Напоминание

"Воспитание экологической культуры у дошкольников"


Автор: Мокеичева Елена Александровна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №210"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание экологической культуры у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание экологической культуры у дошкольников

В дошкольном возрасте дети наиболее эмоциональны и восприимчивы. Дети

могут заметить такие мелочи, происходящие в природе, на которые мы с

вами даже не обратим внимание. У природы дети учатся красоте, чувству

меры, добру, справедливости. Поэтому дошкольникам необходимо

прививать заботливое отношение к окружающему миру. Большую роль здесь

играет пример родителей и воспитателей. Как взрослые относятся к

окружающей среде, так и дети будут поступать. Если дома или в детском саду

есть растения или животные – это уже экологическая среда. Пересаживая,

опрыскивая или поливая растения, выгуливая собак, во время кормления

кошек, хомячков, попугайчиков или рыбок, дети принимают участие в заботе,

уходе и бережном отношении к окружающей среде. У них формируется

экологическое мировоззрение.

Читая книги о природе, мы имеем возможность всесторонне развивать

детей: расширяя их кругозор, показывая взаимосвязи в природе, побуждая

детей к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помочь делом.

В экологическом воспитании детей-дошкольников надо обращать внимание

на роль человека в природе. Человек не только пользователь даров природы,

а её составляющая часть. Человек полностью зависит от природы. Если он не

будет беречь, ценить, заботиться и ухаживать за окружающей средой – он

сам погибнет.

Детям в детском саду необходимо давать знания о природе в игровых

занятиях. Темы этих занятий безграничны. Вот некоторые из них: “Всем

нужна вода”, “Мы – друзья природы”, “Путешествие к Арктике”, “Вершки -

корешки”, “Дикие животные”, “Лес – многоэтажный дом”, “Магазин

комнатных растений”.

Я хочу поделиться своим опытом и привести пример занятия, на котором

дети старшей группы получают знания о живой и неживой природе.

Тема: “Живая и неживая природа”

Цель: ознакомление с понятием “Живая и неживая природа”

Задачи:

1.

Совершенствовать представления детей о понятии “природа”

2.

Познакомить с понятиями “живая природа” и “неживая природа”,

учить их различать

3.

Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение

4.

Развивать внимание, память, логическое мышление, речь, зрительное

восприятие, инициативность, воображение, творческие способности,

мелкую моторику рук

5.

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под

руководством воспитателя, уточнить известные способы действий в

ситуации затруднения

6.

Воспитывать желание помогать и оказывать помощь тем кто в ней

нуждается

Материалы и оборудование:

Компьютерная презентация “Живая и неживая природа”

20 демонстрационных картинок с изображением объектов живой и неживой

природы (роза, камни, море, медведь, радуга, снег, бабочка, облака и т. д.)

Самодельные альбомы: 1лист зелёный, 2 – синий на каждого ребёнка

По 6 картинок на каждого ребёнка размером 5 на 5 см с изображением

бабочки, белки, одуванчика, тучки, камней и солнышка

Разрезные картинки по теме “природа” на каждого ребёнка

Раскраски по количеству детей. На листе А4 две одинаковые картинки.

Цветные карандаши

Ход образовательной ситуации:

1. Воспитатель собирает детей около себя.

- Любите ли вы отдыхать? Где вы любите отдыхать?

1слайд (девочка Катя)

- Познакомьтесь, это Катя. Она поедет к бабушке в деревню. Как говорит её

мама “на природу”. Кате интересно узнать, что значит на природу. Ребята,

хотите помочь девочке разобраться, что такое природа?

2-3 слайд (пейзажные картины)

2. Воспитатель обращает внимание детей на слайд с изображением

пейзажной картины. Воспитатель предлагает помочь Кате разобраться, что из

изображённого является природой.

Дети высказывают свои предположения. Вместе делают вывод: ”Природа-

это то, что не создано руками человека”.

3. - Катя благодарит вас за то, что вы помогли ей узнать, что такое природа. У

неё есть набор картинок, которые она хотела бы разложить в альбомы. В

один альбом она хочет положить картинки с живой природой, а в другой – с

неживой природой. Но без вашей помощи она не справится. Поможем

Кате?

Дети подходят к столам, на которых лежат картинки и альбомы.

Воспитатель предлагает положить картинки с живой природой на зелёный

лист альбома, а с неживой природой на синий лист альбома.

Возникает затруднение, т.к. как дети относят к живой природе только

животных, а растения относят к неживой природе.

- Смогли вы разложить картинки? А почему? Картинки у всех одинаковые, а

разложили вы их по-разному? (Потому что мы не знаем, что такое живая и

неживая природа)

- Что нужно сделать, если что-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

- Спросить у того кто знает.

- Спросите.

4. -Давайте подумаем вместе.

4 слайд (дерево, собака)

Почему собака относится к живой природе? (Она дышит, растёт, двигается,

питается, размножается).

-А дерево? (Дышит, растёт, питается, размножается).

-Значит они живые?

5 слайд (объекты неживой природы)

-Солнце, снег, камень?

Выясняем, что они не дышат, не растут, не питаются, не размножаются.

Значит это неживая природа.

Все вместе уточняют, что такое живая и неживая природа.

Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором лежат картинки с

изображением природы.

-Возьмите 1-2 картинки. Картинку с изображением живой природы

прикрепите к правой стороне доски, а с неживой природой – к левой.

Дети выполняют задание. После этого возвращаются к столам и

проверяют, правильно ли они разложили картинки в альбомах и исправляют

ошибки, если таковые есть.

6 слайд - проверочный

5. Игра “Не ошибись”.

- Если я называю то, что относится к живой природе – вы хлопаете. Если

называю то, что относится к неживой природе – замираете.

Игра “Раскрась” 7 слайд (девочка с карандашами…)

- Ребята, Катя хочет рассказать бабушке о живой и неживой природе, и

просит помочь ей раскрасить картинки. А она отвезёт их к бабушке. Катя

просит вас на левой стороне листа раскрасить три объекта живой природы, а

на правой половине три объекта неживой природы

Дети выполняют задание.

Игра “Четвёртый лишний”

8, 9, 10, 11 слайды. На них по четыре картинки по данной теме. Дети находят

лишнюю картинку и объясняют свой выбор.

Игра “Разрезные картинки”

12 слайд (девочка с братом)

-Ребята, у Кати есть младший брат. Он взял ножницы и разрезал все картинки

из Катиной коллекции “Природа”. Картинок много, Кате одной не

справиться. Она просит вас помочь ей собрать картинки. Поможем?

Дети играют.

6. Воспитатель собирает детей около себя.

-Чем мы сегодня занимались?

-Смогли вы помочь Кате?

-Что было самым трудным?

-Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель благодарит и хвалит детей за помощь.



В раздел образования