Напоминание

"В лес за грибами"


Автор: Маринчу Лилия Анатольвна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Детская Экологическая станция"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Конспект занятия для детей дошкольного возраста
Тема: "В лес за грибами"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: В лес за грибами. Композиция «Грибная поляна».

Цель:

расширить представления детей о грибах.

Задачи:

учить различать съедобные и несъедобные грибы;

познакомить с особенностями внешнего вида грибов;

учить правилам сбора грибов;

развивать творческие способности, воображение, фантазию;

обогащать словарный запас;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе; воспитывать умение

слышать ответы товарищей во время занятия;

воспитывать аккуратность при работе с клеем и бумагой.

Методы и приемы:

наглядный (показ и рассматривание изображений

грибов), словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение), практический

(изготовление грибов из бумаги), самостоятельная работа.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная.

Материалы для педагога: аудиозапись пения птиц, осенние листья, муляжи

грибов, корзина, иллюстрации к стихотворению «Электричка», иллюстрации

грибов (подосиновик, подберезовик, мухомор, бледная поганка, лисичка,

масленок, сыроежка, рыжик, моховик, белый гриб), экологический знак,

ножницы, клей, цветная бумага, лист ватмана для изображения поляны.

Материалы для детей:

ножницы, клей, цветная бумага, шаблоны.

Организационный этап.

Сегодня мы с вами отправимся в лес. Лес далеко. Пешком мы не доберемся.

На чем можно доехать? Подумайте! (На грузовике, на легковой машине, на

автобусе, мотоцикле, велосипеде...)

- На чем же лучше добраться? Машина и автобус между деревьями не

проедут, да и запах бензина испортит чистый воздух в лесу. Мотоцикл очень

шумный, всех птиц и животных испугает. А давайте поедем в лес на

велосипедах.

- Почему на велосипедах лучше? (Потому что не надо бензин, не будет

шуметь, проедем по узкой тропинке и т. д.). Поехали!

Игра -движение «Мы едем в лес на велосипедах». (дети двигаются друг

за другом, крутя впереди руками).

Оставим велосипеды около большого дуба и дальше пойдем по лесу пешком.

Вот мы в лесу! Поют птицы (включена запись пения птиц).

Упражнение «Высокие деревья, низкая травка». Посмотрите, какие

деревья высокие, ветер ветки качает! А травка низкая, ветер травку гнёт

(дети показывают)

-Какое сейчас в нашем лесу время года? (Осень.)

-Почему? (Везде листья желтые)

-А что еще можно увидеть осенью в лесу? (ягоды, грибы)

-Давайте походим по нашему лесочку, по полянке, может, что-нибудь найдем?

(Дети находят под листьями грибы).

-Кто нашел грибок, садитесь (садятся на пенечки).

Новый материал.

-Что же вы нашли? (грибы). Сегодня мы с вами поговорим о грибах.

- А грибы, это фрукты или овощи? (Это грибы).

- А чем же грибы отличаются от фруктов и овощей? (У грибов есть ножка и

шляпка, а у овощей и фруктов их нет).

-Давайте сложим наши грибы в корзинку, мы заберем их с собой из леса.

(дети складывают грибы в корзинку).

-Ребята, кто знает, как правильно собирать грибы? (Сорвать шляпку,

вырвать из земли, срезать ножом). (Дети обсуждают каждый вариант и

решают, что лучше всего срезать ножом и положить в корзину).

-Если гриб оказался червивым, разломай его шляпку на несколько частей и

разбросай в разные стороны. Его споры прорастут на новом месте, будет

больше грибов. А знаете вы, что век у гриба недолог, несколько дней и всё. А

вот грибница – живые подземные нити, чьи узелки превращаются в грибы –

живёт до 100 лет. А кто скажет мне, почему говорят, что маленький и старый

гриб грех срывать? (маленький должен вырасти, а старый всё равно в пищу

не годиться – пусть им лесные жители побалуются).

-Ребята, когда мы ехали с вами в лес, мимо нас пронеслась электричка.

(Педагог рассказывает стихотворение, сопровождая его иллюстрациями)

Едут в электричке

Волнушки и лисички

С подружками-друзьями,

Чернушками-груздями.

Со станции Пригоркино

На станцию Ведёркино,

Со станции Подъёлкино

На станцию Засолкино.

Колёса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опять.

Со станции Полянкино

На станцию Сметанкино,

Со станции Пеньковкино

На станцию Духовкино.

У мухомора хитрый вид

Ехидная усмешка —

Забрался в поезд и сидит,

Как будто сыроежка.

Но вот заходит контролёр,

Выводит мухомора.

И безбилетник мухомор

Краснеет от позора.

А старичок боровичок,

Интеллигентный толстячок,

Приподнимает свой берет

И предъявляет свой билет.

- А почему же Мухомора высадили из электрички? (он без билета)

-А если сравнить его с грибами, которые едут на электричке, чем он

отличается от них? (Все грибы съедобные, а мухомор несъедобный гриб)

-Давайте заглянем в нашу корзинку, может и мы прихватили с собой

несъедобный гриб? (заглядывают в корзинку находят там мухомор).

Вот он мухомор, раз он несъедобный, значит нам надо оставить его в лесу? В

лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям

сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки

прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму, в

лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы

как лекарство от некоторых серьезных болезней.

-А вы если пойдете в лес за грибами, сможете отличить мухомор от других

грибов? Как? (У мухомора ярко-красная шляпа с белыми горошинами).

-Увидев мухомор, что вы с ним сделаете? Возьмете с собой? Или может

наступите на него или сломаете?(Мухомор не надо трогать, пусть растет,

он может пригодиться животным)

-Правильно, не надо трогать гриб, который ты не возьмешь с собой.

(Вывешивается экологический знак)

-Давайте еще заглянем в нашу корзинку, может там, еще есть несъедобные

грибы? (заглядывают в корзинку)

-Ребята вот еще один несъедобный гриб – бледная поганка. В нем есть яд,

который может вызвать отравление. Это смертельно ядовитый гриб. Ножка

длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть

воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

-Правда - некрасивый гриб? А он нам отвечает:

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится.

-Ну, остальные грибы в нашей корзинке, съедобные. А какие съедобные

грибы вы знаете? (подосиновик, подберезовик, белый гриб, масленок,

сыроежка, лисичка…)

-Почему грибы получили такие названия?

-Подосиновик почему так назвали? Потому что он обычно растет под осиной.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом (вывешивается изображение гриба).

-А подберезовик—потому что растет под... (березой). Растет в основном под

березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого

цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож (вывешивается изображение гриба).

(Вывешивается изображение гриба) А этот гриб, почему называют белый. У

белого гриба белая ножка, к тому же, когда его готовят, он, в отличие от

других

грибов,

не

темнеет,

всегда

оставаясь

белым.

Шляпка

у

него

коричневая, круглая, ножка толстая.

-Гриб лисичка похож по цвету на лису и такой же изящный и нарядный,

желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой (вывешивается изображение гриба).

Есть ли в нашей корзинке такой гриб? (один обучающийся ищет в корзинке

лисичку и показывает всем).

-Кто мне скажет, почему гриб назвали масленком (вывешивается

изображение гриба). Масленок блестящий и липкий, как будто намазан

маслом.

- У сыроежки— шляпка может быть красного, желтого, зеленого и других

цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд...

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят (вывешивается изображение гриба).

-Как вы думаете, почему гриб рыжик так назван (за рыжий цвет), а гриб

моховик (растет во мху) (вывешивается изображение гриба).

-Мы с вами все грибы на полянке собрали. А новые грибы вырастут? Когда

же они вырастут? (вырастут, после дождика).

Правильно после дождя, ведь недаром в пословицах говорят: «Будет дождь –

будет и гриб», «Начнется дождик редкий – готовь кузовок крепкий».

Игра-движение «Дождик». Как дождь барабанит по крыше, давайте

изобразим (дети встают и пальчиками стучат по стульям), а теперь

прячемся под зонтики (сцепляют руки над головой) и убегаем с нашей лесной

полянки под деревья (дети встают за столы).

-А сейчас, пока идет дождик, мы с вами сделаем грибочки и заполним ими

нашу поляну (на доске лист зеленый с травой из бумаги).

Техника безопасного использования ножниц.

Прежде

чем

приступить

к

работе,

давайте

вспомним,

как

правильно

пользоваться ножницами.

1.

Передавать ножницы, кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия.

2.

Не оставляй ножницы открытыми.

3.

Не приближай пальцы левой руки к линии отреза.

4.

Вырезая деталь, поворачивай не ножницы, а бумагу.

Практическая работа.

Аппликация «Грибная поляна».

На столах листочки подходящих цветов, и шаблоны кружочков для шляпок и

овалов- ножек грибов (дети под руководством педагога обводят и

вырезают кружочки и составляют из них грибы, которые затем

приклеивают на полянку).

Подведение итогов.

-Ну, вот и дождик закончился, и на нашей полянке выросло много новых

грибов. И в корзинке нашей много грибов.

-А какие мы с вами грибы собрали? (подосиновики, подберезовики, маслята,

сыроежки, белый гриб …)

-А какие грибы мы не положили в корзинку? (мухомор и бледную поганку).

-Почему мы оставили их на полянке? (они не съедобные, ядовитые грибы).

-Ну что ж нам пора возвращаться домой. Садимся на наши велосипеды и

отправляемся в обратный путь.



В раздел образования