Автор: Федорова Валентина Вячеславовна
Должность: преподаватель по классу домра, гитара
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Агрыз
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Ансамблевая игра в классе домры- важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДОД “Детская школа искусств”
г.Агрыз
Ансамблевая игра в классе домры –
важнейшее звено музыкального воспитания
учащихся ДШИ
Выполнила: преподаватель
по классу домры В.В.Федорова
г.Агрыз 2018.
Ансамблевая игра – очень
интересный вид работы, который даёт
полное
представление
о
возможностях
инструмента,
осознанное
желание
музицировать
вместе
с
другими
учениками,
со
своим
преподавателем.
Ансамбль
способен
заинтересовать
ребёнка
в
скорейшем
овладении
инструментом, что, в свою очередь, помогает ускорить процесс знакомства
юного музыканта с миром большой музыки.
Предлагаемая
методика
актуальна
для
домры,
древнего
русского
народного
инструмента,
соединяющего
в
себе
возможности
сольного
инструмента
с
богатым
и
разнообразным
ансамблевым
репертуаром.
История
возникновения этого инструмента рассказывает о том, что ещё в
древности домра использовалась для совместной игры в ансамблях малых
форм. Но вершина коллективного музицирования на народных инструментах
– это, конечно, оркестр! Именно в оркестре раскрываются
широчайшие
возможности инструмента, его выразительные способности. А начинать надо
с игры в ансамбле. Ведь навыки ансамблевой игры – необходимые навыки
будущего
участника
инструментального
ансамбля
или
оркестранта,
где
домра - важнейший голос.
На первом этапе особенно важно уделять внимание участию ученика в
элементарном ансамблевом музицировании - совместно с преподавателем,
который
исполняет
более
сложную
партию,
или
совместно
с
другими
учащимися
-
учениками
старших
классов.
Начиная
с
первых
уроков,
творческая
атмосфера
в
классе
должна
быть
наполнена
настоящей,
полноценно
звучащей
музыкой.
Это
создает
у
ученика
мотивацию
к
занятиям музыкой, ведь, чем интереснее, разнообразнее будут первые уроки,
тем больше ученик будет стремиться к занятиям на
инструменте. Опыт
показывает, что очень важно активизировать трудный период технического
овладения
инструментом.
Для
учащихся
младших
классов
большую
проблему представляет техническое владение инструментом, детям трудно
удерживать инструмент, зажимать лады. В таких случаях в ансамбле им
можно поручить игру на открытых струнах.
Игра
в
ансамбле
интересна
и
полезна
для
детей
любого
возраста.
Огромное
количество
вариантов
открывается
перед
преподавателем
и
учеником
в
этой
области:
дуэты,
трио,
квартеты
и.т.д.;
игра
вместе
с
преподавателем,
с
одноклассниками,
с
учащимися
старших
классов,
с
ребятами
других
специализаций. В каждом случае ученику предстоит
решать
новые интересные задачи. Конечно, при подготовке к серьёзному
выступлению
педагог
будет
распределять
голоса
соответственно
возможностям и способностям учеников. Тем не менее, хорошо, если менее
сильному и способному когда-то будет дана возможность исполнять первый
голос там, где это будет ему под силу. Тем, кто исполняет, как правило,
ведущие
голоса,
желательно
научиться
справляться
с
задачами,
которые
ставят перед ними исполнение 2-ого, 3-его голосов, ведь здесь требуется
особая тонкость, чуткость, готовность слушать другие голоса и следовать за
солистом, поддержать его. Необходимо объяснить учащимся особую роль и
значение
каждого
голоса.
Ведь
вся
полнота
и
гармония
звучания
будут
достигнуты лишь при грамотном исполнении всех голосов.
Безусловно, очень интересным может стать для учащихся исполнение
народной
музыки.
Здесь
возможно
знакомство
с
другими
видами
инструментов
-
альтовые,
басовые
домры,
использование
учащимися
шумовых и ударных инструментов (Рус.нар. песня«Я на горку шла», укр.
нар. песня «Весёлые гуси»)
В
пьесах
композиторов
ХХ
века
и
современных
композиторов
интересна
аккордовая
техника,
синкопы,
необычная
гармония
(Хейтц
«Чарльстон»,
Бабаджанян
«Ноктюрн»).
Также
важно,
что
исполнение
современных пьес вызывает у учащиеся ощущение движения в ногу со
временем.
Начинать нужно с более лёгкого, доступного и понятного. А дальше -
усложнение ритмов, специальные приёмы, дисгармония, резкие контрасты.
Таково влияние современного мира на культуру в целом и на музыкальную
культуру в частности. Ученик должен услышать и почувствовать это.
Важным принципом педагогической деятельности преподавателя ДШИ
является органичное включение в учебный процесс концертных выступлений
учащихся в ансамбле, начиная с самых первых шагов.
Выступление в ансамбле
способствует исчезновению страха перед
сценой. Если учащиеся выходят вместе или с учителем, они поддерживают
друг друга. Выход ансамбля на сцену - это всегда организованный выход,
красивый дружный поклон, артистичное поведение. Воспитывается умение
постоянно
держать
себя
в
концертной
форме,
повышается
чувство
ответственности за качество исполнения, как собственного, так и других
участников
маленького
коллектива.
Для
выступлений
желательно
иметь
постоянный концертный репертуар.
Игра
в
ансамбле
–это
важнейшее
звено
музыкального
воспитания,
развития слуховых, ритмических, психо - эмоциональных навыков, развития
навыков коллективного музицирования. Ансамблевая игра - это широчайшие
возможности инструмента, разнообразный репертуар, знакомство со многими
стилями,
овладение
дополнительными
инструментами
(альтовой,
басовой
домры),
сотрудничество
с
учащимися
и
преподавателями
других
специализаций
школы,
выступление
совместно
с
педагогом,
творческая
атмосфера в классе.
Таково значение использования ансамблевой игры в
классе домры.
Данный вид работы позволяет музыканту интенсивно развиваться, обрести
необходимые
навыки
для
игры
на
домре,
познакомиться
с
богатыми
возможностями своего инструмента, его репертуаром.