Напоминание

основы начального обучения


Автор: Дадуш Аида Ривьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Детская школа искусств
Населённый пункт: город Агрыз Республика Татарстан
Наименование материала: реферат
Тема: основы начального обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Начальное обучение

1. Музыкальные способности

Проблема

диагностики

музыкальных

способностей

у

детей,

поступающих

в

музыкальную

школу,

одна

из

самых

актуальных

в

музыкальной

педагогике

и

психологии.

Кардинальным

для

педагогики

является вопрос о природе музыкальных способностей: являются ли они

врожденными свойствами человека или развиваются в результате воспитания

и

обучения.

Способности

это

психические

свойства

личности,

необходимые для выполнения определенной деятельности. Каждый человек

обладает

своеобразным

сочетанием

способностей, определяющих

успех

протекания той или иной деятельности. Способности могут быть общими и

специальными. Специальными, в данном случае, могут быть музыкальные

способности.

Для

успешного

занятия

музыкальной

деятельностью,

будущему

музыканту

необходимо

обладать

набором

таких

качеств,

совокупность которых может говорить о музыкальной одаренности. Вот эти

качества:

1)

слух

2)

память

3)

ритм

4)

эмоциональная отзывчивость

Последнее

качество

можно

назвать

музыкальностью.

Кроме

музыкальности,

включающей

в

себя

комплекс

специальных,

именно

музыкальных способностей, можно назвать ряд качеств, проявляющих себя

именно в музыкальной деятельности: творческое воображение, внимание,

вдохновение, творческая воля, развитое мышление. Качественное сочетание

общих и специальных способностей образуют более широкое по сравнению с

музыкальностью понятие музыкальная одаренность.

Все способности имеют обязательные врожденные задатки, различные

у разных людей по своему качеству и количеству. Но любые способности

поддаются

развитию,

то

есть

их

следует

рассматривать

как

процесс,

зависящий от многих условий. Способность человека к труду и обучению

является

базой

для

развития

его

способностей.

Важным

представляется

вывод, сделанный Б.А. Тепловым о признании динамичности, развиваемости

способностей.

«Не

в

том

дело,

пишет

ученый,

что

способности

проявляются

в

деятельности,

а

в

том,

что

они

создаются

в

этой

деятельности».

Поэтому

при

диагностике

способностей

бессмысленны

какие-либо

испытания,

тесты,

не

зависящие

от

практики,

обученности,

развития.

То, что музыкальные способности проявляют себя достаточно рано,

позволяет уже к началу обучения как-то выявить «исходные данные», с

которыми ребенок приходит в музыкальную школу. Правильно было бы

узнавать у родителей, были ли у них основания для определения ребенка в

музыкальную

школу.

Прекрасным

«диагностом»

детских

музыкальных

способностей был знаменитый одесский педагог – скрипач П. С. Столярский,

но

и

он

проверял

ребенка

дважды,

даже

если

видел

его

полную

непригодность для обучения.

Одарѐнному человеку часто свойственна разносторонняя одаренность,

проявление разных способностей. Например, актерские способности были

присущи

Шопену

и

Гоголю,

музыкальные

Шевченко

и

Грибоедову,

способность

к

живописи

Шопену,

Веберу,

Шевченко.

Музыкальные

способности сложны и многогранны. Задача родителей и педагогов помочь

развиться

природным

задаткам,

не

увлекаясь

при

этом

односторонним

развитием. Г.Г. Нейгауз говорил:

«Чем

глубже

интеллект,

чем

шире

эмоциональные

связи

и

ассоциации,

тем

ярче

индивидуальность

художника,

тем

большую

радость приносит он людям, тем легче совершенствуется его техника,

потому что он твердо знает, чего хочет».

Слух

эта

составная

часть

музыкальных

способностей

всегда

называется первой, даже людьми, далекими от музыки. Музыкальный слух

профессиональный, то есть пригодный для занятия музыкой как профессией,

разделяется на два типа: абсолютный и относительный.

Абсолютный слух обладает памятью на абсолютную высоту звука, а

так же нескольких звуков, взятых одновременно, без соотношения их с

другими, высота которых ему неизвестна. Он может проявляться очень рано,

если ребенок растет в благоприятной среде. Но возможно проявление его и

позже.

Распространенность абсолютного слуха среди музыкантов невелика и

составляет 6-7%. Вместе с тем наблюдается значительное число обладателей

абсолютного слуха среди выдающихся музыкантов. Известно также, что

практически все великие композиторы, дирижеры, исполнители имели и

имеют абсолютный слух. Абсолютный слух может быть неполным – не на

все

ноты,

а

только

на

избранные.

Дети

с

абсолютным

слухом

лучше

воспринимают «полярные» – далеко отстоящие звуки – и плохо различают

полутона.

Лучше

всего

он

проявляется

при

узнавании

звуков

среднего

диапазона,

хуже

распознаются

звуки

очень

высокие

или

очень

низкие.

Абсолютный слух выше относительного. Как профессиональное свойство,

абсолютный слух, естественно, удобнее для самого музыканта, однако не

считается

основной

музыкальной

способностью.

Абсолютный

слух

необходим

только

симфоническим

дирижерам.

Для

всех

остальных

музыкальных

профессий

основной музыкальной

способностью является

слух

относительный.

В

совокупности

с

другими

компонентами

музыкальных

способностей хороший

и

хорошо

развитый

относительный

слух может быть достаточен для профессионала высокой квалификации.

Относительный музыкальный слух – это способность узнавать высоту звука

по сравнению с уже известным. В долговременной памяти скрипача обычно

хранится

«ля»,

а

у

пианиста

«до»

первой

октавы.

Такой

памяти

(на

стандартный

тон)

в

большинстве

случаев

бывает

достаточно,

чтобы

имитировать абсолютный слух, сравнивая другие звуки с эталоном.

Особым свойством музыкального слуха является внутренний слух. Он

вторичен, так как опирается на слуховой опыт, на те сведения, которые он

получил

от

слуха

внешнего.

Бетховен

в

последние

годы

своей

жизни

пользовался

исключительно

внутренним

слухом.

Исключительно

яркое

творческое

воображение

помогло

гениальному

композитору

преодолеть

невосполнимую,

казалось

бы,

для

музыканта

потерю

слуха.

Римский-

Корсаков

считал

абсолютный

слух

высшей

музыкальной

способностью.

Шуман

советовал

молодым

музыкантам

развить

себя

настолько,

чтобы

понимать

музыку,

читая

еѐ

глазами.

Одним

из

наиболее

эффективных

средств для этого надо считать слушание музыки с нотами в руках.

Развитию

поддаются

только

те

способности,

которыми

человек

занимается сам. Развитие слуха требует активного участия и желания самого

ученика в процессе обучения.

Память – необходимый компонент любых способностей. Музыкальная

память – необходимый компонент способностей музыкальных. Она состоит

из трех этапов: запоминания, хранения и воспроизведения. Запоминается

лучше

то,

что

вызывает

в

нас

какой–то

эмоциональный

отклик.

Неожиданное,

яркое

запоминается

лучше,

чем

обычное,

привычное,

будничное. Вот почему так вреден для детской памяти постоянно звучащий в

доме

музыкальный

«фон»

всегда

включенные

телевизоры,

радиоприемники,

магнитофоны.

В

данном

случае

сами

музыкальные

способности, и музыкальная память в том числе, подвергаются ненужной

перегрузке.

Тишина,

хотя

бы

в

какие

то

определенные

промежутки

времени,

должна

быть

неотъемлемой

частью

жизни

семьи,

где

растет

эмоциональный, музыкальный, может быть музыкально одаренный ребенок.

Тогда

прослушивание

пластинки,

музыкальной

передачи

по

радио

или

телевидению

не

оставит

его

равнодушным,

вызовет

интерес

и

эмоциональный

отклик,

то

есть

произведет

на

него

такое

впечатление,

которое ему запомниться. В данном случае речь идет о непроизвольной

памяти.

Произвольное

запоминание

связано

с

постановкой

определенной

задачи, с еѐ пониманием и вниманием к этой задаче. Понимание того, что

именно нужно запомнить является первым шагом на пути достижения цели.

Сознательному

запоминанию

музыкального

текста

способствует

анализ

произведения,

производимый

педагогом

с

целью

научить

ученика

самостоятельно

выполнять

такую

работу,

имея

дело

с

другими

музыкальными произведениями.

Память

многоканальна,

и

задача

педагога

научить

ученика

пользоваться всеми видами памяти. Такими видами являются:

слуховая память (помогает и запоминать текст в момент разучивания,

и

удерживать

в

памяти

надолго

те

произведения,

которые

составляют

профессиональный багаж музыканта);

зрительная

память

(зрительная

память

на

ноты

часто

помогает

исполнителю воспроизвести забытый текст);

двигательная память (память на движения, на автоматизм движений,

ставших привычкой), эмоциональная память (память на переживания, на

отношение

к

музыкальному

произведению,

которое

ученик

слушает или

играет).

Ритм

есть

всякая

временная

организация

в

музыке,

способ

существования

эмоциональной

психической

энергии.

Ритмические

способности по сравнению с музыкальным слухом первичные. Проявляются

они значительно раньше, чем слух. В очень раннем возрасте ребенок играет в

игру «ладушки», реагируя на музыку песенки ритмичным движением. В

человеке

изначально

аложено

желание

двигаться

под

музыку,

поэтому

существует

целая

система

музыкально

ритмического

воспитания,

основанная на движениях под музыку. Танцуют, то есть ритмично движутся

под музыку, все, а не только люди, обладающие музыкальным слухом.

Неритмичных людей на свете всего 0,8%.

Ритмические способности весьма неподатливы при воздействии на них

извне,

то

есть

со

стороны

педагога.

Но

отечественная

педагогика

придерживается того положения, что нет таких способностей, которые не

могли

бы

развиться.

Ритмические

способности

очень

тесно

связаны

с

психикой.

Уравновешенные

люди

ритмичнее

тех,

кто

легко

поддаѐтся

эмоциональным

колебаниям.

Возбужденное

или

спокойное

состояние

психики

ученика

в

данный

момент

отражается

и

на

его

ритмических

возможностях в момент исполнения. При занятиях с маленьким учеником

работу над ритмом никоем образом нельзя перекладывать на него самого,

заставляя

его

дома

считать

вслух.

При

затруднениях

ученика

с

ритмом

педагог должен взять эту работу на себя, в классе помогать ему играть

ровно, воспитывая в начинающем музыканте ритмическое чувство.

Музыкальность

(эмоциональная

отзывчивость)

способность к

эмоциональному

отклику

на

музыку.

Музыкальность

очень

трудно

обнаружить

за

один

раз

общения

с

начинающими

учиться

музыке,

она

сложно обнаруживает себя на вступительных экзаменах в музыкальную

школу. Музыкальность может проявить себя позже, в процессе обучения

музыке.

Эмоциональный

отклик

на

музыку

это

музыкальность;

определенность симпатий и антипатий в музыке, а не безликая «всеядность»

– это музыкальность; желание узнать как можно больше музыки, больше еѐ

слушать – это музыкальность. Стремление выразить себя в музыке – это тоже

музыкальность. Для развития музыкальности особенно важна разнообразная

деятельность человека, не имеющая отношения к музыке. Пение ребенка –

очень верный показатель его музыкальности. Еѐ опорой является слух,

слуховые способности. Но проявление этих способностей требует хотя бы

небольшого

опыта

самого

ребенка.

Движения

под

музыку,

игра

на

простейших

музыкальных

инструментах

(дудочках,

металлофонах

и

ксилофонах)

способствует

развитию

эмоциональной

восприимчивости

ребенка, а, следовательно, формирует его музыкальность.

***

Рекомендуемая литература:

1.

Н.С.Мясоедова

«Музыкальные

способности

и

педагогика».

М.,«Прест», 1997 г.

2.

К.В.Тарасова

«Онтогенез

музыкальных

способностей».

М.,

Педагогика, 1988

2. Развитие слухового, музыкального и художественного

восприятия на начальном этапе обучения

Начальное обучение – едва ли не самый ответственный и сложный этап

в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее

развитие ученика. Педагог должен знать и понимать мир детей, их интересы,

а так же обладать глубокими методическими знаниями.

Первые уроки, первая встреча – это самый подходящий момент для

установления

душевной

близости,

контакта

с

учеником.

Уроки

музыки

нельзя начинать с обучения ремеслу. Музыка для ребѐнка – это музыкальная

сказка, музыкальная передача по радио, а в музыкальной школе с первого

урока

ему

говорят

про

ноты,

длительности, аппликатуру,

просят играть

бесконечные упражнения. А где же здесь музыка и стоит ли она таких

терзаний? – думает ребенок. Занятия становятся мучительны для него, и

интерес к музыке угасает. Поэтому очень важно научить ребенка слушать и

понимать музыку, чтобы пробудить в нѐм желание самому исполнять еѐ.

Вот как говорил об этом Г.Г. Нейгауз:

«Прежде чем учиться играть на инструменте, ребенок или взрослый

должен духовно владеть какой-то музыкой: хранить еѐ в своей душе, уме,

слышать своим ухом», ведь научить игре на инструменте легче, чем научить

понимать еѐ.

Огромное

значение

в

процессе

начального

обучения

приобретает

организация урока – это наиболее уязвимое звено в работе малоопытных

педагогов. Урок не должен быть ни однообразен, ни перегружен заданиями.

Материал, который дается в течение урока, обязательно должен быть усвоен.

Частая

смена

заданий,

чередование

более

трудных

и

более

легких

тем

является

обязательным

условием

проведения

урока

с

начинающими

учениками.

Но как бы ни был разнообразен урок по заданиям, он должен быть

направлен

на

развитие

слуха:

ладового,

высотного,

гармонического,

тембрового, динамического.

Порядок и вид заданий могут бесконечно варьироваться. Приведем

примеры возможных заданий первых уроков для начинающих музыкантов:

Слушание музыки, определение еѐ характера, жанра, содержания. К

музыке приближает ученика слово, однако не надо подсказывать ученику,

навязывать своѐ восприятие музыки. Проиграв пьесу, попросите рассказать

сказку, нарисовать рисунок, охарактеризовать настроение пьесы. Словами

трудно выразить музыку, но тот, кто еѐ чувствует, всегда найдет и словесное

выражение.

Знакомство

с

жанрами:

маршем,

танцем,

песней.

Музыка,

предназначенная

для

прослушивания,

должна

быть

разнообразна

по

характеру, стилю. Можно использовать отрывки из опер, балетов, музыку

современных композиторов.

Проверка

запоминания

услышанной

ранее

музыки. Необходимо

помнить о том, что ученик со слабой музыкальной памятью не в состоянии

отличить марш Прокофьева от марша Чайковского.

Воспитание

чувства

ритма.

Ученик

должен

научиться

шагать,

маршировать, танцевать под музыку, поскольку воспитание чувства ритма

необходимо вести не от объяснения длительностей, такта, сильной доли, а

стараться

развивать

его

врожденное

чувство

ритма,

которое

у

неподготовленных учеников не является выявленным.

Воспроизведение голосом звуков, мотивов. Мотив воспроизводится

лучше, чем отдельные звуки. Иногда ученик не может петь звуки не потому,

что не слышит их, а потому, что не владеет голосом и имеет ограниченный

диапазон. Однако точного воспроизведения звука в пределах удобного для

ученика диапазона необходимо обязательно добиваться.

Знакомство

с

интервалами.

Знакомство

с

интервалами

лучше

начинать

с резких

интервалов –

секунды

и

октавы.

Ребенку

легче

петь

терцию,

кварту,

а

секунду,

октаву

петь

сложнее.

Воспитывать

активное

восприятие интервалов лучше на музыкальных примерах:

«Старинная французская песенка» П.И. Чайковского – интервал кварта

«В лесу родилась ѐлочка» – интервал секста и т. д.

Знакомство с ладом. Звучание мажора и минора легче усваиваются в

сравнении. Мажорный вариант детской песенки звучит с одним текстом: «на

зеленом лугу, их, вох, раз нашел я дуду, их, вох», в то время как минорный

вариант предполагает другой текст: «на зеленом лугу, их, вох, потерял я

дуду, их, вох»

Умение

найти

услышанный

звук

на

клавиатуре.

Звук

(или

несколько)

воспроизводится

голосом,

запоминается,

и

только

потом

отыскивается

на

клавиатуре.

До

этого

понятия

выше-ниже,

т.е.

понятия

звуковысотности, должны быть уже усвоены.

Умение петь с поддержкой инструмента и без нее.

Слова песни приближают ученика к пониманию музыки, но мешают

развитию его воображения, поэтому полезнее всего сыграть сначала песню

без

слов и

выяснить, как

воспринял еѐ

ученик:

чувствует

ли он

образ,

характер песни, и только затем исполнить песню со словами.

Более сложная задача – научить ученика петь без инструмента. Каждый

ученик должен уметь петь наизусть мелодию пьесы, которую он играет – это

развивает

его

слуховую

память.

Необходимо

добиваться

от

него

выразительного пения, чтобы в последствие он смог сыграть еѐ так же

выразительно на фортепиано.

Умение подбирать на слух и транспонировать.

Для

этого

выбирают

достаточно

короткие

песни.

Предварительно

ученик должен спеть наизусть то, что он будет подбирать. Очень полезен

подбор окончания мелодий.

***

Рекомендуемая литература:

1Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1 М., 1963

Подготовительные упражнения

Рациональная техника необходима при игре на фортепиано так же, как

она необходима в других видах исполнительского искусства. Технические

неудобства

обедняют

художественную

сторону

исполнения

и

тормозят

дальнейшее развитие ученика.

Неверные навыки и приемы игры на фортепиано могут развиться по

разным

причинам.

Одна

из

них

неконтролируемый

рефлекс,

который

может возникнуть у ученика в процессе обучения, причем часто – в самом

начале.

Например,

некоторые

дети

судорожно

цепляются

за

клавишу,

поднимают

плечи,

напрягают

спину,

шею,

мышцы

лица.

Эти

скрытые

напряжения при извлечении звука могут войти в привычку, стать основой

неправильного приема игры на фортепиано. С другой стороны, случается,

что

сам

педагог

не

всегда

понимает

некоторые

естественные

приемы

подсознательно приспосабливающегося к инструменту ученика, и борется с

ними.

Для воспитания естественной рациональной техники педагог должен

знать

природные

возможности

пианистического

аппарата

ученика.

Он

должен уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, что

именно ему мешает, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя

прийти ему на помощь. Сам ученик часто бывает не в состоянии заметить

напряжение. Но нельзя и сковывать инициативу ученика, навязывая ему, во

что бы то ни стало своѐ решение.

Показывать

приемы

необходимо

всегда

в

живой

и

увлекательной

форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве с

помощью

собственных

ощущений.

Доброжелательная

и

творческая

атмосфера в классе способствует более спокойному состоянию ученика. В

такой обстановке он быстрее исправляет недостатки, больше верит в свои

силы, отчего и играет с большим подъемом. Пусть девизом педагога будут

слова К.С. Станиславского: « проще, легче, выше, веселее!»

Игра на рояле, как и всякий труд, требует определенных мышечных

усилий.

Совершенно

расслабленными

руками

играть

невозможно.

Для

успешной

работы

пианиста

необходим

упругий,

активный

тонус

мышц.

Обычным

состоянием

играющего

при

этом

должно

быть

бодрое,

приподнятое состояние спокойной уверенности и радости.

Организацию движений ученика необходимо строить таким образом,

чтобы воспитать у него правильное отношение к фортепиано как к поющему

инструменту.

Наиболее естественны движения «целых» пальцев, работающих из

ладони – таким же образом, как мы берем предметы. В этих движениях

активное

участие

принимают

ладонные

мышцы,

сгибающие

основную

фалангу, а с ней и весь палец. Особо важна роль первого и пятого пальцев, от

их правильного положения зависит формирования свода кисти.

Характер

и

продолжительность

упражнений

для

постановки

руки,

посадки

за

инструментом,

координации

движений

зависят

от

предварительной подготовки ребенка. Вот несколько упражнений, которые

помогут ученику правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину,

оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги.

Раскрепощающие упражнения

Они

рекомендованы

педагогом

А.

Шмидт-Шкловской

для

раскрепощения мышц шеи, рук, плечевого пояса:

1.

Поднимаясь

на

носки,

медленно

и

плавно,

вместе

с

вздохом,

поднимите напряженные руки вверх, кисти висят свободно. Затем легко

разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись

вперед, тяжело уроните расслабленные мышцы руки вниз. Голову также

опустите.

В

таком

положении

предоставьте

рукам

возможность

раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.

2. Свободные повороты головы (вправо, влево, вниз, вверх, вращение

головы) для освобождения мышц шеи.

Другой педагог, А.Д. Артоболевская, советует выполнять следующие

упражнения:

1. Разведите руки в стороны. Освободите мышцы спины, шеи и плеч,

дайте всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при

этом слегка подгибаются. После этого необходимо медленно выпрямиться,

принимая прежнее положение.

2. Встаньте ровно, раздвиньте ноги на расстояние ступни. Опустите обе

руки свободно, пусть они висят вдоль туловища. Начинайте раскачивать

вначале одной, потом другой рукой взад-вперед, как маятник. Выше! Выше!

– пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная

мельница.

Автор методики «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано»

Т.И.

Смирнова

предлагает

следующие

расслабляющие

упражнения

в

наиболее доступной для детей форме:

1. «Новая и сломанная кукла». Исходная позиция – «новая кукла».

Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем

расслабиться – кукла сломалась, кончился завод. ( Мальчики изображают

солдатика или мягкого толстого медвежонка)

2 «Заводная кукла» или « Робот». Кукла стоит, подняв руки (все

тело напряжено), завод кончился, руки постепенно падают, «выключаются»

пальцы

рук,

кисти

рук,

туловище

(ребенок

наклоняется

и

качает

расслабленными руками).

Дыхательное упражнение

Очень

важно

во

время

игры

дышать

спокойно

и

бесшумно,

не

задерживать

дыхание,

особенно

на

кульминациях.

Для

выработки

правильного дыхания можно выполнять следующие упражнения:

Не поднимая плеч, сделайте глубокий вздох так, чтобы легкие до конца

наполнились воздухом, и грудная клетка расширилась. Выдох постепенный,

бесшумный и полный. После небольшой паузы – снова вдох. Выполнять

упражнение необходимо, считая про себя.

Упражнения на «включенность» рук и всего корпуса

1.

Чувствуя

прогнутую

спину

и

не

поднимая

плечи,

потрясите

поднятыми вверх кулаками (тыльной стороной вперед) и «погрозите» ими.

2. Держите перед собой 1 и 2 пальцами воображаемое полотенце. Руки

легкие, локоть слегка закруглен. Поворачивайте его на «стержне» вправо и

влево.

3. Смена уровня опоры рук (три этажа):

Руки

спокойно

лежат

на

коленях.

На

счет

«раз»

положите

их

на

крышку рояля. На счет «два» – руки на пюпитре, на счет «три» – опять на

крышке, «четыре» – на коленях.

При подъеме рук локти нельзя опускать.

Упражнения на укрепление мышц пальцев рук

1. «Марширующие гномы»

Пальцы

«шагают»

по

плоской

поверхности,

как

гномы

шагают

ножками. Работают разные пары пальцев – 1-3, 2-3, 2-5, 3-5,2-5 и т. д.

Кисть остаѐтся в спокойном состоянии.

2. «Паучок»

«Шагают»

все пальцы.

Преподаватель

объясняет,

какими пальцами

шагать. Причем, следует называть разные пальцы для левой и правой руки.

Так ребенок быстрее запомнит номера пальцев.

3. «Паучки пошли в поход». Расскажите ребенку, как паучок несет

тяжелый

рюкзак

и,

пройдя

пятью

лапками,

осторожно

отдаѐт

рюкзак

второму паучку. Переносить «тяжесть» необходимо из пальца в палец, из

руки в руку.

Упражнение на развитие цепкости пальцев

1. Ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх

2. Отпуская мяч, сразу подхватывайте его той же рукой, не давая

упасть

3. То же, но отпускать мяч одной рукой, а подхватывать другой

Упражнения для укрепления ладонных сгибателей и разгибателей

1. Проминайте ладонь, опираясь на нижнюю поверхность 2-5 пальцами,

и отталкивайтесь пальцами от опоры пружинящими движениями

2.

Соберите

пальцы

в

щепотку

и

затем

мгновенно

и

очень

легко

«откройте» их (как будто кто-то на них подул). Рука легкая. После «взлета»

пальцы свободно «опадают».

3. «Щеточка». «Отбрасывание соринки» с колен «открывающимися»

легкими пальцами

и

затем

быстрое

обратное

движение

к

себе.

Кисть

в

работе

не

участвует. Ладонь широкая.

Упражнение на растяжение межпальцевых перепонок

1.

Положив

руки

на

колени,

веерообразно

разводите

и

собирайте

пальцы, как бы разглаживая платье

Упражнения на нахождение опоры в руках

1. «Вешалка» или «висячий мост».

Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на

них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями

2. Сядьте боком к клавиатуре, положив всю руку ладонью вниз на

закрытую

крышку

рояля.

Полулѐжа,

опирайтесь

на

плечо.

Постепенно

приподнимаясь, последовательно переносите опору с плеча на предплечье, с

предплечья на ладонь и ладонную поверхность и оттуда в кончики пальцев.

Упражнения на освобождение рук

1. Похлопывание ладонью по крышке рояля, закрывающей пюпитр в

разных еѐ местах. Рука в локте не сгибается. Хлопать можно с разной

степенью силы – и слегка, и со всего размаха

2. Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом круг перед собой.

Плечи

и

руки

совершенно

свободные.

Это

упражнение подготавливает

естественное исполнение стаккато, а так же октавного и секстового вибрато.

У каждого человека с детских лет руки неповторимо индивидуальны, и

учить

каждого

ребенка

нужно

нежно,

заботливо,

внимательно,

умно.

Необходимо помнить, что в этих маленьких, трогательных и беспомощных, а

иногда непослушных, сопротивляющихся, часто негативно относящихся к

каждому «поучающему» прикосновению педагога руках – часть секрета всей

будущей музыкальной биографии маленького человека, готовящегося стать

профессионалом – исполнителем.

***

Рекомендуемая литература:

1 А. Артоболевская « Первая встреча с музыкой» М.,1985

2.

Т.

Смирнова

«

Аллегро.

Интенсивный

курс.

Методические

рекомендации». М., 1994

3. А.Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков».

Л., 1985

4.Донотный период обучения

Донотный период обучения продолжается, как правило, 1-2 месяца, в

течение которых ученик играет различного рода упражнения, подбирает по

слуху, возможно использование так называемой игры «с рук».

Как только ученик сел за фортепиано, педагогу необходимо уделить

внимание его посадке за инструментом. Сидеть нужно свободно, и в то же

время

стройно

и

удобно

для

себя,

с

тем,

чтобы

можно

было

легко

использовать при игре плечевой пояс и верхнюю часть корпуса. Главным

ощущением

правильности

осанки

должно

стать

ощущение

«стержня»,

проходящего

вдоль

спины, прогнутости

торса, поддержки

всего

корпуса

мышцами

поясницы.

Локти

не

следует

ни

прижимать

к

туловищу,

ни

выворачивать в стороны. По высоте они должны быть примерно на уровне

клавиатуры или чуть выше. Большое значение имеет хорошая опора на ноги.

Поскольку

ноги

у ребенка обычно не

достают до пола,

их необходимо

поставить на скамеечку. Посадка должна всегда находиться в поле зрения

педагога. Посадка, так же как и положение рук на клавиатуре, во многом

индивидуальна.

Однако

существует

ряд

условий,

соблюдение

которых

необходимо для всех учащихся – это три точки опоры:

1. Ноги – это первая точка опоры. Они слегка расставлены и упираются

в пол или специальную подставку.

2. Сиденье стула – это вторая точка опоры. Следует садиться не на всѐ

сиденье стула, а только на его половину. Высота сиденья стула должна

регулироваться винтом или специальной подставкой.

3. Пальцы – это третья точка опоры. Спину нужно держать ровно,

слегка

наклоняясь

вперед

к

инструменту.

Пальцы

слегка

закруглены

и

кончиками упираются в клавиши. Для правильной посадки за инструментом

существует

множество

игровых

упражнений,

которые

помогут

ребенку

ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, осуществляя при

этом опору на ноги. Это могут быть такие упражнения

как: «Новая и

сломанная кукла», «Робот», «Шалтай-болтай», «Маятник».

Важное значение в донотный период имеет игра не только на белых,

но и на черных клавишах. Использование в начальном обучении черных

клавиш

необходимо.

Ещѐ

Шопен

считал

наиболее

удобным

способом

организации руки следующую последовательность:

e- fis- gis- ais-h .Эта

позиция

основана

на

использовании

естественной

длины

пальцев

и

различной высоты белых и черных клавиш.

Как

правило,

начинают

играть

третьим

пальцем

как

самым

устойчивым.

Игра

на

черных

клавишах

представляется

более

удобной,

потому

что

черная

клавиша

более

узкая,

она

заставляет

ученика

нацелиться на неѐ, что практически исключает игру прямым пальцем. Можно

(и нужно) играть по черным клавишам от нижнего к верхнему регистру и

наоборот перекрестным движением и читать стихи Пушкина:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

После игры на черных клавишах следует осваивать игру на белых.

Игра

двумя

руками

только

3-ми

пальцами

занимает

довольно

продолжительное время. Ребѐнок учится согласованности движений рук.

Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем станет

проще

и

легче

впоследствии

решать

задачу

овладения

игрой

другими

пальцами и все последующие задачи.

5.Упражнения донотного периода

1.

«Капель» – исполняется на черной клавише. Для выполнения этого

упражнения можно использовать следующие стихи С.Я.Маршака:

«Апрель, апрель, на дворе звенит капель»

2 «Кукушка» – исполняется одним 3 пальцем на 2-х черных клавишах в

разных октавах и разными руками

3

«Лепешки»

исполняется

2-мя

руками

одновременно.

Для

выполнения этого упражнения можно использовать следующие стихи:

«Наберу мучицы, подолью водицы,

для детей хороших напеку лепешек»

4

«Дождик»

симметричная

игра

двумя

руками

одновременно

с

использованием следующего текста:

«Дождик, дождик льѐт с утра, будет море у двора,

дождик, дождик льѐтся, в руки не даѐтся»

5.

«Колыбельная»

игра

legato

двумя

руками

в

симметричном

движении

« У кота – воркота колыбелька хороша»

6. «Радуга» – Рисуем сначала в воздухе, а затем на клавиатуре «радугу-

дугу», обозначая начало и конец:

« Ой, ты, радуга-дуга, под тобой лежат луга

в небе ты повисла, словно коромысло»

7. «Чижики – фасольки» – работа с простыми интервалами: терцией

(ми-до) и секундой (фа – соль)

8. Играем гамму:

«До-ре-ми-фа-соль-ля-си – едет зайка на такси

До-си-ля-соль-фа-ми-ре – ест морковное пюре»

9. Ритмические упражнения:

левая рука правая рука

раз-два – острова

три-четыре – мы приплыли

пять-шесть – сходим здесь

семь-восемь – сколько сосен

девять-десять – я в пути

обеими руками вместе:

досчитал до десяти

10. Читаем ритмический рисунок:

Андрей- воробей I I П I

Не гоняй голубей

П I П I

Гоняй галочек

П I I I

Из – под палочек

П I I I

***

Рекомендуемая литература:

1А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1971

2 И.Левин. «Основные принципы игры на фортепиано». М., 1978

3. М Москаленко. «Методика организации пианистического аппарата в

первый год обучения». Новосибирская консерватория, 1989.

4. Е. Тимакин. «Воспитание пианиста». М., 1984.

5 А. Шмид-Шкловская. «О воспитании пианистических навыков». Л.,

1985.

6. Т.

Юдовина-Гальперина.

«За

роялем

без

слѐз,

или

я

детский

педагог». С.П.,1992

6. Начальное обучение игре на фортепиано. Организация первых

уроков

Дополнительный материал (реферат)

Для успешных занятий музыкой важно правильное построение урока.

На

уроке

педагог

будит

любознательность

ученика,

учит

работать,

развивает

его

музыкальные

способности.

Конечно,

важно

не

только

пробудить интерес к занятиям, но и воспитать серьѐзное отношение к урокам

музыки, сформировать у ученика понятие долга по отношению к его

самостоятельной домашней работе.

На первом этапе работы уроки должны быть довольно короткими,

учитывая быструю утомляемость маленьких учеников. Можно организовать

учебный процесс таким образом, чтобы урок длился не более 20-25 мин., но

встречаться с учеником 3-4 раза в неделю. Постепенно и произведения, и

требования, предъявляемые к ученику, будут становиться немного сложнее и

содержание

урока

изменится.

Основную

его

часть

займет

проверка

домашнего задания и работа над разучиваемым репертуаром. Кроме того,

исполнительский показ педагога, его объяснения, их усвоение учащимся

занимают большую часть времени на уроке.

Несмотря на увеличение числа изучаемых пьес и их усложнение, часть

учебного

времени

по

прежнему

следует

уделить

подбору,

транспонированию.

Пусть

ребенок

приобретет

меньше

новых

исполнительских навыков, меньше, на первый взгляд, продвинется, но с ним

будут

проводиться

подлинно

музыкальные

занятия,

которые

помогут

выявить и развить его данные, углубить его понимание музыки, помогут в

дальнейшей работе.

Разработка первых двух уроков

Урок 1

Задача урока:

Познакомить ученика с инструментом, клавиатурой, регистрами.

Показать правильную посадку за инструментом.

Проверить ритм, выполнить несколько ритмических упражнений.

Поработать над развитием гибкости руки, кисти.

План урока (продолжительность 25 мин)

1. Рассказ о музыкальном инструменте, его устройстве (5 мин).

2. Отработка посадки за инструментом (3 мин).

3. Знакомство с клавиатурой. Регистры. Игра «Колобок» (5 мин).

4. Упражнения для постановки рук, упражнения на расслабление рук (5

мин).

5. Слушание музыки. Определение еѐ характера. Ритмичные движения

под музыку (5 мин).

6. Запись домашнего задания (2 мин).

Ход урока

1. Музыка – это большая, замечательная страна. Жителями этой страны

являются звуки, они могут рассказать о многом на своем музыкальном

языке,

который

ты

со

временем

научишься

понимать,

а

в

последствии

научишься выражать свои чувства посредством звука, то есть научишься

играть на музыкальном инструменте, петь, записывать музыку специальными

знаками – нотами и т.д.

Ты выбрал замечательный инструмент – фортепиано. Он был создан

более 200 лет назад итальянским музыкантом Бартоломео Кристофори. Этот

инструмент

издаѐт

громкие

звуки

«форте»

и

тихие

«пиано»,

поэтому

и

называется

фортепиано.

Фортепиано

инструмент

для

домашнего

музицирования, для маленького помещения, а вот в концертных залах стоит

его

старший

брат

рояль,

что

в

переводе

с

итальянского

означает

«королевский».

И

действительно,

среди

музыкальных

инструментов

по

умению звучать разнообразно – ему нет равных. Он умеет петь красивые

мелодии, умеет звучать с виртуозным блеском, рассыпаясь пассажами. Очень

многие композиторы писали музыку для этого инструмента, ты наверняка

слышал такие имена как Моцарт, Бетховен, Шопен, Чайковский, Рахманинов

и т.д.

Давай

посмотрим,

как

устроен

наш

инструмент,

как

работает

его

механизм,

воспроизводя

звуки

(открыть

крышку

инструмента,

показать

молоточки, как они ударяются о струны, если нажать на клавишу; заострить

внимание ребенка на толщине, длине струн, показать, как работают педали,

объяснить их назначение).

2. А теперь давай сядем за инструмент:

посмотри, как я сижу за

инструментом. Существует ряд правил посадки за инструментом:

1. Ровная спина. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и

предплечья не находились ниже клавиш. Сидеть необходимо не на всем

стуле, а на его половине.

2. Ноги должны стоять, полностью упираясь в пол или подставку для

ног.

Колени при этом согнуты под прямым углом.

3. Руки необходимо согнуть в локтях, но не прижимать их к туловищу,

а немного отвести в стороны, кисть руки должна быть расположена на

клавиатуре так, чтобы пальцы, слегка закругленные, упирались кончиками в

клавиши (объяснение сопровождается показом).

3. Ну вот, мы сели правильно и перед тобой – клавиатура. Клавиш на

фортепиано много: есть белые клавиши, есть черные клавиши. Клавиатура,

по высоте звучания, делится на три регистра:

высокий – (там живут птички, белочки, зайки),

средний – (лисички, волки),

низкий – (медведи, бегемоты, слоны).

А сейчас мы вместе с тобой поиграем в сказку «Колобок», а зверей

изобразим

звуками

в

разных регистрах.

Я

буду

играть

музыку

Колобка

(импровизация), а ты – Зайца, Лисы, Медведя.

4. Чтобы твои ручки не зажимались, не напрягались, не уставали,

необходимо выполнять специальные упражнения, которые первые месяцы

занятий надо обязательно повторять дома. Делать это нужно до тех пор, пока

руки

не

будут

чувствовать

себя

свободно,

но

в

то

же

время

собранно

(показать и выполнить вместе с учеником несколько упражнений, таких как

«

Мячик»,

«Радуга-дуга»,

«Полощем

бельѐ»,

«Висящий

мост»,

«Крабы

пошли в поход» и др.).

5. Сейчас я сыграю музыкальное произведение, а ты определишь, какая

это

музыка,

как

под

неѐ

можно

двигаться

(звучит

марш),

а

теперь

прохлопаем ритм этого марша. Теперь прошагай под музыку.

6. Что ты узнал из пройденного урока? Давай повторим: (ребенок

рассказывает, что он запомнил, показывает упражнения для рук).

7. Задание на дом: рассказать родителям об инструменте фортепиано.

Повторить

и

отработать

упражнения.

Завести

альбом

для

рисования,

нарисовать зверей, соответствующих по характеру трем регистрам.

Урок 2

Задача урока:

Закрепить знания об инструменте, регистрах.

Продолжить знакомство с клавиатурой.

Поработать над постановкой руки.

Работать над развитием чувства ритма. Определить характер музыки.

Знакомство с нотной грамотой.

План урока

Продолжительность 25 мин.

Ход урока

1.

Повторение

разученных

упражнений

для

развития

мышц

руки,

корпуса, плеча и т.д. Проверка рисунков (какому регистру соответствует тот

или иной рисунок).

Обязательно похвалить ученика!

Попросить ученика, чтобы он рассказал и показал основные правила

посадки за инструментом.

2. Сегодня мы познакомимся с клавиатурой более подробно. Итак, мы

знаем,

что

она

делится

на

три регистра,

какие?

Посмотри, клавиши

на

фортепиано

разные

по

цвету:

черные

и

белые.

Давай

познакомимся

с

черными клавишами. Как они расположены на клавиатуре? Да, правильно,

группами по две и три клавиши. Найди все группы по две клавиши, покажи

сначала левой рукой, а потом правой. А теперь покажи все группы по три.

Знаешь ли ты, как называются белые клавиши? До – ре – ми – фа – соль – ля

– си. Всего семь. Перед двумя черными клавишами расположена нота до.

Найди все ноты до на клавиатуре, сколько их?

3. А теперь давай выучим стихотворение «Радуга»:

Ой, ты радуга-дуга!

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла,

Словно коромысло.

Я, красивую такую, в

В полминуты нарисую.

А теперь нарисуем радугу в воздухе и опустим еѐ концы на далѐкие

друг от друга клавиши. «Рисовать» будем от одной и той же клавиши,

опускать конец радуги на третий палец. Сначала правой, потом левой рукой.

А теперь поиграем в игру «Поезд», я буду играть на фортепиано, а ты

двигаться в ритме музыки, изображая идущий поезд. Послушай сначала

пьесу

«Поезд».

Какая

была

музыка,

о

чѐм

она

тебе

рассказала?

Да,

правильно, поезд стоял на станции, и вот он загудел и начал медленно

двигаться, постепенно набирая скорость. Потом он разогнался, путь его был

далѐк, и он очень торопился доставить пассажиров. Но вот долгожданная

станция, поезд начинает постепенно сбрасывать скорость и, наконец,

остановился

и

загудел.

Ну,

а

теперь

покажи,

как

шел

поезд

(ребенок,

двигаясь по классу, изображает движение поезда).

4. А теперь мы с тобой разучим первую пьеску, которая называется

«Солнышко».

Играть

еѐ

нужно

на

одном

звуке,

брать

клавишу

мягко,

ласково. Следи за кистью, не растопыривай пальчики. Представь, что твоя

кисть – это паучок, который старательно пляшет одной ножкой (выучив

песенку-пьесу,

можно

попробовать

исполнить

вместе

с

педагогом

в

ансамбле, что очень нравится ученикам).

5.

Как

же

записать

звуки

на

бумаге?

Поучимся

это

делать.

Изображаются

звуки

знаками-нотами.

Это

овальные

кружочки,

располагаются они на пяти линейках, которые называются нотным станом.

Считать линеечки нужно снизу вверх (можно рассказать сказку « Жили-

были

ноты»).

Ноты

пишутся

на

линеечках

и

между

линейками.

Давай

напишем

сначала

на

линеечках,

а

потом

между

линейками

(ноты

сравниваются с бусами, нанизанными на ниточку).

6.

Домашнее

задание:

написать

нотки

на

линеечках

и

между

линеечками.

Выучить

стихотворение

«Радуга-дуга»

и

выполнить

упражнение, читая стихотворение вслух. Отработать упражнение «паучки»,

отслеживая движения пальцев попеременно. Повторить упражнения для рук.

Выучить считалку «Раз, два – острова» для работы на следующем уроке.

***

Рекомендуемая литература:

1. С.Барсукова «Пора играть, малыш». Ростов на Дону. Феникс 2004

2. Л.Баренбойм «Путь к музицированию». Л., 1980

3. Н.Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1983

4. Н.Минина «Давайте поиграем». М., 1993

5. Т.Смирнова

«Фортепиано.

Интенсивный

курс.

Методические

рекомендации». М., 1994

7.Постановка руки

Начальные игровые движения, постановка руки – важнейший этап в

развитии

юного

музыканта.

Он

во

многом

обуславливает

дальнейшее

продвижение ученика в исполнительском отношении. Ребенку со средними

данными постановка руки еще более необходима, чем одаренному, которому

прирожденная музыкальность во всем помогает.

Постановка руки должна проводиться во взаимосвязи со слуховым

контролем. Конечная цель работы по постановке руки – приспособляемость к

инструменту,

воспитание

правильных

приѐмов

звукоизвлечения,

предполагающих естественность игровых движений.

На этом этапе важно понять физические особенности руки и корпуса

руки и корпуса ученика. Не стоит ориентировать ребенка копировать руку

педагога, поскольку руки у всех разные. Способ ведения кисти каждый раз

подсказан природой, индивидуальными особенностями строения ладони и

пальцев.

Исходя

из

этого,

нужно

подбирать

ученику

тот

способ

игры,

который

ближе

ему,

даже

если

он

абсолютно

не

свойственен

самому

педагогу.

Согласно

современной

методике,

постановка

руки

начинается

с

извлечения

одного

звука

и

последующей

игры

на

«non

legato».

Первое

звукоизвлечение на инструменте – это первый шаг маленького пианиста в

мир пианистической техники. И здесь необходимо напряженное слуховое

внимание. Г. Нейгауз говорил: «Если вы музыкант, и притом пианист, а

значит,

любите

звук

рояля, то

и эта

возня

с

одним

единственным

звуком, прекрасным фортепианным звуком, это вслушивание в чудесное

дрожание «серебряной струны» есть великое наслаждение, и вы уже

находитесь у преддверья искусства». В данном случае речь идет не только

о высотном, но и о тембровом, динамическом слухе.

Работая над извлечением звука, следует просить ученика, «погрузив

палец в клавишу», слушать звук до полного его исчезновения. Звук должен

тянуться как можно дольше – именно это качество является показателем его

верного извлечения.

Необходимо помнить, что звук имеет три одинаково важных для слуха

стадии: начало, продолжительность и конец. К сожалению, многие ученики

приучены

слушать

только

начало

возникновения

звука,

упуская

важный

момент

его

протяженности

и перехода

в

следующий

звук.

Еще

больше

обостряет слуховое внимание прием игры legato, так как ученик должен

согласовать силу второго звука с моментом затухания предыдущего. Умение

уловить затухающий звук – это трудная задача, но совершенно необходимая

в

работе

над

этим

приемом.

Без

этого

невозможно

добиться

связной,

певучей манеры игры.

Работа над правильным звукоизвлечением – это новая фаза в развитии

слуха ученика. А.Д. Артоболевская, в своем сборнике « Первая встреча с

музыкой», пишет о постановке руки следующее:

«Рука должна быть расслаблена, а пальцы свободно свисать, так, чтобы

все они были в разъединѐнном положении. Не следует говорить ученику:

«играй круглыми пальцами», потому что ребенок начнет тогда неправильно

«закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а надо, чтобы между первым и

остальными пальцами просто получилось овальное окошко.

При этом

у

каждого

пальца

должны

быть

видны

бугорки

(места сгибания,

которые

образуют

каркас

свода

всей

кисти

руки),

которые

можно

обвести

для

большей

наглядности

фломастером.

Особое

внимание

обращают

на

постановку 1 пальца, который не должен прилипать к остальным, и должен

опускаться на клавиатуру краем подушечки. Запястье остается на уровне

белых клавиш.

Будущему

пианисту

необходимо

практически всегда

преодолевать

ударность рояля, поэтому в своих объяснениях педагог должен говорить, что

рояль «поет», что пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но

никогда не «ударяют» по клавишам. Ребенок должен понять и запомнить,

что рука – это его голос. Как чувствуешь, так и говоришь и играешь.

Педагог должен помочь ребенку правильно организовать жест через

воздействие своих рук (передача энергии и пластики тактильным способом) –

либо он играет руками ребенка, либо ребенок кладет свои руки сверху на

руки педагога и «чувствует», как организовывает игровое пространство

педагог.

Не стоит начинать обучение с требования свободы рук, так как у

учащихся

понятие

свободы

иногда

ассоциируется

с

понятием

расслабленности всего аппарата. Правильнее говорить о целесообразности,

организованности действий рук и их частей. Понятие «организованная рука»

исключает как излишнее напряжение мышц, так и вялость, пассивность.

Основная задача организации игровых движений начинающих состоит

в сочетании активности пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями

всей руки от плеча, кроме того, нужно развивать независимость движений

пальцев, а так же умение пользоваться движениями предплечья, плечевого

пояса и корпуса. Стоит избегать ошибочного мнения, что, поставив руку

ученика в начале обучения, можно уже не работать над движениями. Это

приведет в дальнейшем к тому, что движения ученика постепенно огрубеют,

«засоряться» и ему станет трудно играть.

Освоение навыков игры нон легато и стаккато

Необходимо начинать игру с развития навыков non legato и staccato, так

как игра legato на ранней стадии обучения может приводить к зажимам. При

игре

staccato

рука

ребенка

без

лишних

движений

совершает

взлет,

оттолкнувшись от клавиши, и через 1-2-3 октавы опускается с опорой на

другую клавишу. Затем несколько staccato в пределах одной октавы, перелет

через

несколько

октав,

опять

несколько

staccato

в

одной

октаве

и

возвращение

в

первую

клавишу

с

опорой.

Эти

упражнения

ребенок

выполняет отдельно каждой рукой (вверх, вниз, в разные стороны по всей

клавиатуре)

одновременно

перекрестными движениями

рук.

Такого

рода

«полетные»

упражнения

помогают

полнее

ощутить

клавиатуру,

почувствовать

поддержку

нижних

мышц

спины

и

поясницы,

дают

возможность ладони обрести эластичность и рессорность. При этом очень

важно следить за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не

напрягались. Желательно исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно

распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана. Полезно

играть пьесы, в которых сочетаются навыки staccato и короткого legato. Затем

следует вводить игру терциями (1м – 3м и 2м -4м пальцами). Переносы рук в

разные регистры связаны с крупными движениями (от плеча). В связи с этим

можно давать ученику специальные упражнения на перенос рук. Так же

полезно поиграть упражнения с использованием квинты (1м – 5м пальцами).

Основная нагрузка при этом падает на ладонные мышцы, а 1й и 5й пальцы

выполняют лишь функцию внешней опоры. Все упражнения необходимо

играть дугообразными переносами рук на разные расстояния, как на белых,

так

и

на

черных

клавишах.

Все

простейшие

мелодии

лучше

играть

на

стихотворный

текст,

поскольку

при

этом

ребенок

психологически

более

свободен и ярче проявляет свои пианистические возможности.

Освоение навыка игры legato

«Сыгранные хорошо на фортепиано ноты legato должны вплывать

одна в другую. Эффект «вплывания» невозможен без того, чтобы качество

звуков

было

однородным,

так

как

все

ноты

должны

быть

одинаковой

звуковой окраски» (И.Левин). Освоение ребенком элементарных навыков

исполнения приема legato начинается с игры двумя пальцами:

1. Игра двухзначных интонаций (интонации «вздоха»). Эти интонации

выполняются следующими парами пальцев: 4-3, 2-3, 5-4, 1-2.

Так

же

можно

ввести игру

legato

и5м

пальцами для

развития

ощущения

супинации

(направление

к

пятому

пальцу)

и

пронации

(направление в сторону 1-ого пальца)

Затем

можно

перейти

к

изучению

трех

звучных

интонаций.

Возможные варианты интонирования:

Ан-нуш-ка бе – рѐз – ка

ру – че – ѐк

Сначала

эти

интонации

исполняются

2-3-4

пальцами.

Постепенно

legato увеличивается до пяти звуков.

Игра терциями

Исполнять терции необходимо 1-3 и 2-4 пальцами. Переносы рук в

разные регистры связаны с крупными движениями (от плеча). Полезно

поиграть упражнения с использованием интервала квинты – 1 и 5 пальцами.

При этом основное напряжение приходится на ладонные мышцы, а первый и

пятый пальцы выполняют функцию опоры.

Все упражнения необходимо исполнять дугообразными переносами

рук на разные расстояния, как по белым, так и по черным клавишам.

8. Методика организации учебного процесса на начальном этапе

обучения

Организация урока

Для интенсивности развития маленького ученика необходима хорошая

организация урока. Полтора часа, приходящиеся на 2-х учеников, можно

поделить следующим образом:

30 мин.– 1 ученик

30 мин. – 1 и 2 ученики (игра в ансамбле, определение интервалов,

слушание музыки и т.д.)

30 мин- 2 ученик

Совместное обучение и музицирование повышает интерес к занятиям.

Полезно давать ученикам несколько одинаковых пьес. Они слушают друг

друга, стараясь определить достоинства и недостатки исполнения. Ошибки,

которые они фиксируют, не только заставляют слушать, но и предостерегают

от новых ошибок. Иногда полезно сыграть ученикам их пьесы в нескольких

вариантах и в каждом найти момент для какого-то нарушения подлинного

звучания. Слушая своего товарища, ученик должен найти этот момент и

объяснить причину неисправности.

Неплохо

практиковать

игру

одной

пьесы,

выбирая

пьесы

имитационного

характера.

Один

ученик

играет

первую

фразу,

другой

вторую. Всѐ это развивает реакцию и чувство ансамбля. Урок проходит живо,

весело, активно. И если кто-нибудь из учеников плохо знает текст, то к

следующему уроку он обязательно его выучит.

Игра в ансамбле с педагогом

Игра

в

ансамбле

очень

повышает

интерес

ребенка

к

занятиям.

В

современных учебных пособиях есть ряд ансамблей, в которых ученик играет

всего одну ноту. Эти ансамбли рекомендуются учащимся донотного периода

обучения.

Поощрение

Поощрение – большой стимул в работе с учеником. Не следует сразу в

резкой форме говорить учащимся о недостатках исполнения. Если педагог

видит,

что

ученик

проявляет

старательность,

то

лучше

подчеркнуть

его

достижения, иногда даже преувеличить их.

Доброжелательностью и лаской можно добиться гораздо большего

успеха, чем зловещей «двойкой».

Ученик

должен

чувствовать,

что

он

чего-то

добился

и

может

добиваться ещѐ больших результатов.

Окрылѐнность достигнутым – залог продвижения и успехов.

Воспитание навыков самостоятельной работы

«Я – сам!» – любимые слова маленьких детей, но при неправильном

воспитании ученик их забывает и вскоре понимает, что не так уж плохо,

когда за него думают другие. Но знания, основанные на своих впечатлениях

и

наблюдениях,

намного

прочнее

и

устойчивее,

нежели

полученные

от

педагога в готовом виде.

Активность педагога должна проявляться в пробуждении активности у

ученика, его умении самостоятельно мыслить, проявлять индивидуальность в

исполнении. С первых занятий с учеником необходимо развивать у него

навыки

самостоятельной

работы

с

произведением,

т.

е.

стремление

к

внимательному изучению текста.

По

мере

усвоения

нот,

длительностей,

штрихов,

аппликатуры,

динамики, ученик должен совершенно самостоятельно производить разбор.

Правильно выполненные задания необходимо особенно поощрять, для того

чтобы ученик чувствовал радость от завоеванной им высоты.

Воспитание навыков чтения нот с листа

Как только ученик освоил нотную грамоту, он должен на каждом уроке

получать домашнее задание по чтению нот с листа. Маленькому ученику

достаточно уделять этому хотя бы 10 минут в день. Домашнее задание

необходимо проверить и выставить оценку в специальную тетрадь.

Выбор программы для ученика

В последнее время стало дурной традицией вести каждого ученика,

независимо от его способностей, по программе профессиональной школы.

Нередко педагог считает, что он может свою работу показать тогда, когда

ученик играет программу на 1-2 класса сложнее. Конечно, темпы развития

учеников

значительно

изменились,

есть

немало

одаренных

учеников,

которым

нужно

завышать

в

определенных

случаях

программу.

Но

это

должно

быть

достигнуто

планомерным

и

умелым

техническим

и

музыкальным воспитанием ученика. Систематическое завышение программы

среднему ученику приведет к снижению требования самого исполнения, к

потере

качества

и

самоконтроля.

Фактически,

обучение

такого

ученика

сводиться

к

зазубриванию

текста,

поскольку

на

другую

работу

уже

не

остаѐтся времени. Окончив музыкальную школу, такой ученик оказывается

совершенно беспомощным: он не умеет ни читать с листа, ни грамотно

подбирать по слуху, ни разобрать новую для него пьесу.

Детей

нужно

делить

на

профессионально

ориентированных

и

получающих

общее

музыкальное

образование.

Нельзя

бояться

того,

что

ученик, занимающийся не по узко профессиональной программе, сначала

отстает от других. В работе с такими учащимися может помочь ориентация

на его осознанное восприятие, на внутреннее возбуждение живости ученика,

на урок – игру.

Воспитательная работа в классе

Не нужно забывать о том, что обучение ребенка есть лишь часть

общего

воспитания,

в

котором

эстетическое

начало

тесно

связано

с

этическим. Укреплению этой связи способствуют следующие формы работы:

совместное посещение музеев, концертов, прослушивание дисков с записью

классической

музыки,

вечера

самостоятельных

работ,

вечера-викторины,

лекции-концерты.

Освоение музыкальной грамоты

Значение

навыков

освоения

музыкальной

грамоты

общеизвестно,

однако нельзя допускать, чтобы ознакомление с нотами преобладало над

музицированием.

Овладение нотной записью начинается с записи ритма (пульса), т.е. с

записи музыкальных шагов. Ребенок должен ритмично проговаривать имена

своих друзей, названия зверей, птиц и прохлопывать:

Ли – па, со-сен-ка, Та-ня

Изучение нот лучше не начинать с ноты до, поскольку ученики учатся

отсчитывать

все

остальные

ноты

от

ноты

до.

Эта

нота

должна

лишь

зрительно

разделить

клавиатуру

на

две

территории,

одна

из

которых

предназначена для игры правой рукой, а другая – левой. Лучше объяснять

ноты в соответствии со строением клавиатуры, ориентируясь на черные

клавиши. Название октав давать не нужно, поскольку сложная информация

может испугать ученика, и будет отвлекать его от основного материала. Все

ноты сразу объяснять не стоит, потому что это сложно для ребенка. Сначала

он должен освоить принцип расположения нот – на линейках и между

линейками.

Вполне оправдывает себя одиннадцати линейная система с двумя

нотоносцами и общей нотой до между ними. По этой системе можно сразу

дать объяснение скрипичного и басового ключа:

Одновременно с изучением нот, необходимо учить правильному их

написанию. Лучше сначала научиться писать ноты, которые находятся на

линейках:

– на линеечках сидят

– те в окошечки глядят

Процесс изучения и чтения нот можно условно определить формулой:

«увидел – услышал – сыграл» или «услышал – увидел – сыграл». Исходя из

этого, изучение нот следует начинать не с обычного заучивания их названий,

а с усвоения небольшого отрезка диатонического звукоряда, примерно от 3

до 5 нот. Эти звуки ученик должен суметь спеть, записать и сыграть на

инструменте.

После этого

ему

дается

домашнее

задание

самостоятельно

составить звуковую

последовательность

с

тем,

чтобы

уметь

еѐ

спеть

и

сыграть на фортепиано. Этот метод пробуждает у ученика любопытство, а

затем и интерес к выполнению задачи.

Знакомство

с

нотами

предполагает

и

изучение

длительностей.

В

качестве основной счетной длительности дается четвертная нота и размер

4/4. Это упрощает объяснение значения такта и размера (в одном такте –

четыре

черные

ноты).

Объясняя

длительности,

можно

пользоваться

следующими схемами:

1. Принцип деления крупной длительности на ряд более мелких:

2. Принцип сложения длительностей в ряд более крупных:

+

=

+

+

=

+

+

+

=

Подобной схемой можно пользоваться для объяснения понятия «нота с

точкой».

+

=

+

+

=

Объясняя длительность звуков, нельзя не сказать о паузах. Прежде

всего, дети должны усвоить, что пауза – это знак молчания, то есть перерыв

в звучании, но не в движении музыкальной мысли. Это как бы дыхание в

музыкальной речи. Можно для более наглядного объяснения пауз привести в

качестве примера высказывание А.Д. Артоболевской, которая говорила, что

паузы

подобны

дырочкам

в

рисунке

кружева,

узор

которого

составляет

задуманное чередование пустых и заполненных промежутков. Музыкальный

узор так же состоит из заполненных звуком и лишенных звука отрезков

времени. Чередование тишины (молчания) и звука, собственно и создает

саму музыкальную ткань музыки. Однако необходимо помнить, говорила

А.Д. Артоболевская, что каждый промежуток в кружеве хорош, если он

соответствует узору, а иначе получается искажение, брак.

К изучению нотной грамоты можно подходить множеством способов,

при этом важно всегда преподносить материал так, чтобы не отпугнуть

ребенка сложностью, чтобы он воспринял это как интересную игру-задачу.

Такт, тактовая черта, доля, пульс – все эти понятия несложно объяснить

ребенку посредством игры-сказки, или с помощью доступных пониманию

ребенка примеров.

Фразировка

Ученик должен знать, что отдельные звуки образуют мотив, который

вливается в музыкальную фразу, фраза – в предложение. Как в любом языке,

в музыке существуют знаки препинания. Без членения на фразы музыка

бессмысленна,

но

работу

над

выявлением

отдельных

фраз

необходимо

сочетать

с

работой

над

внутренней

объединѐнностью

музыкальных

построений.

Музыкальную

фразу

педагог

должен

показать

ученику

на

примерах, очень могут помочь в данном случае песни со словами. Все знания

ученик

должен

получать

в

процессе музицирования.

Важно,

чтобы

сам

учащийся приходил к определенным выводам без помощи педагога.

Работа над звуком в начальном периоде обучения

Определяющим

моментом

работы

над

звуком

в

начальный

период

обучения служит стремление решить определенную звуковую задачу, в связи

с которой и надо рекомендовать соответствующие приемы. Такой подход

будет формировать мышление ученика в нужном направлении, воспитывать

у него правильное понимание соотношения художественной цели и средств,

необходимых для еѐ достижения.

Ребенок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить

палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо

игру, например: ноты веселые и хотят петь, или загрустили и поют нежно и

тихо, или поспорили и хотят перекричать друг друга. Это позволит делать

замечания ребенку в более мягкой форме (не говорить ему: «что ты так

громко играешь, барабанишь!» – а заметить: «что-то у тебя сегодня ноты

раскричались,

расшумелись»).

Тем

самым,

внимание

ребенка

концентрируется на извлекаемых им звуках. Самое главное, чтобы с первого

занятия ученик искал в звуках образ, настроение, и с этим чувством работал

над заданием.

Первая

решаемая

учеником

задача

определиться

в

своем

художественном замысле, как бы услышать желаемое звучание.

Вторая

задача

проанализировать,

подумать,

что

для этого

надо

сделать, какими должны быть движения рук.

При

таком

подходе

к

обучению

ребенок

заинтересован

в

рекомендациях

и

советах

преподавателя,

благодарен

ему

за

помощь.

С

первых

занятий

начинается

процесс

совместного

творчества.

В

этом

коренное

отличие

методики

от

широко

распространенной

практики

поэтапного

разучивания

музыкальных

произведений

(сначала

ноты,

аппликатура, отработка безошибочной игры и лишь затем – нюансировка, да

и то не в соответствии с душевным настроем ученика, а проставленная в

нотах).

При традиционном обучении основная задача учителя – объяснение

материала, в такой ситуации ученик только слушает и чисто механически

выполняет

задание.

Заинтересованность

ученика

при

этом

крайне

относительна.

Необходимо

стремиться

к

проблемному

обучению,

когда

учитель и ученик вместе «творят музыку», решая одновременно технические

и содержательные задачи.

***

Рекомендуемая литература:

1 А.Артоболевская. «Первая встреча с музыкой». М., 1985

2 Л.Баренбойм. «Путь к музицированию». Л., 1980

3. Я.Достал «Ребенок за роялем». М., 1981

4. А.Николаев «Очерки по методике обучения игре на фортепиано»

вып. 1 М.,1950



В раздел образования