Автор: Щербакова Оксана Алексеевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 6 " Колокольчик"
Населённый пункт: город Луховицы, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Презентации в образовательной деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Использование презентаций в образовательной
деятельности дошкольников
Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое,
экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный
инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все
плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как
носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об
использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) воспитателями для
повышения эффективности образовательного процесса. Данное направление развития
образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается
важнейшим национальным приоритетом.
Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным
мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко
использовать их в своей педагогической деятельности.
Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир
новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на
следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать
участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и
использование информационных технологий в ДОУ.
Целью работы при использовании ИКТ в ОД, является, повышение качества образования
через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных
технологий.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет
много преимуществ, на которых следует остановиться:
дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так
как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных
средств;
позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества
иллюстративного материала;
позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу
детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок –
педагог;
использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая
способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно,
учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная
информация;
с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации,
которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной
жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу
транспорта и т. д.) ;
занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий
побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в
сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала,
развитию памяти, воображения, творчества детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам
следующие возможности:
Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.
Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность
самопроверки.
Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества
обучения детей.
Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности
показа видеофрагментов.
Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности
показа видеофрагментов.
Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.
Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно
экономит время на занятии.
Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития
творческих способностей дошкольников.
Оперативность управления и возможность компактного хранения больших
объемов информации в текстовой и образной форме.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми в детском саду должна быть
эмоционально – яркой, с привлечением большого иллюстративного и наглядного материала,
использованием звуковых и видео эффектов. Способов обучения много, однако, один из
самых эффективных – мультимидейные презентации для дошкольников, ведь с их помощью
можно открыть для ребенка дверь в новый, неизведанный для него мир.
Мультимедийные презентации, включающие в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и
видеоэффекты с интересным сюжетом в состоянии удерживать внимание самых
непоседливых дошкольников. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность,
динамичность объектов, контрастность изображения, т.е. качества информации, которые
воспроизводятся с помощью ТСО.
При создании презентаций педагогам следует не только доходчиво, но и занимательно
строить эпизоды, придавать неожиданность монтажу, композиции и подборке материала,
добиваясь наибольшей выразительности крупных планов, подборке действующих
персонажей. Все это вместе взятое воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное
внимание у ребенка, способствует непроизвольному запоминанию материала в процессе ОД.
Эффективное применение мультимедийных презентаций в ходе НОД влияет на повышение
качества воспитания и обучения детей, поэтому рационально использовать презентации при
работе с детьми.
Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную
информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных
компонентов. Еще К,Д, Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». А
использование анимации и сюрпризных моментов делает учебно – воспитательный процесс
интересным и выразительным для детей.
Применяю в своей практике готовые презентации (есть свои) в различных образовательных
областях: «Познание», «Коммуникация», Художественное творчество», «Социализация»,
«Художественная литература», «Безопасность», «Физическая культура», что позволяет :
значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых
средств, коммуникативных навыков.
развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей
успешной учёбы в начальной школе.
развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-
логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
В копилке собрано большое количество презентаций, например:
Игровая математика
Путешествие по сказкам (мнемотаблицы)
Развивающие игры и упражнения для детей
Домашние животные
Насекомые (Муравьи, кузнечик, бабочки)
Времена года
Веселая зарядка
И много других занимательных и развивающих игр для дошкольников.
Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие
факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о
норме.
Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно,
предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим
выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных
результатов.
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и
организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше
интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при
частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти -
семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-
4 раза в неделю.
Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и
отработку зрительно-пространственных отношений.
Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически
переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так
же важна и смена деятельности во время занятия.
Для проведения фронтальных занятий использовать мультимедийный проектор,(тем
не менее, если подходящих устройств нет, можно найти альтернативу: маленькой
группе можно показать презентацию на ноутбуке) расстояние от экрана до стульев на
которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном
процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень.
Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности,
облегчает работу воспитателя.
Сделать хороший наглядный материал достаточно сложно, ведь для этого придется
приложить немало усилий, чтобы подобрать картинки, наложить музыку и учесть другие
нюансы. Создавая презентацию, нужно вложить в нее все свое творчество, талант, теплоту
души.
Но и какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-
коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они
не могут и не должны.