения информации о

рынке труда, как изучать требования к

работнику. Организация встреч со

специалистами.

2.

Проанализировать рынок

образовательных услуг. Провести

дискуссию о достоинствах и

недостатках высшего образования на

классном часе. Посещение Дней

открытых дверей разнообразных

учебных заведений

3.

Организация тематических классных

часов «Мир профессий», «Профессии

наших родителей». Можно

организовать дебаты « Плюсы и

минусы профессии». Показать как

анализировать профессии, записав в

одну колонку их достоинства, а в

другую — их недостатки, подвести к

осознанию, что учитывать при выборе

профессии нужно: условия труда,

оплату труда, возможность сделать

карьеру, какой образ жизни я хочу

вести. Организация конкурса

свмопрезентаций, но котором ученики

самостоятельно делают презентации и

защищает свой выбор, рассказывая

про выбранную профессию.

Посещение «Ярмарок профессий».

4.

Недостаточное знание самого

себя

4.

Формирование способности к

самопознанию и знание своих

личностных особенностей,

склонностей и способностей через

диагностики и тестирование.

Организация занятий, тренингов,

анкетирования старшеклассников с

психологом

Заполнение рабочей тетради или

индивидуальной карты школьника –

портфолио на основе диагностики и

самодиагностики.

Председатель МО: мы разобрали всего 4 проблемных ситуации, но на них

продемонстрировали, что учителя, специалисты дают информацию, но

решение принимает ученик, мы лишь помогаем этот выбор сделать

сознательно и ответственно.

Кроме практической работы на заседании МО классных руководителей,

учителям был продемонстрирован психологом Опорного центра по

профориентации района мастер-класс «Игровые технологии на занятиях

по профориентации». Данные мероприятия должны были помочь классным

руководителям в подготовке классных часов и последующей работе по

профориентации.

В целях реализации государственной программы «Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и внедрения

ФГОС в систему воспитательной работы в школе была проведена

методическая неделя «Мир моих интересов», в ходе которой были

проведены классные часы:

1-4 классы на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус»

5-7 классы на тему «Путь в профессию начинается в школе»

8-9 классы на тему «Профессии с большой перспективой»

Анализ классных часов показал, что классные руководители способствовали

развитию познавательного интереса, творческой направленности личности

школьника по профориентации, используя разнообразные методы и средства:

проектную деятельность, игровые формы, деловые игры, конкурсы и т.д.

После методической недели было проведено общешкольное родительское

собрание по профориентации учащихся «Как говорить с ребенком о выборе

профессии» для 8-10 классов, а также индивидуальные беседы педагогов с

родителями школьников, консультации родителей со специалистами.

Систематизацию по профориентационной работе мы решили сделать на

педагогическом совете «Новые технологии по профоринтации» в рамках

ФГОС. С теорией о новых подходах к работе в профориентационном

направлении педагогический коллектив школы ознакомил Барышников Е.Н.,

а практическую работу педагоги продолжили в группах по направлениям.

Таким образом, сегодня решая задачи по профессиональной ориентации, мы

можем сделать вывод, что конкретных рекомендаций ученику мы сделать не

можем, мы можем предложить ему несколько вариантов решения его

проблем, а выбор он должен сделать самостоятельно. Задача педагогического

коллектива создать благоприятные условия учащимуся для правильного и

самостоятельного выбора , к этому итогу мы должны были прийти, проведя

мероприятия по профориентационной работе



В раздел образования