Напоминание

"Ансамблевая игра в классе домры- важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ"


Автор: Федорова Валентина Вячеславовна
Должность: преподаватель по классу домра, гитара
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Агрыз
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Ансамблевая игра в классе домры- важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДОД “Детская школа искусств”

г.Агрыз

Ансамблевая игра в классе домры –

важнейшее звено музыкального воспитания

учащихся ДШИ

Выполнила: преподаватель

по классу домры В.В.Федорова

г.Агрыз 2018.

Ансамблевая игра – очень

интересный вид работы, который даёт

полное

представление

о

возможностях

инструмента,

осознанное

желание

музицировать

вместе

с

другими

учениками,

со

своим

преподавателем.

Ансамбль

способен

заинтересовать

ребёнка

в

скорейшем

овладении

инструментом, что, в свою очередь, помогает ускорить процесс знакомства

юного музыканта с миром большой музыки.

Предлагаемая

методика

актуальна

для

домры,

древнего

русского

народного

инструмента,

соединяющего

в

себе

возможности

сольного

инструмента

с

богатым

и

разнообразным

ансамблевым

репертуаром.

История

возникновения этого инструмента рассказывает о том, что ещё в

древности домра использовалась для совместной игры в ансамблях малых

форм. Но вершина коллективного музицирования на народных инструментах

– это, конечно, оркестр! Именно в оркестре раскрываются

широчайшие

возможности инструмента, его выразительные способности. А начинать надо

с игры в ансамбле. Ведь навыки ансамблевой игры – необходимые навыки

будущего

участника

инструментального

ансамбля

или

оркестранта,

где

домра - важнейший голос.

На первом этапе особенно важно уделять внимание участию ученика в

элементарном ансамблевом музицировании - совместно с преподавателем,

который

исполняет

более

сложную

партию,

или

совместно

с

другими

учащимися

-

учениками

старших

классов.

Начиная

с

первых

уроков,

творческая

атмосфера

в

классе

должна

быть

наполнена

настоящей,

полноценно

звучащей

музыкой.

Это

создает

у

ученика

мотивацию

к

занятиям музыкой, ведь, чем интереснее, разнообразнее будут первые уроки,

тем больше ученик будет стремиться к занятиям на

инструменте. Опыт

показывает, что очень важно активизировать трудный период технического

овладения

инструментом.

Для

учащихся

младших

классов

большую

проблему представляет техническое владение инструментом, детям трудно

удерживать инструмент, зажимать лады. В таких случаях в ансамбле им

можно поручить игру на открытых струнах.

Игра

в

ансамбле

интересна

и

полезна

для

детей

любого

возраста.

Огромное

количество

вариантов

открывается

перед

преподавателем

и

учеником

в

этой

области:

дуэты,

трио,

квартеты

и.т.д.;

игра

вместе

с

преподавателем,

с

одноклассниками,

с

учащимися

старших

классов,

с

ребятами

других

специализаций. В каждом случае ученику предстоит

решать

новые интересные задачи. Конечно, при подготовке к серьёзному

выступлению

педагог

будет

распределять

голоса

соответственно

возможностям и способностям учеников. Тем не менее, хорошо, если менее

сильному и способному когда-то будет дана возможность исполнять первый

голос там, где это будет ему под силу. Тем, кто исполняет, как правило,

ведущие

голоса,

желательно

научиться

справляться

с

задачами,

которые

ставят перед ними исполнение 2-ого, 3-его голосов, ведь здесь требуется

особая тонкость, чуткость, готовность слушать другие голоса и следовать за

солистом, поддержать его. Необходимо объяснить учащимся особую роль и

значение

каждого

голоса.

Ведь

вся

полнота

и

гармония

звучания

будут

достигнуты лишь при грамотном исполнении всех голосов.

Безусловно, очень интересным может стать для учащихся исполнение

народной

музыки.

Здесь

возможно

знакомство

с

другими

видами

инструментов

-

альтовые,

басовые

домры,

использование

учащимися

шумовых и ударных инструментов (Рус.нар. песня«Я на горку шла», укр.

нар. песня «Весёлые гуси»)

В

пьесах

композиторов

ХХ

века

и

современных

композиторов

интересна

аккордовая

техника,

синкопы,

необычная

гармония

(Хейтц

«Чарльстон»,

Бабаджанян

«Ноктюрн»).

Также

важно,

что

исполнение

современных пьес вызывает у учащиеся ощущение движения в ногу со

временем.

Начинать нужно с более лёгкого, доступного и понятного. А дальше -

усложнение ритмов, специальные приёмы, дисгармония, резкие контрасты.

Таково влияние современного мира на культуру в целом и на музыкальную

культуру в частности. Ученик должен услышать и почувствовать это.

Важным принципом педагогической деятельности преподавателя ДШИ

является органичное включение в учебный процесс концертных выступлений

учащихся в ансамбле, начиная с самых первых шагов.

Выступление в ансамбле

способствует исчезновению страха перед

сценой. Если учащиеся выходят вместе или с учителем, они поддерживают

друг друга. Выход ансамбля на сцену - это всегда организованный выход,

красивый дружный поклон, артистичное поведение. Воспитывается умение

постоянно

держать

себя

в

концертной

форме,

повышается

чувство

ответственности за качество исполнения, как собственного, так и других

участников

маленького

коллектива.

Для

выступлений

желательно

иметь

постоянный концертный репертуар.

Игра

в

ансамбле

–это

важнейшее

звено

музыкального

воспитания,

развития слуховых, ритмических, психо - эмоциональных навыков, развития

навыков коллективного музицирования. Ансамблевая игра - это широчайшие

возможности инструмента, разнообразный репертуар, знакомство со многими

стилями,

овладение

дополнительными

инструментами

(альтовой,

басовой

домры),

сотрудничество

с

учащимися

и

преподавателями

других

специализаций

школы,

выступление

совместно

с

педагогом,

творческая

атмосфера в классе.

Таково значение использования ансамблевой игры в

классе домры.

Данный вид работы позволяет музыканту интенсивно развиваться, обрести

необходимые

навыки

для

игры

на

домре,

познакомиться

с

богатыми

возможностями своего инструмента, его репертуаром.



В раздел образования