Напоминание

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников


Автор: Заря Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №32 "Бусинка"
Населённый пункт: г.о. Химки, мкр. Подрезково Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Заря Наталья Александровна

Детское экспериментирование как средство развития

познавательной активности дошкольников

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро

меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение

добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное

образование России приобрело статус первого уровня общего образования. И вся наша работа строится

на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,

основная

миссия

которого

преемственность

целей,

задач

и

содержания

различных

уровней

образования

при

сохранении

уникальности

и

самоценности

дошкольного

детства

как

важного

социально значимого этапа в жизни человека.

В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное

развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой

активности.

Дошкольники

прирожденные

исследователи.

И

тому

подтверждение

их

любознательность,

постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной

ситуации.

Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное

– большущая лужа в середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если

кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги, лужа

морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо

бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина

почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать –

подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, мусор

прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке - немного

краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные

красновато

бурые

полосы.

Возьмем

палку,

слегка

помешаем

ею

водную

муть:

волны

меняют

направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..

Что

делал

малыш?

Баловался?

Отнюдь

нет.

Он

занимался

наисерьёзнейшим

делом

экспериментировал.

В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие»

предполагается

развитие

интересов

детей,

любознательности

и

познавательной

мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой

активности.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется

тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование,

как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он

является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими

корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.

Когда

мы

побуждаем

детей

к

исследовательской

деятельности,

даем

им

возможность

экспериментировать,

мы

даем

детям

выявить

реальные

представления

о

различных

сторонах

изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания, что и

предполагает

образовательная

область

«Познавательное

развитие».

В

процессе

исследовательской

деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как

постоянно

возникает

необходимость

совершать

операции

анализа

и

синтеза,

сравнения

и

классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные

Заря Наталья Александровна

закономерности

и

выводы

стимулирует

развитие

речи

у

детей

дошкольного

возраста.

Нельзя

не

отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка,

на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за

счет повышения общего уровня двигательной активности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай

попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не

только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение

детского

экспериментирования

в

практику

работы

дошкольных

учреждений.

Исследовательская

деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ведь это огромная возможность для детей думать,

пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, то необходимо так

смоделировать

групповое

пространство,

накопить

необходимое

количество

разнообразных

дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять

полученные знания.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу –

проведение

простейших

опытов,

наблюдений.

Опыты

чем-то

напоминают

детям

фокусы,

они

необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и

развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на

познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше

новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление обратите внимание на

следующую структуру:

‒ формулирование проблемы (познавательной задачи);

‒ выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;

‒ проверка предположений, гипотез;

‒ подведение итогов, вывод;

‒ фиксация результатов.

Для

положительной

мотивации

деятельности

детей

необходимо

использовать

различные стимулы такие как:

‒ новизна, необычность объекта;

‒ тайна, сюрприз;

‒ мотив помощи;

‒ познавательный момент (почему так);

‒ ситуация выбора.

Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении исследовательской деятельности

с детьми дошкольного возраста.

Педагогам рекомендую придерживаться следующим правилам в данной работе:

‒ детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время

любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;

- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать

условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не

наносит

вреда

живым

организмам.

-

Если

воспитатель

будет

радоваться

открытиям

своих

воспитанников, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая

атмосфера, способствующая умственному развитию детей;

‒ дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не

только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться

своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной

Заря Наталья Александровна

потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко

улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины;

‒ необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал

только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

‒ соблюдение

правил

безопасности

это

предмет

особого

внимания,

т.к.

дошкольники,

в

силу

возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть

результаты

своих

поступков.

Увлекаясь

работой,

они

забывают

об

этом,

поэтому

обязанность

за

соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:

‒ В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской

деятельности,

между

жизнью

и

обучением.

Эксперименты

не

самоцель,

а

только

способ

ознакомления детей с миром. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого

интеллекта

-

это

искренний

интерес

к

миру,

проявляющийся

в

познавательной

активности,

в

стремлении

использовать

любую

возможность,

чтобы

чему-нибудь

научиться.

Следовательно,

внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это

на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе

ребенка и современным задачам обучения

.



В раздел образования