Автор: Чернова Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 2
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Музыкальное образование в современном мире
Тема: Методический доклад
Раздел: дополнительное образование
1
Методический доклад на тему:
«Музыкальное образование в современном мире».
Преподаватель МБУ ДО ДМШ № 2 Волгограда
Чернова Н.Ю.
Для музыкальной школы уже несколько лет существует большая проблема –
каким образом заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться? С
каждым годом все меньше и меньше желающих учиться музыке, не все дети
доучиваются в музыкальной школе до конца. Сегодня мы отмечаем кризис
музыкальной школы как социального института, определенная часть причин
которого лежит также в области финансов и экономики, но основная причина
связана с концептуальными особенностями этого уникального типа
образования. Безусловно, ребенок, получивший музыкальное образование,
другими глазами смотрит на мир, умеет увидеть и оценить прекрасное,
поэтому обучение здесь дает человеку неоценимый жизненный опыт.
Детская музыкальная школа – для многих, окончивших ее, это отдельная
страничка в их жизни, которую никогда не сможешь забыть. Несмотря на то,
что музыкальная школа – это учебное заведение, в котором дети получают
дополнительное образование, тем не менее, это очень важный социально-
педагогический институт, имеющий свою историю развития.
В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть
общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной
элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития
человеческой культуры и в то же время является специфической формой
эстетической деятельности. Музыка по своей природе полифункциональна и
в отношении к человеку является инструментом познания и самопознания,
средством общения и ценностной ориентацией, а также источником
наслаждения и орудием духовно-практического изменения действительности.
Музыкальное воспитание детей - именно то своеобразное явление, которое
характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка.
2
Безусловно, сегодня речь не может идти о массовом музыкальном
воспитании детей, как это раньше предполагалось в рамках
общеобразовательной школы, в духе идей советской музыкальной педагогики
и ее главного идеолога Д. Кабалевского. Нельзя также не учитывать и того,
что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной
проблемой российской педагогики. В связи с этим необходимо
аргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных
школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять
новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями.
Существующая ныне система художественного образования сложилась в
нашей стране достаточно давно и базируется на признанных в мире
традициях музыкальной культуры. Детская музыкальная школа, рожденная
советской образовательной системой, имеет многие присущие именно этой
системе особенности ее функционирования не только специфически-
профессиональные, но и просветительские. Это многоплановое,
многофункциональное учебное заведение. Если исключить идеологический
аспект, то задачи музыкальных школ, определяемые с прошлого века,
остаются актуальными и ныне:
давать учащимся общее музыкальное образование, приобщать детей к
искусству, воспитывая их эстетический вкус на лучших образцах
классического русского и зарубежного искусства. Подготавливать наиболее
одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные
заведения.
Процесс модернизации не прошел мимо этого социального института. В
наши дни музыкальная школа представляет собой усовершенствованное,
модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и
возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и
образование детей.
Музыкальная педагогика - область и сама по себе достаточно широкая,
включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории
музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и
воспитания. Поэтому необходимо сделать учебный процесс настолько
интересным, чтобы ребенок посещал музыкальную школу с удовольствием,
чтобы обучение здесь было для него не в тягость.
В наш современный век компьютеризации новые технологии смогут помочь
преподавателю сделать учебный процесс в школе интересным и
насыщенным. Например, урок сольфеджио из скучного можно превратить в
очень занимательный и увлекательный с помощью электронных досок или
медиаклавиатур, компьютеров со специальными программами, в которых
можно сочинять и записывать мелодии, подбирать нужные аккорды и
гармонии и т.д. Введение в процесс обучения музыкально-компьютерных
технологий, безусловно, преображает учебный процесс, вовлекает детей в
творчество.
Что касается уроков музыкальной литературы, многие музыкальные школы
отходят от прослушивания музыки на грампластинках к более
усовершенствованным и современным способам: компакт-диски, слушание
музыки на компьютере или с помощью специальной звуковой аппаратуры
просмотр видео с концертов великих музыкантов, оперных и балетных
спектаклей.
Введение нового предмета – обучение игре на синтезаторе как на отдельном
музыкальном инструменте – показатель протекания процесса модернизации
музыкальных школ. Современные дети с огромным интересом и желанием
идут обучаться этому инструменту, который чаще всего преподается как
дополнительный к основному (фортепиано, баян, скрипка и т.д.)
Перечисленные выше новые технологии помогут преподавателям сделать
учебный процесс увлекательным и интересным для детей, а также обратить
внимание родителей на то, что обучение детей в музыкальной школе сможет
сформировать особое мировоззрение ребенка, сформировать его как
личность.
Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога
музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии,
анатомии и физиологии, эстетики. Занятия с учеником - это каждый раз новая
творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого
педагогического мышления, опирающегося на достижения современной
науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса
необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения
в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного
воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма,
музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства
учащихся. Настало время, когда вопрос о качестве работы педагога,
эффективность его музыкально-воспитательной деятельности становятся
первостепенными. В связи с этим особое значение приобретает улучшение
подготовки педагогов детских музыкальных школ, которое зависит от новых
акцентов в учебном процессе в музыкальном училище на оснащение
будущих преподавателей педагогическими знаниями и навыками. Это так же
касается введений новых технологических средств для улучшения и
усовершенствования учебного процесса. Безусловно, каждый преподаватель
должен быть обучен не только правильному обращению с ними, но и
использованию их на занятии.
Задача преподавателя музыки – не сводить проблемы музыкального
воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить
мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у детей развивался не только
интеллект, но и душа. Преподаватель должен ориентировать детей в мире
музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим
духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься
как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к
любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни. … Научить
познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении
с искусством музыки понять себя и свое место в Мире. Духовно-
нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в
житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся
применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в
трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве
на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у
учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть
направлены во зло человечества.
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным
образованием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с
1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного
богатства человека. Над умами властвует примитивное материальное
(денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных
ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими
катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для
здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и
многое другое – все это сказывается на духовном состоянии школьников и на
их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушится). В
этом кроются причины духовной деградации – рост детской наркомании и
самоубийств.
Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна
предлагать путь духовно-нравственной активности и гармонизации
душевных сил и противовес страстям и мерзостям жизни, вопрос лишь в том,
какая музыка? Все чаще говорят о музыкальной наркомании. А все великие
достижения европейской музыкальной культуры были тесно связано с верой
и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки. И.С.
Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и
других отечественных и зарубежных композиторов. Где же, если не в
музыкальной школе на уроках говорить об этом!
Концепция современного музыкального образования детей должна включать
раздел «Музыкально-экологическое просвещение», так как состояние
экологии земли с каждым годом ухудшается и нужно учить подрастающее
поколение бережно относиться к природе.
Сегодняшний ребёнок современного бурно меняющегося мира совсем иной,
чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом
развитии, но увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые
условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.
Необходимы духовно-нравственные акценты в музыкальном образовании.
Кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией:
зарубежные ученые констатируют, что школьники в условиях ранней
компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие
способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и
художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла
острая потребность сделать массовое образование творческим.
Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на
современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать
этих и других сетей самоистребления и так называемых «черных дыр»,
которые засасывает человека физически и духовно? Во все времена об этом
проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов
по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка.
Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества,
также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие.
Современной музыкальной школе нужна концепция музыкального
образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на
творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры,
создание условий для музыкально-творческого самораскрытия природного
дара каждого ребенка. Только в этом случае музыкальное воспитание и
образование может стать целостным и гармоничным.
Специфика обучения в музыкальных школах детей младшего возраста
связана также с их возрастной особенностью – особой художественной
одаренностью, уникальным творческим потенциалом, эмоциональной
отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И
важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития
художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их
невозможно.
Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо
эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими
способностями. Творческий потенциал – это чувство нового художественного
ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью
быстро действовать в новой ситуации. Чтобы раскрыть творческий потенциал
детей, обучающихся в музыкальной школе, надо больше приобщать их к
сотворчеству, к взаимодействию с другими искусствами как литература,
живопись. Важно, чтобы дети смогли проявить себя с разных сторон,
раскрыть свои возможности. Этому способствуют участие в концертах,
фестивалях, конкурсах, особенно где нужно не только исполнить выученное
музыкальное произведение, но и нарисовать к нему рисунок, раскрывающий
содержание этого произведения, подобрать к нему стихотворение, а ещё
лучше сочинить самому. Тогда ребёнок сможет показать себя во всех
ипостасях и где-то даже с неожиданной стороны раскрыть своё понимание
мира, творчества.
Уроки музыки это единый учебно-творческий процесс, все формы которого
слиты в органичном единстве. Однако при подготовке к уроку следует
продумать, каким образом развивать у детей музыкальные способности и
навыки. Музыкальное воспитание в школе предполагает развитие не только
интеллектуальных (в беседах о музыке) но собственно музыкальных
способностей детей: вокально-хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового,
мелодического и гармонического слуха, а также музыкально-
исполнительских навыков. Этим задачам соответствуют определенные
формы работы. Развитие музыкального восприятия осуществляется в
традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных видов
искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового
запаса, формированию определенного музыкально-слухового сознания,
музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок. Большое
значение здесь имеют словесные объяснения преподавателя, его беседы с
детьми. Преподаватель призван помочь детям выявить нравственную
направленность произведения, его положительное влияние на человека,
научить детей высказывать свое отношение к прослушанной музыке.
Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение
впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или стихах.
Почему дети, часто слушая не слышат? Для человека музыка является
«средой обитания». От звука нельзя отвернуться как от света – он настигает
нас помимо нашей воли сильно воздействуя на нашу нервную систему.
Современный человек в катастрофической искусственно-звуковой ситуации
города поневоле развил в себе способность сопротивляться звучащей среде,
воспринимая ее как звуковой фон (не придавая ей значения), в нашем
лексиконе появился даже термин «фоновая музыка». Если призадуматься
серьезно, то это явление идет вразрез с человеческой природой: испокон
веков едва уловимые нюансы звуков окружающего мира нужны были
человеку, чтобы выжить физически, - звуки предупреждали человека об
опасности, помогали распознать язык природы, а сколько оттенков в звуке
человеческого голоса! В голосах птиц и животных! И все это отразили
музыкальные звуки. Немудрено, что с давних времен музыка выявила
удивительную способность овладевать вниманием человека, магически
отключать его от реальности окружающей ситуации, обеспечивала особую
концентрацию энергии. Понимать музыку – это значит чувствовать ее всем
своим существом.
Как
добиться
у
детей
осознанного
слушания
музыки
понимания
ее
содержания. Восприятие музыки у детей младшего возраста синкретично: в
органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные,
слуховые,
вербальные,
моторно-пластические
впечатления.
Детям
от
природы присуща талантливость. И важно не упустить эту благоприятную
возможность для эстетического развития, так как компенсировать пробел в
этой и в позднем возрасте не всегда возможно. Начинать обучение следует с
произведений
музыкального
фольклора
народов
мира,
доклассической,
классической и современной русской и зарубежной музыки.
Специально
подобранный
для
детей
младшего
возраста
музыкальный
репертуар
должен
отвечать
двум
ведущим
принципам
–
высокой
художественности и доступности.
Предпочтение отдавать произведениям
небольшим,
с
яркой
запоминающийся
интонацией,
близких
детским
интересам. Произведения должны носить наглядно-действенный и наглядно-
образный характер, заключает в себе конкретные явления, понятные детям по
их
жизненному
опыту.
Возрастные
особенности
музыкальной
памяти
и
затрудняет восприятие развернутого во времени произведения.
Конечная цель музыкального воспитания–научить детей слушать музыку,
любить её, разбираться в ней.
Дети, которые учились в музыкальной школе и дети, которые не учились –
разные: музыкальные дети больше чувствуют, воспринимают творчество и
искусство. Дети, учившиеся в музыкальной школе, получают бесценный
багаж, который делает жизнь намного богаче и интереснее. И это самый
главный аргумент при выборе отдавать или не отдавать детей в музыкальную
школу.
Использованная литература:
- Симонова Т. Р. Ступеньки доверительности. Программа музыкального
воспитания и образования младших школьников / Т. Р. Симонова - Смоленск,
2009.
- Антология педагогической мысли России второй половины XX века. М.,
1998.
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос»,
2000.
-Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.