Автор: Мокеичева Елена Александровна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №210"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание экологической культуры у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание экологической культуры у дошкольников
В дошкольном возрасте дети наиболее эмоциональны и восприимчивы. Дети
могут заметить такие мелочи, происходящие в природе, на которые мы с
вами даже не обратим внимание. У природы дети учатся красоте, чувству
меры, добру, справедливости. Поэтому дошкольникам необходимо
прививать заботливое отношение к окружающему миру. Большую роль здесь
играет пример родителей и воспитателей. Как взрослые относятся к
окружающей среде, так и дети будут поступать. Если дома или в детском саду
есть растения или животные – это уже экологическая среда. Пересаживая,
опрыскивая или поливая растения, выгуливая собак, во время кормления
кошек, хомячков, попугайчиков или рыбок, дети принимают участие в заботе,
уходе и бережном отношении к окружающей среде. У них формируется
экологическое мировоззрение.
Читая книги о природе, мы имеем возможность всесторонне развивать
детей: расширяя их кругозор, показывая взаимосвязи в природе, побуждая
детей к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помочь делом.
В экологическом воспитании детей-дошкольников надо обращать внимание
на роль человека в природе. Человек не только пользователь даров природы,
а её составляющая часть. Человек полностью зависит от природы. Если он не
будет беречь, ценить, заботиться и ухаживать за окружающей средой – он
сам погибнет.
Детям в детском саду необходимо давать знания о природе в игровых
занятиях. Темы этих занятий безграничны. Вот некоторые из них: “Всем
нужна вода”, “Мы – друзья природы”, “Путешествие к Арктике”, “Вершки -
корешки”, “Дикие животные”, “Лес – многоэтажный дом”, “Магазин
комнатных растений”.
Я хочу поделиться своим опытом и привести пример занятия, на котором
дети старшей группы получают знания о живой и неживой природе.
Тема: “Живая и неживая природа”
Цель: ознакомление с понятием “Живая и неживая природа”
Задачи:
1.
Совершенствовать представления детей о понятии “природа”
2.
Познакомить с понятиями “живая природа” и “неживая природа”,
учить их различать
3.
Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение
4.
Развивать внимание, память, логическое мышление, речь, зрительное
восприятие, инициативность, воображение, творческие способности,
мелкую моторику рук
5.
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под
руководством воспитателя, уточнить известные способы действий в
ситуации затруднения
6.
Воспитывать желание помогать и оказывать помощь тем кто в ней
нуждается
Материалы и оборудование:
Компьютерная презентация “Живая и неживая природа”
20 демонстрационных картинок с изображением объектов живой и неживой
природы (роза, камни, море, медведь, радуга, снег, бабочка, облака и т. д.)
Самодельные альбомы: 1лист зелёный, 2 – синий на каждого ребёнка
По 6 картинок на каждого ребёнка размером 5 на 5 см с изображением
бабочки, белки, одуванчика, тучки, камней и солнышка
Разрезные картинки по теме “природа” на каждого ребёнка
Раскраски по количеству детей. На листе А4 две одинаковые картинки.
Цветные карандаши
Ход образовательной ситуации:
1. Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы отдыхать? Где вы любите отдыхать?
1слайд (девочка Катя)
- Познакомьтесь, это Катя. Она поедет к бабушке в деревню. Как говорит её
мама “на природу”. Кате интересно узнать, что значит на природу. Ребята,
хотите помочь девочке разобраться, что такое природа?
2-3 слайд (пейзажные картины)
2. Воспитатель обращает внимание детей на слайд с изображением
пейзажной картины. Воспитатель предлагает помочь Кате разобраться, что из
изображённого является природой.
Дети высказывают свои предположения. Вместе делают вывод: ”Природа-
это то, что не создано руками человека”.
3. - Катя благодарит вас за то, что вы помогли ей узнать, что такое природа. У
неё есть набор картинок, которые она хотела бы разложить в альбомы. В
один альбом она хочет положить картинки с живой природой, а в другой – с
неживой природой. Но без вашей помощи она не справится. Поможем
Кате?
Дети подходят к столам, на которых лежат картинки и альбомы.
Воспитатель предлагает положить картинки с живой природой на зелёный
лист альбома, а с неживой природой на синий лист альбома.
Возникает затруднение, т.к. как дети относят к живой природе только
животных, а растения относят к неживой природе.
- Смогли вы разложить картинки? А почему? Картинки у всех одинаковые, а
разложили вы их по-разному? (Потому что мы не знаем, что такое живая и
неживая природа)
- Что нужно сделать, если что-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
- Спросить у того кто знает.
- Спросите.
4. -Давайте подумаем вместе.
4 слайд (дерево, собака)
Почему собака относится к живой природе? (Она дышит, растёт, двигается,
питается, размножается).
-А дерево? (Дышит, растёт, питается, размножается).
-Значит они живые?
5 слайд (объекты неживой природы)
-Солнце, снег, камень?
Выясняем, что они не дышат, не растут, не питаются, не размножаются.
Значит это неживая природа.
Все вместе уточняют, что такое живая и неживая природа.
Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором лежат картинки с
изображением природы.
-Возьмите 1-2 картинки. Картинку с изображением живой природы
прикрепите к правой стороне доски, а с неживой природой – к левой.
Дети выполняют задание. После этого возвращаются к столам и
проверяют, правильно ли они разложили картинки в альбомах и исправляют
ошибки, если таковые есть.
6 слайд - проверочный
5. Игра “Не ошибись”.
- Если я называю то, что относится к живой природе – вы хлопаете. Если
называю то, что относится к неживой природе – замираете.
Игра “Раскрась” 7 слайд (девочка с карандашами…)
- Ребята, Катя хочет рассказать бабушке о живой и неживой природе, и
просит помочь ей раскрасить картинки. А она отвезёт их к бабушке. Катя
просит вас на левой стороне листа раскрасить три объекта живой природы, а
на правой половине три объекта неживой природы
Дети выполняют задание.
Игра “Четвёртый лишний”
8, 9, 10, 11 слайды. На них по четыре картинки по данной теме. Дети находят
лишнюю картинку и объясняют свой выбор.
Игра “Разрезные картинки”
12 слайд (девочка с братом)
-Ребята, у Кати есть младший брат. Он взял ножницы и разрезал все картинки
из Катиной коллекции “Природа”. Картинок много, Кате одной не
справиться. Она просит вас помочь ей собрать картинки. Поможем?
Дети играют.
6. Воспитатель собирает детей около себя.
-Чем мы сегодня занимались?
-Смогли вы помочь Кате?
-Что было самым трудным?
-Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель благодарит и хвалит детей за помощь.