Автор: Гурина Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель коррекционной школы
Учебное заведение: КГБОУ "Заринская общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: г. Заринск, Алтайского края
Наименование материала: доклад Воспитание как событие
Тема: доклад "Воспитание как событие"
Раздел: полное образование
Воспитание как событие.
Автор: Гурина Татьяна Васильевна,
воспитатель общеобразовательной школы -
интерната.
Автор статьи повествует о воспитании в современных условиях,
рассказывает об активном социальном взаимодействии взрослых и детей в
сфере их совместной деятельности.
Понимание воспитания как передачу старшими поколениями социального опыта
(знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности,
социальных и духовных отношений) и активного его усвоения и
воспроизводства новыми поколениями. Формы опыта могут меняться на
протяжении жизни одного поколения, что делает их простое воспроизводство
непродуктивным. Более того, овладение новым формами становится проблемой
для многих взрослых людей – необходимо понимание опыта младших
современников, включение его в собственный опыт. Решение этой проблемы
возможно лишь при условии бытия взрослых и детей не «рядом», но «вместе»
друг с другом.
Воспитание в современных условиях предполагает активное социальное
взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (события).
Результатом является духовное взаимообогащение, взаиморазвитие взрослого и
ребенка.
В рамках теоретической педагогики подобное понимание воспитания с
необходимостью ведет к признанию субъектности ребенка. Тем самым педагог
лишается единоличного «права собственности» на процесс воспитания, это
право поделено между ним и ребенком. Феномен воспитания сосредотачивается
уже не на «полюсе» воспитателя, но в сфере «между» (М. Бубер) взрослым и
ребенком, которая существует только в том случае, если они оба - и взрослый, и
ребенок - в этом заинтересованы. Акцент в воспитательной деятельности
переносится с преобразования личности ребенка на удержание и
преобразование сферы «между» взрослым и ребенком в целях развития
личности ребенка.
Эта сфера «между», определяемая философами и психологами через понятия
«диалог», «встреча», «со-бытие», на языке педагогики может быть определена
термином «воспитательное пространство».
Воспитание в современных условиях может и должно быть понято как
взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их со-бытия.
Основная функция совместного бытия - развивающая. «Со-бытие есть то, что
развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма
субъективности».
Со-бытие воспитывающего взрослого и ребенка может быть спонтанным. Но
профессиональный педагог не может полагаться на случай, он должен искать
«встречи» с ребенком, инициировать со-бытие. Вот почему, события
воспитательного пространства следует обозначить как педагогические.
Педагогическое событие - момент реальности, в котором происходит
личностно развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча
взрослого и ребенка (их со-бытие). Оно выступает размерностью
воспитательного пространства при условии, что взрослые, «встречаясь» с
детьми, удерживают в сознании и деятельности цели и ценности воспитания, а
дети самостоятельно, свободно и ответственно выбирают со-трудничество со
взрослыми как режим жизнедеятельности.
Время существования педагогического события различно. Примеры краткого
педагогического события – школьный праздник, экскурсия, туристический
поход; пример длительного – существование детско-взрослой со-бытийной
общности (коллектива). В любом случае педагогическое событие – всегда
длящееся либо в объективной реальности, либо в сознании субъекта.
При подобном подходе воспитательное пространство предстает
как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, в каждом
из которых происходит личностно развивающая, целе- и ценностно-
ориентированная встреча взрослого и ребенка, их со-бытие. Проектируя и
реализуя педагогические события как взаимосвязанные и взаимообусловленные,
поддерживая определенный уровень их динамики, целевой и ценностной
ориентированности, педагог «плетет сеть» воспитательного пространства.
Необходимо остановиться на одном принципиальном моменте. Традиционно
единицей как учебного, так и воспитательного процесса полагается
педагогическая ситуация. Как соотносятся ситуация и событие?
Событие «чаще приписывается содержанию сознания субъекта, оно фиксирует
осмысленные и важные для него единицы и целостности». Если встреча с
ребенком осознается педагогом как событие, то это значит, что в сознания
педагога присутствуют не только его собственные смыслы, но и смыслы
ребенка.
Проектирование педагогических ситуаций как вероятных событий
воспитания предполагает, что педагог выстраивает свою деятельность, качество
общения, отношений, обязательно предполагая личностное самоопределение
ребенка. Такие ситуации являются открытыми, непредрешенными. Развитие
ситуации-события должно допускать возможность негативного по отношению к
взрослому самоопределения ребенка. В этом случае отсутствует результат
взаимодействия, но есть эффект поступка, что для воспитания не менее, если не
более важно.
Среда – то, среди чего пребывает человек. Таким образом, человек самим
определением выделен из среды, для того чтобы обозначить качество его
предметно-эстетических, социальных, природных и прочих связей с ней.
Главное содержание понятия «жизненный мир» состоит в том, что в каждый
момент времени, в каждой ситуации человек противостоит не данной
конкретной ситуации и не среде, его окружающей, а миру (пространству) в
целом. Человек «больше» среды и ситуации, он всегда может выйти за их
пределы. Взаимодействие человека с каким-то фрагментом мира в конкретной
ситуации - это некоторая «голограмма», в которой отражается мир в целом. И
этим человек отличается от животного.
Теперь, учитывая что воспитательное пространство создается в определенной
социальной среде, при его проектировании и реализации имеет смысл говорить
о социальном воспитательном пространстве как динамической сети
взаимосвязанных педагогических событий, создаваемой в среде
жизнедеятельности взрослых и детей усилиями социальных субъектов
различного уровня (индивидуальных и коллективных) и способной
выступать интегрированным условием личностного развития человека.
Индивидуальные субъекты воспитательного пространства – отдельные взрослые
и дети. Коллективные субъекты – школа, библиотека, музей, спортивная школа,
учреждения дополнительного образования и т.д., но не как учреждения, а как
самоопределяющиеся профессиональные общности, разделяющие цели и
ценности воспитания детей.
Поскольку совместная жизнедеятельность детей и взрослых разворачивается как
в педагогизированных средах (класс, школа, клуб, детская организация,
учреждение дополнительного образования и т.д.), так и вне их, то вполне
вероятно предположить возможность создания не только воспитательного
пространства класса, детского объединения (организации), школы, но и
микрорайона, муниципалитета, региона.
Несмотря на то, что в последнее время произошел очевидный поворот
педагогической науки и практики к вопросам воспитания, наметилась тенденция
к системной организации и конструктивной технологизации воспитательного
процесса в образовательных учреждениях, многие педагоги в своем сознании и
деятельности остались на позициях «мероприятийного» воспитания и субъект-
объектных отношений с воспитанниками. Для них первоочередной задачей
является переход из привычного режима деятельности в режим педагогических
событий.
Если воспитателю удается перевести свою привычную деятельность в режим
педагогических событий, это уже серьезным образом меняет качество
воспитательного процесса в классе. Однако для создания воспитательного
пространства одного этого шага недостаточно. Педагогу необходимо приступить
к проектированию и реализации сети взаимосвязанных педагогических
событий, т.е. переосмыслить и изменить на основе принципов системности,
дополнительности, нелинейности, вариативности не только содержание, но и
структуру своей деятельности.
Событийный подход к воспитательному пространству постепенно завоевывает
признание педагогической науки и практики. Уже сегодня он позволяет
проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события
различного уровня, «выращивать» детско-взрослые со-бытийные общности,
выстраивать управленческие стратегии и тактики в соответствии с идеей
создания динамической сети педагогических событий, привлекать к
воспитательной деятельности не-педагогов и других специалистов.
Событийный подход является практической альтернативой «мероприятийному»
воспитанию, поскольку ориентирован не на «событие ради события», но на
«событие ради события», то есть на преобразование реальности повседневного
взаимодействия и общения детей и взрослых.
Литература
1.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.
Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в
онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., 2000.
2.
См.: Капра Ф. Уроки мудрости. М., 1996.
3.
Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
4.
Розин В.М. Что такое событие? (Анализ условий философского
дискурса) // Событие и Смысл (Синергетический опыт языка). М., 1999.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических
ситуаций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
.
развитие интеллектуальных способностей воспитанников, дающих возможность
адаптироваться в современных социально-экономических условиях жизни;
создание оптимальных условий для выявления и развития творческих способностей
воспитанников, готовности их к самореализации и саморазвитию в различных видах
деятельности;
воспитание потребности в здоровом образе жизни и мыслей, развитие физической
культуры воспитанников школы;
формирование у воспитанников школы устойчивого образа Жителя Санкт-Петербурга:
создателя и хранителя славной истории своего города, знающего и поддерживающего его
традиции и культуру, прилагающего силы к его развитию и процветанию.
Условиями для реализации основных направлений
воспитательной работы школы
являются:
организация образовательного процесса (Образовательная программа);
система дополнительного образования (организация работы кружков, сотрудничество с ДК
и ДДЮТ, образовательный туризм);
организация внеурочной деятельности;
целенаправленная работа воспитательной службы (обеспечивающей координацию и
организацию воспитательной деятельности всего ОУ).
В школе организованы и работают 6 кружков. Их работа представлена в различных направлениях
и рассчитана на разные возрастные группы: театральная студия, театр эстрадных миниатюр,
«Хозяюшка», «Домоводство», общая физическая подготовка, лыжные гонки.
Сотрудничество с ДДТ «Современник» представлено работой кружков на базе школы.
Сотрудничество с ДДТ «Юность» основано на участии в работе студии «Репортер».
Сотрудничество с ДК Парголово представлено работой театральной студии на базе школы,
традиционным участием в мероприятиях, проводимых ДК.
Совместная работа с СДЮШОР выражена в работе секции «Лыжные гонки» на базе школы и
ежегодном участии в спортивных мероприятиях Выборгского района.
Организация внеурочной деятельности школы связана с:
созданием системы традиционных праздников и мероприятий;
ежегодным участием в конкурсе-фестивале «Я живу в Петербурге»;
созданием Клуба Веселых и Находчивых;
регулярным выпуском школьного альманаха «Рощица» и «Новости КВН».
Годовая работа классных коллективов отражается участием в общешкольном конкурсе на
звание «Лучший классный коллектив», итоги которого подводятся в конце учебного года.