Напоминание

доклад "Воспитание как событие"


Автор: Гурина Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель коррекционной школы
Учебное заведение: КГБОУ "Заринская общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: г. Заринск, Алтайского края
Наименование материала: доклад Воспитание как событие
Тема: доклад "Воспитание как событие"
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание как событие.

Автор: Гурина Татьяна Васильевна,

воспитатель общеобразовательной школы -

интерната.

Автор статьи повествует о воспитании в современных условиях,

рассказывает об активном социальном взаимодействии взрослых и детей в

сфере их совместной деятельности.

Понимание воспитания как передачу старшими поколениями социального опыта

(знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности,

социальных и духовных отношений) и активного его усвоения и

воспроизводства новыми поколениями. Формы опыта могут меняться на

протяжении жизни одного поколения, что делает их простое воспроизводство

непродуктивным. Более того, овладение новым формами становится проблемой

для многих взрослых людей – необходимо понимание опыта младших

современников, включение его в собственный опыт. Решение этой проблемы

возможно лишь при условии бытия взрослых и детей не «рядом», но «вместе»

друг с другом.

Воспитание в современных условиях предполагает активное социальное

взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (события).

Результатом является духовное взаимообогащение, взаиморазвитие взрослого и

ребенка.

В рамках теоретической педагогики подобное понимание воспитания с

необходимостью ведет к признанию субъектности ребенка. Тем самым педагог

лишается единоличного «права собственности» на процесс воспитания, это

право поделено между ним и ребенком. Феномен воспитания сосредотачивается

уже не на «полюсе» воспитателя, но в сфере «между» (М. Бубер) взрослым и

ребенком, которая существует только в том случае, если они оба - и взрослый, и

ребенок - в этом заинтересованы. Акцент в воспитательной деятельности

переносится с преобразования личности ребенка на удержание и

преобразование сферы «между» взрослым и ребенком в целях развития

личности ребенка.

Эта сфера «между», определяемая философами и психологами через понятия

«диалог», «встреча», «со-бытие», на языке педагогики может быть определена

термином «воспитательное пространство».

Воспитание в современных условиях может и должно быть понято как

взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их со-бытия.

Основная функция совместного бытия - развивающая. «Со-бытие есть то, что

развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма

субъективности».

Со-бытие воспитывающего взрослого и ребенка может быть спонтанным. Но

профессиональный педагог не может полагаться на случай, он должен искать

«встречи» с ребенком, инициировать со-бытие. Вот почему, события

воспитательного пространства следует обозначить как педагогические.

Педагогическое событие - момент реальности, в котором происходит

личностно развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча

взрослого и ребенка (их со-бытие). Оно выступает размерностью

воспитательного пространства при условии, что взрослые, «встречаясь» с

детьми, удерживают в сознании и деятельности цели и ценности воспитания, а

дети самостоятельно, свободно и ответственно выбирают со-трудничество со

взрослыми как режим жизнедеятельности.

Время существования педагогического события различно. Примеры краткого

педагогического события – школьный праздник, экскурсия, туристический

поход; пример длительного – существование детско-взрослой со-бытийной

общности (коллектива). В любом случае педагогическое событие – всегда

длящееся либо в объективной реальности, либо в сознании субъекта.

При подобном подходе воспитательное пространство предстает

как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, в каждом

из которых происходит личностно развивающая, целе- и ценностно-

ориентированная встреча взрослого и ребенка, их со-бытие. Проектируя и

реализуя педагогические события как взаимосвязанные и взаимообусловленные,

поддерживая определенный уровень их динамики, целевой и ценностной

ориентированности, педагог «плетет сеть» воспитательного пространства.

Необходимо остановиться на одном принципиальном моменте. Традиционно

единицей как учебного, так и воспитательного процесса полагается

педагогическая ситуация. Как соотносятся ситуация и событие?

Событие «чаще приписывается содержанию сознания субъекта, оно фиксирует

осмысленные и важные для него единицы и целостности». Если встреча с

ребенком осознается педагогом как событие, то это значит, что в сознания

педагога присутствуют не только его собственные смыслы, но и смыслы

ребенка.

Проектирование педагогических ситуаций как вероятных событий

воспитания предполагает, что педагог выстраивает свою деятельность, качество

общения, отношений, обязательно предполагая личностное самоопределение

ребенка. Такие ситуации являются открытыми, непредрешенными. Развитие

ситуации-события должно допускать возможность негативного по отношению к

взрослому самоопределения ребенка. В этом случае отсутствует результат

взаимодействия, но есть эффект поступка, что для воспитания не менее, если не

более важно.

Среда – то, среди чего пребывает человек. Таким образом, человек самим

определением выделен из среды, для того чтобы обозначить качество его

предметно-эстетических, социальных, природных и прочих связей с ней.

Главное содержание понятия «жизненный мир» состоит в том, что в каждый

момент времени, в каждой ситуации человек противостоит не данной

конкретной ситуации и не среде, его окружающей, а миру (пространству) в

целом. Человек «больше» среды и ситуации, он всегда может выйти за их

пределы. Взаимодействие человека с каким-то фрагментом мира в конкретной

ситуации - это некоторая «голограмма», в которой отражается мир в целом. И

этим человек отличается от животного.

Теперь, учитывая что воспитательное пространство создается в определенной

социальной среде, при его проектировании и реализации имеет смысл говорить

о социальном воспитательном пространстве как динамической сети

взаимосвязанных педагогических событий, создаваемой в среде

жизнедеятельности взрослых и детей усилиями социальных субъектов

различного уровня (индивидуальных и коллективных) и способной

выступать интегрированным условием личностного развития человека.

Индивидуальные субъекты воспитательного пространства – отдельные взрослые

и дети. Коллективные субъекты – школа, библиотека, музей, спортивная школа,

учреждения дополнительного образования и т.д., но не как учреждения, а как

самоопределяющиеся профессиональные общности, разделяющие цели и

ценности воспитания детей.

Поскольку совместная жизнедеятельность детей и взрослых разворачивается как

в педагогизированных средах (класс, школа, клуб, детская организация,

учреждение дополнительного образования и т.д.), так и вне их, то вполне

вероятно предположить возможность создания не только воспитательного

пространства класса, детского объединения (организации), школы, но и

микрорайона, муниципалитета, региона.

Несмотря на то, что в последнее время произошел очевидный поворот

педагогической науки и практики к вопросам воспитания, наметилась тенденция

к системной организации и конструктивной технологизации воспитательного

процесса в образовательных учреждениях, многие педагоги в своем сознании и

деятельности остались на позициях «мероприятийного» воспитания и субъект-

объектных отношений с воспитанниками. Для них первоочередной задачей

является переход из привычного режима деятельности в режим педагогических

событий.

Если воспитателю удается перевести свою привычную деятельность в режим

педагогических событий, это уже серьезным образом меняет качество

воспитательного процесса в классе. Однако для создания воспитательного

пространства одного этого шага недостаточно. Педагогу необходимо приступить

к проектированию и реализации сети взаимосвязанных педагогических

событий, т.е. переосмыслить и изменить на основе принципов системности,

дополнительности, нелинейности, вариативности не только содержание, но и

структуру своей деятельности.

Событийный подход к воспитательному пространству постепенно завоевывает

признание педагогической науки и практики. Уже сегодня он позволяет

проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события

различного уровня, «выращивать» детско-взрослые со-бытийные общности,

выстраивать управленческие стратегии и тактики в соответствии с идеей

создания динамической сети педагогических событий, привлекать к

воспитательной деятельности не-педагогов и других специалистов.

Событийный подход является практической альтернативой «мероприятийному»

воспитанию, поскольку ориентирован не на «событие ради события», но на

«событие ради события», то есть на преобразование реальности повседневного

взаимодействия и общения детей и взрослых.

Литература

1.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.

Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в

онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., 2000.

2.

См.: Капра Ф. Уроки мудрости. М., 1996.

3.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.

4.

Розин В.М. Что такое событие? (Анализ условий философского

дискурса) // Событие и Смысл (Синергетический опыт языка). М., 1999.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических

ситуаций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

.

развитие интеллектуальных способностей воспитанников, дающих возможность

адаптироваться в современных социально-экономических условиях жизни;

создание оптимальных условий для выявления и развития творческих способностей

воспитанников, готовности их к самореализации и саморазвитию в различных видах

деятельности;

воспитание потребности в здоровом образе жизни и мыслей, развитие физической

культуры воспитанников школы;

формирование у воспитанников школы устойчивого образа Жителя Санкт-Петербурга:

создателя и хранителя славной истории своего города, знающего и поддерживающего его

традиции и культуру, прилагающего силы к его развитию и процветанию.

Условиями для реализации основных направлений

воспитательной работы школы

являются:

организация образовательного процесса (Образовательная программа);

система дополнительного образования (организация работы кружков, сотрудничество с ДК

и ДДЮТ, образовательный туризм);

организация внеурочной деятельности;

целенаправленная работа воспитательной службы (обеспечивающей координацию и

организацию воспитательной деятельности всего ОУ).

В школе организованы и работают 6 кружков. Их работа представлена в различных направлениях

и рассчитана на разные возрастные группы: театральная студия, театр эстрадных миниатюр,

«Хозяюшка», «Домоводство», общая физическая подготовка, лыжные гонки.

Сотрудничество с ДДТ «Современник» представлено работой кружков на базе школы.

Сотрудничество с ДДТ «Юность» основано на участии в работе студии «Репортер».

Сотрудничество с ДК Парголово представлено работой театральной студии на базе школы,

традиционным участием в мероприятиях, проводимых ДК.

Совместная работа с СДЮШОР выражена в работе секции «Лыжные гонки» на базе школы и

ежегодном участии в спортивных мероприятиях Выборгского района.

Организация внеурочной деятельности школы связана с:

созданием системы традиционных праздников и мероприятий;

ежегодным участием в конкурсе-фестивале «Я живу в Петербурге»;

созданием Клуба Веселых и Находчивых;

регулярным выпуском школьного альманаха «Рощица» и «Новости КВН».

Годовая работа классных коллективов отражается участием в общешкольном конкурсе на

звание «Лучший классный коллектив», итоги которого подводятся в конце учебного года.



В раздел образования