Напоминание

Социальная адаптация обучающихся вечерней школы в условиях дифференциации и индивидуализации процесса обучения


Автор: Духанина Екатерина Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ В(С)Ш №1
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Социальная адаптация обучающихся вечерней школы в условиях дифференциации и индивидуализации процесса обучения
Раздел: среднее образование





Назад




1

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕЧЕРНЕЙ

ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Духанина Е.А.

1

1

Духанина Екатерина Алексеевна – учитель математики,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Новосибирска «Вечерняя (сменная) школа № 1»

Аннотация: одной из важнейших проблем в подростковой

педагогике является адаптация трудных подростков в обществе.

Сложности, возникающие в процессе социальной адаптации, связанные с

семейными проблемами, трудностями общения со сверстниками,

индивидуальными физическими и психическими особенностями, приводят

к падению успеваемости обучающихся. Неуспевающие подростки

попадают в вечерние школы, задача которой не только улучшить

успеваемость обучающихся, но и создать условия для их самореализации и

формирования полноценной личности. В современной школе такие условия

можно создать только при дифференциации и индивидуализации

обучения. В статье рассмотрены основные категории обучающихся в

вечерней школе и предложены механизмы их социальной адаптации.

Особое внимание отводится повышению финансовой грамотности как

инструмент для улучшения благосостояния и повышения качества жизни

в рамках инновационного процесса по её внедрению в системе образования.

Ключевые слова: дифференцированный подход, индивидуальный

подход, девиантное поведение, финансовая грамотность, подросток,

адаптация, социализация, личность, мотивация, вечерняя школа.

2

SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS OF THE NIGHT SCHOOL IN

CONDITIONS OF DIFFERENTIATION AND INDIVIDUALIZATION OF

THE EDUCATIONAL PROCESS

Dukhanina E.A.

1

1

Dukhanina Ekaterina Alekseevna – teacher of mathematics,

Municipal budgetary general education institution of Novosibirsk,

«The night shift-type school № 1»

Abstract: One of the most important problems in juvenile pedagogy is the

adaptation of troubled teenagers in society. Difficulties arising in the process of

social adaptation, associated with family problems, difficulties in

communication with peers, individual physical and mental characteristics, lead

to a drop in overall performance. Underachieving teenagers attend night

schools, whose purpose is not only to improve student performance, but also to

create conditions for their self-realization and the formation of a full-fledged

personality. In a modern school, such conditions can be only created by

differentiating and individualizing approach. The article discusses the main

reasons for the decline in performance in evening school and possible solutions.

Particular attention is paid for improving financial literacy as a tool to improve

well-being and increase the quality of life as part of the innovation process for

its implementation in the education system.

Keywords: differentiating approach, individualizing approach, deviant

behavior, financial literacy, teenager, adaptation, socialization, personality,

motivation, the night school.

Специфика работы в вечерней школе связана с особенностями

контингента обучающихся. Большинство из них являются проблемными

подростками. Таким подросткам трудно адаптироваться в современном

обществе, они испытывают проблемы с формированием системы

жизненных ценностей. Для многих из них образование не входит в их

личную пирамиду ценностей. Таким образом, возникает противоречие

3

между необходимостью воспитать полноценного и разносторонне

развитого члена гражданского общества и отсутствием мотивации к

обучению и развитию личности. Основной целью своей педагогической

деятельности я считаю формирование предметных и личностных

компетенций обучающихся на основе дифференцированного и

индивидуального подходов в обучении в рамках ФГОС.

Мотивация трудных подростков предусматривают индивидуальный

подход с целью создания комфортной для обучения психологической

обстановки для каждого ученика, раскрытия его индивидуального

потенциала. Для этого необходимо дать подробную характеристику

категорий обучающихся вечерней школы, рассмотреть возможные меры

адаптации личности, провести анализ эффективности предлагаемых мер

для МБОУ В(С)Ш № 1.

Условно можно выделить несколько категорий обучающихся, к

каждому из которых необходимо применять дифференцированный подход

и подбирать индивидуальные задания. К первой категории можно отнести

подростков, не усваивающих основную образовательную программу,

отчисленных из дневных школ. Ко второй категории относятся подростки с

девиантным поведением, имеющие конфликты в семье, со сверстниками

или педагогами из предыдущей школы, характеризующиеся

неудовлетворительным поведением, часто пропускающие учёбу по

неуважительным причинам. В-третьих, к сожалению, среди подростков

встречаются несовершеннолетние, действия которых относятся к понятию

детская преступность. Следует отметить, что таких подростков мы

намеренно не отнесли к категории «девиантных» и рассмотрели отдельно,

потому что несовершеннолетние преступники не всегда характеризуются

отклоняющимся от принятых норм поведением. И, наконец, к последней

категории мы отнесем обучающихся, которые в силу внешних

обстоятельств не имеют возможности обучаться в дневной школе.

4

Например, несовершеннолетние родители, подростки с ослабленным

здоровьем, которые из-за частых пропусков уроков по болезни не смогли

овладеть программой в нужном объеме, а также дети-мигранты, которым

освоить общеобразовательную программу мешает языковой барьер.

Некоторые подростки относятся к нескольким категориям одновременно.

Рассмотрим подробнее эти категории.

Причин, по которым обучающиеся, отчисленные из дневных школ,

могут не успевать по основным предметам может быть множество. К

частым причинам относится отсутствие мотивации к учебе со стороны

родителей и учителей; ощущение неполноценности по сравнению с

большинством отличников и хорошистов, воспитание в условиях

гиперопеки и несамостоятельности в решении даже школьных задач;

психоорганический синдром, характеризующийся нарушением

формирования основных школьных навыков. К таким нарушениям относят

дислексию (нарушение чтения), дисграфию (нарушения письма),

дискалькулию (нарушение счёта) [1, c. 34]. При мотивационных проблемах

необходим индивидуальный подход сочетания различных приёмов

стимулирования: позитивного и негативного. Коррекция нарушения

школьных навыков производится в комплексном виде совместно с

психологами, врачами-невропатологами и логопедами. Таким детям

предлагаются индивидуальные посильные задачи с постепенным

усложнением. Необходимо уточнять, всё ли усвоил ученик, при

необходимости повторять объяснение темы. Также распространены

нарушения внимания и памяти, лежащей в основе обучения. Возможно,

такие нарушения связаны с тем, что родителями и педагогами с детства не

предлагались упражнения на запоминание, изучение стихов, песен, не

тренировалась внимательность. На уроках математики проводятся

различные тренинги и игры, формирующие память и внимание у

подростков. Особенно актуальна данная тема в рамках сдачи

5

государственных экзаменов, в которых ошибка из-за невнимательности

может стоить баллов, необходимых для поступления. Некоторые страдают

от особенностей характера, таких, как недисциплинированность,

безответственность, слабоволие, которые необходимо корректировать

также методом поощрений и наказаний. Таким подросткам рекомендовано

посещать различные кружки и секции.

Среди подростков во все времена встречались индивидуумы,

поведение которых в силу различных социальных, семейно бытовых,

экономических и других причин с учетом индивидуальных

психологических особенностей можно назвать девиантным. Девиантное

поведение – поведение, которому характерны отклонения от принятых в

обществе норм [2, c. 63]. Девиантное поведение непосредственно связано с

возрастом подростков, у которых в пубертатный период наблюдается

гормональная активность, повышенная возбудимость, скрытая или явная

агрессия, ослаблены тормозные процессы. Согласно концепции советского

психолога Льва Семёновича Выготского, во время подросткового периода,

характеризующегося формированием собственного Я и мировоззрения,

взаимоотношения со сверстниками выходят на передний план. Для

подростков в это время характерно поведение, при котором он стремится

показать свою индивидуальность, уникальность, непохожесть на других

[3, c. 8]. Таким образом, самоутверждение среди сверстников является

одним из мотивов девиантного поведения. В то же время, важно не стать в

коллективе «белой вороной», и поэтому копируется поведение

неблагонадёжных друзей и приятелей. Подход к пониманию девиантного

поведения, рассматривающий основной причиной отклонений в поведении

социальное и культурное влияние извне, называется социальным. При этом

девиантное поведение корректируется формированием у подростка

целостной картины мира, внушением того, что получение знаний и умений

сегодня является вкладом в будущее. Конечно, с внедрением в нашу жизнь

6

средств массовой информации, социальных сетей и прочих электронных

ресурсов, скандирующих бессмысленность образования для получения

высокооплачиваемой работы, внушить подобное стало труднее. Однако в

нашей школе приводятся в пример успешные в жизни выпускники,

которым в жизни помогло образование, на уроках и классных часах

обсуждается то, что математика дисциплинирует и помогает решать

различные задачи в жизни. Также стоит отметить, что по Э. Дюркгейму

девиация, вызванная социальной средой, несет помимо отрицательного

также и положительное влияние, поскольку ведёт к улучшению

социальных норм и к социальным изменениям [4, с. 48]. Таким образом,

важно совместно с ребятами во время уроков математики, на классных

часах и общешкольных мероприятиях выявить таланты и скрытые

способности и направить их отклоняющееся поведение в положительное

русло.

Гуманистический подход трактует, что причина девиантного

поведения кроется в несогласии с самим собой, в потере внутренних

моральных сил для поиска средств самореализации. Таким подросткам

важна поддержка как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

Важно убедить одноклассников оказать поддержку этому человеку,

показать своё неравнодушие и соучастие ко всем его проблемам. В нашей

школе на помощь приходят социальный педагог и классные руководители.

Теория социального напряжения Р. Мертона гласит, что

отклоняющееся поведение вызывается стрессовыми ситуациями.

Например, подростки из малоимущих семей в погоне за лёгким заработком

промышляют грабежами и разбоем, потому что они не могут найти другого

выхода из сложившейся ситуации. Мертон выделяет 5 основных реакций

человека на социальное напряжение. Оптимальной реакцией будет

конформное поведение, когда подросток признаёт, что ему необходимо

выбраться из сложившейся ситуации, но осуществлять это он будет

7

принятыми в гражданском обществе законными способами. В случае,

приведенном в качестве примера, подросток будет подрабатывать в

свободное от учёбы время. Инноваторы признают необходимость решения

проблемы, но осуществлять это они будут средствами, не одобряемыми в

обществе. Остальные категории (ритуалисты, отступники и мятежники) не

видят смысла или возможностей для выхода из сложившейся ситуации.

Ритуалисты трудятся не потому что труд поможет им вновь стать

благополучными, а потому что так принято в обществе, отступники

предпочитают «плыть по течению», не решая и не признавая проблему

вовсе, мятежники считают, что необходимо свергнуть систему, в которой

произошла несправедливость. На классных часах я беседую с учениками

на тему внеурочной занятости, рекомендую делать упор не на

дополнительный небольшой заработок, а на учёбу и успешную сдачу

экзаменов, что в будущем поможет получить достойную работу и помочь

своей семье. В рамках плана воспитательной работы школы я проводила

анкетирование обучающихся с целью выявления профессионального

самоопределения. Подросткам с трудной ситуацией в семье (многодетным,

молодым родителям, подросткам с больными членами семьи) я

рекомендую не искать подпольного заработка, а обратиться в службу

занятости г. Новосибирска. Служба занятости нашего города помогает

временно трудоустроиться подросткам в послеурочное время и в период

каникул, осуществляет консультации по вопросам трудоустройства,

помогает с вопросами профориентации для карьеры в будущем.

Субкультурная теория гласит, что девиантное поведение проявляется

после вступления подростками сомнительные в объединения и группы.

Деятельность таких объединений часто носит криминальный характер. А в

таких компаниях нередко употребляют алкоголь, табак, наркотические

вещества. Таким подросткам мы рекомендуем посещать кружки, дома

творчества, спортивные секции, языковые школы и театральные студии. В

8

таких организациях можно найти занятие по душе и найти компанию,

объединенную общей деятельностью.

Часто девиантное поведение начинает проявляться вследствие

конфликта с родителями как знак протеста или защитная реакция. Важно

понять причины конфликта, провести беседу с обучающимся и его

родителями, произвести социальную диагностику [3]. Социальная

диагностика – система процедур и операций, объединенных

инструментарием и алгоритмами, направленная на оценку состояния семьи

и определение её характеристик. На этом этапе выявляется, по какой

причине ребенок «выпал из поля зрения» родителей: было ли

попустительское отношение со стороны родителей, либо напротив,

чрезмерный контроль; запрещали ли или высказывали ли негативное

мнение по поводу друзей, испытывали ли подростки одиночество и

безнадзорность.

В современном мире необходимо затронуть такую важную тему, как

использование подростками сети интернет и гаджетов: смартфонов,

планшетов и прочее. Многие подростки настолько увлечены виртуальным

миром, что полностью игнорируют реальную жизнь. Чрезмерное

увлечение электронными устройствами подрывает физическое и

психическое здоровье и без того нестабильных в поведении подростков

[5, с. 1]. Бесцельное использование смартфонов и компьютеров негативно

влияет на внимание и память подростков, отнимает время, которое можно

было бы потратить на подготовку домашнего задания и решение пробных

тестов ОГЭ и ЕГЭ. К списку интернет-угроз относится

кибермошенничество, незаконный сбор персональных данных, травля в

социальных сетях. Отказ от устройств вызывает у подростков чувство

подавленности, апатию, раздражительность и общий дискофорт. Важно в

таком случае не запрещать гаджеты, а совмещать традиционные способы

обучения с выполнением заданий и тестов на компьютерах, подготовкой

9

презентаций и проектов по предложенным математическим тематикам с

последующим выступлением перед аудиторией.

Детская преступность – общественно опасные деяния,

осуществляемые несовершеннолетними, за которые предусмотрена

уголовная ответственность. Причин детской преступности может быть

множество. Поведение малолетних преступников часто не отличается от

поведения остальных подростков. Если некоторые подростки идут на

преступления ради легкого заработка, под воздействием плохой компании,

то другие ведут скрытый образ жизни. В школе мы систематически

беседуем со своими учениками по данной проблеме, проводим мониторинг

социальных сетей, проводим совместную работу с родителями и

инспекторами ПДН по выявлению неблагополучных семей и подростков.

Важно, чтобы малолетний преступник «не поставил на себе крест», а

почувствовал в себе уверенность, что он сможет стать полноценным

членом общества.

В среде трудных подростков важно не только повлиять на

сложившуюся ситуацию, но и предупредить негативные последствия

девиантного поведения. Для всех учеников проводятся профилактические

беседы и классные часы о вреде курения и алкоголя, о детской

преступности, о профориентации и трудовом воспитании, о подростковых

субкультурах.

Около 37 % обучающихся в нашей вечерней школе воспитываются в

малоимущих семьях, и потому являются социально уязвимой категорией,

которая строит финансовое благополучие по сценарию своих родителей. В

рамках внедрения финансовой грамотности как инновационного процесса

в системе образования я прошла повышение квалификации в федеральном

государственном бюджетном образовательном учреждении высшего

образования «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации» по дополнительной

10

профессиональной программе «Содержание и методика преподавания

курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся». На

классных часах я обращаю внимание на повышение финансовой

грамотности обучающихся, на грамотное принятие финансовых решений,

планирование личных доходов и расходов, улучшение качества жизни.

Такие классные часы помогают подросткам в трудной жизненной ситуации

и воспитанникам детских домов, которые больше других подвержены

финансовым рискам, избежать фатальных ошибок и не стать жертвами

мошенников, а также продумать план по повышению финансового

благополучия в будущем. Для закрепления знаний обучающимся

предлагаются кейсы (задачи по финансовой грамотности, не имеющие

однозначного решения). Класс делится на группы, и каждая группа должна

предложить наиболее эффективное решение. Обучение финансовой

грамотности осуществляю также посредством её интеграции в урочную

деятельность на уроках математики. Результаты обучения финансовой

грамотности обсуждаются на классных часах. Обучающиеся отметили, что

стали обсуждать с родителями планирование семейного бюджета, стали

эффективнее использовать карманные деньги. Также ученики считают, что

классные часы по финансовой грамотности в будущем позволят им создать

благополучную семью и рационально вести бизнес, что позволит им

избежать проблем, с которыми они сталкиваются в текущий момент.

Для оценки эффективности работы с девиантными подростками

применялось несколько основных методов. Проводятся открытые беседы с

обучающимися, в которых они высказывают своё мнение об учебно-

воспитательной деятельности школы и отдельных преподавателях в

течение учебного года. Производится мониторинг личных страниц

обучающихся в социальных сетях на предмет подозрительных публикаций,

проводится профилактическая беседа с обучающимися. В течение

учебного года проводится наблюдение поведения подростков в классе,

11

оцениваются взаимоотношения учеников. Проводилось анкетирование на

выявление подростков, склонных к девиантному поведению. Интерес к

урокам математики за 3 года мониторинга увеличился с 76% до 81%.

Интерес к трудовому воспитанию (помощь учителям в классе, родителям

по дому) вырос с 82% до 85%. Домашние задания систематически

выполняют 64% опрошенных в сравнении с 58% 3 года назад. Из общего

числа опрошенных 34% занимаются в кружках и секциях по сравнению с

26% 3 года назад. На вопрос «сможешь ли ты провести неделю без

электронных устройств?» положительно ответили 14% по сравнению с

11% 3 года назад. Курят 35% учеников класса, и эта цифра за 3 года

осталась на прежнем уровне. Хотя бы 1 раз в месяц употребляют алкоголь

36% учеников по сравнению с 39% предыдущего опроса.

Проведенные мною социологические исследования семей

обучающихся показали, что около 65 % подростков проживают в неполных

семьях; около 75% семей считаются неблагополучными; 90% родителей

имеют среднее или неполное среднее образование; 10 % подростков –

сироты и опекаемые; примерно 25 % юношей и девушек имеют

собственные семьи.

Поскольку специфика моей работы связана с трудными подростками

с отклоняющимся поведением, возникла необходимость в получении

дополнительных знаний о закономерностях функционирования психики

таких подростков и совершенствовании навыков общения с ними. В июне

2018 года я получила диплом о профессиональной переподготовке в

негосударственном образовательном учреждении (образовательной

организации высшего образования) Сибирском независимом институте по

программе «Педагог-психолог» и применяю полученные теоретические

знания на практике. Навыки подготовки детей к ОГЭ в условиях

дифференцированного обучения получила на курсах повышения

квалификации в ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения

12

квалификации и переподготовки работников образования" по программе

«Подготовка учащихся с разным уровнем обученности к ГИА по

математике».

Безусловно, главным показателем эффективности работы учителя

является качественная и абсолютная успеваемость учеников. Абсолютная

успеваемость среди обучающихся, классным руководителем которых я

являюсь, за 3 года увеличилась с 89% до 92%, качественная успеваемость

выросла с 27% до 32%. При этом количество пропусков по неуважительной

причине сократилось с 15% до 11% от общего числа пропусков. Динамика

развития таких показателей даёт общее представление о том, насколько

эффективен индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся,

что необходимо скорректировать в процессе своей работы, на что

необходимо обратить внимание.

Список литературы / References

1.

Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед.

вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

2.

Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»;

Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

3.

Абдулвагапова Г. Б. Социальная адаптация подростков с

асоциальным поведением. – Челябинск: Выпускная

квалификационная работа по направлению 39.03.02 Социальная

работа, 2018 – 93 с.

4.

Хомич А.В. Психология девиантного поведения: учебное пособие;

Южно-Российский Гуманитарный Институт; Ростов-на-Дону, 2006 г.

- 140 с.

5.

Максимов А.С. Диагностика влияния рисков интернет-пространства

при использовании школьниками старшего возраста гаджетов.

13

Журнал «Наука о человеке: гуманитарные исследования» / А.С.

Максимов, Л.М. Мануйлова, 2018 – 7 с.



В раздел образования