Автор: Кутепова Анна Андреевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ3 им.Яхина"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Сценарий
Тема: Музыкальная гостиная
Раздел: дополнительное образование
1 слайд
«Осенняя романсиада»
сценарий музыкальной гостиной
Пролог
Звучит музыка
Старинный танец
Ведущий:
Когда звучит напев старинный
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда,где встретит нас романс.
Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.
Чарующие звуки русского романса… Когда ты слышишь их, то забываешь
о времени. Ты радуешься и переживаешь, горюешь и негодуешь, любишь и
ненавидишь вместе с героями этого великолепного и несравненного жанра –
старинного романса.
Сегодня
мы
предлагаем
Вам
окунуться
в
атмосферу
музыкального
светского салона 19 века....
В
исполнении
АйсылуХабибуллиной
прозвучит
романс
Александра
Гурилева «Она миленькая». Концертмейстер Ольга Андреева.
№1. А. Гурилев «Она миленькая»
2 слайд
В России романс появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую
любовь.
Первые русские романсы сочинялись на французском языке. Со временем
композиторы
стали
создавать
романсы
на
стихи
русских
поэтов.
Русский
романс обращён не к публике, а к каждому в отдельности; исполняется он не в
больших залах, а в узком, кругу. Пушкин так говорил: «Романс идёт от сердца к
сердцу по узкой тропе».
3
слайд
Одним
из
ярких
представителей
золотого
века
русской
музыкальной культуры был композитор Александр Львович Гурилев. Он был
сыном известного в свое время композитора Льва Гурилева — крепостного
музыканта графа В. Орлова. 4 слайд
Именно
при
дворе
этого
по-европейски
просвещенного
человека
Александр получил блестящее образование. 5 слайд Игре на фортепиано он
учился у самого знаменитого пианиста своего времени Джона Фильда. Граф
держал крепостной оркестр, а Гурилеву нужно было уметь быстро сочинять по
заказу.
Балы,
торжественные
приемы,
ну
и
конечно
сватовство,
свадьбы,
крестины,
похороны,
да
и
просто
семейные
вечера,
и
он
со
всем
этим
справлялся.
6
слайд
Гурилев
писал
не
только
романсы,
но
и
фортепианные
танцевальные миниатюры для приемов и балов.
Общеизвестно, что в те времена самые интересные события происходили
на балах. Чтобы быть принятым в свете, танцам нужно было учиться с самого
детства. Вот каким предстает перед нами бал в поэме А. С. Пушкина «Евгений
Онегин»
Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.»
Зайнеева Малика исполнит для нас «Польку — мазурку» А. Гурилева
№2 А. Гурилев «Полька-мазурка»
7 слайд В то время в дворянских семьях было принято говорить по-
франзузски, и многие плохо говорили на родном русском языке. В этом смысле
дом графа Орлова был счастливым исключением, а значит не чужда была им и
крестьянская песня. Как вы помните, Гурилев по происхождению был
крепостным, а по воспитанию и образованию изысканным аристократом.
8 слайд Достаточно посмотреть на его портрет: «Как денди лондонский
одет».
А вот романсом, который сейчас прозвучит, дочери хозяина вполне могли
очаровать будущих супругов. Приехали погостить соседи, чаю попить, а милые
дочки гостеприимных хозяев уступив настойчивым просьбам пели этот чудный
романс. Сейчас вы его услышите в исполнении Татьяны
Цветковой и Анны
Кутеповой. 9 слайд
№3 Гурилев «Радость — душечка»
10 слайд С самого детства Гурилев интересовался русским фольклором. В
течение
многих
лет
он
собирал
народные
песни. С
конца
18
века
многочисленные народно-песенные тексты начинают издаваться. С 1776 года
начинает выходить по частям «Собрание русских простых песен с нотами»,
составленное гуслистом и певцом В. Ф. Трутовским. В восьмидесятые годы
идет
интереснейшая
работа
над
песней
в
доме
Н.
А.
Львова,
одним
из
результатов
которой
явилось
«Собрание
народных
русских
песен
с
их
голосами» (1790). В 1804 году в Москве под названием «Древние русские
стихотворения» издается знаменитый сборник русских эпических песен Кирши
Данилова. Охотнее всего рукописные сборники включали новые лирические
песни, затем плясовые, игровые, шуточные, и так называемые бытовые песни.
В 40-е годы Гурилев опубликовал сборник "47 русских народных песен"
для голоса и фортепиано. Сюда вошли наиболее популярные городские песни.
Сборник Гурилева — это своеобразная энциклопедия бытовой городской песни
30х-40х годов 19 века. Мы услышим 2 песни из этого сборника в исполнении
лауреата международных конкурсов Дениса Денисова.
11 слайд
№4 А. Гурилев
«Вниз по матушке, по Волге»
12 слайд «Возле речки»
13 слайд
“Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика;
То раздолье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.”
На протяжении веков на Руси извозом занимались ямщики. Сколько их было!
Безымянные, из года в год исправно несли они свою службу. Позади – родной
дом и семья, впереди – версты, версты... Это была нелегкая служба. Дорожное
одиночество скрашивали лишь удалые кони да переливы колокольчика.
В
1852
году
нашли
тело
замерзшего
во
время
долгого
сибирского
перегона ямщика. В сумке его обнаружили рукописи стихов, имя автора - Ивана
Макарова - при жизни не было известно. Спустя год после их публикации А.
Гурилев
написал
музыку
к
наиболее
понравившемуся
стихотворению.
Так
родился романс "Однозвучно гремит колокольчик".
Песня «Колокольчик» прозвучит в исполнении лауреата международных
конкурсов Лейли Мамедовой и Анны Кутеповой.
№5 А. Гурилев «Колокольчик»
14
слайд Одним из самых «музыкальных» поэтов можно считать Михаила
Юрьевича Лермонтова. За свою недолгую, но насыщенную жизнь он создал
стихотворения, которые позже превратились в прекрасные романсы. Поэт не раз
отмечал в своих дневниковых записях, что сам наполнен музыкой.
В заметках
1830 года он писал: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал:
её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если услыхал её, она бы произвела
прежнее действие. Её певала мне покойная мать».
Отношение
поэта
к
музыке
можно
отследить
в
письмах
к
своей
возлюбленной Варваре Лопухиной, в которых он писал о том, что её слова
звучат как мелодия и если была бы возможность, то он расставил бы ноты над
ними.
Русские композиторы очень рано заинтересовались поэзией Лермонтова.
То были талантливые предшественники Глинки — 3 Александра: Алябьев,
Варламов и Гурилев, у которого Лермонтов был одним из любимых поэтов. В
исполнении дуэта
Лейли Мамедовой и Анны Кутеповой прозвучит романс Александра
Гурилева на стихи Лермонтова «И скучно, и грустно»
15 слайд
№6 «И скучно, и грустно»
Многие
романсы
Гурилева
написаны
в
форме
вальса.
Плавность
вальсового движения в сочетании с русскими песенными интонациями придает
этим песням особый оттенок. Послушаем такой романс в исполнении Виктории
Прокофьевой, концертмейстер Ольга Андреева.
16 слайд
«Домик – крошечка»
17 слайд Важным событием в жизни Александра Гурилева было знакомство с
композитором,
дирижером,
певцом
Александром
Егоровичом
Варламовым.
Имена этих композиторов навсегда связались вместе и отпечатались в истории
русского
искусства.
Два
Александра
влияли
друг
на
друга,
но
при
этом
сохраняли в своей музыке индивидуальность
.
Варламов
был
родом
из
семьи
мелкого
чиновника,
отсюда
его
близость
городской народной среде, любовь к городским народно-песенным интонациям.
Ведущим жанром его вокального творчества стала «русская песня». Варламов
говорил: «музыке Нужна душа, а у русского она есть, доказательство – наши
родные песни»
18
слайд
Песня
"Вдоль
по
улице
метелица
метет"
любима
многими
поколениями
людей.
Душевность
песни
делает
её
доступной
для
любой
аудитории, от мала до велика.
Музыка Александра Варламова очень ясно
передаёт незамысловатый сюжет песни.
Песню «Вдоль по улице...» для вас исполнит Денис Денисов.
№7 А. Варламов «Вдоль по улице...»
19 слайд
А про следующий романс этого композитора сохранилась вот какая
история: Варламовские романсы пользовались большой любовью московской
публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель
Варламова солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал
композитора написать для него романс.
- Какой тебе?
- Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...
- Хорошо. Приходи через неделю.
Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно
несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.
Через неделю Бантышев приходит - романса нет.
- Некогда было, - разводит руками Варламов. - Завтра приходи.
Назавтра - то же самое. Но певец был человеком упорным и стал
приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.
- Экий ты, право, - вознегодовал однажды Варламов. - Человек спит, а ты
являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и
напишу!
- Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.
- Завтра, завтра!
Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.
-Это вам, господин Бантышев, - говорит слуга и передает раннему гостю новый
романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.
Назывался романс "На заре ты ее не буди"!. Для вас его исполнит Лейли
Мамедова. 20 слайд
№8 А. Варламов «На заре на ты ее не буди»
21 слайд
Бывают
композиторы,
обретающие
славу
и
бессмертие
благодаря
единственному произведению. Таков Александр Алябьев — автор знаменитого
романса «Соловей».
Однако помимо «Соловья» Алябьев оставил большое наследие: 6 опер,
балет,
водевили,
музыку
к
спектаклям,
симфонию,
увертюры,
обработки
народных
песен.
Многие
из
этих
сочинений
исполнялись
при
жизни
композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое — романсы,
несколько
фортепианных
пьес,
мелодрама
«Кавказский
пленник»
по
А.
Пушкину.
Судьба
Алябьева
драматична.
Долгие
годы
он
был
оторван
от
музыкальной
жизни
столичных
городов,
жил
и
умер
под
гнетом
тяжкого,
несправедливого обвинения в убийстве, которое сломало его жизнь на пороге
сорокалетия. Алябьев пошел добровольцем в армию в 1812, сражался вместе с
легендарным Денисом Давыдовым, был ранен, награжден двумя орденами и
медалью.
В
исполнении Амелии Агзямовой прозвучит песня А. Алябьева «И я
выйду на крылечко»
22 слайд
№9 А. Алябьев «И я выйду на крылечко»
23 слайд
Поэзия
А.С.
Пушкина
послужила
основой
для
создания
музыкальной
пушкинианы: это и оперы, и балетов, романсы, песни. Но особое влияние его
творчество оказало на развитие вокальной музыки. Сейчас, пожалуй, только
музыковедам известно, что одним из первых композиторов, обратившихся к
пушкинской поэзии, был Александр Алябьев. Поэзия Пушкина вдохновляла его
на протяжении всей жизни. В годы сибирской ссылки Алябьев пишет романсы
"Зимняя
дорога",
"Предчувствие",
"Пробуждение",
"Я
помню
чудное
мгновение..."; а в Кавказкой ссылке- "Я вас любил", "Увы, зачем она блистает..."
На склоне лет вернувшись в Москву, Алябьев завершает пушкинский цикл
романсом "Я разлюбил свои желанья...".
Несомненно,
что
романсы
Алябьева
-
одно
из
лучших
воплощений
пушкинской поэзии в музыке. В одной из рецензий на романсы Алябьева
сказано:
"На
сих
днях
вышли
в
свет
четыре
новых
романса
Алябьева.
Стихотворения А.С. Пушкина нашли в сём случае достойного композитора.
Следуя основному правилу при композиции, он шёл рука об руку с поэтом; он
только явственнее выразил благозвучие, скрытое в каждом стихе".
Романс «Если жизнь тебя обманет» был написан композитором при жизни
Александра Сергеевича во второй половине 20-х гг. 19 века. Алябьев посвятил
его своей девятилетней племяннице Лиде
24 слайд Любопытно отметить, что это стихотворение Пушкин написал
во время ссылки в Михайловское (1824-1826) в альбом девочки-подростка, 15-
летней
Зизи,
как
звали
ее
домашние.
Зизи
(Евпраксия
Николаевна)
была
младшей дочерью Прасковьи Александровны Осиповой, владевшей соседним с
Михайловским имением Тригорское.
Романс А. Аляьбева «Если жизнь тебя обманет для вас исполнит
Анна
Кутепова.
№10 «Если жизнь тебя обманет»
25 слайд
При выборе поэтических строк для своих романсов и песен, Александр
Алябьев всегда проявлял особую требовательность. Например, поэзия Антона
Дельвига привлекала его своей чистотой, стройностью, напевностью и, самое
главное,
музыкальностью.
На
стихи
этого
поэта
Алябьев
написал
много
прекрасных романсов, но среди них особенно выделяется один. Речь идет о
романсе «Соловей». 26 слайд Этот романс поют во всем мире, ему посвящают
стихи и рассказы. У самого композитора этот романс был самым любимым.
Премьера романса прошла 7 января 1827 года в Большом театре. Исполнил ее
популярный в то время вокалист Петр Булахов, тот самый, который настойчиво
просил написать для себя романс Александра Варламова. Можно считать, что
именно с этого дня началась необычайная популярность «Соловья» Аляьбева.
За
все
время
этот
романс
подвергался
несчетному
количеству
аранжировок и обработок, он существует в концертных обработках М. Глинки,
А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана. Даже сам композитор сделал несколько
обработок своего сочинения.
А мы с вами услышим эту песню в исполнении дуэта домры (Лейля
Шайдуллина) и фортепиано (Елена Кашковская).
27 слайд
№9 Алябьев «Соловей»
28 слайд
Настоящая
всероссийская,
всенародная
слава
пришла
к
Гурилеву,
Варламову, Алябьеву, когда пришла эпоха грамм-записи. Буквально в каждом
доме
звучали
их
романсы
в
исполнении
самых
великих
русских
певцов:
Вяльцевой, Шаляпина, Неждановой, Обуховой, Козловского. Интересно, что в
России не было практически ни одного певца, который обошел бы своим
вниманием музыку этих композиторов.
А нам с вами пора возвращаться в свой 21 век из салона 19 века. Наша
музыкальная
гостиная
подходит
к
концу,
но
мы
с
вами
еще
обязательно
встретимся. До свиданья, до новых встреч, друзья.
30 слайд — видео
31 слайд - заставка