Напоминание

Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни


Автор: Кутлиева Юлия Олеговна
Должность: старший вожатый
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДО Савитар"
Населённый пункт: город Агидель
Наименование материала: Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях
Тема: Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования "Савитар"

город Агидель Республики Башкортостан

Организация работы по формированию культуры

здорового и безопасного образа жизни

Старший вожатый

МАУ ДО ЦДО"Савитар"

Кутлиева Ю.О.

Агидель 2018г.

Проблема безопасного образа жизни очень актуальна в нашем мире. А

период школьного возраста - это один из главных периодов становления

культуры

безопасного

поведения,

укрепления

здоровья.

Ведь

слабая

подготовка школьников к безопасному образу жизни, несоблюдение правил

дорожного

движения,

правил

противопожарной

бе зо п а с н о с т и ,

пренебрежение нормами здорового образа жизни- является причиной гибели

детей на дорогах и в других чрезвычайных ситуациях. В связи с этим остро

встаёт вопрос о необходимости создания условий для становления навыков

безопасного

поведения

учащихся

и

компетентностью

в

этих

вопросах

педагога.

Организация работы в детском движении "Союз друзей" по формированию у

обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни:

первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного

учреждения по данному направлению, в том числе по:

• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-

оздоровительной

работе,

сформированности

навыков

гигиены,

рационального питания и профилактике вредных привычек;

организации

просветительской

работы

образовательного

учреждения

с

учащимися и родителями (законными представителями);

• выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом

результатов

проведённого

анализа,

а

так

же

возрастных

особенностей

обучающихся на ступени начального общего образования:

второй

этап

организация

просветительской

работы

образовательного

учреждения.

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на

формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

внедрение

в

систему

работы

образовательного

учреждения

дополнительных

образовательных

программ,

направленных

на

формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые

носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности и

включатся в учебный процесс;

• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления

здоровья, профилактики вредных привычек;

• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных

мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

• создание в школе общественного совета по здоровью, включающего

представителей администрации, учащихся старших классов, родителей

(законных представителей).

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и

родителями

(законными

представителями),

направленная

на

повышение

квалификации

работников

образовательного

учреждения

и

повышение

уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и

укрепления здоровья детей, включает:

• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

2

приобретение

для

педагогов,

специалистов

и

родителей

(законных

представителей) необходимой научно-методической литературы;

привлечение

педагогов

и

родителей

(законных

представителей)

к

совместной

работе

по

проведению

оздоровительных

мероприятий

и

спортивных соревнований.

Системная работа на ступени начального общего образования в ОУ по

формированию

культуры

здорового

и

безопасного

образа

жизни

может

быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

1.Создание

здоровьесберегающей

инфраструктуры

образовательного

учреждения.

В

здании

созданы

необходимые

условия

для

сбережения

здоровья

обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим

нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и

охраны труда обучающихся.

2. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

организацию

динамических

перемен,

физкультминуток

на

занятиях,

способствующих

эмоциональной

разгрузке

и

повышению

двигательной

активности;

регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней

спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

3 . П р о с в е т и т е л ь с к а я

р а б о т а

с

р о д и т е л я м и

( з а к о н н ы м и

представителями).

3

Ф

о

р

м

и

р

о

в

а

н

и

е

к

у

л

ь

т

у

р

ы

з

д

о

р

о

в

о

г

о

и

б

е

з

о

п

а

с

н

о

г

о

о

б

р

а

з

а

ж

и

з

н

и

З

д

о

р

о

в

ь

е

с

б

е

р

е

г

а

ю

щ

а

я

и

н

ф

р

а

с

т

р

у

к

т

у

р

а

Э

ф

ф

е

к

т

и

в

н

а

я

о

р

г

а

н

и

з

а

ц

и

я

ф

и

з

к

у

л

ь

т

у

р

н

о

-

о

з

д

о

р

о

в

и

т

е

л

ь

н

о

й

р

а

б

о

т

ы

Р

е

а

л

и

з

а

ц

и

я

д

о

п

о

л

н

и

т

е

л

ь

н

ы

х

о

б

р

а

з

о

в

а

т

е

л

ь

н

ы

х

п

р

о

г

р

а

м

м

П

р

о

с

в

е

т

и

т

е

л

ь

с

к

а

я

р

а

б

о

т

а

с

р

о

д

и

т

е

л

я

м

и

(

з

а

к

о

н

н

ы

м

и

п

р

е

д

с

т

а

в

и

т

е

л

я

м

и

)

Э

ф

ф

е

к

т

и

в

н

а

я

о

р

г

а

н

и

з

а

ц

и

я

ф

и

з

к

у

л

ь

т

у

р

н

о

-

о

з

д

о

р

о

в

и

т

е

л

ь

н

о

й

р

а

б

о

т

ы

Р

е

а

л

и

з

а

ц

и

я

д

о

п

о

л

н

и

т

е

л

ь

н

ы

х

о

б

р

а

з

о

в

а

т

е

л

ь

н

ы

х

п

р

о

г

р

а

м

м

Р

а

ц

и

о

н

а

л

ь

н

а

я

о

р

г

а

н

и

з

а

ц

и

я

у

ч

е

б

н

о

й

и

в

н

е

у

ч

е

б

н

о

й

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

о

б

у

ч

а

ю

щ

и

х

с

я

Э

ф

ф

е

к

т

и

в

н

а

я

о

р

г

а

н

и

з

а

ц

и

я

ф

и

з

к

у

л

ь

т

у

р

н

о

-

о

з

д

о

р

о

в

и

т

е

л

ь

н

о

й

р

а

б

о

т

ы

Р

е

а

л

и

з

а

ц

и

я

д

о

п

о

л

н

и

т

е

л

ь

н

ы

х

о

б

р

а

з

о

в

а

т

е

л

ь

н

ы

х

п

р

о

г

р

а

м

м

Запланирована система работы с родителями (законными представителями)

по

вопросам

охраны

и

укрепления

здоровья

детей,

направленная

на

повышение их уровня знаний и включает:

проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.

п.;

привлечение

родителей

(законных

представителей)

к

совместной

работе

по

проведению

оздоровительных

мероприятий

и

спортивных

соревнований;

создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей.

4.

Рациональная

организация

учебного

процесса,

направленная

на

повышение

эффективности

учебного

процесса,

снижение

чрезмерности

функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия

перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

5.Дополнительные

образовательные

программы,

направленные

на

формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

обеспечение

безопасности

детей

и

подростков

при

работе

с

компьютером и в Internet.

Здоровье

-

высшая

человеческая

ценность.

Это

важнейший

фактор

работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно

детского

организма.

Однако

сохранять

и

укреплять

свое

здоровье

умеет

далеко

не

каждый.

Высокая

заболеваемость,

рост

вредных

привычек

(курение,

употребление

алкоголя,

наркотиков),

распространение

ВИЧ-

инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения

здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения

своего здоровья и здоровья окружающих.

Формирования

культуры

здорового

и

безопасного

образа

жизни

обучающихся должна стать:

здоровьесберегающая

компетентность

обучающихся

-

это

способы

физического, духовного и интеллектуального саморазвития;

эмоциональная саморегуляция и самоподдержка;

личная гигиена, забота о собственном здоровье,

внутренняя экологическая культура;

способы безопасной жизнедеятельности.

Компетентность "закладывается" в образовательный процесс

посредством:

технологий обучения;

содержания образования;

стиля жизни образовательного учреждения;

взаимодействия между преподавателями и обучающимися.

Здоровьесберегающие компетентности:

4

иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной

среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под

дождем,

градом,

при

сильном

ветре,

во

время

грозы,

наводнения,

пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

позитивно

относиться

к

своему

здоровью;

владеть

способами

физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции,

самоподдержки и самоконтроля;

знать

и

применять

правила

личной

гигиены,

уметь

заботиться

о

собственном здоровье,

личной безопасности;

владеть способами оказания первой медицинской помощи;

владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и

поведения;

иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в

массовых

формах

соревновательной

деятельности,

в

организации

активного отдыха и досуга;

уметь

подбирать

индивидуальные

средства

и

методы

для

развития

своих физических качеств.

Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ

жизни и способствующими укреплению здоровья обучающихся, являются

рационально

организованный

режим

дня,

сбалансированное

питание,

оптимальный

двигательный

режим,

занятия

по

физической

культуре,

регулярное

качественное

медицинское

обслуживание,

благоприятные

гигиенические

и

санитарно-бытовые

условия,

а

также

пример

семьи

и

педагогов.

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные

предпосылки

для

формирования

здорового

образа

жизни,

сохранения

и

укрепления здоровья обучающихся.

5

Список литературы

1. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни

у

учителей//Валеология:

Диагностика,

средства

и

практика

обеспечения

здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 2006. с. 148-153.

2. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. - М.: Медицина,

2004. 32с.

3. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового

образа жизни): Пер. с английского. - М.: Медицина, 2000. 240с.

4. Климова В.И. Человек и его здоровье. - М.: Знание, 2005. 192с.

6



В раздел образования