Автор: Маркова Галина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Озёрная СОШ"
Населённый пункт: пос.Озёрный Высокогорского района Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Современные педагогические технологии
на уроках русского языка и литературы
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня
от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные
решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации
неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и
при этом оставаться нравственным.
Таким образом, на современном этапе развития общества перед школой стоит задача
всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний,
умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Образование сегодня — это воспитание личности
со
свободным,
критичным, независимым, творческим
и ответственным перед собой и миром
мышлением,
воспитание
интеллигентного
человека,
открытого
к
диалогу,
способного
к
духовному
саморазвитию.
Стратегия
современного
образования
заключается в том, чтобы дать возможность всем без
исключения учащимся
проявить все свои таланты
и творческий потенциал. Образование должно
превратиться в процесс непрерывного развития личности.
Поэтому учитель должен
постоянно повышать свой профессиональный
уровень, заниматься самообразованием:
изучать новые течения в педагогике,
знакомиться
с трудами современных педагогов-новаторов, учиться внедрять новые
педагогические
технологии
на
своих
у р о ка х
—
п о в ы ш ат ь
с в о ю
профессиональную компетентность.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной
учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению
учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и
учителя.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится
использование
в
обучении
приёмов
и
методов,
которые
формируют
умения
самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в
рамках
учебного
предмета
призывают
решать
проблемы,
связанные
с
развитием
у
школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает
поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления
учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Остановлюсь на трёх основных технологиях, элементы которых постоянно
применяю в своей практике.
1. Проблемное обучение
Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю
на
уроке
чувство
новизны,
удивления,
которое
должно
стать
источником
желания
самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос
этому,
в
наибольшей
степени
способствуют
разнообразные проблемные
ситуации на
уроке.
Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного
процесса
с
помощью
проблемных
задач
и
проблемных
ситуаций,
которые
придают
обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а
также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных
ситуаций на уроке.
На таком уроке реализую исследовательский подход к обучению, принцип
деятельности, которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом
виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Уверена, что именно такой урок нужен
сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось
детьми
как
ценный
результат
урока
и
становилось
стимулом
дальнейшего
освоения
содержания.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные,
познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в
собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей
дальнейшей
работы,
выбирать
средства
и
способы
достижения
поставленной
цели,
осуществлять
поиск
необходимой
информации.
Ученики
учатся
сравнивать,
анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать
различные позиции в сотрудничестве.
Подобные приёмы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают
способность
к
лаконичному
изложению
мыслей
в
устной
и
письменной
форме,
активизируют
мыслительную
деятельность
учащихся
и
способствуют
формированию
различных компетенций.
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и приём
«Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я
знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение
старой и новой.
Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования.
Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении
всегда
уже
есть
проблема,
поставленная
автором.
И
задача
учителя
–
уловить
те
«сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из
важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию
навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приёмов и
достижению
обратной
связи.
Большое
значение
в
вопросах
активизации
имеет
формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет
однообразие
стиля
урока,
повышает
интерес
учащихся.
Результат
такой
работы
—
повышение
мотивации,
углубление
уровня
понимания, формирование
учебно-
познавательной и информационной компетентности.
2. Технология проектного обучения
Технология проектного обучения: детям на уроках литературы предлагаю создать
презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план
работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют её на
уроке. Для проведения школьных праздников создаём тематические презентации. Также
каждый
год
участвуем
на
Всероссийском
конкурсе
компьютерного
творчества
«Пушкинские чтения»
Работа по методу проектов является педагогической деятельностью сложного
уровня, предполагающего профессионализм учителя. Если большинство общеизвестных
методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса:
учителя,
ученика
(или
группы
учеников)
и
учебного
материала,
то
для
реализации
учебного
проекта этого
не
достаточно.
Наиболее
значимым принципом
метода
проектов является
восприятие
мира
с
учетом
детской
психологии.
Учитель
задаёт
направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и
познавательного
в
окружающем
нас
мире,
помогает
фантазии
ученика
раскрыться
в
полной мере.
Метод проектов на уроках решает следующие задачи:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи
(проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над
проектом
—
это
разрешение
данной
проблемы.
Одна
из
наиболее
трудных
подготовительных
задач, которые
приходится
решать
учителю,
руководителю
проекта
вместе с учащимися, как показал опыт работы, — это поиск интересной и общественно
значимой
проблемы.
Реализация
проекта
начинается
с
планирования
действий
по
разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта, типа презентации и
видеофильма. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким
образом,
отличительная
черта
проекта
—
поиск
информации,
которая
затем
будет
обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы
над проектом является продукт, который разработали участники проектной группы для
р а з р е ш е н и я
п о с т а вле н н о й
п р о бле м ы .
Н а
з а в е р ш а ю щ е м
э т ап е
п р о е к т
требует презентацию своего продукта или видеофильм.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются
общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной
самостоятельности
и
работы
в
сотрудничестве,
а
также
способности
достойно
представлять и защищать свой проект.
На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в
полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в
групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность — один
из
лучших
способов
для
совмещения
современных
информационных
технологий,
личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение
к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания, при изучении
новой темы, при закреплении изученного.
Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше
реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе
выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные,
воспитательные
и
развивающие.
Обеспечение
урока,
необходимое
для
успешной
реализации
и
результативности
проекта,
предполагает
наличие
литературы
по
теме,
словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к
Internet и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.
При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует
провести консультационную беседу для всего класса. Так как результаты проекта будут
оформлены в единый документ. Класс делится на три — четыре группы, работу каждой из
них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа
консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. С помощью учителя
консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для
оценки
вклада
каждого
в
конечных
результат
проекта.
Предлагаемый
проект
имеет
значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей.
Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом
изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету. К концу
работы
учащиеся
представляют
оформление
своих
идей,
презентацию,
видеофильм,
публикацию, рекламный проспект и т.д.
Работа над созданием презентации и видеофильма позволяет каждому ученику
увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными
технологиями, развивает умение истинно оценивать себя — научиться давать позитивную
оценку
и
находить
положительные
стороны,
научиться
конструктивно,
критиковать
отрицательные
моменты
представления
презентации.
Всё
это
ра з в и ва е т
коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной
задачи, развивает исследовательские умения.
3. Информационно-коммуникативные технологии
Использование информационных технологий является одной из актуальных
проблем
современной
методики
преподавания
филологических
дисциплин. Считаю
применение
информационных
технологий
необходимым
на
уроках
русского
языка,
литературы
и
мотивирую
это
тем,
что
они
способствуют
совершенствованию
практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную
работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского
языка
и
литературы,
активизируют
познавательную
деятельность
учащихся,
осовременивают урок.
Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях
всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного
процесса. Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь
материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют
обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как
источник накопления литературных знаний, и как средство, позволяющее осуществить
литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).
Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:
1)
изучение новых знаний и формирование новых умений;
2)
практического применения знаний, умений;
3)
обобщения и систематизации изученного;
4)
контроля и коррекции знаний, умений;
5)
комбинированные (смешанные).
На всех этапах уроков русского языка и литературы можно использовать такой
инструмент исследования, как презентации, тесты.
На уроках русского языка и литературы широко применяю компьютерные
программы, разного вида презентации с использованием мультимедийного проектора.
Применение ИКТ на уроках дает следующее:
- развитие умения учиться самостоятельно;
- развитие творческого потенциала личности;
- ликвидация пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам;
- удовлетворение индивидуальных особенностей и потребностей школьника.
Компьютер даёт в обучении именно то, чего часто не хватает на уроках: восприятие
через визуальный и кинестетический каналы. Такие мультимедиа, как слайд, презентация
или видеопрезентация, завоёвывают большую популярность, т.к. презентация позволяет
привлечь и удерживать на более долгий срок внимание и воздействует более чем на один
орган чувств. Ребёнок сам выбирает темп работы, а часто и вид деятельности. Если на
самоподготовке на помощь учащимся приходят интересные мультимедийные учебники, то
на аудиторных часах традиционного типа интересным будет применение презентаций.
Самостоятельно созданные презентации использую на разных этапах урока:
- на этапе целеполагания и выведения темы урока;
- при организации словарной работы;
- при изучении нового материала,
- при закреплении;
- на этапе контроля
Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с
учащимися
было
бы
увлекательным,
интересным,
эмоциональным,
а
главное
—
тем
ценным
приобретением,
которое
бы
ученики
смогли
преобразовать
в
собственное
мировосприятие
и
мироощущение.
Использование современных
технологий на
уроках русского языка и литературы помогает научить школьников чувствовать слово и
думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться всей «громадой» русского
языка, выражать себя в творчестве. А также формирует личность школьника, помогает
воспитать
образованных, нравственных
людей,
которые способны
к
сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании
современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство
меры.
Не
перегрузить,
не
нагромождать,
не
навредить,
—
этот
по стулат
неоспорим. Целенаправленное
формирование
ключевых
компетенций
у
учащихся
возможно только при системном подходе к проблеме.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Озёрная СОШ Высокогорского
муниципального района Республики Татарстан»,
Маркова Галина Валентиновна