Автор: Полещук Анна Александровна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ФГКОУ "Кронштадтский морской кадетский военный корпус МО РФ"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы для достижения планируемых результатов на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование
Приемы для достижения планируемых результатов на уроках английского языка.
Новое
поколение
стандартов
четко
определяет
требования
к
результатам
освоения
основных
образовательных программ, которые, в свою очередь, делятся на предметные, метапредметные и
личностные. Как достичь тех самых ожидаемых, планируемых результатов? – это один из главных
вопрос, который задает себе преподаватель подготовке к уроку. В арсенале каждого преподавателя
имеется достаточно широкий спектр средств по достижению ожидаемых результатов. Выбирая то,
или иное средство, каждый преподаватель должен учитывать такие немаловажные факторы как:
психофизиологические, возрастные и личные особенности обучающихся.
Структура современного урока включает четыре основных этапа, это:
- целеполагание,
- основной этап,
- оценивание,
- рефлексия.
Давайте рассмотрим наиболее, на мой взгляд, действенные и продуктивные приемы и стратегии для
каждого этапа.
Итак…
1.
Этап
целеполагания
чрезвычайно
важен
в
каждом
уроке,
т.к.
именно
он
должен
соответствовать
планируемому
результату.
В
своей
профессиональной
деятельности
я
использую следующие приемы целеполагания:
- Прием «Цитаты, пословицы, поговорки». Я предлагаю своим воспитанникам различные
пословицы и поговорки с иллюстрациями, затем организую работу с ними - объяснение
смысла, поиск русских эквивалентов. В ходе обсуждения выявляются ключевые слова и
понятия откуда и выводится цель урока. Например:
-
Прием «Выбор цели по маршруту». Я предлагаю кадетам маршрут изучения нового модуля.
Прошу ознакомиться с ним, обратить внимание на разделы и названия уроков, а также на
то, что потребуется для их успешного освоения содержания модуля, и на те знания и
умения, которые они приобретут, к концу изучения данного модуля. Прошу сформулировать
их
собственную
цель:
что
они
узнают
нового,
чему
научаться
и
что
им
необходимо
повторить, чтобы успешно освоить данную тему.
- Прием «Задом наперед». Организую выполнение проверочной работы по новой теме. В ходе
выполнения заданий кадеты сталкиваются с недостаточными знаниями, т.е. при выполнении
работы кадеты должны отметить, какие задания/предложения вызывают у них затруднения, а
какие они готовы решить прямо сейчас и объяснить их, после чего и формулируют из этого
цель.
- Прием «Знаю» - «Повторить» - «Хочу знать». Этот прием я использую в основном после
самостоятельного
изучения
текста,
который
был
задан
на
самоподготовку
или
после
выполнения проверочной работы (после самопроверки). Если тема не вызвала затруднений, то
отмечаем это в колонке «Знаю». Если вызвало затруднение (например, забыли правило или
допустили
ошибки)
-
в
колонке
«Повторить».
Если
кадет
впервые
сталкивается
с
предложенным материалом, то заполняет колонку «Хочу знать». Далее по ходу или в конце
урока мы возвращаемся к таблице и анализируем.
«Знаю»
«Повторить»
«Хочу знать»
- Прием «Тема-вопрос-план». Этот прием хорошо подходит для уроков Culture Corner,
Across
the curriculum
или Going Green, где тему урока можно представить в виде вопроса. Чтобы
ответить
на
этот
вопрос
кадетам
необходимо
построить
определенный
план
действий
(изучить новую лексику, прочитать текст, послушать аудиозапись, посмотреть видео и т.д.).
Этот прием помогает сформулировать способы достижения конкретных учебных целей.
Следующие 3 приема целеполагания хорошо подойдут для воспитанников 5-6 классов.
- Прием «Группировка». Кадетам предлагается разделить на группы ряд слов и обосновать
свой
выбор.
В
процессе
работы
определяется
принцип
разделения,
на
основе
чего
формулируются тема и цель урока.
- Прием «Исключение». Предлагаю ряд слов и прошу найти лишнее, увидеть общее, объяснить
свою точку зрения и самостоятельно прийти к теме и цели урока.
-
Прием «Проблема предыдущего урока». В конце урока я предлагаю задание, выполнение
которого заведомо невозможно либо из-за недостатка знаний, либо недостатка времени у
кадет, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Следовательно, тему
урока
можно
сформулировать
накануне,
а
на
следующем
уроке
лишь
напомнить
о
ней
и
обосновать.
2.
Основной этап урока. На этом этапе можно использовать разнообразные формы, методы и
приемы обучения, повышающую степень активности наших воспитанников, что помогает
быстрее достичь планируемых результатов.
Из технологии диалогового взаимодействия я использую следующие приемы:
- Прием «Взаимные диктанты»
Mutual [ ˈmjuː.tʃu.əl ] dictation я использую для проверки
усвоения лексики. Возможны различные варианты диктантов: кадеты могут составить их
заранее, прямо на уроке или диктовать друг другу приготовленный мною материал.
-
Прием
«Задания
с
последующим
устным
выполнением»
хорошо
использовать
для
отработки правил словообразования. Кадет под диктовку записывает слово, а затем устно
образует однокоренные слова с заданными приставками и суффиксами. Также возможно
выполнение этого задания для отработки фразовых глаголов.
Из технологии РКМ я использую следующие приемы:
-
Прием
«Броуновское
движение»
(Социологический
опрос).
Прием
«Броуновское
движение»
предполагает
движение
кадет
по
классу
с
целью
сбора
информации
по
предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов, либо вопросы
могут быть составлены ими самими. Я помогаю формулировать вопросы и ответы и слежу,
чтобы взаимодействие велось на английском языке. Результатом такого опроса может
служить письменная работа или устное представление результатов «The results of the
Survey showed…».
- Прием «Перепутанные логические цепочки». Стратегия приема состоит в построении
цепочки из предложенных фактов, фраз, слов, правил, в логическом или хронологическом
порядке.
Этот прием с легкостью можно адаптировать для любого урока, ориентируясь на
поставленные цели.
Его можно проводить совместно, индивидуально, в группах/парах,
можно
предложить
его
в
качестве
самостоятельной
работы
или
задания
на
самоподготовку.
Логические
цепочки
помогают
моим
воспитанникам
запомнить
информацию
и
закрепить
материал,
также
это
прекрасный
вариант
контроля
и
самоконтроля.
-
Прием
«Инсерт».
insert
[
ɪnˈsɜːrt
]
Этим приемом я пользуюсь
при работе с
т е к с т о м
и
с
н о в о й
информацией
(например
при
работе
с
разделом
Grammar References). Кадеты маркируют текст специальными значками: «√» — я это знаю;
«+» — это новая информация для меня; «-» — я думал по-другому, это противоречит тому,
что я знал; «?» — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Затем заполняют
таблицу:
√
+
-
?
Тезисно записывают
информацию
встречающуюся в
тексте, которая уже
была известна.
Отмечается все
новое, что стало
известно из текста.
Отмечаются
противоречия. Т.е.
кадет отмечает то,
что идет вразрез с
его знаниями и
убеждениями.
Перечисляются
непонятные
моменты, те, что
требуют уточнения
или вопросы,
возникшие по мере
прочтения текста.
После заполнения таблицы происходит просто зачитывание тезисов, никакого обсуждения.
Затем повторное чтение текста, при этом таблица может пополниться, либо какие-то
тезисы
уже
перейдут
из
одной
колонки
в
другую.
На
следующем
этапе
происходит
обсуждение записей, внесенных в таблицу. Происходит анализ того, как накапливаются
знания.
Путь,
который
проделывают
кадеты,
от
старого
к
новому
становится
более
наглядным и понятным.
На начальных этапах работы с прием я использую небольшие тексты, чтобы воспитанники
привыкли к используемым значкам, и сокращаю количество столбцов в таблице (по мере
усвоения приема тексты и количество столбцов увеличиваются).
3.
Оценивание. Оценивание, согласно ФГОС, ориентировано как раз на анализ достижения
образовательных результатов. Здесь перед нами встает следующий вопрос – как научить
наших воспитанников дать оценку результатам, а не самой деятельности, как оценить свой
результат и результат своих товарищей?
Должны
существовать
четкие
критерии
оценки
выполнения
задания.
Эти
критерии
разрабатываются совместно с воспитанниками, т. к. они должны быть понятны и известны до
выполнения
задания,
естественно
они
разрабатываются
на
основе
требований
государственной аттестации и общей системы оценивания в основной школе.
Если говорить о текущем контроле, то, конечно, преобладает самооценка и взаимооценка,
опять
же
по
заранее
известным
критериям.
Здесь,
без
всякого
сомнения,
незаменимы
оценочные
листы.
Оценочные
листы
повышают
эффективность
работы
и
могут
быть
использованы
практически
на
любом
уроке.
Кадеты,
в
свою
очередь,
учатся
оценивать
уровень любого задания по определенным критериям и оценивают свой собственный уровень
достижения планируемых результатов на отдельно взятом уроке.
Посмотрим на примеры, оценочных листов, которые я использую в своей деятельности:
Self-assessment
[ əˈses.mənt ]
Description of achievement
[ əˈtʃiːvmənt ]
Описание достижения
poor
fair
good
excellen
t
I can read and understand the information about
I can listen and understand the information about
I can write
I can speak about
I can ask and answer the questions about
Peer
[ pɪər ]
–assessment
Оценка сверстников
Group
Content
Presentation
Design
1
☺☺☺
☺☺☺
☺☺☺
2
☺☺☺
☺☺☺
☺☺☺
Score-card
[ ˈskɔː.kɑːd ] оценочная ведомость
Tasks
Points
Total
Criterias
“5” 28-36 points
“4” 23-27 points
“3” 13- 22 points
Ex. 1, p. 44 (Vocabulary)
0-7
Ex. 3, p. 44 (Grammar)
0-10
… … …
… - …
Total
Mark
Short test’s score-card *
Tasks
Criterias
Points
My mark
Teacher’s mark
“5” 15 points
“4” 14-11 points
“3” 10-8 points
* Взаимопроверка осуществляется без ключей.
4. Рефлексия.
- Прием «Общее-уникальное». Помогает выделить и кратко представить общие и особенные
черты
при
сравнении
двух
и
более
явлений.
Работа
с
этим
приемом
может
быть
индивидуальной, парной и групповой.
Способствует развитию аналитических способностей.
Незаменим при сравнении картинок, явлений, систем. Например, урок Culture Corner 3, 10 класс
American High Schools, где американские школы мы будем сравнивать с российскими и выяснять,
что же есть между ними общего и что абсолютно различно.
- Прием «Перекрестная дискуссия». Этот прием я использую, в основном, для работы с
текстами.
Он
помогает
моим
воспитанникам
овладеть
приемами
аргументации
и
доказательства, а также хорошо формирует умение отстаивать свою точку зрения. В основе
организации работы лежит следующая таблица:
Question
PROS
CONS
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Results
Сначала кадеты подготавливаются к дискуссии обмениваясь мнениями по вопросу после чего
записывают в таблицу аргументы «за» и «против». Затем переходят к перекрестной дискуссии
высказывая
тезисы
«за»
и
«против»
поочередно,
так
продолжается
пока
аргументы
не
закончатся. Когда аргументы закончились, я прошу перечитать еще раз все «за» и «против» и
принять однозначное решение, записав его также в таблицу. Затем в зависимости от своего
выбора
кадеты
делятся
на
две
группы
(«за»
и
«против»).
Уже
в
группах
обсуждают
результаты перекрестной дискуссии и отбирают самые значимые, по их мнению, аргументы.
На следующем этапе каждая команда, также поочередно, оглашает выбранные аргументы, по
желанию могут быть составлены еще две таблицы (от каждой группы).
Как видно на слайде, мною был применен этот прием для проработки материала перед
написанием сочинения «За и против».
-
Прием
«Пять
причин».
Прошу
кадет
подумать
и
найти
пять
причин,
почему
им
нужна/важна/актуальна полученная информация? Где это можно применить?
- Прием «Телеграмма».
Каждому кадету предлагаю заполнить бланк телеграммы, получив при
этом следующую инструкцию: Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас
важным?
Чему
вы
научились?
Что
вам
понравилось?
Что
осталось
неясным?
В
каком
направлении нам стоит продвигаться дальше?
- Прием «Реклама». Предлагаю кадетам прорекламировать какой-то предмет с данного урока.
Время
подготовки
не
более
5
минут.
Работа
может
происходить
индивидуально,
в
парах/группах.
Возможно
с
продолжением
выполнения
на
самоподготовке
(например,
урок
Culture
Corner
5,
10
класс,
тема
«Путешествие
по
Темзе».
В
конце
урока
предложила
прорекламировать прогулку по реке Темзе, исходя из информации полученной в ходе урока, и как
дополнительное задание на самоподготовку, по желанию, разработать рекламную брошюру).
В
заключении
хочется
сказать,
что
конечно
существует
множество
эффективных
приемов
достижения
планируемых
результатов,
и
невозможно
осветить
их
все
в
рамках
одного
выступления. Я ставила перед собой задачу поделиться личным опытом и рассказать о тех
приемах, которые я применяю, и, которые действительно дают результат. Ведь в целом, и вы
конечно
со
мной
согласитесь,
конференция
и
направлена
на
обмен
опытом
и
пополнение
методического багажа. Надеюсь, мое выступление также оказалось полезным. Спасибо за такую
возможность поделиться опытом и почерпнуть новое для себя.