Автор: Шадрина Галина Николаевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ детский сад 7
Населённый пункт: Новосибирская область г. Татарск
Наименование материала: Проект
Тема: " Развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 7 г.Татарска
ПРИНЯТО
решением педагогического совета
протокол № 1 от _______ 2018г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ – детский сад № 7
Чернигова А.В.
Проект
« Развитие творческих способностей детей
средствами театрализованного искусства»
для детей 4 – 7 лет
Составитель:
Шадрина Г.Н., воспитатель
Высшей квалификационной категории
2018г.
Введение.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании
воспитательного
процесса
дошкольного
образовательного
учреждения
и
является
его
приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное
значение
имеет
разнообразная
художественная
деятельность
—
изобразительная,
музыкальная,
художественно-речевая
и
др.
Важной
задачей
эстетического
воспитания
является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического
вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для
эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей
представляет театрализованная деятельность.
Занятия
театрализованной
деятельностью
помогают
развить
интересы
и
способности
ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к
познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию
ассоциативного
мышления;
настойчивости,
целеустремленности,
проявлению
общего
интеллекта,
эмоций
при
проигрывании
ролей.
Кроме
того,
занятия
театральной
деятельностью
требуют
от
ребенка
решительности,
систематичности
в
работе,
трудолюбия,
что
способствует
формированию
волевых
черт
характера.
У
ребенка
развивается
умение
комбинировать
образы,
интуиция,
смекалка
и
изобретательность,
способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления
на
сцене
перед
зрителями
способствуют
реализации
творческих
сил
и
духовных
потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций
исполнителя
и
зрителя,
которые
постоянно
берет
на
себя
ребенок,
помогает
ему
продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше
овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные
игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в
мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся
более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать
свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального
искусства, формирование у детей интереса к театрализованной
деятельности.
Задачи кружковой деятельности:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов
творчества по возрастным группам.
- Создать условий для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,
сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
-Совершенствовать
артистические
навыки
детей
в
плане
переживания
и
воплощения
образа, а также их исполнительские умения.
- Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знания
детей
о
театре,
его
истории,
устройстве,
театральных
профессиях,
костюмах,
атрибутах, театральной терминологии.
- Учить детей изготовлять атрибуты для театрализованной деятельности с
помощью нетрадиционных техник.
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.
Принципы
Подходы
1 .
Н а г л я д н о с т ь
в
о б у ч е н и и
–
осуществляется на восприятии наглядного
материала (иллюстрации, видеоматериалы,
экскурсии в театр, музыкальные фрагменты,
театрализованные
спектакли
педагогов
детского учреждения);
2 . Д о с т у п н о с т ь
– театрализованная
деятельность
детей
составлена
с
учетом
возрастных
особенностей,
построена
по
принципу
дидактики
(от
простого
к
сложному);
3. Проблемность – направленна на поиск
разрешения проблемных ситуаций;
4.
Развивающий
и
воспитательный
характер
обучения
–
н ап р а в л е н
н а
расширение
кругозора,
на
развитие
патриотических чувств и познавательных
процессов.
- принцип создания условий для раскрытия
личностного потенциала детей;
- принцип доступности материала и его
увлекательности
д л я
д е т е й
данного
возраста,
предполагающий
опору
на
образное
восприятие,
эмпирическое
мышление
дошкольников,
использование
наиболее
эмоционально
привлекательных
источников
ценностной
информации:
музыки, живописи, сказок, рассказов и т.д.;
-
принцип
опоры
на
предыдущий
жизненный
опыт ребенка и взращивания
его
опыта
в
специально
моделируемых
ситуациях
предполагает
обращение
при
обсуждении
нравственных
понятий
и
оценке поступков к субъективному опыту
детей:
наблюдаемым
ими
поступкам
и
действиям
других
людей,
собственным
действиям в различных ситуациях и опыту
их эмоционального переживания; а также
с о з д а н и е
с и т у а ц и й
с
п о м о щ ь ю
и м и т а ц и о н н ы х
и г р
и
э т юд о в
д л я
приобретения данного опыта;
-
личностно - ориентированный подход,
предоставление
возможности
каждому
р е б е н к у
д л я
с а м о р е а л и з а ц и и ,
самораскрытия;
- деятельностный подход включение детей
в реально значимые и социально значимые
проекты;
-
индивидуальный подход, необходимость
индивидуального
подхода
вызвана
тем
обстоятельством, что любое воздействие на
р е б е н к а
п р е л о м л я е т с я
ч е р е з
е г о
индивидуальные
особенности,
чере з
«внутренние условия», без учета которых
невозможен
по-настоящему
действенный
процесс воспитания;
Возрастные особенности:
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Дети активно
Развивается
Развивается
овладевают
связной речью, могут
пересказывать
небольшие
литературные
произведения,
рассказывать об
игрушке, картинке, о
некоторых событиях из
личной жизни.
С удовольствием
слушают
волшебные сказки и
начинают их
обыгрывать.
произвольное
запоминание,
память - и
кратковременная, и
долговременная,
зрительная,
слуховая.
В творческой
деятельности
самостоятельно
определяет замысел,
способы и формы его
воплощения.
произвольное
запоминание,
память - и
кратковременная, и
долговременная,
зрительная,
слуховая. Ребѐнок
овладевает образным
мышлением, а также
развитой речью с
большим запасом слов.
В театральной
деятельности может
самостоятельно
распределять роли,
разворачивать сюжет.
Основной
формой
организации
образовательного
процесса
является
совместная
деятельность
взрослого
с
детьми:
занятия,
драмматизация,
осуществляемая
в
ходе
режимных моментов.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
Взаимодействие с родителями и специалистами:
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов
ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных
проблем у детей.
Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников.
Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей.
Родители
оказывают
помощь
в
изготовлении
атрибутов,
костюмов
к
праздникам;
участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и
навыки,
полученные
детьми
на
занятиях
и,
тем
самым,
достичь
желаемых
нами
результатов.
Целевые ориентиры:
4-5 лет
- Имеют представление об истории театра.
- Знают названия разных театров (настольный, Би-ба-бо, пальчиковый,
теневой, театр марионеток).
- Умеют использовать атрибуты, различные виды кукол в играх, в постановках спектаклей.
- Умеют использовать мимику, пантомимику.
- Умеют придумывать простые сказки.
5-6 лет
- Умеют использовать ритмопластику.
- Умеют придумывать разные сказки, рассказы.
- Могут составить рассказ по нарисованным персонажам театрализованной деятельности
- Имеют представления о традициях и народной культуре.
- Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения.
- Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
- Умеют изготовлять атрибуты для театрализованной деятельности.
6-7 лет
- Уметь создавать импровизации под музыку разного характера.
- Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
- Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
- Уметь подобрать рифму к заданному слову.
- Уметь сочинить рассказ от имени героя.
- Уметь составлять диалог между сказочными героями
- Могут составить сказку по нарисованным персонажам
театрализованной деятельности
- Умеют изготовлять атрибуты для театрализованной деятельности.
Содержательный раздел.
Рабочая программа кружка «Театральная мозаика» учитывает:
образовательные потребности и интересы детей (выявляются в процессе наблюдения
за детьми во время их пребывания в детском саду, через беседы с родителями,
ориентируются на возрастные и индивидуальные особенности детей;
образовательные
потребности
и
интересы
членов
их
семей
(выявляются
через
проведение
опроса,
обсуждение
предложенных
программ
на
родительских
собраниях, анкетирование;
возможности педагогического коллектива детского сада
(выявляются в процессе
изучения профессионально-педагогических потребностей, интересов и готовности
педагогов к решению профессионально-педагогических задач).
С
детьми 4-5 лет образовательная работа направлена на расширение образовательной
области «Художественно – эстетическое развитие», осуществляется при взаимодействии
со
взрослыми,
другими
детьми,
самостоятельную
деятельность
и
при
проведении
режимных моментов в соответствии с планированием:
Тематическое планирование для детей 4-5 лет:
Месяц
Тема
С о д е р ж а н и е
о б р а з о в а т е л ь н о й
деятельности
сентябрь
Кончилось лето.
Активизировать
слуховое
восприятия,
учить
разыгрывать
знакомую
сказку
в
настольном театре. Учить входить в роль.
Использовать небольшой мяч, волшебный
мешочек,
фигурки
театра
к
русской
народной
сказке
«Колобок»,
элементы
костюма Колобка.
Долгий вечерок.
Приобщать
детей
к
народной
традиции;
познакомить
со
сказкой
«Кочеток
и
курочка»;
заинтересовать
детей
театром
картинок;
учить
запоминать
сказку;
развивать воображение детей.
Использовать
декорации
русской
избы,
колыбельку
с
куклой-младенцем,
русские
народные костюмы.
На озере.
Порадовать
детей
эмоционально
игровой
ситуацией, вызвать желание играть; учить
выступать
в
ролях
перед
сверстниками;
побуждать к двигательной импровизации;
у ч и т ь
в ы р а з и т е л ь н о
п р о и з н о с и т ь
стихотворный
текст,
действовать
с
воображаемыми предметами.
Использовать
удочки,
ведра,
шляпы
для
рыбаков,
платочек
для
хозяйки,
шапочка
кота, шапочки ершей, муляж рыбы.
В нашем саду.
Дать
представление
об
урожае
плодов
в
саду; побуждать детей к самовыражению
художественных
образов;
развивать
а р т и с т и ч е с к и е
с п о с о б н о с т и
и
д в и г а т е л ь н у ю
а к т и в н о с т ь
д е т е й ;
познакомит со сказкой «Фруктовый спор»;
учить отвечать на вопросы по содержанию
с к а з к и .
И с п о л ь з о в а т ь
д е к о р а ц и и
фруктового сада (деревья: яблони, груши,
сливы, вишня, виноград); ваза и муляжи
плодов; корзина.
октябрь
Овощной базар.
Вовлечь
детей
в
игровой
сюжет;
учить
взаимодействовать с партнером в сюжетно-
ролевой
игре;
учить
выражать
эмоции
в
роли;
способствовать
выразительности
интонации речи. Использовать корзины с
овощами
для
украшения
стола;
шапочки
овощей
для
игры
(лук,
помидор,
свекла,
к а п у с т а ) ;
ш а п о ч к и
о в о щ е й
д л я
инсценирование (Репка).
За орехами.
П о б у ж д а т ь
д е т е й
в к л ю ч а т ь с я
в
предложенный
игровой
образ;
учить
проявлять инициативу в игре, предлагать
свои варианты интерпретации небольших
ролей;
взаимодействовать
в
и г р а х -
драматизациях;
учить
использовать
мимику,
жест,
позу,
интонацию
для
создания образа роли.
Использовать
декорацию
берега
озера;
дерево орешина; элементы костюмов для
участников сказки (курочка, кочеток, бояре,
пастухи, козы, хозяйка, свинья, волк).
Улетели птицы
вдаль.
Учить детей выразительно играть роли в
небольших сценках; учить взаимодействию
в
ролевой
игре;
развивать
воображение
детей в этюдах; вызывать эмоциональный
о т к л и к
н а
м у з ы к а л ь н ы е
о б р а з ы :
познакомить
со
сказкой;
учить
понимать
нравственную сторону поступков.
Использовать
шапочки
птиц
( у т ка ,
скворец);
музыкальные
записи
(крик
птиц,
музыка
полета);
куклы перчаточного театра.
Игра в спектакль.
Приобщить
детей
к
д р а м ат и з а ц и и ;
способствовать
свободному
пересказу
зн а ком о й
с ка зк и .
У ч и т ь
г о т о в и т ь
самостоятельно
все
необходимое
для
своего
спектакля;
учить
партнерскому
взаимодействию;
воспитывать
чувство
коллективизма.
Использовать
подручные
средства
для
импровизированного спектакля;
мягкая игрушка гусь.
ноябрь
Утки – беленькие
грудки.
Учить
детей
выразительно
двигаться
в
соответствии с художественным образом;
побуждать
при
помощи
интонации
выражать
свои
настроения;
буди ть
в о о б р а ж е н и е
д е т е й ;
в ы з ы в а т ь
эмоциональный
отклик
на
игровые
ситуации.
Использовать
шапочки
утят;
костюм
хозяйки,
герои
сказок
(для
викторин); театр картинок.
Сказки лесного
пня.
Развивать воображение детей; побуждать к
фантазированию;
учить
выражать
свои
фантазии в словах; настраивать на игровой
сюжет;
учить
внимательно
смотреть
и
слушать
сказку;
учить
прослеживать
с юже т н ы е
л и н и и ;
у ч и т ь
ч е т ко с т и
п р о и з н о ш е н и я
в
с к о р о г о в о р к а х .
Использовать
музыкальные
з ап и с и
(осенние пейзажи); ворох осенних листьев
(из
картона,
бумаги);
пень
обросший
цветами: куклы театра би-ба-бо (девочка,
дедушка, бабушка, две подружки, медведь,
волк, лиса).
Девочка в лесу.
Развивать
воображение
детей,
учить
отвечать
на
вопросы
знакомой
сказки,
вовлекать в игровой сюжет, учить вступать
в
ролевой
диалог
с
партнером,
учить
рисовать по предложенному замыслу.
Ставим спектакль.
Научить
детей
оборудовать
место
для
театрализованной
игры,
приобщать
к
творческой
работе
(обсуждать
замысел,
атрибуты и др.);
у ч и т ь
д е й с т в о в ат ь
т е а т р а л ь н ы м и
фигурками;
показывать
при
помощи
интонации
настроение героя;
развивать
речевые
способности;
учить
выразительности исполнения роли.
декабрь
Зимние забавы.
С о з д а т ь
а т м о с ф е р у
в о л ш е б с т в а ,
сказочности,
учить
детей
придумывать
игровые
ситуации;
развивать
творческое
воображение
детей;
порадовать
и
увлечь
детей игровой ситуацией.
Прогулка с
куклами.
Развивать
воображение
детей,
учить
этюдам
с
воображаемыми
предметами
и
действиями;
побуждать
эмоционально
о т з ы в а т ь с я
н а
и г р у,
в х о д и т ь
в
предполагаемые обстоятельства.
С к а з к и
и з
сундучка.
Познакомить детей с новой сказкой; учить
детей внимательно слушать ее; пробудить
желание
обыгрывать
понравившуюся
сказку в пластических этюдах; прививать
умения выразительно двигаться.
В
гости
е л оч ка
пришла.
Вовлечь детей в эмоциональную игровую
ситуацию;
учить
ролевому
воплощению;
создавать
условия
для
эмоционального
проживания в роли; развивать эстетический
вкус; включать в разыгрывание сюжетов.
январь
Растем
здоровыми
и крепкими.
Призывать
к
здоровому
образу
жизни;
научить детей импровизировать в сюжетно-
ролевой
игре;
учить
обустраивать
место
игры; дать представление о работе врача;
учить
вступать
в
ролевой
д и а л о г ;
стимулировать
двигательную
активность
детей.
И г р а е м
в
профессии.
Дать детям элементарное представление о
профессиях;
воспитывать
уважение
к
людям труда; дать нравственные ориентиры
о
профессиональных
качествах
(хороший
повар – плохой повар); побуждать в игру
импровизацию.
февраль
С п е ш и м
н а
представление.
Вовлечь
детей
в
сюжетно-ролевую
ситуацию; познакомить со сказкой; учить
внимательно
смотреть
и
слушать
сказку;
приобщать
детей
к
русской
народной
традиции; порадовать детей.
Сундучок
откройся.
Пробуждать
ассоциации
детей;
учить
вживаться в художественный образ; увлечь
игровой
ситуацией;
учить
вступать
во
взаимодействие с партнером.
Тайны Лесовичка.
Вовлечь
детей
в
театрализованную
игру;
пробудить положительное эмоциональное
отношение
к
театру
банок;
побуждать
к
выразительности в этюдах; активизировать
двигательную активность в игре.
Зимовье зверей.
Познакомить
детей
с
русской
народной
сказкой;
приобщить
к
с л о в е с н ом у
народному творчеству; вовлечь в игровую
н р а в с т в е н н у ю
с и т у а ц и ю ;
б у д и т ь
воображение при помощи театра картинок;
пробудить эмоциональный отклик детей.
март
У
м е н я
п о л н о
хлопот.
Привлечь внимание детей к праздничной
дате
(8–
марта)
вызвать
эмоциональный
отклик к теме материнской заботы и любви;
побуждать
к
импровизации;
у ч и т ь
ролевому поведению.
Кошки – мышки.
Вовлечь
детей
в
игровой
сюжет;
дать
представление о повадках кошек; научить
п л а с т и ч е с к и м
и
в ы р а з и т е л ь н ы м
движениям; учить проявлять эмоции через
мимику и жесты; развивать артистические
способности детей.
Живой уголок.
Вовлечь
детей
в
игровой
сюжет;
учить
вступать в диалог, вести в сюжетную канву;
приобщать к фольклорным жанрам; учить
разыгрывать потешки.
Кто
стучится
в
дверь ко мне?
Познакомить детей с работой почты; дать
представление
о
профессиях
работников
почты; побудить к сюжетно-ролевой игре;
включать
в
ролевой
диалог;
развивать
образную речь.
апрель
Морская игра.
Создать
игровую
ситуацию,
развивать
самостоятельность
в
игре;
с о зд ат ь
эмоционально-положительный фон игры;
разбудить творческую активность детей.
Потешный
сундучок.
Приобщать детей к русской национальной
т р а д и ц и и ;
у ч и т ь
ч у в с т в о в а т ь
выразительность
произведений
малых
фольклорных форм; учить эмоционально-
двигательно
проживать
роль;
д ат ь
эмоциональный заряд при помощи театра
Петрушек;
вовлечь
детей
в
игровую
ситуацию.
Веселые карусели.
П о буж д ат ь
д е т е й
к
д в и г а т е л ь н о й
импровизации;
добиваться
мышечной,
двигательной
свободы
при
исполнении
роли;
учить
двигаться
в
соответствии
с
музыкальной
характеристикой
образа:
давать
примерные
образцы
воплощения
роли.
В мире животных.
Учить
детей
сочувствовать
животным;
учить
придумывать
истории;
развивать
эмоциональную сторону речи; побуждать к
двигательной импровизации;
развивать
артистические
качества;
учить
строить
сюжетную
линию
на
основе
наводящих
вопросов;
учить
разыгрывать
сюжет
в
настольном
театре
мягкой
игрушки.
С
детьми 5- 7 лет образовательная работа направлена на расширение образовательной
области «Художественно – эстетическое развитие».
Перспективное
планирование
рабочей
программы
кружка
«Театральная
мозаика»
содержит 4 модуля:
1-й
модуль –
«Художественная
игра»
-
направлен
на
развитие
игрового
поведения,
эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться
со
сверстниками
и
взрослыми
людьми
в
различных
жизненных
ситуациях.
Раздел
включает в себя общеразвивающие и специальные театральные игры.
2-й модуль - «Культура и техника речи»- объединяет игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией
четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел
включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию,
умение
сочинять
небольшие
рассказы
и
сказки,
подбирать
простейшие
рифмы.
На
занятиях
используется
народные
сказки,
стихи,
потешки,
чистоговорки,
произведения
различных
авторов,
призванные
способствовать
развитию
речи,
способности
к
рассуждению, а, следовательно – способности к анализу.
Таким образом, условно все упражнения модуля «Культура и техника речи»
можно разделить на 3 вида:
1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
2. Дикционные и интонационные упражнения.
З. Творческие игры со словом.
3-й
модуль –
«Основы
театральной
культуры»
-
призван
обеспечить
условия
для
овладения
дошкольниками
элементарными
знаниями
и
понятиями,
профессиональной
терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
• Особенности театрального искусства.
• Виды Театрального искусства.
• Рождение спектакля.
• Театр снаружи и изнутри.
• Культура зрителя.
4-й модуль— " Работа над спектаклем"— базируется на сценариях.
Предполагает совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и
родителей), и включает в себя знакомство с пьесой и постановку полноценного спектакля;
создание мультимедийных представлений с помощью нарисованных детьми героев
.
Тематическое планирование для детей 5-6 лет:
Месяц
Тема
С о д е р ж а н и е
о б р а з о в а т е л ь н о й
деятельности
сентябрь
Вводное.
Б е с е д а
с
д е т ь м и
о
т е а т р е
и
театрализованной деятельности.
И з м е н ю
с е б я
друзья,
догадайтесь кто же
я ?
Беседа с детьми. Знакомство с русскими
народными костюмами.
Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.
Пойми меня.
Отгадывание
загадок.
Беседа.
Игровые
упражнения.
Игры
с
бабушкой
Забавушкой.
Создание
игровой
мотивации.
Игры
и
упражнения «Диктор», «Изобрази героя».
октябрь
Колобок не тот, а
другой.
Отгадывание загадок, с изображением их
героев.
Показ
и
рассказывание
сказки
воспитателем, затем детьми. Знакомство с
программой
Paint,
рисование
колобка
в
программе Paint.
Колобок – наш
колобок, колобок –
колючий бок.
Рисование героев сказки «Колобок».
Драматизация сказки «Колобок – колючий
бок».
Очень
жить
н а
с в е т е
т у го
б е з
п о д р у г и
и
б е з
друга.
Беседа
о
друзьях.
Рассказывание
сказки
«Лучшие
друзья».
Игра
«Скажи
о
друге
ласковое слово».
Подготовка атрибутов.
Косой хвастался,
смеялся, чуть лисе
он не попался.
Отгадывание загадок на содержание сказки.
Этюды
на
выразительность
передачи
образа.
ноябрь
Зайца
съела
бы
лиса, если б не его
друзья.
Рассказывание
сказки
детьми
«Лучшие
друзья».
Общий танец.
Мой друг.
Рисование
своих
друзей,
с о зд а н и е
совместно
с
родителями
сказки,
по
нарисованным ребенком картинкам.
Показ сказки детям
Драматизация
сказки
«Лучшие
друзья».
с в о е й
г р у п п ы
«Лучшие друзья»
Мимические этюды у зеркала (упражнения
на выразительность движений).
В тесноте да не в
обиде.
Игра-имитация
«Догадайтесь,
о
ком
я
говорю».
Отгадывание загадок. Веселый танец.
декабрь
Д а й т е
с р о к ,
построим теремок.
Отгадывание загадок по сказке.
Имитационные упражнения под музыку.
Веселый танец.
Ох, красивый
теремок, очень,
очень он высок.
Р а с с к а з ы в а н и е
у к р а и н ко й
с к а з к и
«Рукавичка».
Драматизация сказки «Теремок».
Спектакль
«Теремок».
Показ сказки «Теремок» родителям своей
группы.
январь
Лису
зайка
в
дом
впустил,
м н о го
с л е з ,
п о т о м
пролил.
Рассказывание
русской
народной
сказки
«Заюшкина избушка».
Пантомимические этюды.
Пантомимическая
игра
«Угадай,
кого
покажу».
Кто зайчишке бы
помог?
Рассказывание
русской
народной
сказки
«Заюшкина избушка» детьми с помощью
воспитателя.
Показ сказки «Заюшкина избушка» малышам.
февраль
Щенок спал около
д и в а н а ,
в д р у г
услышал
р я д ом
«мяу».
Рассказывание
сказки
В.Сутеева
«Кто
сказал «мяу»?».
Пантомимические этюды (озорной щенок,
гордый петушок, пугливый мышонок, злая
собака).
Только «мяу» где
сыскать?
Рассказывание
сказки
В.Сутеева
«Кто
сказал
«мяу»?»
детьми
с
помощью
воспитателя.
Пантомимическая
игра
«Угадай,
кто
сказал?».
Не
вы
ли
«мяу
мяу» говорили?
Пантомимическая
игра
«Угадай,
кого
встретил щенок?».
Рисование героев сказки.
Невоспитанный
м ы ш о н о к
о д и н
о с т а л с я ,
б е з
друзей.
Чтение
стихотворения
«Добрые
слова».
И г р а
« Н а з о в и
в е ж л и в о е
с л о в о » .
Р а с с к а з ы в а н и е
с к а з к и
« С к а з к а
о
невоспитанном мышонке».
Проблемная ситуация.
март
Мышонок глупым
оказался, он от
мамы отказался.
Беседа по содержанию сказки.
Работа над выразительностью исполнения
(выразительности
эмоции
грусти
и
радости).
С к а з к а
о
невоспитанном
мышонке.
Подготовка к драматизации.
Сказка об умном
Драматизация сказки детьми.
мышонке.
Игра
на
интонировании
вежливых
слов
(здравствуйте,
до
свидания,
спасибо,
извините, радостно, приветливо, небрежно,
угрюмо, уверенно, вежливо).
Показ сказки родителям группы.
апрель
Упрямые ежата.
Сюрпризный
момент.
Рассказывание
и с т о р и и
п р о
д ву х
е ж а т.
Б е с е д а .
Придумывание окончания истории и показ.
Вот так яблоко.
Рассказывание сказки В.Сутеева «Яблоко».
Имитационные
упражнения.
Игра
на
выразительность мимики.
Поссорились
з в е р у ш к и ,
н е
з н а ю т,
к а к
и м
быть,
как
же
это
яблоко
на
в с е х
разделить.
Музыкальная загадка.
Р а с с м а т р и в а н и е
о т л и ч и т е л ь н ы х
особенностей
героев
сказки
В.Сутеева
«Яблоко».
Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
Михайло
Иванович, рассуди,
н а с ,
з в е р у ш е к ,
помири.
Сюрпризный
момент.
Рассказывание
и
разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с
помощью кукольного театра.
Выставка рисунков по сказке.
май
К а ж д ы й
х о ч е т
с п р я т ат ь с я
п од
маленький гриб.
Сюрпризный момент - загадка.
Рассказывание
сказки
В.Сутеева
«Под
грибом».
Игра-конкурс «Попросись под грибок».
Дождик льет, льет,
а
грибочек
в с е
растет.
Загадывание загадок.
Рассматривание
иллюстраций
к
сказке
«Под грибом», беседа по ним.
В о т
т а к
г р и б -
в е л и к а н ,
в с е м
хватило место там.
Игра-имитация «Угадай, кто просился под
грибок».
Драматизация
сказки
В.Сутеева
«Под
грибом». Пляски героев.
Игра-имитация «Пойми меня».
Показ сказки родителям и детям «Под грибом».
Тематическое планирование для детей 6 - 7 лет:
Месяц
Тема
С о д е р ж а н и е
о б р а з о в а т е л ь н о й
деятельности
сентябрь
Вводное.
Рисование
героев
сказок,
составление
рассказа по нарисованным картинкам.
Игровое
творчество.
П о бужд е н и е
д е т е й
к
вжи ва н и ю
в
создаваемый образ, совершенствуя его.
Танцевальное
творчество.
Отгадывание
загадок.
Беседа.
Театр
м а р и о н е т о к
и
и х
т а н ц е в а л ь н ы е
характеристики.
Кукольный
спектакль
«В
го стях
у
Василисы».
И г р а
н а
музыкальных
инструментах
(металлофон).
Обучение детей игровым попевкам.
Игра «Подбери к попевкам звуки».
Игра «Подбери героя сказки».
октябрь
Теремок.
Отгадывание загадок, с изображением их
героев.
Показ
и
рассказывание
сказки
воспитателем, затем детьми.
Рисование сказочных персонажей.
Т е р е м о к –
н а ш
т е р е м о к
о н
н е
низок, ни высок.
Показ презентаций рисованной сказки.
Очень
жить
н а
с в е т е
т у го
б е з
п о д р у г и
и
б е з
друга.
Беседа о друзьях.
Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
Игра «Скажи о друге ласковое слово».
Косой
хвастался,
смеялся, чуть лисе
он не попался.
Отгадывание загадок на содержание сказки.
Этюды
на
выразительность
передачи
образа.
ноябрь
З а я ц
и
е ж и к ,
лучшие друзья.
Рассказывание
сказки
детьми
«Ежик
и
заяц».
Показ сказки детям своей группы «Еж и заяц».
Вот как я умею.
Игра «Что я умею».
Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как
я умею».
Вместе плохо, а
врозь – скучно.
Отгадывание загадок…
Веселый танец.
Игра-имитация
«Догадайтесь,
о
ком
я
говорю».
Игра дорисуй героя сказки.
декабрь
Гуси,
гуси,
га-га-
га.
Отгадывание загадок по сказке.
Имитационные
упражнения
под
музыку.
Веселый танец.
Рассматривание
национального
русского
костюма.
Рисование национального костюма.
Гусь, крылатый
мой дружок, что ж
ты Ваню уволок?
Рассказывание
русской
народной
сказки
«Гуси-лебеди».
Драматизация сказки «Гуси-лебеди».
Показ сказки «Гуси -лебеди» родителям своей группы.
январь
Игровой урок.
Этюды на выразительность движений.
Этюды
на
выразительность
основных
эмоций.
Маша
дом
в
лесу
нашла и к медведю
забрела...
Рассказывание
русской
народной
сказки
«Маша и медведь».
Пантомимические этюды.
Обогатить словарь: короб, глазастая, снести
и тд.
Показ сказки «Маша и медведь» детям 3-5 лет.
февраль
Сказка ложь, да в
н е й
н а м е к
–
красным
девицам
урок.
Сюрпризный момент - загадка.
«Морозко».
Игра-конкурс
«Тепло-ль
тебе
девица
красная?». Необходимо сказать как можно
больше добрых и ласковых ответов.
Согревайте
дети
н о с ,
ч т о
б
н е
щиплел вас Мороз.
Загадывание загадок.
Рассматривание
иллюстраций
к
сказке
«Морозко», беседа по ним.
«Тяф-тяф,
старика
дочка
с
золотом
возвращается».
Игра-имитация «Пойми меня».
Игра-имитация «Покажи свое настроение».
Драматизация сказки «Морозко».
Показ сказки родителям и детям «Морозко».
март
Палочка-
выручалочка.
Подготовка к драматизации.
Палочка-
выручалочка.
Игра на интонирование слов в соответствии
с поступками.
Игра
на
интонировании
вежливых
слов
(здравствуйте,
до
свидания,
спасибо,
извините,
радостно,
приветливо,
хитро,
испуганно, уверенно.)
Драматизация сказки детьми.
Создание сказки.
Совместное
с
родителями
создание
презентационной сказки на выбор ребенка.
апрель
Хаврошечка.
Сюрпризный момент.
Рассказывание сказки. Беседа.
Вот так коровка.
Р а с с ка з ы ва н и е
с ка з к и
А . То л с т о г о
«Хаврошечка».
Имитационные упражнения.
Игра на выразительность мимики.
Косточки
мои
не
ешь,
будет
тебе
счастье.
Р а с с м а т р и в а н и е
о т л и ч и т е л ь н ы х
особенностей героев сказки «Хаврошечка».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Рисование национального костюма.
Зарисовка иллюстраций к сказке
Ох, сестрицы злые,
чуть не погубили.
Сюрпризный момент.
Рассказывание
и
разыгрывание
сказки
«Хаврошечка» с помощью кукольного (или
настольного) театра.
май
Не
пускай
лисицу
в
дом,
обхитрит
тебя кругом.
Рассказывание
сказки
«Лисичка
со
скалочкой».
Пантомимические
этюды
(несчастная
лисичка, злая собака).
Где
же
скалочку
сыскать?
Отдавайте курочку.
Рассказывание сказки В.Сутеева «Лисичка
со
скалочкой»
детьми
с
помощью
воспитателя.
Обхитрила
вс ех
л и с а ,
с к а з а в
ласковые слова.
Чтение
стихотворения
«Добрые
слова».
И г р а
« Н а з о в и
в е ж л и в о е
с л о в о » .
Рассказывание сказки.
Упражнение в интонировании диалогов.
Организационный раздел.
Оборудование детской театральной студии
1.
Настольный театр игрушек.
2.
Настольный театр картинок.
3.
Стенд-книжка.
4.
Пальчиковый театр.
5.
Театр Би-ба-бо.
6.
Театр Петрушки.
7.
Детские костюмы для спектаклей.
8.
Взрослые костюмы для спектаклей.
9.
Элементы костюмов для детей и взрослых.
10.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
11.Ширма для кукольного театра.
12.Музыкальный центр, видеоаппаратура.
13.Медиотека (аудио- и CD диски).
14.Декорации к спектаклям.
15.Методическая литература.
начало года
конец года
0
10
20
30
40
50
60
навык сформирован
навык формируется
навык не сформирован