Напоминание

Презентации в образовательной деятельности дошкольников


Автор: Щербакова Оксана Алексеевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 6 " Колокольчик"
Населённый пункт: город Луховицы, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Презентации в образовательной деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование презентаций в образовательной

деятельности дошкольников

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое,

экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный

инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все

плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как

носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об

использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) воспитателями для

повышения эффективности образовательного процесса. Данное направление развития

образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается

важнейшим национальным приоритетом.

Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным

мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко

использовать их в своей педагогической деятельности.

Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир

новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на

следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать

участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и

использование информационных технологий в ДОУ.

Целью работы при использовании ИКТ в ОД, является, повышение качества образования

через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных

технологий.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет

много преимуществ, на которых следует остановиться:

дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так

как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных

средств;

позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества

иллюстративного материала;

позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу

детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок –

педагог;

использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая

способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно,

учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная

информация;

с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации,

которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной

жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу

транспорта и т. д.) ;

занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий

побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в

сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала,

развитию памяти, воображения, творчества детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам

следующие возможности:

Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.

Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность

самопроверки.

Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества

обучения детей.

Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности

показа видеофрагментов.

Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности

показа видеофрагментов.

Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.

Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно

экономит время на занятии.

Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития

творческих способностей дошкольников.

Оперативность управления и возможность компактного хранения больших

объемов информации в текстовой и образной форме.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми в детском саду должна быть

эмоционально – яркой, с привлечением большого иллюстративного и наглядного материала,

использованием звуковых и видео эффектов. Способов обучения много, однако, один из

самых эффективных – мультимидейные презентации для дошкольников, ведь с их помощью

можно открыть для ребенка дверь в новый, неизведанный для него мир.

Мультимедийные презентации, включающие в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и

видеоэффекты с интересным сюжетом в состоянии удерживать внимание самых

непоседливых дошкольников. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность,

динамичность объектов, контрастность изображения, т.е. качества информации, которые

воспроизводятся с помощью ТСО.

При создании презентаций педагогам следует не только доходчиво, но и занимательно

строить эпизоды, придавать неожиданность монтажу, композиции и подборке материала,

добиваясь наибольшей выразительности крупных планов, подборке действующих

персонажей. Все это вместе взятое воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное

внимание у ребенка, способствует непроизвольному запоминанию материала в процессе ОД.

Эффективное применение мультимедийных презентаций в ходе НОД влияет на повышение

качества воспитания и обучения детей, поэтому рационально использовать презентации при

работе с детьми.

Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную

информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных

компонентов. Еще К,Д, Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». А

использование анимации и сюрпризных моментов делает учебно – воспитательный процесс

интересным и выразительным для детей.

Применяю в своей практике готовые презентации (есть свои) в различных образовательных

областях: «Познание», «Коммуникация», Художественное творчество», «Социализация»,

«Художественная литература», «Безопасность», «Физическая культура», что позволяет :

значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых

средств, коммуникативных навыков.

развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей

успешной учёбы в начальной школе.

развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-

логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

В копилке собрано большое количество презентаций, например:

Игровая математика

Путешествие по сказкам (мнемотаблицы)

Развивающие игры и упражнения для детей

Домашние животные

Насекомые (Муравьи, кузнечик, бабочки)

Времена года

Веселая зарядка

И много других занимательных и развивающих игр для дошкольников.

Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие

факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о

норме.

Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно,

предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим

выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных

результатов.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и

организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше

интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при

частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти -

семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-

4 раза в неделю.

Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.

Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и

отработку зрительно-пространственных отношений.

Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически

переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так

же важна и смена деятельности во время занятия.

Для проведения фронтальных занятий использовать мультимедийный проектор,(тем

не менее, если подходящих устройств нет, можно найти альтернативу: маленькой

группе можно показать презентацию на ноутбуке) расстояние от экрана до стульев на

которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном

процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень.

Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности,

облегчает работу воспитателя.

Сделать хороший наглядный материал достаточно сложно, ведь для этого придется

приложить немало усилий, чтобы подобрать картинки, наложить музыку и учесть другие

нюансы. Создавая презентацию, нужно вложить в нее все свое творчество, талант, теплоту

души.

Но и какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-

коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они

не могут и не должны.



В раздел образования