Работа с правонарушителями. Профилактика правонарушений.
Автор: Дегтеренко Андрей Анатольевич Должность: старший воспитатель (начальник курса) Учебное заведение: ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус МО РФ" Населённый пункт: г.Омск Наименование материала: статья Тема: Работа с правонарушителями. Профилактика правонарушений. Раздел: полное образование
Работа с правонарушителями. Профилактика правонарушений.
Дестабилизация экономики, спад производства снижение жизненного уровня в стране,
разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулирующих отношения
личности с обществом - все это болезненно переживается населением России,
отражаясь на его социальном самочувствии.
Происходящие в обществе процессы
наиболее сильное влияние оказывают на еще несформировавшуюся и неокрепшую
психику детей и подростков, тем самым, затрудняя процесс социализации и усвоения
индивидом социальных программ.
Здоровый (физически и психически) подросток - это полноценное поколение
будущего, активный творческий, экономический потенциал страны. Все перспективы
социального и экономического, научного и культурного развития прямо зависят от
того, насколько здоровы наши дети, каков уровень их физической и интеллектуальной
работоспособности. На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-
психологической и экономической девиации подрастающего поколения. Наблюдается
бурный рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в
озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество и
беспризорность, алкоголизм, наркомания, проституция, правонарушения.
Состояние и тенденции подростковых правонарушений - один из важнейших
индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в
обществе. Показатели официальной статистики дают основание полагать, что
подростки с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим
условиям. С каждым годом увеличивается количество правонарушений, совершенных
несовершеннолетними. Преступность несовершеннолетних связана как с
общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности,
носящими глубоко индивидуальный характер. Основные причины преступлений
несовершеннолетних связаны, прежде всего, с теми экономическими, политическими
и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и оказывают
далеко не самое благоприятное воздействие на подростков. Отчуждение подростков от
первичных социальных позитивных групп, в конечном счете, обусловливают
различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности
подростка. Правонарушения несовершеннолетних предстают как нормальная реакция
на ненормальные для ребенка условия, в которых они оказались и в то же время как
язык общения с социумом, когда другие приемлемые способы общения исчерпали себя
или недоступны.
Поэтому назрела реальная необходимость создания комплексной системы оказания
социальной помощи дезадаптированным детям и подросткам с момента их
обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического,
социального, правового, интеллектуального).
Общие аспекты девиантности несовершеннолетних, его формы и виды рассматривают
в своих работах И.В. Галагузова, Е.И. Холостова, В.Н. Келасьев. С.А. Беличева в
«Основах превентивной психологии» рассматривает причины и способы коррекции
асоциального поведения несовершеннолетних. Иващенко в своих работах описывает
типы неблагополучных семей, оказывающих влияние на становление противоправного
поведения несовершеннолетних; изучает опыт работы специализированных
учреждений; исследует формы и методы работы с семьей, находящейся в трудной
жизненной ситуации, рассматривает необходимость предупреждения этого
негативного явления во взаимодействии с различными учреждениями и
организациями. Социально-психологические аспекты становления личности
несовершеннолетнего правонарушителя изучает А.И. Долгова в труде «Социально-
психологические аспекты преступности несовершеннолетних».
Интерес к данной проблеме не случаен. От того, как вопросы сдерживания и
предупреждения отклоняющегося поведения будут решены на современном этапе, во
многом зависит успешность педагогической работы с будущими поколениями,
нравственная чистота и стабильность общественных отношений. Целью данной
курсовой работы является исследование правонарушений несовершеннолетних как
социальной проблемы и изучение процесса социальной реабилитации данной
категории детей в специализированных учреждениях для разработки путей
оптимизации решения данной проблемы.
В соответствии с целью поставлено шесть основных задач.
Раскрыть сущность правонарушений несовершеннолетних, показать состояние
проблемы и ее динамику.
Исследовать социально-психологические характеристики подростков-
правонарушителей.
Изучить факторы и причины, влияющие на формирование противоправного поведения
подростков.
Наметить пути оптимизации решения проблемы правонарушений
несовершеннолетних.
Объектом курсовой работы являются несовершеннолетние правонарушители в
специализированных учреждениях.
Предметом - процесс социальной реабилитации несовершеннолетних
правонарушителей и их преступная деятельность.
Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 лет до 15-16 лет. Часто
подростков называют несовершеннолетними. Несовершеннолетний - юридическое
определение ребенка или подростка, применяемое для разграничения различных прав
и обязанностей, мер защиты, привилегий, существующих для взрослых и детей.
Несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает
наступление дееспособности (18 лет).
Значение динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую
значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы
профилактики, распределением обязанностей и ответственности между субъектами
профилактики.
Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности
Меры проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних могут
быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику
первичной преступности, а последние три - рецидивной.
Первая группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий семейного
воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности
подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти
меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих;
причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например:
лишение родительских прав).
Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений
несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному
здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо,
как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем
устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического
воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных
семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.
Вторая группа мер - это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в
неблагоприятных условиях жизни и воспитания, начавшим совершать поступки,
свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный
путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в
сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д.
Главное здесь - воспитательные усилия направленные на подростка, иногда
сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в
отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение
правонарушений и т.д.
Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы
по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само
существование трех последних этапов - это порождение брака в деятельности на
первых двух этапах.
Третья группа мер - это меры по установлению подростков, совершивших
преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение
соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не
осужден к лишению свободы.
Мы выделяем этот этап в качестве самостоятельной меры и не сливаем с этапом
исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим
причинам:
- привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях
означает его наказание в виде лишения свободы и осуществление в отношении него
воспитательно-карательного воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии;
- не всегда совершивший преступление подросток вообще привлекается к уголовной
ответственности;
- воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта
преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе всего хода
расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде.
Четвертая группа мер - это воспитательные и карательные меры к подросткам,
отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения
рецидива с их стороны.
Пятая группа мер - это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в
трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в
местах лишения свободы.
Работа с такими подростками должна быть ориентирована в первую очередь на то,
чтобы они не допустили новых преступных действий. Однако, проблема этим не
исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол героев в
глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние,
например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно
предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.
Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в зависимости
от содержания, характера делятся на:
- Воспитательные, т.е. направленные на перестройку нравственного сознания
личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной
работы (а именно в ней участвует наибольшее количество организаций и учреждений)
регламентированы законом и иными нормативными актами.
Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с
подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных
примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и т.д.
- Принудительные, т.е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные,
исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы правом и применяются
в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации
участвуют в их реализации.
- Организационные - специальные меры по улучшению выявления и учета
неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказавшихся в
трудных условиях и т. д., планирование работы с ними, контроль, координацию
действий различных организаций (в отношении несовершеннолетних это наиболее
актуально в силу отмеченного выше значительного числа *субъектов
предупредительной работы).
- Различные виды помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях:
устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов или конфликтов в
учебных или производственных коллективах.
Основные направления процесса социальной реабилитации несовершеннолетних
правонарушителей в специализированных учреждениях
Из существующих на сегодняшний день типов специализированных учреждений для
несовершеннолетних, социально-реабилитационный центр с приютом призван решить
наиболее важные задачи по коррекции, реабилитации, восстановлению всех
утраченных связей, отношений и функций, а также их формирование с учетом
возрастных и психосоциальных особенностей развития личности ребенка.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием
причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии
личности. Коррекция предполагает работу с конкретным отклонением и направлена,
прежде всего, на самого ребенка. Необходимо отличать реабилитацию от социальной
реабилитации. Под социальной реабилитацией следует понимать «комплекс медико-
психологических, социально-правовых, педагогических мер, имеющих целью
социально-психологическое возрождение социально дезадаптированного ребенка,
восстановление у него основных социальных функций личности, психического,
физического, нравственного здоровья, социального статуса».
Важным элементом реабилитационной работы с несовершеннолетними
правонарушителями является адаптация, которую необходимо рассматривать как
«процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к
изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в
определенных социально-психологических общностях, установления соответствия
поведения принятым в них нормам и правилам».
Первоочередным направлением работы является диагностическая работа.
Диагностическая работа имеет комплексный, междисциплинарный характер. Она
включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику и
ориентирована на получение информации о социальном, психологическом статусах
ребенка, состоянии его физического и психического здоровья, социальном и
индивидуальном развитии.
В обучении дезадаптированных детей и подростков на сегодняшний день еще много
нерешенных вопросов. Один из самых сложных - создание многовариативных
учебных программ, разработка которых требует серьезного, долгосрочного
объединения с органами народного образования.
Немаловажную роль в педагогической службе занимают воспитатели. Программа их
действий предполагает решение таких задач, как налаживание межличностного
общения в группе, восстановление коммуникативных связей детей, которые были
деформированы, искажены до прихода их в центр, оказание помощи детям в познании
самих себя, повышение их самооценки, формирование умения достойно отвечать за
свои поступки, развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей, их
представлений о природной и социальной среде, развитие санитарно-гигиенических
навыков, укрепление здоровья. Эти задачи, исходящие из реальных проблем социально
дезадаптированных детей, для каждого ребенка должны иметь индивидуальное
выражение, а их осуществление наполняться конкретным содержанием, которое
включает обучающий компонент и организацию практического опыта,
соответствующего приобретенным знаниям.
Психологическое направление подразумевает психопрофилактическую и
коррекционную работу при травмировании психики ребенка, ставшими жертвами
травмирующих событий. Она проводится с целью компенсации девиаций личностного
развития и неадекватных форм поведения; для коррекции межличностных отношений;
с целью преодоления комплексов личностного характера. Психологическая
реабилитация проводится специалистами двумя способами: работа в группе и в
индивидуальном порядке.
Немаловажное значение отводится социально-правовому направлению, которое
предусматривает выполнение сотрудниками центра двух основных функций: защита
законных прав и интересов детей, в том числе детей, оставшихся без попечения
родителей или лишенных родительских прав; в сотрудничестве с различными
организациями способствует дальнейшему семейному жизнеустройству воспитанника,
их трудовому определению.
Исходя из этих функций, социально-правовая служба решает следующие задачи:
выявляет истоки, причины социальной дезадаптации детей в семье, школе,
социальном окружении; оберегает детей от жестокости родителей вплоть до
ходатайства о лишении их родительских прав; осуществляет индивидуальную
программу восстановления социального статуса детей и защиты их прав; ведет работу
с семьей до помещения ребенка в центр, во время его пребывания в нем, после
возвращения в семью; защищает имущественные, жилищные и другие права детей,
помещенных в центр, оказывает разнообразную социально-правовую помощь
несовершеннолетним детям и их семьям; определяет наилучший вариант дальнейшего
жизнеустройства для каждого ребенка; представляет интересы детей в различных
учреждениях и организациях.
Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремление, интересы, дать
возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить
преступление.