Напоминание

"Первые месяцы занятий с начинающими в классе гитары ДШИ"


Автор: Хайрутдинова Айгуль Азатовна
Должность: преподаватель по классу домра, гитара
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Агрыз
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Первые месяцы занятий с начинающими в классе гитары ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Содержание

Введение

Основная часть

Глава 1. Обучение музыке.

Глава 2. Истоки методики по обучению игре на гитаре.

2.1.

Анализ современных методик по обучению игре на гитаре.

2.2.

Посадка за инструментом и постановка рук.

Глава 3. Алгоритм начального обучения.

3.1.

Первая встреча с учеником.

3.2.

Последующие встречи с учеником.

Глава 4. Перспективы дальнейшего обучения ученика в младших классах.

Заключение

Введение

Художественное

воспитание

и

исполнительское

мастерство

ребенка

справедливо

считается

ответственным

и

сложным

делом,

требующим

специальных

данных

и

соответствующих

знаний.

Для

достижения

высот

исполнительского

мастерства

гитаристу

необходимо

в

своем

музыкальном

развитии

пройти

все

стадии

обучения

игре

на

гитаре.

Особенно

важна

начальная ступень обучения, когда закладывается фундамент для дальнейшего

профессионального роста исполнителя. По этому я решила рассмотреть вопрос

о первых месяцах занятий с начинающими в классе гитары.

Актуальность темы: именно первые впечатления от соприкосновения с

искусством оказывают часто если не решающее, то, во всяком случае, очень

сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика.

Цель данной работы: на основе анализа современных методик, учебных

пособий и школ изложить современную планомерную и последовательную

систему обучения игре на гитаре.

Задачи: рассмотреть вопросы посадки за инструментом и постановки рук,

свободы игровых движений, техники звукоизвлечения в современном аспекте, а

так же рассмотреть актуальный конструктивный и художественный материал

начального первого обучения.

Глава 1. Обучение музыке

Обучение

музыке

это

многосторонний

процесс,

в

котором

педагог

должен

формировать

не

только

профессиональные

навыки

игры,

но

и

воспитывать у ученика здоровый эстетический вкус, широкий художественный

кругозор и моральные качества передового, прогрессивного человека. Поэтому

педагог является не только учителем, а и воспитателем, который продолжает и

дополняет работу, которая проводится в семье и общеобразовательной школе.

Работа

многообразна,

но

может

быть

сведена

к

нескольким

основным

направлениям:

воспитание

мировоззрения

и

моральных

качеств,

воли

и

характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умения

работать, забота о здоровье и физическом развитии ученика. Воспитательную

работу нельзя рассматривать и как некое дополнение к учебному процессу. Она

должна

составлять

с

ним

единое

целое.

Надо

стремиться

к

тому,

чтобы

обучение

стало

воспитывающим.

Это

один

из

важнейших

методических

принципов.

2

Воспитательная работа должна быть ненавязчивой, желательно сделать ее

не

приметной

для

ученика.

Хорошей

формой

воспитательной

работы

справедливо считаются посещения концертов, театров, музеев, экскурсии в

памятные

культурно-исторические

места.

Очень

важно,

чтобы

молодой

музыкант

получал

как

можно

больше

ярких

художественных

впечатлений.

Живая,

непосредственная

реакция

педагога

на

красоты

изучаемого

произведения

способна

оказывать

сильнейшее

воздействие

на

пробуждение

эстетического чувства ученика.

Начинать обучение на гитаре следует в 6-7 лет. Это самый благоприятный

возраст для формирования двигательных и слуховых навыков, закрепления

основных приемов звукоизвлечения, для развития образного мышления.

Педагогу следует подойти к своей работе творчески, чтобы поддержать

постоянный интерес ребенка к занятиям, уметь сконцентрировать его внимание

на достижении определенной цели. Не следует сразу давать ребенку большой

объем

информации,

лучше

постепенно

формировать

и

закреплять

каждый

навык в игре.

Глава 2. Истоки методики по обучению игре на гитаре

В

наше

современное

время

появилось

немало

школ

и

методик

по

обучению игре на гитаре. Изучая их, можно проследить, что в каждой из

методик есть что-то общее, а есть что-то различное, особенное, характерное

только этой методике. Я предлагаю рассмотреть и сравнить методики обучения

игре на гитаре Ю. Кузина, Н. Михайленко, А. Гитмана, Ч. Дункана и И.

Шуваловой.

2.1.Анализ современных методик по обучению игре на гитаре

Рассматривая

А.

Гитмана

«Начальное

обучение

на

шестиструнной

гитаре»,

можно

сделать

вывод,

что

автор

отдает

большое

внимание

на

постановку правой руки и пишет «Красота звука – заветная цель каждого

исполнителя. Звук «создается» правой рукой. Именно правой руке надо уделить

особое внимание в начальный период обучения». А так же пишет, что «многие

трудности в постановке правой руки возникают потому, что мышцы спины и

плеча исключаются из процесса игры» и предлагает некоторые упражнения,

чтобы почувствовать вес руки при правильной позиции. По посадке гитариста

А.

Гитман

придерживается

классических

традиций.

По

звукоизвлечению

предлагает, «освоив арпеджио и чередование пальцев на одной струне приемом

тирандо, прием апояндо получается относительно легко. Если же обучение

3

начать

с

апояндо,

то

переход

к

тирандо,

будет

значительно

затруднен».

Постановка левой руки у А. Гитмана состоит из двух этапов: 1 этап – палец

дотягивается до струны; подушечка пальца, коснувшись струны, ее немного

продавливает; 2 этап – прижать струну к грифу. Также он допускает, что в

первоначальный

период

обучения

плечо

можно

использовать,

добиваясь

чистого

звука.

Гитман

предлагает

такую

последовательность

работы

с

начинающими:

1) посадка;

2) отработка движений пальцем «p»;

3) арпеджио pima;

4) арпеджио pimami;

5) в

левой

руке

добавляются

обращения

основных

аккордов,

что

значительно расширяет возможности аккомпанемента;

6) переход к игре по нотам;

7) по нотам разучиваются пьесы на разнообразные виды арпеджио; 8)

отрабатывается одновременное звукоизвлечение двух нот: pi, pm, pa; 9)

можно переходить к игре на одной струне пальцами i m.

Теперь рассмотрим методику Юрия Кузина в «Азбуке гитариста». Он

делит свою «Азбуку гитариста» на два периода: доинструментальный период и

инструментальный период. Кузин пишет, что «На первых уроках изучения

нотной грамоты и освоение навыков игры на гитаре отходят на второй план –

главное

внимание

сосредоточено

на

развитии

музыкального

слуха».

В

доинструментальный

период

Кузин

предлагает

развивать

творческую

активность ребенка «чтобы пробудить у ученика интерес к музыке, следует его

знакомить с такими песнями и музыкальными произведениями, которые бы ему

хотелось послушать, спеть, а потом и сыграть». А также в этот период проходят

освоение ритмической графики, изучают положение корпуса на стуле (сначала

без инструмента, а потом с инструментом), положение инструмента, точки

опоры, положение правой руки и левой руки в V позиции, освоение нотной

грамоты

и

изучение

комплекса

упражнений,

которые

готовят

к

инструментальному

периоду.

В

инструментальном

периоде

Ю.

Кузин

предлагает

начинать

обучение

с

правой

руки

и

приемом

звукоизвлечение

апояндо. Начальное освоение звукоизвлечения апояндо:

-

напряжение и расслабление корпуса, комфортность физичес-кого состояния,

упругость мышц;

4

-

слуховые упражнения «вижу – слышу»;

-

организация движений пальцев, их подготовка;

-

контакт

кончика

пальца

со

струной

и

ощущение

ее

упругости

и

противодействия;

-

звукоизвлечение: штрих нон легато, mf – сила звука, (восьмая – звучание,

восьмая – пауза, внимание к тишине).

После постановки правой руки изукоизвлечением апояндо добавляется

левая рука. В этот период отрабатывается совместная игра правой и левой

рукой,

синхронность

движений.

Кузин

указывает

два

основных

правила

выработки синхронности движений рук, которые необходимо запомнить:

1.

Правая рука опережает левую. Это означает, что палец правой руки уже

подготовлен к звукоизвлечению и находится на струне, а палец левой руки

еще над струной.

2.

Нажим на струну правой рукой и импульс прижатия лада левой должны

происходить строго вместе (синхронно).

И

только

теперь,

когда

закрепили

все

это,

изучаем

звукоизвлечение

тирандо. Топом можно переходить на игру в I позиции.

В

методике

преподавания

игры

на

шестиструнной

гитаре

Н.П.

Михайленко

выводит

три

основных

этапа

овладения

постановкой

рук:

1)

посадка и движение гитары не играя; 2) выполнение простейших игровых

движений правой и левой руками отдельно. На уроке усваиваются правильное

положение

правой

руки,

играются

простейшие

упражнения

на

открытых

струнах. Левую руку округло держат в I позиции, - можно потренироваться в

прижатии трех первых струн на трех первых ладах; 3) соединение работы

правой и левой рук. На этом этапе продолжается работа над звукоизвлечением,

но

уже

с

участием

пальцев

левой

руки.

Внимание

педагога

должно

быть

обращено на точность координации обеих рук ученика. Именно тут начинается

изучение

разных

разделов

музыкально-педагогического

материала:

сначала

элементарные

упражнения

и

легкие

пьесы,

а

далее

гаммы,

этюды,

более

сложные пьесы. В процессе овладения постановкой то ученика необходимо

требовать точной фиксации положения рук и точного исполнения движений.

Михайленко говорит о том, что первые несколько месяцев можно играть без нот.

Это положение он аргументирует тем, что слишком ранний переход к игре с нот

может повредить нормальному формированию постановки, так как внимание

ученика будет «распыляться», раздваиваться и утратит необходимую степень

сосредоточенности.

Такая

методика

благотворно

влияет

и

на

развитие

5

музыкального слуха, заставляет ученика уже с первых уроков активизировать

свою

способность

запоминать

музыку.

Когда

ученик

овладел

заданными

элементами навыков звукоизвлечения, можно знакомить его с нотной записью.

О постановке за инструментом Михайленко говорит, что «требования педагога к

постановочному

формированию

учащегося

никогда

не

должны

быть

одинаковыми для всех, так как постановка – это не догма, а процесс, который у

разных

людей,

в

зависимости

от

разных

типовых

особенностей

строения

верхних

конечностей,

от

разных

физических

возможностей

и

других

особенностей, имеют различную, хотя в целом, и весьма похожую форму».

Теперь рассмотрим методическую работу Чарльза Дункана «Искусство

игры

на

классической

гитаре».

В

этой

работе

Ч.

Дункан

отдает

большое

внимание ценности релаксации: «Итак, правильно понятая релаксация очень

важный, но бессознательный, побочный продукт упорядоченных, продуманных

занятий.

Поскольку

вся

музыка

основана

на

циклическом

чередовании

напряжения

и

спада,

то

эта

цикличность

и

должна

служить

основным

механизмом создания музыки. Изучение того, где и как возможны и уместны

расслабления

в

музыке,

служит

источником

реализации

музыкальных

способностей.

Но

реализация

этой

музыкальности

в

виде

релаксации

невозможна без особого, детального мышечного контроля. Было бы большим

упущением считать, что все формы напряжения вредны. Некоторые из них

абсолютно необходимы при игре в любой форме, другие для дальнейшего

усовершенствования

техники.

Эти

различия

неизбежны.

Вообще

говоря,

поскольку не существует исполнения без напряжения, то проблема в целом

может быть лучше понятна в сравнении функционального или сознательного и

дисфункционального или бессознательного напряжения». Дункан к основным

принципам функционального напряжения относит посадку и правильный выбор

стратегии практических занятий, целью которых является естественная техника,

определяемая

интуитивно.

А

также

говорит,

что

«не

все

двигательные

механизмы техники поддаются сознательному контролю, большинство из них

приходят позже, иногда совершенно неожиданно. Значит, проблема прежде

всего в том, чтобы правильно распознать все виды туше, от которых зависит

превосходная техника, а затем в выборе наиболее эффективных практических

форм, чтобы овладеть этой техникой». Дункан не исключает индивидуальные

отклонения посадки и постановки обеих рук.

В методических рекомендациях для преподавателей детских музыкальных

школ и школ искусств «Работа с детьми на начальном этапе обучения в классе

6

гитары» И Шуваловой описывается вопрос обучения игре на гитаре детей 6-7

лет. Основная задача данной методической работы формирование и закрепление

приемов

звукоизвлечения

на

гитаре

на

начальном

этапе

обучения

при

правильной посадке и постановке рук. Уже на первом этапе обучения нужно не

только ознакомить детей с различными элементами приемов звукоизвлечения,

но

и

помочь

овладеть

ими.

Упражнения,

приведенные

в

работе,

имеют

целенаправленный

характер.

Данная

работа

поможет

несколько

восполнить

недостаток репертуара для юных музыкантов, хотя приведенные упражнения не

исчерпывают всех приемов звукоизвлечения, а лишь помогают овладеть теми

основными,

без

которых

невозможен

дальнейший

рост

технического

мастерства.

2.2. Посадка за инструментом и постановка рук

Музыкально-исполнительские

успехи

ученика

в

значительной

степени

зависят от того, как быстро он овладеет рациональной посадкой и постановкой,

и освободиться от лишнего мышечного напряжения.

Постановка каждого ученика на разных этапах обучения не является не

изменой. В процессе постепенного приспособления организма учащегося к

техническим требованиям гитарной игры, которые в ходе обучения непрерывно

усложняются, форма этого приспособления приобретает с каждым годом новые

оттенки, изменяется, совершенствуется. Наблюдая развитие ученика, педагог

должен вносить свои постановочные требования к нему известные поправки,

дополнения, а иногда даже изменять их.

Тем не менее, постановка с самого начала должна быть перспективной. В

элементарных

движениях

правой

и

левой

рук

нужно

привить

основное

«ростки»

будущего

исполнительского

мастерства

и

в

соответствии

с

этим

заложить

правильные

основы,

способные

непрерывно

развиваться

и

совершенствоваться.

Одним

из

главных

принципов

рациональной

постановки

является

ее

естественность, ценность, когда предполагается овладение всем техническим

«арсеналом»

гитарном

игры

при

максимальной

экономии

энергии

и

не

допускает большого мышечного напряжения, причем, посадка гитариста имеет

весьма важное значение.

Неправильное положение рук и «зажатие» во время игры иногда могут

стать

непреодолимой

преградой

в

исполнительском

развитии

гитариста.

Особенности постановочных навыков, привитых в раннем детстве, в основном

характеризуют манеру игры и взрослого музыканта. Постановочные дефекты,

приобретенные в начале обучения, часто, не взирая на все усилия опытного

7

педагога,

уже

не

возможно

полностью

исправить.

Поэтому

так

важно

рассмотреть вопрос о посадки за инструментом и постановки рук.

Существует

общепринятые

формы

посадки

за

инструментом

и

постановки

рук,

которые

определились

в

результате

многолетнего

педагогического опыта, как наиболее рациональные для начального периода

обучения.

Посадка за инструментом.

На первом этапе обучения игре на гитаре нужно отработать посадку

ученика на стуле без инструмента. К каждому ученику необходимо подходить

индивидуально. Посадка начинается с выбора стула. Если ребенок маленького

роста, то стул следует выбирать с укороченными ножками. Ребенка садят на

краю стула ближе к правому краю сиденья. Левая нога всей ступней ставится на

подставку,

высота

которой

тоже

зависит

от

роста

ученика.

Левая

нога

по

отношению к корпусу должна быть под острым углом. Уверенная опора левой

ноги поможет сохранить естественное положение корпуса. Правую ногу чуть

отодвинуть вправо. Естественное положение корпуса, плеч, головы является

важнейшим условием для повышения работоспособности ученика. Сутулость

отрицательно влияет на качество звука и работу исполнительского аппарата.

Важно на первых уроках определить точки соприкосновения инструмента с

телом. Таких точек всего четыре:

1.

Бедро левой ноги.

2.

Нижняя часть корпуса гитары упирается в бедро правой ноги.

3.

Туловище

слегка

подается

вперед

и

грудью

касается

верхней

части

нижней деки.

4.

Предплечье правой руки находится на выпуклой части корпуса.

Головка

грифа

находится

выше

плеча.

Размеры

инструмента

должны

соответствовать

росту

учащегося.

В

работе

с

детьми

дошкольной

группы

рекомендуется пользоваться инструментами меньших размеров. По мере роста

ребенка

меняется

размер

инструмента.

Для

артистичной

игры

характерны

музыкально пластичные движения. Их физической основой служит аккуратная,

не инертная посадка. Активная посадка обеспечивает живость исполнения.

8

Постановка правой руки.

Функции правой и левой рук у исполнителей на струнных грифовых

инструментах

совершенно

различны.

Левая

рука

как

бы

подготавливает

«музыку», а правая уже непосредственно извлекает звуки.

Красота звука – заветная цель каждого исполнителя. Звук «создается»

правой

рукой.

Именно

правой

руке

надо

уделить

основное

внимание

в

начальный период обучения.

Звук

основа

музыки.

Работа

над

ним

для

ученика

процесс

очень

трудоемкий,

требующий

внимания,

собранности,

постоянного

слухового

контроля

и

педагога,

и

ученика.

На

начальном

этапе

работы

с

детьми

рекомендуется пользоваться безногтевым способом, при котором скольжение по

струне производится подушечкой пальцев.

Во время игры используется целый комплекс ощущений – пальцев, кисти,

предплечья и плеча. Ни одна из названных частей руки при игре не занимает

пассивной позиции. Все они образуют единую систему, главенствуют в которой

пальцы. От контакта пальцев со струнами в большей степени зависят качество и

плотность звука.

Время игры на инструменте на первых уроках должно быть не большим:

5-10 минут. Важно чтобы ребенок нашел и ощутил устойчивое и удобное

положение за инструментом. Для этого можно использовать такие упражнения

как:

1.

«Барабан» (ритмичные удары по обечайки и верхней деке).

2.

Те же удары, с различным ритмическим рисунком и чередованием.

Как

только

ребенок

освоил

эти

упражнения

можно

перейти

к

упражнениям на струнах («Обними струну», «Качалка», «Прыжки строем»,

«Подтяжка струн»). Левая рука все это время будет находиться на пятке грифа.

Основными

приемами

звукоизвлечения

являются

апояндо

и

тирандо.

Первые прикосновение к струне лучше выполнять приемом апояндо, что дает

точную

фиксацию

положения

кисти

правой

руки.

Если

же

при

апояндо

у

играющего

прогибается

первая

фаланга

пальца,

то

звук

следует

извлекать

приемом

тирандо

до

тех

пор,

пока

не

окрепнут

пальцы.

Рекомендуется

временно оставлять большой палец на шестой струне как дополнительную

опору, но не пережимая струну.

Для начала педагог должен сам извлечь звук, показывая этим ученику

силу звука и ритм. Это создает в восприятии ребенка определенную звуковую

модель, на которую он будет ориентироваться при исполнении упражнений.

9

Затем

ученик

старается

сам

воспроизвести

услышанное.

Главная

задача

упражнений – звук, глубокий, чистый, равномерный по силе и длительности.

Следует

пояснить

учащемуся

важность

навыка

чередования

пальцев,

сравнив это движение с ходьбой: ведь мы не можем пойти несколько раз подряд

с одной и той же ноги. Это упражнение можно назвать «Марш солдатиков», и

ученик

с

удовольствием

будет

«шагать»

по

струнам,

меняя

пальцы

и

выдерживая четкий ритм. Рекомендуется начинать с чередования пальцев i-m.

После уверенного освоения навыка чередования i-m добавляются чередования

m-a, а позже и a-e (для развития подвижности пальца a). На первых уроках для

игры на гитаре лучше использовать 1, 2 и 3 струны.

Постановка левой руки.

Правильная посадка и устойчивая постановка правой руки исполнителя

на классической гитаре устраняют необходимость поддерживания грифа левой

рукой.

Это

представляет

ей

полную

свободу

для

выполнения

ее

основной

функции – прижатия струн к грифу.

В основе игровых движений на гитаре лежат естественные повседневные

движения рук и пальцев (хватательные). Можно предложить ученику взять со

стола карандаш в левую руку и рассмотреть положение пальцев. С одной

стороны карандаша на одном уровне располагаются пальцы 1, 2, 3, 4, они

собраны вместе и округлены. С другой стороны, в противодействии к ним,

большой палец, он касается карандаша мякотью подушечки, фаланги при этом

не

прогибаются.

В

таком

же

естественном

положении

пальцы

должны

оставаться на грифе. Затем ученику следует дать инструмент и установить

пальцы 1, 2, 3, 4 на одной из струн (лучше на 2 или на 3 струны), а большой

палец поместить под грифом. С детьми младшего возраста лучше сделать это в

V позиции, где наиболее удобное и естественное положение левой руки. Ученик

несколько раз поднимает и опускает над струной пальцы, чтобы наметить

общее движение. Затем обхватывает пальцами гриф так, как перед этим –

карандаш. Левая рука не поддерживает гриф, но ей необходимо преодолевать

силу

собственной

тяжести,

она

как

бы

свободно

зависает

на

пальцах,

сжимающих гриф.

10

Постановка

пальцев

на

карандаше.

Постановка

пальцев

на

грифе.

Игра

на

гитаре

требует

определенных

мышечных

усилий.

Начальные

движения

пальцев

сводятся

вначале

только

к

незначительному

подъему

и

постановке их на струну, затем к поочередному прижатию струн без звука для

того, чтобы наметить нужные движения. Выполняя эти упражнения необходимо

следить за свободой руки и силой прижима. Очень важно закрепить позицию, в

которой каждому пальцу соответствует свой лад (домик) при этом они строго

следуют друг за другом. Вторая важная для ребенка установка это прижимать

струну «близко к ногтю» и «близко к порожку», так как это позволяет избежать

треска,

неточности

в

произношении

звука

и

рационально

распределить

напряжения мышц при давлении на струну.

Начинать играть упражнения для левой руки следует от 2 пальца с V по

XII лады. В это время правая рука играет через пальцы i - m. После постановки

2

пальца

следует

ставить

3

палец.

Как

только

ученик

уверенно

освоит

постановку этих пальцев, к ним добавляются сначала 1, затем 4 пальцы. При

этом

главное

внимание

необходимо

уделить

правильному

рациональному

распределению веса, опоры при переходе с одного пальца на другой, образно

сравнив

их

как

работника

и

отдыхающего.

Именно

умение

правильно

11

распределять

вес

пальцев

является

основой

будущей

беглости,

легкости

и

свободы при игре.

Начальное овладение постановкой левой и правой рук целесообразно

разделить на такие три этапа: 1) посадка и держание гитары не играя; 2)

выполнение простейших игровых движений правой и левой руками отдельно;

3) соединение работы правой и левой рук. На этом этапе продолжается работа

над

звукоизвлечением,

но

уже

с

участием

пальцев

левой

руки.

Внимание

педагога должно быть обращено на точность координации движений обеих рук

у ч е н и ка .

И м е н н о

ту т

н ач и н а е т с я

и зу ч е н и е

р а з н ы х

р а з д е л о в

музыкальнопедагогического материала: сначала – элементарные упражнения и

легкие пьесы, а далее – гаммы, этюды, более сложные пьесы.

В

процессе

овладения

постановкой

от

ученика

необходимо

требовать

точной

фиксации

положения

рук

и

точного

исполнения

движений.

Чтобы

постановка

сформировалась

как

можно

быстрее,

каждое

нужное

движение

должно повторяться много раз.

Глава 3. Алгоритм начального обучения.

Первая встреча с учеником – это всегда волнующий момент для учителя и

ученика. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с

учеником следует поставить перед собой задачу, чтобы ученик доверился вам, с

желанием и искренне рассказывал о себе, друзьях, своих увлечениях. Надо

заинтересовать ученика так, чтобы он шел на урок с радостью и приподнятым

настроением.

Чтобы

ребенок

на

первых

порах

не

потерял

веру

в

себя,

получал

удовольствие

и

удовлетворение

от

каждой

встречи

с

музыкой,

необходимо

соизмерять предлагаемые задания с интересами и возможностями ученика, а

методический материал давать не перегружая его внимания, рационально и

последовательно.

Уверенность

ученика

в

своих

силах,

в

возможности

достижения

поставленных

целей

создаст

благоприятные

условия

для

повышения его самосознания, ощущения собственной значимости.

С

первых

минут

надо

постараться

завоевать

доверие

ученика,

расположить его к себе. На первых уроках у ребѐнка можно пробудить интерес

к музыке и инструменту, но можно и уничтожить его навсегда. Значит от того,

на сколько успешно пройдет первый урок, зависит дальнейшее отношение

ученика к занятиям. Поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик

12

получил много ярких впечатлений и положительных эмоций. Пусть ребенок

освоится в новой для него обстановке. Также ребенка надо подготовить, что

музыкальные

занятия

это

не

только

удовольствие,

но

кропотливый

ежедневный труд, ведь именно на этом этапе закладываются основные навыки.

Также можно побеседовать с учеником о том, что привело его именно в класс

гитары, что он знает об инструменте.

3.1.

Первая встреча с учеником.

Целесообразно

начать

первый

урок

с

увлекательного

рассказа

об

инструменте, его истории и выдающихся исполнителях. Это поможет поближе

познакомить ученика с инструментом и его возможностями.

Обязательно

на

этом

уроке

педагогу

надо

поиграть

на

инструменте,

предложить

спеть

знакомую

песенку

и

поаккомпонировать

это

поможет

установить контакт создать творческую атмосферу. Для этого педагог должен

сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько ярких произведений,

различных по характеру и доступных восприятию ученика. Например, такие:

Вальс

Ф.

Шульц,

«Сон»

В.

Кондрусевича,

Грустный

напев

А .

ИвановаКрамского, Мазурку Ф. Таррега, русскую народную песню «Тройка»,

«Молитва»

С.

Марышева

и

другие.

После

прослушивания

ребенком

музыкального

произведения

можно

попросить

определить

какая

звучала

музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. Тем самым у ученика

развиваются музыкальные и слуховые возможности.

Немаловажно познакомить ученика с устройством гитары, рассказать об

установке струн и способах хранения инструмента.

Устройство гитары:

13

Учитывая

желание

ребенка

сразу

сесть за инструмент и начать играть, надо

дать ему такую возможность попробовать

свои

силы,

но

предложить

при

этом

простые задания в игровой форме.

Игры

и

упражнения

для

рук

и

пальчиков

должны

стать

обязательной

составной

частью

обучения

детей.

Сам

процесс игры не только доставляет ребенку

радость,

но

и

способствуют

развитию

чувствительности

кончиков

пальцев

и

гибкости

суставов,

что

очень

важно

в

период,

когда

дети

овладевают

навыками

игры на гитаре. Очень полезны упражнения

такие как: «Встречные колечки»,

«Утречко», «Братья – ленивцы», «Лесенка»,

«Гонки» и другие.

Рассмотрим по подробнее такое упражнение как «Утречко»:

1.

Утро настало Ладони скрещены, Солнышко

встала. пальцы растопырены, образуя «солнышко с

лучами».

2.

Эй, братец Федя, Кулак правой руки сжат,

Разбуди соседей! большой палец совершает

круговые движения.

14

3.

– Вставай, Большак! Большой и указательный палец правой руки

щелкает по большому пальцу левой руки.

4.Вставай, Указка! Щелчок по указательному пальцу.

При повторении игры руки меняются ролями.

15

5. Вставай, Середка! Щелчок по среднему пальцу.

6.

Вставай, Сиротка! Щелчок по безымянному.

7. Крошка

-

Матрѐшка! Щелчок по мизинцу.

8. Привет, Ладошка! Щелчок в центр ладони.

На первых уроках не желательно начинать изучение нотной грамоты,

лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке рук,

постановке инструмента, адаптации к инструменту.

3.2. Последующие встречи с учеником.

На втором – пятом уроках необходимо продолжить работу над посадкой

ученика

за

инструментом,

постановкой

правой

руки

и

приемами

звукоизвлечения. Далее следует рассказать о пульсации, ритме, метре и размере.

Познакомить с нотной записью ритма и исполнением ритмических примеров

без инструмента (хлопая в ладоши, стуча карандашом по столу и так далее).

С четвертого урока ученику можно рассказать о строе открытых струн

гитары. Затем можно ввести пьесы по открытым струнам, такие как: «Роса»,

«Радуга», «Колокольчики», а также исполнение ритмических примеров – пьес

дуэтом с педагогом, в которых педагог будет играть мелодию, а ученик –

ритмический рисунок на одной ноте. Например: «Флажки» Е. Тиличеевой,

«Зайчик

и

лисичка»

Я.

Степовой,

украинская

народная

песня

«Красная

коровка», «Как у нашего кота» Т. Захарьина и другие. Роса

Колокольчики звенят, созывают всех ребят В

хоровод игру на лесном лугу.

Дай нам солнышко-колоколнышка.

16

Радуга

Радуга

-

дуга, не давай дождя.

В работе с ритмом ребенку можно дать творческие задания, такие как

сочинение

ритмических

примеров

из

восьми

тактов

или

выразить

свои

впечатлениях от проигранных пьес на бумаге в виде рисунков.

Для того чтобы пьесы не наскучили, необходимо предложить ребенку

поиграть

то

же

с

разными

разворотами

правой

руки

и

от

разных

точек

соприкосновения пальцев правой руки со струной, или поиграть тихо или

громко. Этим самым педагог на практическом примере знакомит ученика с

тембром инструмента и динамикой в музыке.

На

шестом

уроке

после

укрепления

навыка

попарного

чередования

пальцев приступаем к упражнениям на басовых струнах для большого пальца.

При постановке большого пальца так же используются сочетания приемов

тирандо и апояндо. Для начала, при постановке пальца p, пальцы i, m, a можно

держать на опоре на 2 или 3 струнах. Для упражнений на палец p следует

использовать

4,

5

и

6

струны.

Рекомендуемый

музыкальный

материал

для

развития пальца p это: «Облака», «Кошкин дом», «Дедушка Егор».

Кошкин дом

Тили-бом,

тили-бом,

загорелся кошкин дом,

Загорелся

кошкин

дом, идет дым столбом.

Облака

Облака, облака,грозовые

облака,

Вы

от

куда

и

куда,

облака, облака.

17

Затем переходим к игре на разных струнах пальцами i – m, m – a, i – m – a

– m, и, если у ребенка нет дефектов в постановке, добавляем палец p.

На седьмом – десятом уроках можно уже переходить к постановке левой

руки.

Для занятий на этих уроках можно использовать такой нотный материал

как: «Рукавичка», «Солнышко», «Зайка», «Динь-дон», «А мы просо сеяли»,

«Дождик, дождик, пуще».

18

Также для ребенка не менее интересны пьесы в дуэте с педагогом.

С одиннадцатого урока, когда постановка уже, в основном практически,

сформирована, имеет смысл перейти к изучению гамм, тональностей и ладов в

музыке. Теоретический материал лучше всего закрепить проигрыванием гамм и

педагогом

и

учеником,

либо

транспонировать

небольшую

пьесу

в

разные

тональности как мажорные, так и минорные. Для разучивания гамм учеником

лучше сразу дать двухоктавную гамму в мажоре и миноре. Начинать разучивать

с учеником гаммы рекомендуется в пульсациях дуолями, триолями, квартолями.

В изучении гамм не стоит ограничиваться одним лишь уроком. Для более

углубленного изучения гамм целесообразно посвятить им 2 – 3 урока. В то же

время на гаммах можно отработать смены позиций. А так же в работе над

гаммой надо отрабатывать технические и двигательные навыки. Необходимо

добиваться крепкого и ровного звучания каждой ноты, несмотря на различие в

силе и ловкости пальцев. Нужно следить, чтобы ученик во время игры не

подменял слабые пальцы сильными, чередовал пальцы при переходе с одной

струны на другую, особенно в нисходящем движении. любую гамму можно

отрабатывать с учеником по частям.

Пройдя

определенный

этап

работы

на

открытых

струнах,

приобретя

уверенность движений, пальцев p, i, m, a, добившись свободы независимости и

четкости

движения

каждого

пальца

отдельно,

предварительной

подготовки

каждого звука, можно перейти к изучению одновременных действий пальца p и

пальцев i, m, a.

Построение

дальнейших

занятий

ученика

на

инструменте

и

плодотворность

работы

зависит

от

его

индивидуальных

способностей,

эмоционального настроя и желания ученика продолжить занятия дома.

19

Глава 4. Перспективы дальнейшего обучения ученика в младших

классах

Начальный период чрезвычайно важен для дальнейшей успешной работы.

Поэтому не надо форсировать естественный ход развития ученика.

Следует

постепенно

и

осторожно

развивать

как

музыкальные,

так

и

технические возможности ученика. Игра на гитаре должна базироваться на

строгой постепенности – от легкого к трудному. Гитарная техника в основном

распределяется

на

три

вида:

пассажи,

арпеджио,

аккорды.

Нужно

идти

от

простого – извлечения одного звука, постепенно расширяя и усложняя задачи

до игры арпеджио, аккордов, полифонии.

Прежде

всего,

преподаватель

должен

внимательно

следить,

чтобы

у

ученика возникло как можно меньше неточностей, промахов, небрежностей в

извлечении звуков. В начальный период занятий при освоении элементарных

технических

правил

предпочтение

следует

отдавать

медленной

игре

(медленный

темп

первая

необходимость

при

игре

с

учеником),

а

также

точности в постановке пальцев на ладах и требуемой струне, отработке удобных

и рациональных движений и, безусловно, пальцевых контактах со струнами.

Естественно,

все

движения

непосредственно

связаны

со

звуком,

его

музыкально-художественным

началом.

Музыкально-художественная

сторона

исполнения должна присутствовать всегда: играет ли ученик пьесу, этюд, гамму

или упражнение.

Кроме

музыкально-художественного

развития,

следует

непременно

требовать и добиваться равномерности игры. Как уже отмечалось, каждый

палец имеет свою индивидуальность и различные физические и двигательные

свойства, к примеру в левой руке менее развит четвертый палец, в правой – p, a.

Цель педагога – неустанно совершенствовать слабые, неуклюжие пальцы обеих

рук и не делать им снисхождения, а, наоборот, подтягивать к сильным, давая

больше упражнений на развитие их беглости, подвижности, силы.

Мудрость педагога заключается в том, чтобы, не перезагружая ученика

техническими

задачами,

в

тоже

время

не

упустить

в

обучении

на

гитаре

важного, необходимого для формирования гитариста-исполнителя. Избегайте

мышечных перенапряжений, постоянно помните о смене напряжений отдыхом.

Искусство педагога заключается в том, чтобы ученик в конечном итоге

стал прекрасным исполнителем и обладал необходимыми профессиональными

и человеческими качествами, может быть и такими, которыми не обладает сам

20

педагог.

Таким

образом,

опытный

педагог

в

своей

работе

с

учеником

превосходит нередко даже самого себя.

Заключение

На плечи учителя музыкальной школы ложится огромная ответственность

открыть

ребенку

просторы

музыкального

мира:

прекрасного,

ясного,

удивительного

и

вместе

с

тем

сложного;

направить

юного

музыканта

по

верному пути.

Огромную роль в этом играют первые месяцы обучения. Первая встреча

ученика

с

инструментом

это

всегда

волнующий

момент

для

маленького

музыканта, и от этой встречи зависит многое. Для педагога это тоже сложный

период. Перед ним стоят четко определенные задачи, которые надо выполнить

ненавязчиво и незаметно для ученика.

Именно в этот период закладывается тот фундамент, та база, на которой в

дальнейшем будет строиться развитие всех навыков и способностей ученика:

желание и удовольствие заниматься, удобная посадка за инструментом, свобода

рук, свобода игры без напряжения, а также интересный репертуар. Большую

роль на этом этапе играет доброжелательное общение педагога с учеником.

Добившись полного расположения ученика к педагогу, можно считать, что

первые шаги к успеху уже сделаны. Тогда можно заложить базу свободных

игровых ощущений, представление о культуре и качестве звука, стремление к

творчеству и самостоятельности.

Ученик подрастет, повзрослеет, изменится его внутренний мир, но то,

каким увидел ребенок мир искусства впервые, запомнится и пройдет через всю

жизнь, не меняясь.

21



В раздел образования