Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга"
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: "Прогулка по осеннему лесу"
Раздел: дошкольное образование
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для
детей с ОНР по теме: «Прогулка по осеннему лесу»
Лексическая тема: « Осень»
Коррекционно-образовательные цели:
--Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря,
классификация
--Уточнение и закрепление знаний об осени, дарах осени
--Образование притяжательных и относительных прилагательных. Согласование
прилагательных с существительными
Коррекционно-развивающие цели:
--Дальнейшее развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза
-- Развитие связной речи, продолжать учить детей устанавливать причинно-
следственные связи, составлять сложные предложения
-- Развитие оптико-пространственных функций
--Подготовка руки к письму
--Развитие слухового внимания, речевой памяти
Коррекционно-воспитательные цели:
--Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе
--Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Конверт, с наклеенными на нём картинками, по первым звукам
которых итается слово «сова». В конверте задания: картинки с игрой «Сложи
картинку»; карточки с заданием «Повтори узор». Стол, на котором расположены
картинки с изображением деревьев, листьев, грибов, ягод. Магнитная доска, на
которой прикреплены картинки с изображением осени, коробочка с кружками для
составления схемы слова. Картонные силуэты банок, на этих силуэтах наклеены
кармашки
из
прозрачной
плёнки.
Картинки
с
изображением
овощей,
фруктов,
которые будут укладываться в «кармашки» баанок. Игрушка – сова с корзинкой, в
которой лежит угощение для детей-печенье-грибочки.
I.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
1.
Игра: «Скажи, какое слово спряталось» ( фонематический анализ и синтез)
Дети стоят около логопеда. В руках логопеда большой конверт. Логопед
говорит детям:
-- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Да, это письмо. К нам пришло
письмо-приглашение. От кого, вы скажете мне сами, прочитав по первым
звукам картинок, наклееных на конверте ( Собака, Овощи, Волк, Арбузы)
Дети читают слово «СОВА»
--
Правильно,
ребята,
это
письмо
нам
прислала
СОВА.
Сова
–исимвол
мудрости
и
знаний.
Сегодня
на
занятие
она
прислала
нам
письмо
с
заданиями. А какие это будут задания, мы узнаем, заглянув в конверт.
II. ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.
Беседа об осени. ( связное рассказывание, работа с предложением).
На магнитной доске прикреплены картинки на тему осень. Напротив стоят
стульчики. Логопед подводит детей к картинкам и усаживает на стульчики.
--Первое задание, ребята, такое. Нам нужно посмотреть на эти картинки и
составить рассказ. Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите,
какое время года на них изображено. ( Осень), А сейчас, какое время года
идёт?. ( Осень)
--Правильно,
осень.
Назовите,
какие
осенние
месяцы
вы
знаете?
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
--Посмотрите на картинки и скажите, каким становится небо осенью?
--Как начинает светить солнце?
--Что происходит с листьями на деревьях?
--Что созревает осенью в садах, огородах и в лесу?
--Как одеваются люди осенью?
--Какое время года идёт после осени?
--Как животные готовятся к зиме? ( дети отвечают на вопросы)
--Молодцы, ребята, всё правильно отвечали. А сейчас из вас кто-нибудь,
глядя на картинки и, вспомнив, что отвечали дети, расскажет нам об
осени. ( дети составляют рассказ)
2.
Игра «Живые звуки». ( фонематический анализ, синтез, работа в коллективе)
--Ребята, сова предлагает нам поиграть в игру «Живые звуки». Нам нужно
назвать
звуки
в
слове
«лужа»
и
в
слове
«Тучка».
Нужно
быть
очень
внимательными. Проговариваем слово про себя, слушаем, что уже ответила
ребята и смотрим на мою руку. На кого укажу, тот называет очередной звук.
Называем
по
–порядку
звуки
слова
«лужа».
Логопед
на
каждый
звук
указывает на кого-то из детей, который называет очередной звук слова. Далее
дети называют звуки слова «тучка».
--Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
3.
Игра
«Чей,
чьи».
«Скажи,
что
делают
листья»
(
образование
прилагательных, активизация предикативного словаря).
--Ребята, сова пригласила нас на прогулку в осенний лес ( дети встают со
стульчиков
и
подходят
к
столу,
на
котором
разложены
картинки
с
изображением деревьев: дуб, берёза, клён, рябина, осина и изображения
листьев с этих деревьев. А также картинки с изображением ягод: брусника,
клюква, рябина, боярышник).
--Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие деревья вы можете увидеть в лесу? (
дети смотрят на картинки и называют деревья)
--Ребята,
давайте
посмотрим
на
листья.
Логопед
берёт
картинку
с
листьями.Этот лист с каого дерева? Скажите мне, чей это лист? А этот лист с
каого дерева?. Значит, чей это лист? Узнаёте этот лист? Он чей? С каого он
дерева?. Ребята, чьи листья могут шуршать у нас
под ногами?
( дети
отвечают на вопросы логопеда)
--Скажите мне, ребята, что происходит с листьями осенью? Что они могут
делать? ( краснеют, желтеют, опадают, летят, кружатся, шуршат, падают,
скручиваюся, засыхают, погибают, гниют, лежат, преют, осыпаются, вянут,
чернеют, висят, шелестят, прилипают, мокнут, тускнеют…),
--А теперь посмотрите ещё раз на картинки и скажите, какие грибы можно
увидеть осенью в лесу? ( белые грибы, опята, чёрные грузди, подберёзовики,
моховики, подосиновики, лисички)
--А за какими ягодами мы ходим в осенний лес? ( за брусникой, клюквой
морошкой, рябиной, боярышником)
4 . Игра «Что там в банке» ( образование относительных прилагательных,
согласование прилагательных с существительными)
--Ребята, Совушка спрашивает у вас, что можно приготовить из ягод? ( джем,
варенье, сок, компот, повидло..)
--Скажите, варенье из клюквы, какое варенье? ( клюквенное),
--Морс из брусники, какой морс? ( брусничный) и т.д., перечисляя все ягоды.
--Молодцы, ребятаА давайте расскажем Совушке, что созревает осенью в
наших садах и огородах. ( дети назыают овощи и фрукты, которые созревают
осенью в огородах и садах ( свёкла, морковь, лук, редька, тыква, кабачки,
яблоки, груши, слива, облеиха, картофель…и т.д.)
Логопед
усаживает
детей
за
столы,
оказывает
картонные
баночки
с
прозрачными
кармашками.
Вкладывает
в
кармашек
банки
картинку
и
спрашивает у детей:
-Компот из яблок, какой компот? ( яблочный)
--Салат из капусты, какой салат? ( капустный)
--Салат из моркови, какой салат? ( морковный)
--Икра из кабачков, какая икра? (кабачковая)..
--Оладьи из кабачков, какие оладьи? ( кабачковые) и.т.п.
5 . Игра
«Собери
картинку»
(
оптико-простран»К»,
ственные
функции,
классификация)
--Ребята, Совушка для каждого из вас приготовила конвертики, в которых
лежат разрезные картинки. Вам нужно будет их собрать и сказать, что это.
Разбирайте конверты. ( дети вынимают из конвертов разрезанную картинку и
собирают её)
--Что ты собрал?( тыкву) Тыква – это что? ( овощ)
--А ты что собрал? ( Яблоко) Яблоко – это что? ( фрукт)
--А ты что собрал? ( клюкву, клюква – это ягода лесная)
6. Игра «Пишем слово цветом». ( фонематический анализ, пространственные
представления)
--Ребята, давайте покажем Совушке, как мы готовимся к школе, как мы умеем
составлять
схемы
слов.
Напишем
цветом
слово
«тыква».
Придвинули
коробочки
с
кружочками
поближе
к
себе
и
самостоятельно
на
столе
составляем схему слова «тыква». Дети выполняют задание. Затем логопед
просит детей пальчиком под кружками показать и назвать звуки
--Покажите ии назовите первый звук, 2-ой звук, 3-й, 4-й, 5-й звук. Никита,
покажи и назови мне 3-й звук, Савелий – последний звук. Саша, покажи и
назови мне звук, стоящий после звука «В», перед звуком «К»,
--Покажите и назовите мне звук предыдущий звуку «Ы», последующий за
звуком «К»
--Покажите и назовите звук, стоящий между согласными звуками… и т.д.
7 . Игра «Повтори узор» ( игра из серии «Слышит ли рука глаз, мелкая
моторика, оптико-пространственные функции).
Логопед раздаёт детям карточки, на которых в два столбца, слева и справа,
нарисованы точки, 8 по вертикали и 9 по горизонтали. Расстояние между
точками 1 см. По точкам, стоящим слева, нарисован контур кленового листа.
--Ребята, посмотрите и скажите, что нарисовано по точкам? ( листик)
--На листик с какого дерева похож наш листик? ( клёна) Значит, чей это
листик? ( кленовый). Берём карандаши, внимательно смотрим, считаем точки
и точно такой же лист рисует справой стороны ( дети выполняют задание)
--Молодцы, ребята, все справились с заданием!
8. Игра «Прочти слово» ( фонематический анализ и синтез)
Логопед раздаёт детям карточк, на которых наклеены картинки, на каждой
карточке 3, 4, или 5 картинок. По начальным звукам наваний этих картинок
нужно
прочесть
слово.
Логопед
уточняет
у
детей,
все
ли
картинки
на
карточке им знакомы и предлагает им прочесть слово по первым звукам
картнок. В случае затруднения, помогает детям
III – ИТОГ:
--Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня занимались. А вам
какие задания от Совушки вам понравились больше всего? Совушке тоже
понравилось, как вы сегодня старались и выполняли её задания. Она в своей
корзиночке принесла вам угощение. Посмотрите, что это? Да, это печенье-
грибочки и этими грибочками м угостимся после сна, на полднике. А сейчас
мы попращаемся с Совушкой и пойдём в группу.