Автор: Заря Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №32 "Бусинка"
Населённый пункт: г.о. Химки, мкр. Подрезково Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Заря Наталья Александровна
Детское экспериментирование как средство развития
познавательной активности дошкольников
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро
меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение
добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное
образование России приобрело статус первого уровня общего образования. И вся наша работа строится
на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
основная
миссия
которого
–
преемственность
целей,
задач
и
содержания
различных
уровней
образования
при
сохранении
уникальности
и
самоценности
дошкольного
детства
как
важного
социально значимого этапа в жизни человека.
В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное
развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой
активности.
Дошкольники
–
прирожденные
исследователи.
И
тому
подтверждение
–
их
любознательность,
постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной
ситуации.
Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное
– большущая лужа в середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если
кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги, лужа
морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо
бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина
почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать –
подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, мусор
прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке - немного
краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные
красновато
–
бурые
полосы.
Возьмем
палку,
слегка
помешаем
ею
водную
муть:
волны
меняют
направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..
Что
делал
малыш?
Баловался?
Отнюдь
нет.
Он
занимался
наисерьёзнейшим
делом
– экспериментировал.
В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие»
предполагается
развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой
активности.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется
тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование,
как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он
является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими
корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.
Когда
мы
побуждаем
детей
к
исследовательской
деятельности,
даем
им
возможность
экспериментировать,
мы
даем
детям
выявить
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания, что и
предполагает
образовательная
область
«Познавательное
развитие».
В
процессе
исследовательской
деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как
постоянно
возникает
необходимость
совершать
операции
анализа
и
синтеза,
сравнения
и
классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные
Заря Наталья Александровна
закономерности
и
выводы
стимулирует
развитие
речи
у
детей
дошкольного
возраста.
Нельзя
не
отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка,
на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за
счет повышения общего уровня двигательной активности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай
попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не
только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение
детского
экспериментирования
в
практику
работы
дошкольных
учреждений.
Исследовательская
деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ведь это огромная возможность для детей думать,
пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, то необходимо так
смоделировать
групповое
пространство,
накопить
необходимое
количество
разнообразных
дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять
полученные знания.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу –
проведение
простейших
опытов,
наблюдений.
Опыты
чем-то
напоминают
детям
фокусы,
они
необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и
развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на
познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше
новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление обратите внимание на
следующую структуру:
‒ формулирование проблемы (познавательной задачи);
‒ выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;
‒ проверка предположений, гипотез;
‒ подведение итогов, вывод;
‒ фиксация результатов.
Для
положительной
мотивации
деятельности
детей
необходимо
использовать
различные стимулы такие как:
‒ новизна, необычность объекта;
‒ тайна, сюрприз;
‒ мотив помощи;
‒ познавательный момент (почему так);
‒ ситуация выбора.
Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении исследовательской деятельности
с детьми дошкольного возраста.
Педагогам рекомендую придерживаться следующим правилам в данной работе:
‒ детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время
любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;
- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать
условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не
наносит
вреда
живым
организмам.
-
Если
воспитатель
будет
радоваться
открытиям
своих
воспитанников, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая
атмосфера, способствующая умственному развитию детей;
‒ дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не
только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться
своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной
Заря Наталья Александровна
потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко
улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины;
‒ необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал
только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.
‒ соблюдение
правил
безопасности
–
это
предмет
особого
внимания,
т.к.
дошкольники,
в
силу
возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть
результаты
своих
поступков.
Увлекаясь
работой,
они
забывают
об
этом,
поэтому
обязанность
за
соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:
‒ В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской
деятельности,
между
жизнью
и
обучением.
Эксперименты
–
не
самоцель,
а
только
способ
ознакомления детей с миром. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого
интеллекта
-
это
искренний
интерес
к
миру,
проявляющийся
в
познавательной
активности,
в
стремлении
использовать
любую
возможность,
чтобы
чему-нибудь
научиться.
Следовательно,
внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это
на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе
ребенка и современным задачам обучения
.