Автор: Чернявко Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22
Населённый пункт: г.Канск Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности организации НОД в 1-ой младшей группе по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Чернявко Наталья Геннадьевна,
воспитатель,
МБДОУ №22, г. Канск
Особенности организации НОД в 1ой младшей группе
Достижение
положительных
результатов
зависит
от
правильной
организации
учебного
процесса.
При
посещении
образовательной
деятельности,
прежде
всего,
следует
обратить
внимание
на
соблюдение
гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем
нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование,
инструменты
и
материалы
и
их
размещение
должны
отвечать
педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.
Длительность образовательной деятельности должна соответствовать
установленным
нормам,
а
время
использоваться
полноценно.
Большое
значение имеет начало НОД, организация детского внимания, постановка
перед
детьми
учебной
или
творческой
задачи,
объяснение
способов
ее
выполнения.
Важно,
чтобы
воспитатель
во
время
объяснения,
показа
способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать
то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять,
проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать
игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.
В ходе непосредственно образовательной деятельности (НОД) педагог
привлекает
к
активному
участию
в
работе
всех
детей,
учитывая
их
индивидуальные
особенности,
формирует
у
детей
навыки
учебной
деятельности,
развивает
способность
оценивать
и
контролировать
свои
действия.
Учебная
ситуация
используется
для
развития
у
детей
доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.
В ходе НОД педагог сообщает детям знания в строгой логической
последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на
субъективный
опыт
ребенка,
его
интересы,
склонности,
устремления,
индивидуально-значимые
ценности,
которые
определяют
своеобразие
восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.
В процессе общения происходит не только одностороннее воздействие
педагога
на
ребенка,
но
и
обратный
процесс.
Ребенок
должен
иметь
возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся
опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать
(«усваивать») все, что сообщает ему педагог.
В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры,
носители
разнородного,
но
одинаково
необходимого
опыта.
Основной
замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть
содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и
тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.
Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать,
но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.
При
организации
НОД
профессиональная
позиция
педагога
состоит
в
заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по
содержанию обсуждаемой темы.
Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной
ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в
этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.
Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения
утомления,
связанного
с
большой
сосредоточенностью,
длительным
напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время
сидения
за
столом,
является
физкультурная
минутка.
Физкультминутки
благоприятно
влияют
на
активизацию
деятельности
детей,
помогают
предупредить нарушения осанки.
В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. В
первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально.
Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно
и
для
их
формирования
требуются
частые
упражнения,
игры
–
занятия
проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня. Все новые
виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят
необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с
подгруппой не более 3 человек. С подгруппой из 3–6 человек (половина
возрастной
группы)
проводятся
занятия
по
обучению
предметной
деятельности, конструированию, а также большинство занятий по развитию
речи.
Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития
должен быть примерно одинаковым.
Форма организации детей может быть различной: малыши сидят за
столом,
на
стульчиках,
расставленных
полукругом,
или
свободно
передвигаются по групповой комнате.
Эффективность НОД в большей степени зависит от того насколько
эмоционально оно протекает. Важным дидактическим принципом, на основе
которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является
применение наглядности в сочетании со словом. Обучение детей раннего
возраста должно носить наглядно-действенный характер.
В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы
получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или
основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации
необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к
занятию.
Однако
основное
значение
имеют
содержание
и
характер
постановки учебных задач.
В
конце
НОД
со
старшими
детьми
формулируется
общий
итого
познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы
итоговое
суждение
было
плодом
усилий
самих
детей,
побуждать
их
к
эмоциональной оценке занятия.
Окончание НОД в младших группах направлено на усиление положительных
эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей.
Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация
оценки
деятельности
отдельных
детей.
Итоговое
суждение
и
оценку
высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется
сама
природа
дошкольника.
Ведущими
видами
детской
деятельности
станут:
игровая,
коммуникативная,
двигательная,
познавательно-исследовательская,
продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на
протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
Это: Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности
и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления
развития и образования детей (образовательные области):
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных
видах деятельности:
В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с
составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со
сверстниками
под
руководством
взрослого,
самообслуживание
и
действия
с
бытовыми
предметами-орудиями
(ложка,
совок,
лопатка
и
пр.),
восприятие
смысла
музыки,
сказок,
стихов.
Рассматривание
картинок,
двигательная
активность;
Непосредственно
образовательная
деятельность реализуется
через организацию
различных
видов
детской
деятельности (игровой,
двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и
др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов
работы, выбор
которых
осуществляется
педагогами
самостоятельно
в
зависимости
от
контингента
детей,
уровня
освоения
общеобразовательной
программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных
задач.
Учитывая, что на третьем году жизни дети освоили некоторые правила
поведения
(спокойно
сидят,
внимательно
слушают,
не
мешая
другим,
умеют
согласовывать действия друг с другом), повысилась регулирующая роль речи
взрослого, становится возможным проводить некоторые занятия (музыкальные,
показы инсценировок, подвижные игры) со всей группой одновременно. Но такая
форма организации обучения не является основной. Ведущей формой остается
объединение детей в небольшие группы (подгруппы), по 5–8 человек.
На занятиях с небольшой группой детей работают над новым материалом,
требующим
более
подробного
объяснения,
помощи
взрослого
(впервые
предлагается рисование красками и др.). Объединять детей для занятий в большие
подгруппы
нецелесообразно
по
той
причине,
что
из-за
большого
количества
участников приходится долго ждать возможности применения ребенком действий
(в лото, дидактической игре и др.). Кроме того, на таких занятиях активность
одних
детей
мешает
развиваться
активным
действиям
других
(занятия
по
развитию речи).
Надо помнить, что большей эффективности занятие достигнет тогда, когда
число
его
участников
будет
минимальным.
При
этом
в
каждую
подгруппу
подбирают
детей
с
более
или
менее
одинаковым
уровнем
развития.
Это
обеспечивает активное участие каждого ребенка в работе.
Длительность разных видов занятий колеблется и зависит от их характера,
развития и интереса малышей, который они проявляют, от опыта ребенка, его
умения
действовать
по
указанию
взрослого,
понимать
задание.
Занятия
по
развитию речи длятся от 7 до 10 мин, лепка, рисование, дидактические игры – от
10
до
20 мин,
музыкальные
–
25–30 мин.
Воспитатель
строго
следит
за
поведением детей во время занятия и прекращает его, если замечает, что малыши
начинают отвлекаться и проявлять другие признаки утомления.
Список литературы:
1.Программа
воспитания
и
обучения
в
детском
саду/Под
редакцией
М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. И доп.- М.: Мозаика
– Синтез, 2016.
2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. –
М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 112с.: цв. вкл.
3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста.
– М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 128с.
4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
представлений: Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. –
48с.
5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа
раннего возраста. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 64с.