Автор: Тямаева Наиля Анваровна
Должность: воспитатель по обучению родному языку
Учебное заведение: МБДОУ №12 "Солнышко"
Населённый пункт: город Елабуга,Республика Татарстан
Наименование материала: Многофункциональная дидактическая игра
Тема: "Умные кубики"
Раздел: дошкольное образование
Многофункциональное дидактическое
учебно-игровое пособие по обучению татарскому языку
для детей 4 – 7 лет
«Умные кубики»-«Акыллы шакмаклар»
4 – 7 яшьтәге балаларга татар теле өйрәтү өчен күп функцияле
дидактик кулланма
Разработчик пособия: Тямаева Наиля Анваровна, воспитатель по обучению
татарскому языку МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №12
“Солнышко”Елабужского муниципального района
Пояснительная записка.
Данное дидактическое пособие предназначено воспитателям татарского
языка, воспитателям групп и родителям. Может быть использовано в
режимных моментах, в самостоятельной и организованной деятельности для
речевого развития детей дошкольного возраста, что позволит разнообразить
детскую деятельность.
Дети в игровой форме ведут диалоги на татарском языке с детьми и
воспитателем, обыгрывая различные игровые ситуации.
Эти игры можно использовать в разных возрастных группах, адаптируя
лексический материал УМК «Говорим по-татарски», ставя задачи,
соответственно возрасту и способностям детей. С пособием «Умные кубики»
можно придумать огромное количество разнообразных игр. Всё зависит от
фантазии и желания придумывать новое. Всё в Ваших руках!
Также при разработке дидактических игр были учтены требования
федерального образовательного стандарта дошкольного образования.
Оформление и содержание игр соответствует возрастным особенностям
детей дошкольного возраста.
Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник
народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна
из самых сложных методических задач. Дети учатся, играя. Игра –
естественная форма детского существования. И самый прямой путь к
достижению взаимопонимания с ребёнком лежит через игровое действие.
Цель. побуждать интерес к изучению татарского языка и умению общаться.
Задачи: Закрепить умение составлять предложения.
Совершенствовать речь, как средство общения.
Учить навыкам общения, индивидуально отвечать, вести диалог на татарском
языке.
Воспитывать любовь к татарскому языку, вызвать интерес и желание
общаться.
Принцип изготовления игры заключается в следующем.
Предлагаются кубики, которые разделены на 4 цветовые гаммы (зелёный-по
проекту «Мой дом», старшая –по проекту «Растём играя», красный- по
проекту «Мы теперь уже большие, в школу ведут дороги.» и синий для
работы с детьми татарской национальности). На каждый кубик приклеены
картинки по проектам. Используя несколько (3-4 цвета) можно получить
разные варианты игры.
-Дети по желанию берут кубик и составляют предложения;
-Воспитатель даёт задание, дети составляют предложения1 вариант игры:
1. Детям предлагается выслушать предложения воспитателя, выбрать
нужные кубики и разложить схематично в правильном порядке.
2.Дети по своему усмотрению составляют предложения. Выбирают
соответствующие кубики и схематично его выкладывают.
Перечень комплекта игры.
1. Паспорт игры
2. Кубики 24 шт.
3.Коробочка для хранения
Лексическая доза:
1. Для средней группы:
- семья – әти, әни, әби, бабай, малай, кыз;
- игрушки – песи, эт, туп, курчак, аю, куян, матур;
-продукты-ипи,алма,сөт,чәй
- счет – бер, ике, өч, дүрт, биш;
2. Для старшей группы:
- семья – әти, әни, әби, бабай, малай, кыз;
- игрушки – песи, эт, туп, курчак, аю, куян, матур;
- счет – бер, ике, өч, дүрт, биш,алты,җиде,сигез,тугыз,ун
-продукты-ипи,алма,сөт,чәй,аш,ботка
- овощи – кишер, кыяр, кәбестә, суган, бәрәңге, алма;
- цвета – кызыл, сары, яшел, зәңгәр;
- вкус – тәмле, баллы;
- счет – алты, җиде, сигез, тугыз, ун;
3. Для подготовительной группы:
- семья – әти, әни, әби, бабай, малай, кыз;
- счет – бер, ике, өч, дүрт, биш,алты,җиде,сигез,тугыз,ун
-продукты-ипи,алма,сөт,чәй,аш,ботка,пиөөа,чәкчәк,бәрәңге фри
- игрушки – песи, эт, туп, курчак, аю, куян, матур;
- овощи – кишер, кыяр, кәбестә, суган, бәрәңге, шалкан;
- цвета – кызыл, сары, яшел, зәңгәр;
- вкус – тәмле, баллы;
- хайваннар – төлке, бүре, керпе, тычкан, үрдәк, тавык, әтәч;
- нишли? – утыра,сикерә, җырлый, бии, йоклый, юа, эчә, ашый, китап укый,
рәсем ясый.
Правила игры
1 - для детей среднего возраста
Играют 1-2 ребенка и взрослый. Используют кубики зелёного цвета с
изображениями членов семьи и игрушек, и счет до 5 (пяти). Попросите детей
ответить на вопрос "Бу кем?", "Бу нәрсә?", «Ничә?», «Нинди?»,
Например, «Бу кем? - Бу эти»
«Ничә туп? – Ике туп».
2- для детей старшего возраста
Играют 2-12 детей и взрослый. Кубики жёлтого цвета. Дети закрепляют
названия цветов и счет до 10, а также вкусовые характеристики.
3 - для детей подготовительной к школе группы
Играют 2-3 ребенка и взрослый. Участвуют 25 карточек (18 карточек из игры
2 и 7 карточек с изображением животных и птиц).
Дети закрепляют лексический минимум предусмотренный УМК.
4- дети татарской национальности играют парами и задают вопросы
самостоятельно придумывают свои варианты игр.
Примерные игры с использованием пособия «Умные кубики» по УМК
«Говорим по- татарски» по проекту «Мой дом» Зелёные кубики
Тема «Моя семья» (мама,папа,бабушка,дедушка,мальчик,девочка)
Надо выбрать только те кубики, где картинки членов семьи и называть на
татарском языке.
Варианты игр:
1.Игра «Это кто?»
2. Игра «Кого нет?»
3.Игра «Позови»
Тема: «Продукты» (молоко,яблоко,хлеб,чай)
1.Игра «Это что?»
2.Игра «Да -нет»
3.Игра «Что пропало?»
4.Игра «Попроси»
5.Игра «Угости» (берём дополнительно кубики, где члены семьи)
Тема: «Игрушки» (аю,куян,песи,эт,курчак,туп,машина)
1.Игра «Это что?»
2.Игра «Да -нет»
3.Игра «Что пропало?»
4.Игра «Попроси»
5.Игра «Чистый-грязный»
6.Игра «Предложи помыть» (берём дополнительно кубики, где члены семьи)
Тема: «Числа» (1,2,3,4,5)
Игра: «Сосчитай сколько игрушек.»
Примерные игры с использованием пособия «Умные кубики» по УМК
«Говорим по-татарски» по проекту «Растём, играя» Жёлтые кубики.
Тема:«Овощи»(капуста,морковь,лук,репа,огурец,помидор,картошка,1,2,3
,4,5,6,7,8,9,10.)
1.Игра «Это что?»
2.Игра «Да -нет»
3.Игра «Что пропало?»
4.Игра «Попроси»
5.Игра «Угости»
6.Игра: «Грязный-чистый»
7.Игра «Предложи помыть овощи»
8.Игра «Сколько овощей?»
9.Игра «Какой? Какая? Какое?»
Тема: «Продукты» (каша,суп)
1.Игра «Это что?»
2.Игра «Да -нет»
3.Игра «Что пропало?»
4.Игра «Попроси»
5.Игра «Угости»
6.Игра: «Какой? Какая? Какое?»
7. игра «Что лишнее?»
Тема: «Посуда» (тарелка,ложка,чашка)
1.Игра «Это что?»
2.Игра «Да -нет»
3.Игра «Что пропало?»
4.Игра «Попроси»
5.Игра «Предложи посуду»
6.Игра: «Грязный-чистый»
7.Игра «Предложи помыть посуду»
8.Игра «Сколько?»(тарелок,ложек,чашек)
9.Игра «Какая?»(красная,зелёная,жёлтая,синяя)
Тема: «Одежда»(платье, рубашка, брюки)
1.Игра «Это что?»
2.Игра «Да -нет»
3.Игра «Что пропало?»
4.Игра «Попроси»
5.Игра «Предложи надеть»
6.Игра: «Грязный-чистый»
7.Игра «Предложи снять»
8.Игра «Сколько?»
9.Игра «Какая?Какое?Какой?»(красная,зелёная,жёлтая,синяя)
Тема: «Мебель» (стол,стул,кровать)
1.Игра «Это что?»
2.Игра «Да -нет»
3.Игра «Что пропало?»
4.Игра «Попроси»
5.Игра «Сколько?»
6.Игра «Какой?»(красный,зелёный,жёлтый,синий)
Примерные игры с использованием пособия «Умные кубики» по УМК
«Говорим по- татарски» по проекту «Мы теперь уже большие,дороги
ведут в школу» красные кубики.
Тема: «Мои друзья» (лиса, ёж, волк, мышь, петух ,курица, утка)
1.Игра «Это что?»
2.Игра «Да -нет»
3.Игра «Что пропало?»
4.Игра «Сколько?»
5.Игра «Какой? Какое? Какая?»
Тема «Син нишлисең?»(пиктограммы)
Воспитатель спрашивает: Син нишлисең?
Ребёнок из кубиков составляет предложение и читает.
Мин алма ашыйм.
Тема:«Школьные принадлежности»(книга, тетрадь, ручка, пенал,
карандаш, линейка)
Примерные игры с использованием всех кубиков.
Игра «Составь предложение»
а)составить предложение по желанию
-Мама книгу читает. Әни китап укый.
-Бабушка чашку моет.Әби чынаяк юа.
-Я играю. Мин уйныйм
б)составить предложение по заданию.(воспитателя)
Угостите маму молочком.
Мама,на молоко,пей. –Әни,мә сөт, эч.
Игра «Поиграем в сказку»
Рассказать сказку по ролям.
«Репка»
«Теремок»
«Кто что любит»
1.«Составь предложение»
Задачи: Формировать интерес к татарскому языку. Обогащать словарный
запас.
Краткое описание: На столе лежат кубики с рисунками. Нужно рассмотреть,
составить предложение и прочитать на татарском языке.
2.Дидактическая игра «Что лишнее?”
Цель игры:
Закрепить умение находить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Задачи игры:
Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать,
сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические
связи.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать монологическую и диалогическую речь на двух государственных
языках.
Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции;
Ход игры:
Ребенку предлагаются четыре кубика с рисунками, три из которых
объединены общим признаком. Воспитатель поочередно показывает
картинки и задает ребенку вопросы: «Бу нәрсә?» (Что это?), «Бу кем?» (Кто
это?). Ребенок должен ответить на вопрос на татарском языке. Затем
воспитатель задает вопрос: «Нәрсә артык?» (Что лишнее?). После чего
ребенок должен найти лишнюю картинку и ответить, почему он выбрал
именно ее.
Пример: Үрдек, тавык, әтәч – бу кошлар. ипи – ашамлык.
3. Дидактик уен «Унга кадәр саныйбыз”
Цель игры:
Учить детей порядковому счету в пределах десяти на двух языках; после
пересчета изображенных предметов подбирать общее число и правильное
окончание при произношении существительного.
Задачи:
Обучать детей умению вести монологическую и диалогическую речь на двух
языках.
Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции;
Ход игры
Ребенку предлагается картинка с изображением определенного количества
предметов. Задача ребенка сосчитать предметы по порядку и назвать общее
количество на татарском языке.
Далее педагог задает вопрос: Ничә? - Сколько?
Ребенок отвечает на вопрос полным ответом на двух языках.
Примеры:
Сколько зайцев?Один заяц. - Ничә куян? Бер куян.
Сколько книг? – пять книг - Ничә китап? Биш китап.
Пример проведения диалога между воспитателем и детьми; между детьми и
детьми:
Тәрбияче: Ничә китап?
Бала: өч китап.
Тәрбияче: Ничә куян?
Бала: бер куян.
4. Дидактик уен “Нинди?”
Цель игры:
Учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак.
Задачи:
формирование лексико-грамматических категорий;
согласование прилагательных с существительными;
использование в устной монологической речи словарный запас русского и
татарского языков.
Ход игры:
Ребенок внимательно рассматривает картинки и называет их, после чего
подбирает общий признак всех предметов, изображенных на картинках.
Например: кишер, күлмәк, алма – кызыл.
Кишер, Күлмәк нинди?
- ребенок называет изображения, затем также объединяет их по принципу
общего признака, использует в своей речи антонимы.
Например: пычрак – чиста (грязный - чистый).
Эт һәм курчак чиста – Собака и кукла чистые. Песи һем куян пычрак. –
кошка и заяц грязные. Эт нинди?
5. Дидактик уен «Минем өем”
Цель игры:
Закреплять знания детей по темам: «Дом» «Семья», «Продукты».
Задачи игры:
Расширять представления о семье и ее членах.
Активизировать монологическую и диалогическую речь детей на двух
государственных языках.
Ход игры:
Примеры построения диалогов:
“Бу кем? – Это кто?”
(диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте - между детьми)
Тәрбияче: Бу кем?
Бала: Әти.
Тәрбияче: Бу кем?
Бала: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай).
Тәрбияче: Әни нинди?
Бала: Әни зур, матур, чиста, әйбәт.
“Кем юк? – Кого нет?
(диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте – диалог между
детьми).
Тәрбияче: Кем юк?
Бала: Әти (әни, кыз, малай).
Тәрбияче: Кем юк?
Бала: Әни юк.
Примечание: используя данные игры можно провести также и другие игры,
представленные в методических рекомендациях, для того чтобы закрепить
пройденный материал и совершенствовать навыки диалогической речи у
детей:
“Бу нәрсә? – Это что?”
(диалог между воспитателем и детьми).
Тәрбияче: Бу нәрсә?
Бала: Чәй (сөт, ипи, алма).
Тәрбияче: Сөт нинди?
Бала:Сөт тәмле.
“Ничә? – Сколько?"
Пример ведения диалога между воспитателем и детьми, между детьми.
Тәрбияче: Бер куян?
Бала: Әйе, бер куян.
Тәрбияче: Өч курчак?
Бала: Юк, дүрт туп.
Тәрбияче: Өч?
Бала: Юк, дүрт
1.Дидактическая игра «Мой дом»
С помощью этого коллажа удобно проверять знания детей. Можно придумать
различные вопросы, задания. Детям очень нравится. Например,
А) «Пальчиковая игра».
Этот пальчик дедушка,
Это пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик — я.
Б) Д/и «Позови домой»
Воспитатель: Позови домой папу?
Ребенок: Папа, иди домой и т.д.
Все задания выполняются на татарском языке. Таким образом, у детей
развивается речь, умение правильно говорить слова.
В) На тему «Продукты»: «Назови правильно»
Дети называют те продукты, которые видят на картинке ( яблоко, хлеб,
молоко, чай, груша, банан, виноград).
Г) Тема «Игрушки»: игра «Что, какой?»
Воспитатель: Что это?
Ребенок: Кукла.
Воспитатель: Какая кукла?
Ребенок: Чистая, маленькая кукла (на татарском языке).
Д) Тема «Счет до 5» Д/и «Сколько яблок»
Воспитатель: Сколько яблок ?
Ребенок: пять
Воспитатель: Сколько ?
Ребенок: Два яблока и т. д.
А также такая же игра для старшего возраста. Называется «Учимся играя»
А) Д/и «Магазин одежды»
Воспитатель: Дай маме сарафан.
Ребенок: Мама, возьми сарафан (на татарском языке).
(Так же с остальными членами семьи).
Б) На тему «Овощи» игра «В огороде»
Акбай посадил в огороде овощи. Ребята, посмотрите, какие овощи он
вырастил?
Дети называют овощи на татарском языке. А потом и считают. Например, две
капусты, четыре картошки, пять морковок и т.д.
Г) На тему «Мебель» д/и «Подбери мебель»
Воспитатель показывает двух медведей и говорит, что им нужно подобрать
мебель по величине.
Большому медведю большую кровать, большой стул, большой стол, а
маленькому — маленький стол, стул и кровать. Дети отвечают на татарском
языке.
Д) Д/и «Назови правильно»
Воспитатель: Какие продукты питания вы здесь видите?
Ответы детей на татарском языке.
Воспитатель: Сколько яблок?
Дети: Четыре яблоки.
Здесь закрепляется и название продуктов и счет.
И для подготовительной группы «Мы уже большие — дороги ведут в
школу»
а) Д/и «Что в портфеле»
Дети по очереди называют школьные принадлежности на татарском языке.
в) Сказка «Репка»
Дети рассказывают по картинкам сказку.
г) игра «Что ты делаешь?»
Мальчик: Я прыгаю, я сижу, я играю, я бегаю, я хлеб кушаю и т.д.
е) Диалог между детьми «Куда ты идешь?»
Девочка: Что ты делаешь?
Мальчик: Я бегаю. А что ты делаешь?
Девочка: Я иду в цирк (в кафе, магазин и т.д.).
2. Следующая игра называется «Кто что делает?»
С начала дети выбирают лепесток.
Воспитатель: Какой цвет?
Ребенок: Это красный (называют цвет на татарском языке), переворачивают
и составляют предложение по рисунку.
Ребенок: Мама сидит на стуле.
Эта игра учить детей называть правильно цвета, составлять предложения на
татарском языке, обогащает словарный запас детей.
3. Дидактическая игра «Помоги маме»
Воспитатель объясняет, что надо помочь маме приготовит салат и компот.
Дети должны называть что нужно для салата, а что для компота на татарском
языке.
Дидактическая игра «Лото» (по УМК)
"ЛОТО"
Цель: Учить детей классифицировать предметы по темам: игрушки,
продукты, семья,
овощи, фрукты, одежда, цвет, мебель, школьные принадлежности.
Способствовать пониманию речи и желание говорить на татарском языке.
Упражнять в составлении предложений. Закреплять порядковый счет до 6.
Развивать связную речь, логическое мышление. Развивать интерес детей к
татарскому
языку.
Ход игры:В игре участвует от 3 до 8 человек. Дети должны собрать 6
карточек по темам
“продукты”, “семья”, “игрушки”, “мебель”, “школьные принадлежности”,
“овощи”, “фрукты”,
“одежда”. Ведущий спрашивает “Что это? ” или “ Кто это? ” Ребенок, чья
картинка из его
серии называет предмет. Выигрывает тот, кто из детей быстро соберет свои
катрочки в ряд,
а затем посчитает их на татарском языке.
Речевой образец:
“ Бу кем? ”(кто это) “әни, әби, кыз, бабай, әти, малай” (мама, бабашка,
девочка, дедушка, папа,мальчик) .
“ Бу нәрсә? ”(это что). “ Куян, аю, курчак, туп. ” (заяц, медведь, кукла, мяч.)
“ Бер, алма”, “ Ике чәй”, “ өч банан”, “ Дурт груша”, ” Биш аша”, “ Алты сөт”
Игра предназначена для детей от 4 – 7 лет в зависимости от набора картинок