Напоминание

Методический доклад


Автор: Чернова Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 2
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Музыкальное образование в современном мире
Тема: Методический доклад
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Методический доклад на тему:

«Музыкальное образование в современном мире».

Преподаватель МБУ ДО ДМШ № 2 Волгограда

Чернова Н.Ю.

Для музыкальной школы уже несколько лет существует большая проблема –

каким образом заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться? С

каждым годом все меньше и меньше желающих учиться музыке, не все дети

доучиваются в музыкальной школе до конца. Сегодня мы отмечаем кризис

музыкальной школы как социального института, определенная часть причин

которого лежит также в области финансов и экономики, но основная причина

связана с концептуальными особенностями этого уникального типа

образования. Безусловно, ребенок, получивший музыкальное образование,

другими глазами смотрит на мир, умеет увидеть и оценить прекрасное,

поэтому обучение здесь дает человеку неоценимый жизненный опыт.

Детская музыкальная школа – для многих, окончивших ее, это отдельная

страничка в их жизни, которую никогда не сможешь забыть. Несмотря на то,

что музыкальная школа – это учебное заведение, в котором дети получают

дополнительное образование, тем не менее, это очень важный социально-

педагогический институт, имеющий свою историю развития.

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть

общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной

элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития

человеческой культуры и в то же время является специфической формой

эстетической деятельности. Музыка по своей природе полифункциональна и

в отношении к человеку является инструментом познания и самопознания,

средством общения и ценностной ориентацией, а также источником

наслаждения и орудием духовно-практического изменения действительности.

Музыкальное воспитание детей - именно то своеобразное явление, которое

характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка.

2

Безусловно, сегодня речь не может идти о массовом музыкальном

воспитании детей, как это раньше предполагалось в рамках

общеобразовательной школы, в духе идей советской музыкальной педагогики

и ее главного идеолога Д. Кабалевского. Нельзя также не учитывать и того,

что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной

проблемой российской педагогики. В связи с этим необходимо

аргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных

школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять

новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями.

Существующая ныне система художественного образования сложилась в

нашей стране достаточно давно и базируется на признанных в мире

традициях музыкальной культуры. Детская музыкальная школа, рожденная

советской образовательной системой, имеет многие присущие именно этой

системе особенности ее функционирования не только специфически-

профессиональные, но и просветительские. Это многоплановое,

многофункциональное учебное заведение. Если исключить идеологический

аспект, то задачи музыкальных школ, определяемые с прошлого века,

остаются актуальными и ныне:

давать учащимся общее музыкальное образование, приобщать детей к

искусству, воспитывая их эстетический вкус на лучших образцах

классического русского и зарубежного искусства. Подготавливать наиболее

одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные

заведения.

Процесс модернизации не прошел мимо этого социального института. В

наши дни музыкальная школа представляет собой усовершенствованное,

модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и

возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и

образование детей.

Музыкальная педагогика - область и сама по себе достаточно широкая,

включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории

музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и

воспитания. Поэтому необходимо сделать учебный процесс настолько

интересным, чтобы ребенок посещал музыкальную школу с удовольствием,

чтобы обучение здесь было для него не в тягость.

В наш современный век компьютеризации новые технологии смогут помочь

преподавателю сделать учебный процесс в школе интересным и

насыщенным. Например, урок сольфеджио из скучного можно превратить в

очень занимательный и увлекательный с помощью электронных досок или

медиаклавиатур, компьютеров со специальными программами, в которых

можно сочинять и записывать мелодии, подбирать нужные аккорды и

гармонии и т.д. Введение в процесс обучения музыкально-компьютерных

технологий, безусловно, преображает учебный процесс, вовлекает детей в

творчество.

Что касается уроков музыкальной литературы, многие музыкальные школы

отходят от прослушивания музыки на грампластинках к более

усовершенствованным и современным способам: компакт-диски, слушание

музыки на компьютере или с помощью специальной звуковой аппаратуры

просмотр видео с концертов великих музыкантов, оперных и балетных

спектаклей.

Введение нового предмета – обучение игре на синтезаторе как на отдельном

музыкальном инструменте – показатель протекания процесса модернизации

музыкальных школ. Современные дети с огромным интересом и желанием

идут обучаться этому инструменту, который чаще всего преподается как

дополнительный к основному (фортепиано, баян, скрипка и т.д.)

Перечисленные выше новые технологии помогут преподавателям сделать

учебный процесс увлекательным и интересным для детей, а также обратить

внимание родителей на то, что обучение детей в музыкальной школе сможет

сформировать особое мировоззрение ребенка, сформировать его как

личность.

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога

музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии,

анатомии и физиологии, эстетики. Занятия с учеником - это каждый раз новая

творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого

педагогического мышления, опирающегося на достижения современной

науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса

необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения

в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного

воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма,

музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства

учащихся. Настало время, когда вопрос о качестве работы педагога,

эффективность его музыкально-воспитательной деятельности становятся

первостепенными. В связи с этим особое значение приобретает улучшение

подготовки педагогов детских музыкальных школ, которое зависит от новых

акцентов в учебном процессе в музыкальном училище на оснащение

будущих преподавателей педагогическими знаниями и навыками. Это так же

касается введений новых технологических средств для улучшения и

усовершенствования учебного процесса. Безусловно, каждый преподаватель

должен быть обучен не только правильному обращению с ними, но и

использованию их на занятии.

Задача преподавателя музыки – не сводить проблемы музыкального

воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить

мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у детей развивался не только

интеллект, но и душа. Преподаватель должен ориентировать детей в мире

музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим

духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься

как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к

любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни. … Научить

познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении

с искусством музыки понять себя и свое место в Мире. Духовно-

нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в

житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся

применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в

трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве

на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у

учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть

направлены во зло человечества.

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным

образованием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с

1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного

богатства человека. Над умами властвует примитивное материальное

(денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных

ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими

катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для

здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и

многое другое – все это сказывается на духовном состоянии школьников и на

их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушится). В

этом кроются причины духовной деградации – рост детской наркомании и

самоубийств.

Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна

предлагать путь духовно-нравственной активности и гармонизации

душевных сил и противовес страстям и мерзостям жизни, вопрос лишь в том,

какая музыка? Все чаще говорят о музыкальной наркомании. А все великие

достижения европейской музыкальной культуры были тесно связано с верой

и религией. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки. И.С.

Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и

других отечественных и зарубежных композиторов. Где же, если не в

музыкальной школе на уроках говорить об этом!

Концепция современного музыкального образования детей должна включать

раздел «Музыкально-экологическое просвещение», так как состояние

экологии земли с каждым годом ухудшается и нужно учить подрастающее

поколение бережно относиться к природе.

Сегодняшний ребёнок современного бурно меняющегося мира совсем иной,

чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом

развитии, но увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые

условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

Необходимы духовно-нравственные акценты в музыкальном образовании.

Кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией:

зарубежные ученые констатируют, что школьники в условиях ранней

компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие

способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и

художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла

острая потребность сделать массовое образование творческим.

Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на

современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать

этих и других сетей самоистребления и так называемых «черных дыр»,

которые засасывает человека физически и духовно? Во все времена об этом

проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов

по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка.

Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества,

также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие.

Современной музыкальной школе нужна концепция музыкального

образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на

творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры,

создание условий для музыкально-творческого самораскрытия природного

дара каждого ребенка. Только в этом случае музыкальное воспитание и

образование может стать целостным и гармоничным.

Специфика обучения в музыкальных школах детей младшего возраста

связана также с их возрастной особенностью – особой художественной

одаренностью, уникальным творческим потенциалом, эмоциональной

отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И

важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития

художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их

невозможно.

Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо

эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими

способностями. Творческий потенциал – это чувство нового художественного

ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью

быстро действовать в новой ситуации. Чтобы раскрыть творческий потенциал

детей, обучающихся в музыкальной школе, надо больше приобщать их к

сотворчеству, к взаимодействию с другими искусствами как литература,

живопись. Важно, чтобы дети смогли проявить себя с разных сторон,

раскрыть свои возможности. Этому способствуют участие в концертах,

фестивалях, конкурсах, особенно где нужно не только исполнить выученное

музыкальное произведение, но и нарисовать к нему рисунок, раскрывающий

содержание этого произведения, подобрать к нему стихотворение, а ещё

лучше сочинить самому. Тогда ребёнок сможет показать себя во всех

ипостасях и где-то даже с неожиданной стороны раскрыть своё понимание

мира, творчества.

Уроки музыки это единый учебно-творческий процесс, все формы которого

слиты в органичном единстве. Однако при подготовке к уроку следует

продумать, каким образом развивать у детей музыкальные способности и

навыки. Музыкальное воспитание в школе предполагает развитие не только

интеллектуальных (в беседах о музыке) но собственно музыкальных

способностей детей: вокально-хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового,

мелодического и гармонического слуха, а также музыкально-

исполнительских навыков. Этим задачам соответствуют определенные

формы работы. Развитие музыкального восприятия осуществляется в

традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных видов

искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового

запаса, формированию определенного музыкально-слухового сознания,

музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок. Большое

значение здесь имеют словесные объяснения преподавателя, его беседы с

детьми. Преподаватель призван помочь детям выявить нравственную

направленность произведения, его положительное влияние на человека,

научить детей высказывать свое отношение к прослушанной музыке.

Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение

впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или стихах.

Почему дети, часто слушая не слышат? Для человека музыка является

«средой обитания». От звука нельзя отвернуться как от света – он настигает

нас помимо нашей воли сильно воздействуя на нашу нервную систему.

Современный человек в катастрофической искусственно-звуковой ситуации

города поневоле развил в себе способность сопротивляться звучащей среде,

воспринимая ее как звуковой фон (не придавая ей значения), в нашем

лексиконе появился даже термин «фоновая музыка». Если призадуматься

серьезно, то это явление идет вразрез с человеческой природой: испокон

веков едва уловимые нюансы звуков окружающего мира нужны были

человеку, чтобы выжить физически, - звуки предупреждали человека об

опасности, помогали распознать язык природы, а сколько оттенков в звуке

человеческого голоса! В голосах птиц и животных! И все это отразили

музыкальные звуки. Немудрено, что с давних времен музыка выявила

удивительную способность овладевать вниманием человека, магически

отключать его от реальности окружающей ситуации, обеспечивала особую

концентрацию энергии. Понимать музыку – это значит чувствовать ее всем

своим существом.

Как

добиться

у

детей

осознанного

слушания

музыки

понимания

ее

содержания. Восприятие музыки у детей младшего возраста синкретично: в

органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные,

слуховые,

вербальные,

моторно-пластические

впечатления.

Детям

от

природы присуща талантливость. И важно не упустить эту благоприятную

возможность для эстетического развития, так как компенсировать пробел в

этой и в позднем возрасте не всегда возможно. Начинать обучение следует с

произведений

музыкального

фольклора

народов

мира,

доклассической,

классической и современной русской и зарубежной музыки.

Специально

подобранный

для

детей

младшего

возраста

музыкальный

репертуар

должен

отвечать

двум

ведущим

принципам

высокой

художественности и доступности.

Предпочтение отдавать произведениям

небольшим,

с

яркой

запоминающийся

интонацией,

близких

детским

интересам. Произведения должны носить наглядно-действенный и наглядно-

образный характер, заключает в себе конкретные явления, понятные детям по

их

жизненному

опыту.

Возрастные

особенности

музыкальной

памяти

и

затрудняет восприятие развернутого во времени произведения.

Конечная цель музыкального воспитания–научить детей слушать музыку,

любить её, разбираться в ней.

Дети, которые учились в музыкальной школе и дети, которые не учились –

разные: музыкальные дети больше чувствуют, воспринимают творчество и

искусство. Дети, учившиеся в музыкальной школе, получают бесценный

багаж, который делает жизнь намного богаче и интереснее. И это самый

главный аргумент при выборе отдавать или не отдавать детей в музыкальную

школу.

Использованная литература:

- Симонова Т. Р. Ступеньки доверительности. Программа музыкального

воспитания и образования младших школьников / Т. Р. Симонова - Смоленск,

2009.

- Антология педагогической мысли России второй половины XX века. М.,

1998.

- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос»,

2000.

-Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.



В раздел образования