Автор: Кутлиева Юлия Олеговна
Должность: старший вожатый
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДО Савитар"
Населённый пункт: город Агидель
Наименование материала: Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях
Тема: Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования "Савитар"
город Агидель Республики Башкортостан
Организация работы по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни
Старший вожатый
МАУ ДО ЦДО"Савитар"
Кутлиева Ю.О.
Агидель 2018г.
Проблема безопасного образа жизни очень актуальна в нашем мире. А
период школьного возраста - это один из главных периодов становления
культуры
безопасного
поведения,
укрепления
здоровья.
Ведь
слабая
подготовка школьников к безопасному образу жизни, несоблюдение правил
дорожного
движения,
правил
противопожарной
бе зо п а с н о с т и ,
пренебрежение нормами здорового образа жизни- является причиной гибели
детей на дорогах и в других чрезвычайных ситуациях. В связи с этим остро
встаёт вопрос о необходимости создания условий для становления навыков
безопасного
поведения
учащихся
и
компетентностью
в
этих
вопросах
педагога.
Организация работы в детском движении "Союз друзей" по формированию у
обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни:
первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного
учреждения по данному направлению, в том числе по:
• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-
оздоровительной
работе,
сформированности
навыков
гигиены,
рационального питания и профилактике вредных привычек;
•
организации
просветительской
работы
образовательного
учреждения
с
учащимися и родителями (законными представителями);
• выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом
результатов
проведённого
анализа,
а
так
же
возрастных
особенностей
обучающихся на ступени начального общего образования:
второй
этап
—
организация
просветительской
работы
образовательного
учреждения.
1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
внедрение
в
систему
работы
образовательного
учреждения
дополнительных
образовательных
программ,
направленных
на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые
носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности и
включатся в учебный процесс;
• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления
здоровья, профилактики вредных привычек;
• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных
мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
• создание в школе общественного совета по здоровью, включающего
представителей администрации, учащихся старших классов, родителей
(законных представителей).
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и
родителями
(законными
представителями),
направленная
на
повышение
квалификации
работников
образовательного
учреждения
и
повышение
уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и
укрепления здоровья детей, включает:
• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
2
•
приобретение
для
педагогов,
специалистов
и
родителей
(законных
представителей) необходимой научно-методической литературы;
•
привлечение
педагогов
и
родителей
(законных
представителей)
к
совместной
работе
по
проведению
оздоровительных
мероприятий
и
спортивных соревнований.
Системная работа на ступени начального общего образования в ОУ по
формированию
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни
может
быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
1.Создание
здоровьесберегающей
инфраструктуры
образовательного
учреждения.
В
здании
созданы
необходимые
условия
для
сбережения
здоровья
обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим
нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и
охраны труда обучающихся.
2. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
организацию
динамических
перемен,
физкультминуток
на
занятиях,
способствующих
эмоциональной
разгрузке
и
повышению
двигательной
активности;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней
спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
3 . П р о с в е т и т е л ь с к а я
р а б о т а
с
р о д и т е л я м и
( з а к о н н ы м и
представителями).
3
Ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
и
е
к
у
л
ь
т
у
р
ы
з
д
о
р
о
в
о
г
о
и
б
е
з
о
п
а
с
н
о
г
о
о
б
р
а
з
а
ж
и
з
н
и
З
д
о
р
о
в
ь
е
с
б
е
р
е
г
а
ю
щ
а
я
и
н
ф
р
а
с
т
р
у
к
т
у
р
а
Э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
а
я
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я
ф
и
з
к
у
л
ь
т
у
р
н
о
-
о
з
д
о
р
о
в
и
т
е
л
ь
н
о
й
р
а
б
о
т
ы
Р
е
а
л
и
з
а
ц
и
я
д
о
п
о
л
н
и
т
е
л
ь
н
ы
х
о
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
ы
х
п
р
о
г
р
а
м
м
П
р
о
с
в
е
т
и
т
е
л
ь
с
к
а
я
р
а
б
о
т
а
с
р
о
д
и
т
е
л
я
м
и
(
з
а
к
о
н
н
ы
м
и
п
р
е
д
с
т
а
в
и
т
е
л
я
м
и
)
Э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
а
я
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я
ф
и
з
к
у
л
ь
т
у
р
н
о
-
о
з
д
о
р
о
в
и
т
е
л
ь
н
о
й
р
а
б
о
т
ы
Р
е
а
л
и
з
а
ц
и
я
д
о
п
о
л
н
и
т
е
л
ь
н
ы
х
о
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
ы
х
п
р
о
г
р
а
м
м
Р
а
ц
и
о
н
а
л
ь
н
а
я
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я
у
ч
е
б
н
о
й
и
в
н
е
у
ч
е
б
н
о
й
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
о
б
у
ч
а
ю
щ
и
х
с
я
Э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
а
я
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я
ф
и
з
к
у
л
ь
т
у
р
н
о
-
о
з
д
о
р
о
в
и
т
е
л
ь
н
о
й
р
а
б
о
т
ы
Р
е
а
л
и
з
а
ц
и
я
д
о
п
о
л
н
и
т
е
л
ь
н
ы
х
о
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
ы
х
п
р
о
г
р
а
м
м
Запланирована система работы с родителями (законными представителями)
по
вопросам
охраны
и
укрепления
здоровья
детей,
направленная
на
повышение их уровня знаний и включает:
проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.
п.;
привлечение
родителей
(законных
представителей)
к
совместной
работе
по
проведению
оздоровительных
мероприятий
и
спортивных
соревнований;
создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей.
4.
Рациональная
организация
учебного
процесса,
направленная
на
повышение
эффективности
учебного
процесса,
снижение
чрезмерности
функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия
перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
5.Дополнительные
образовательные
программы,
направленные
на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
обеспечение
безопасности
детей
и
подростков
при
работе
с
компьютером и в Internet.
Здоровье
-
высшая
человеческая
ценность.
Это
важнейший
фактор
работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно
детского
организма.
Однако
сохранять
и
укреплять
свое
здоровье
умеет
далеко
не
каждый.
Высокая
заболеваемость,
рост
вредных
привычек
(курение,
употребление
алкоголя,
наркотиков),
распространение
ВИЧ-
инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения
здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения
своего здоровья и здоровья окружающих.
Формирования
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни
обучающихся должна стать:
здоровьесберегающая
компетентность
обучающихся
-
это
способы
физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
эмоциональная саморегуляция и самоподдержка;
личная гигиена, забота о собственном здоровье,
внутренняя экологическая культура;
способы безопасной жизнедеятельности.
Компетентность "закладывается" в образовательный процесс
посредством:
технологий обучения;
содержания образования;
стиля жизни образовательного учреждения;
взаимодействия между преподавателями и обучающимися.
Здоровьесберегающие компетентности:
4
иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной
среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под
дождем,
градом,
при
сильном
ветре,
во
время
грозы,
наводнения,
пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
позитивно
относиться
к
своему
здоровью;
владеть
способами
физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции,
самоподдержки и самоконтроля;
знать
и
применять
правила
личной
гигиены,
уметь
заботиться
о
собственном здоровье,
личной безопасности;
владеть способами оказания первой медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и
поведения;
иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в
массовых
формах
соревновательной
деятельности,
в
организации
активного отдыха и досуга;
уметь
подбирать
индивидуальные
средства
и
методы
для
развития
своих физических качеств.
Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ
жизни и способствующими укреплению здоровья обучающихся, являются
рационально
организованный
режим
дня,
сбалансированное
питание,
оптимальный
двигательный
режим,
занятия
по
физической
культуре,
регулярное
качественное
медицинское
обслуживание,
благоприятные
гигиенические
и
санитарно-бытовые
условия,
а
также
пример
семьи
и
педагогов.
При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные
предпосылки
для
формирования
здорового
образа
жизни,
сохранения
и
укрепления здоровья обучающихся.
5
Список литературы
1. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни
у
учителей//Валеология:
Диагностика,
средства
и
практика
обеспечения
здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 2006. с. 148-153.
2. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. - М.: Медицина,
2004. 32с.
3. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового
образа жизни): Пер. с английского. - М.: Медицина, 2000. 240с.
4. Климова В.И. Человек и его здоровье. - М.: Знание, 2005. 192с.
6